ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
жно применять только в вентиляционных кабинах, так как он дает значительную утечку. Поступательно движущиеся тяги гер метизируются также уплотнительным пакетом со специальной набивкой, либо жйдкостью (фиг. 7.5).
Для уплотнения вращающихся валиков применяют сальни ковые уплотнения с морозостойкой смазкой. Вывод ручки управ ления герметизируется обычно при помощи герметической проре зиненной ткани (фиг. 7.6).
Резинобыи |
|
|
газонепронис |
|
|
цаемый слои |
Силобой слой |
|
Корпус |
из хлопчато |
|
бумажной |
||
быбода |
||
ткани. |
||
|
||
|
'Стенка |
|
|
кабины |
Фиг. 7.6
Работа элементов герметической кабины. Кабина (фиг. 7.7)
состоит из боковых криволинейных панелей, подкрепленных ар ками торцевых шпангоутов, пола и фонаря. Торцевые шпангоуты и пол подкреплены арками и балочками (фиг. 7.8). Поперечное се чение кабины, представленное на фиг. 7.9, определяется наличи ем с боков воздухоподводящих каналов двигателей. Герметиче ская кабина нагружена: во-первых, действием максимального из
быточного давления р ИЗбэ — 1,5/»изб или максимального избыточ
ного разрежения Рразр — — 0,5-^ ш а х т а х [/>разр бвреТСЯ Не МвНев 500 дан:/м2 (кг/м2)], во-вторых, изгибом и кручением как часть си ловой схемы фюзеляжа.
Коэффициент безопасности принимается / = 1,5.
Расчет кабины как части силовой схемы фюзеляжа не имеет каких-либо принципиальных особенностей, поэтому здесь рас смотрим вопросы местной прочности от действия перепада давле ний.
182: Боковые криволинейные панели работают по-разному в зависимости от направления действия перепада давления йр =- *= / ’изб —Рканала- Если перепад давления Д^1 направлен внутрь кабины (фиг. 7.9,а), то обшивка боковых панелей своим растя жением (практически без участия подкрепляющих ее арок) пе редает нагрузку на лонжероны. Возникающие при этом растя гивающие напряжения в обшивке ооб могут быть приближенно
1 2 . Изд. № 5337 |
177 |
Ф и г. 7.8
178
определены из равновесия элемента круговой цилиндрическом оболочки
R
°об =
аоб
где /? — радиус кривизны поперечного сечения панели;
80б — толщина обшивки. |
|
Погонная растягивающая сила обшивки зоб.8об |
является |
поперечной изгибающей нагрузкой лонжеронов. Иначе работает криволинейная боковая панель, когда давление направлено в противоположную сторону (фиг. 7.9,6). В этом случае тонкая об шивка из-за потери устойчивости не может воспринимать пере пад давления \р 2 своим сжатием, поэтому прочность обеспечи вается арками (шпангоутами). Обшивка передает распределен ную нагрузку на арки, которые по краям опираются на лонжеро ны. Таким образом, арка нагружена со стороны обшивки погон ной воздушной нагрузкой qa = Ьр2-а, где а — расстояние меж
ду арками.
В поперечном сечении круговой арки радиуса/? (см. фиг.7.9,6^ возникает сжимающее усилие N tpK = qa-R =* &p2-a-R. Это усилие должно быть меньше критического
N..арк
— a2 EI,эрк
R2
где /ар* — момент инерции сечения арки с учетом прилегаю щей к «ей обшивки.
183. Выше было принято, что опорами для боковых панелей являются лонжероны, которые работают при этом на изгиб под действием погонной поперечной нагрузки, равной ДpR. Если принять, что лонжероны защемлены в плоскости торцевых шпан гоутов, то максимальная величина изгибающего момента будет в опорах и может быть определена как
‘3^m1X** ApRF
12
где / — расстояние между торцевыми шпангоутами (длина от сека).
В случае, если изгибная жесткость лонжеронов мала, а ве личина углов а значительна, боковую панель следует рассчи тывать как оболочку незамкнутого криволинейного сечения, под крепленную арками (шпангоутами) и лонжеронами (стрингера ми), опертую на торцевые шпангоуты кабины и нагруженную погонной поперечной нагрузкой, равной 2 bpR sin а = <7вб0кПри этом она работает и рассчитывается аналогично подвижной части фонаря (см. п. 184).
12* |
179 |
184. Подвижная часть фюзеляжа (фиг. 7.10) крепится к са молету обычно четырьмя узлами. Учитывая симметрию, ее мо жно рассматривать как двухопорную тонкостенную балку (фиг. 7.10,6), работающую на поперечный изгиб под действием погон ной воздушной нагрузки
<7в.ф == ^РфВ, |
|
|
|
где Д/?ф — результирующая |
удельная |
нагрузка, |
равная сум |
ме избыточного |
давления |
в кабине |
и разрежения |
над фонарем; |
|
|
|
В — ширина фонаря. |
|
|
|
При мягком креплении остекления по контуру каркаса на по перечный изгиб работают только продольные элементы каркаса фонаря.
185. Силовой пол и торцевые шпангоуты кабины нагружа
ются избыточным давлением pLeНагрузка с листов пола или со стенок торцевых шпангоутов передается на промежуточные подкрепляющие элементы (поперечные и продольные), которые передают ее далее на силовые элементы фюзеляжа, окаймляю щие пол или торцевой шпангоут. Пол, помимо избыточного дав
ления, воспринимает значительные сосредоточенные силы, на пример, от катапультируемых сидений, колонок управления и пр. Для передачи этих сил пол подкрепляется усиленными балками.
186. Цилиндрические герметические отсеки имеют достаточ но широкое распространение в конструкции летательного аппа рата: кабины личного состава десанта, герметические отсеки для размещения оборудования или топлива в корпусах ракет и са молетов, воздухоподводящие и выходные каналы двигателей и пр.
180
Нагрузки герметического отсека складываются одновременно из общих нагрузок корпуса в районе отсека (фиг. 7.11), а так же дополнительно из нагрузок от внутреннего избыточного дав ления газа р т и наружного разрежения /?нар.
Эти дополнительные нагрузки от давления растягивают об шивку — стенку отсека в направлении по касательной к окруж ности. Кроме того, некоторые из них, передаваясь через днище, вызывают продольные нормальные напряжения в обшивке.
Расчетное сжимающее напряжение в поперечном сечении ци линдрического топливного отсека (продольное нормальное нап ряжение) будет
N 3 | М э |
P m R |
7г/?2 8j |
28, |
арасчетное растягивающее напряжение в продольном сечении
Оf ( P m + P m V)R
где |
f — коэффициент безопасности; |
N 3 и М3 — эксплуатационные значения продольной силы и |
|
|
изгибающего момента, взятые с соответствую |
|
щих эпюр; |
|
и 82 •— приведенные толщины соответственно в попе |
|
речном и продольном сечениях отсека. Ре |
|
дукционные коэффициенты надо брать с учетом |
187. |
давления на обшивку /?вн 4- р иар. |
Толщину стенки бака определяют: 1) из условия ее ус |
тойчивости при совместном действии осевых сжимающих и коль цевых растягивающих напряжений и 2) из условия прочности ее на сдвиг при этой нагрузке.
1) Условие устойчивости о, < окр.
Критическое напряжение выражается формулой kE
где k — коэффициент, зависящий от внутреннего Давления.
181
2) Максимальное касательное напряжение будет в площад ках, наклоненных к образующим под углом 45°:
ттах —' |
°1 ~Ь 32 • |
Разрушающее касательное |
напряжение по третьей теории |
прочности |
_ <зв |
|
|
т разр |
~ • |
Тогда условием прочности на сдвиг будет а, + а2 < ов .
Для днища бака, имеющего форму тела вращения, можно воспользоваться зависимостями для безмоментной оболочки. Нор мальное напряжение о,, направленное по касательной к меридио нальному сечению, находится из равновесия части днища, отсе ченной плоскостью, перпендикулярной оси х (фиг. 7.12):
f Рвн R x |
■/Рва ' R 2 |
(7.1) |
25sin 9 |
28 |
|
где Rx — радиус поперечного сечения днища;
<р — угол между осью х и нормалью к образующей днища.
Напряжениео2,перпендикулярное напряжениюо^ом.фиг. 7.12), определяется из уравнения равновесия элемента днища
t + |
f РвН |
(7.2) |
|
||
R* |
|
|
|
|
где R 1 и R2 — радиусы кри визн, соответственно мериди онального и перпендикулярно го ему сечений днища.
Подставляя |
значение oj |
из выражения |
(7.1) в уравне |
ние (7.2), найдем |
|
/ Р в и R j |
1_ о,5 - 1 ) |
|
R J |
188.
пряжения в днище и цилинд рической части отсека с учетом влияния изгибной жесткости оболочки и наличия шпангоута по месту стыка днища с ци линдром при действии внутреннего избыточного давления
182