ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
где T = T ( x , y , z , x )— температура в |
рассматриваемой точке |
(х, у, г) конструкции в момент времени т; |
|
с и ] — соответственно |
коэффициент теплопро |
водности и удельные теплоемкость и вес материала.
Особенности конкретного процесса теплопроводности опреде ляются геометрическими формами конструкции и физическими величинами, влияющими на процесс, а также краевыми условия ми — временными (начальными) и граничными.
10. Вначале определим условия нагрева обшивки, которая не посредственно взаимодействует с окружающей средой. Для этого проинтегрируем (1.4) по координате у, направленной нормально к контуру срединной линии обшивки (фиг. 1.12 (координата х идет вдоль контура, a z — вдоль обшивки по размаху)
"об |
'об |
2 |
2 |
„ д |
Г Tdv |
|
I* |
т а у + \ £ ^ |
j 7dy + |
||
С‘ дх |
J |
|
дх* |
|
|
|
|
|
°об |
|
|
об |
|
“ об |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
dT |
- X |
дТ |
|
|
(1.5) |
|
|
д\> |
dy |
|
|
|
|
|
|
|
“об |
|
|
||
|
|
|
"об |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Граничные условия выразим через удельные тепловые потоки |
|||||||
соответственно на наружной у = |
8ой |
и внутренней у = |
8„Л |
||||
— |
---- 22 по- |
||||||
верхностях обшивки |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
= |
+ Яс — Ч т И X |
дТ |
Ч\из’ |
|
||
ду |
ду |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
У - “ об |
|
|
|
V-___ °1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
У |
*> |
|
20
где <7k= °v(7'). — То5) — удельный тепловой поток от погранич ного слоя за счет конвективной теплоотдачи; %г — коэффициент теплоотдачи от воздушной среды к обшивке, зависящий от состояния пограничного слоя;
Т г = Т н (1 + 0,2гМ2) — абсолютная температура восстановления (°К) в пограничном слое около обшивки;
г — коэффициент восстановления температуры; Тн — температура окружающей среды;
qm = е о0 Т*6 — удельный тепловой поток излучения в окружаю
щую среду; о0 и е — коэффициент излучения абсолютно черного тела и
степень черноты излучающей поверхности;
qc — рс Gc cos ф — удельный тепловой поток от солнечной радиа ции, зависящий от величины потока вдоль солнечных лучей Gc, коэффициента поглощения поверхности обшивки рс и угла ме жду направлением солнечных лучей и нормалью к поверхности
?)• |
|
|
поток внутренней |
поверхности обшивки |
|
Удельный тепловой |
|||||
(все величины обозначены штрихами) |
обычно пренебрежимо |
||||
мал: I |
дТ |
q |
^ 0 . |
Учитывая, что тонкая обшивка, |
|
|
ду
У“ -
выполненная из материала с хорошей теплопроводностью, про гревается практически мгновенно, т. е. температура Т постоянна по толщине, имеем
аоб
2
J Tdv = 7'0б80б. |
(1.6) |
_ _боб
т
Тогда (1.5) запишется так:
дТ |
№7 |
f + S |
н2Т |
+<*, (7V - |
Тоб) + |
|
cfoo6 ~ ° - |
= « о - |
f |
o |
|||
дх |
|
дх |
2 |
dz2 |
|
|
|
+ |
Gc cos ф — г з0 |
T*6. |
(1.7) |
Величины ar и Tr, как правило, переменны. Толщина обшивки 80б также может меняться вдоль х и z. Это уравнение решается численным методом.
Уравнение (1.7) используется при выявлении температуры обшивки при неустановившемся режиме обтекания аппарата в полете, когда наблюдается нестационарный процесс теплообмена.
Если температура вдоль осей х или z меняется незначитель но, тепловыми потоками в соответствующих направлениях мож«
21
|
д2Т |
д2Т |
но пренебречь'- X----= 0 |
или X----- =0. В большинстве реальных |
|
|
дх2 |
dz2 |
случаев эти условия выполняются. |
||
11. |
При достаточно длительном полете аппарата с постоянно |
скоростью и на неизменной высоте наступает равновесное темпе ратурное состояние обшивки, когда в любой точке выполняется
д7* |
0. Тогда правая часть |
(1.7) обращается в нуль, ве- |
|
условие — = |
|||
дх |
и 7\. для каждой точки поверхности обшивки неиз- |
||
личины а |
|||
|
д2Т д2Т |
0, уравнение (1.7) обращает |
|
менны и, если принять ---- = |
----- = |
||
|
с я 2 |
дг2 |
|
ся в алгебраическое уравнение четвертой степени относительно 7*06. Это уравнение стационарного теплообмена решается гра фическим методом.
На фиг. 1.13 приведены найденные графическим методом ве личины равновесной температуры обшивки в функции числа М полета для высот Н = 0; 15; 30; 45 и 60 км при коэффициенте е =0,5 для турбулентного пограничного слоя. На этой же фигуре нанесены границы (горизонтальные прямые) предельно допусти мых из условий прочности температур для дюралюминия Д-16АТ, титанового сплава ВТ-5 и нержавеющей стали Я-1Т. Эти границы
показывают, до каких чисел М полета на различных |
высотах |
применимы для обшивки указанные материалы. |
порядка |
Результаты расчетов показывают, что до высоты |
|
45 км можно пренебрегать теплом от солнечной радиации |
$CGC^ |
~0. На высотах полета порядка 100 км и выше аэродинамиче ский нагрев практически отсутствует(^к==0)!тогДа из уравнения
(1.7) имеем
G c fie
Т'об—
е оо
22
12. Внутренние подкрепляющие элементы тонкостенной кон струкции не взаимодействуют непосредственно с окружающей аппарат средой, а получают или отдают тепло через обшивку. При неустановившемся режиме теплопроводности температура обшивки меняется во времени быстрее, чем температура под крепляющих элементов, и возникает неравномерное температур ное поле. При выявлении температурного поля путем решения уравнения (1.4) в качестве одного граничного условия для под крепляющих элементов может быть выбрано условие теплообме
на на внешней поверхности обшивки (1.7). Второе граничное ус ловие устанавливается из физических представлений процесса теплообмена в конструкции. Например, в средней по высоте точ ке стенки лонжерона крыла (фиг. 1.14) при практически одинако вом нагреве верхней и нижней обшивки выполняется условие
дУ у - - н2
Уравнение (1.4) обычно решается методом численного инте
грирования. При |
этом по толщине стенки температуру можно |
|||
|
д2Т |
\ |
, а также пренебрегать, |
|
принять постоянной (поток X---- = 0 |
|
|||
|
дх2 |
|
|
|
как правило, потоком вдоль размаха: |
X---- = |
0. |
||
|
|
|
dz2 |
|
На фиг. 1.14 показана зависимость перепада температур ДГ |
||||
в поясе и средней зоне стенки от времени |
-с. |
В начале нагрева |
||
ДТ возрастает, |
а затем начинает |
уменьшаться. Наибольшая |
||
величина неравномерности нагрева Д Т |
зависит от режима поле |
та и характеристик конструкции. В частности, чем больше коэф фициент теплопроводности материала стенки X, тем быстрее и равномернее распределяется по ней тепло и тем меньше будет величина Д7'.
На фиг. 1.15 показан характер распределения температуры по поверхности вдоль профиля крыла при нестационарном нагреве.
23
Более сильный нагрев носка объясняется повышенной темпера турой воздуха вблизи области полного торможения потока и сравнительно небольшой теплоемкостью носка вследствие его малой толщины. Снижение температуры обшивки в местах ее подкрепления объясняется отводом части тепла в подкрепляю щие ее элементы (стрингеры, нервюры, лонжероны).
13. Неравномерность температуры приводит к появлению тем пературных напряжений. Так, в случае, показанном на фиг. 1.14, пояса лонжерона сжимаются, а стенка растягивается вдоль оси.
В случае, |
представленном на фиг. 1.15, сжимаются носок и об |
|||||||
|
|
шивка между стрингерами. В ре |
||||||
|
|
зультате сжатия указанные эле |
||||||
|
|
менты |
тонкостенной конструкции |
|||||
Нижняя поберхность |
могут |
потерять |
|
устойчивость |
и |
|||
|
|
покоробиться. |
|
многократное |
||||
|
|
Кроме |
того, |
|
||||
|
|
возникновение в элементах конст |
||||||
|
|
рукции температурных напряже |
||||||
|
|
ний (даже |
сравнительно невы |
|||||
|
Фиг. 1.15 |
сокого |
уровня) |
может |
привести |
|||
|
|
к их усталостному разрушению. |
||||||
Нагрев ухудшает физико-механические свойства авиационных |
||||||||
материалов (прочность, жесткость, |
ползучесть, |
коррозионная |
||||||
стойкость, |
вязкость и др.) и может привести к появлению недо |
|||||||
пустимых остаточных деформаций, разрушению |
элементов |
и |
||||||
опасным |
явлениям аэроупдугости |
(см. п. |
283 |
и 294). |
Нагрев |
также отрицательно влияет на условия работы экипажа, обору дования, вооружения, топливной, гидравлической и других си стем. Все это требует применения специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий работы и связано с увеличе
нием |
веса летательного аппарата |
и его стоимости. |
14. |
На «горячих» конструкциях |
(не защищенных от нагрева) |
для предотвращения или уменьшения температурных напряже ний н коробления применяют конструктивные связи между эле ментами, допускающие свободу температурных деформаций (см. п. 91). Кроме того, используют жаропрочные материалы с ма лым коэффициентом температурного расширения а, величина ко торого определяет уровень температурных напряжений, или со четание в конструкции материалов с рационально подобранными коэффициентами а (где температура выше, там надо ставить материал с меньшим коэффициентом а).
15. В тех случаях, когда указанных мероприятий оказывается недостаточно, можно ставить защитную теплоизоляцию, выпол ненную из материалов с малой теплопроводностью (см. п. 24). Она может быть наружной или внутренней (см. п. 89). С целью экономии веса теплоизоляционные слои стремятся включать в силовую схему конструкции.
Толщина слоя изоляции может быть подсчитана также по
24