Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средняя перегрузка кресла вдоль оси у

 

 

п»_

 

ср

 

 

*ср

 

^ер - »?_

 

где Н ср

*Уср

средняя тяговооруженность

кресла вдоль

о :

 

оси у (отношение средней

тяги двигателя

 

 

Р Уср к весу кресла);

 

Пп :

у *.ср

средняя перегрузка от подъемной силы.

Уср

GK

= 0 ,8 5 /г"

где

 

Приближенно /г"

 

 

Уср

У

 

 

 

 

ку(СуПкРУ*

 

 

 

Пу = -

20к

 

— перегрузка от подъемной силы в момент входа кресла в поток.

Произведение

(cyF)K коэффициента

подъемной силы

кресла

су на мидель F, так же как и

(cx F)M

переменно по времени

пролета кресла

над фюзеляжем,

так

как

изменяются

угловая

ориентация кресла в потоке и число М полета. Среднее значение ky (cf F),« 0 ,1 3 .

Т аким образом, средняя перегрузка вдоль оси у

 

 

 

Русо — ° ’85

ky(cyF)Y pV2

 

 

“■Уср

2О.

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя пх_

и п

в формулу (8.2), получим

 

Лср

Уср

 

 

 

 

h =

 

 

2L

■+

 

 

/ 0,85 k ■\сх F)Kр V2

 

U* у / "

~ Рцр IS'

 

 

 

2GK

 

 

 

 

 

 

l*v,ср — 1 — 0 , 8 5 ^ ^ ) КР^2\

 

+

 

 

2GK

!

(8.3)

0,85kx (cx F \KpV2

 

 

 

 

2GK (4Cp

Из формулы следует, что высота пролета кресла «ад килем h увеличивается с увеличением начальной скорости выхода кресла из кабины и0, удаления оперения от кабины L, тяговооруженности кресла р, веса кресла GY (при постоянном р), с улучше­ нием аэродинамики кресла и уменьшается с ростом скоростного

PV2

напора - j - .

Стабилизация кресла в потоке. Без стабилизирующих уст­ ройств кресло вращается относительно центра тяжести (ц. т.) с

196


угловыми скоростью шг и ускорением ег заголовником вперед, так как равнодействующая аэродинамических сил /?аэр прохо­ дит ниже ц.т. (фиг. 8.7,а); с ускорителем и стабилизирующими устройствами кресло или вообще не вращается в потоке или вра­ щается заголовником назад. Возможны различные способы ста­ билизации: стабилизирующими парашютами, выдвижными штан­

гами с небольшими парашютами на конце, струйными двигате­ лями, обеспечивающими автоматическую стабилизацию. Будем считать, что стабилизация обеспечивается стабилизирующим па­ рашютом. Вращение заголовником назад объясняется тем, что сила стабилизирующего парашюта направлена по воздушному потоку и проходит выше ц.т., а тяга ускорителя — ниже ц.т. и на­ правлена (под углом) против потока (фиг. 8.7,6). При этом кре­ сло успевает сделать не более пол-оборота и затем совершает за­ тухающие колебания.

Вращение кресла заголовником назад обеспечивает снижение опасных перегрузок в области головы и необходимую ориентацию

тяги ускорителя. Перегрузка п, в области головы отличается от перегрузки в ц.т. п за счет перегрузки от вращения пв: ni=n-)-nB

(фиг. 8.8,а). При угле поворота кресла от вертикали &=

со­

ставляющие перегрузки в г-той точке кресла (удаленной от ц.т. на расстояние г) по поточным осям х и у (фиг. 8.8,6) равны:

п* г = « д -- ш2 Г1

fly *** fly er

>

g

g

 

т. е. составляющие перегрузок в ц.т. и от вращения вычитаются. При вращении кресла заголовником вперед они бы складыва­ лись.

В процессе вращения кресла ориентация вектора тяги уско­ рителя изменяется. Сначала тяга составляет угол — 45° с верти­

197

калью (фиг. 8.9,а), затем 0° (фиг. 8.9,6), далее +45° (фиг. 8.9,в) ■ит. д. Угловая скорость вращения подбирается с таким расчетом, чтобы за время работы ускорителя всегда была вертикальная составляющая тяги Ру фО, направленная вверх. Такая состав­ ляющая обеспечивает пролет над килем при предельном скоро­ стном напоре и подброс кресла на нужную высоту при катапуль­ тировании на пробеге и разбеге.

Поворот кресла заголовником назад — одна из задач стабили­ зирующего парашюта. Другая задача — исключение вращения кресла более чем на пол-оборота и обеспечение быстрого зату­ хания возникающих колебаний. Гашение колебаний необходимо для хорошего самочувствия летчика и нормального (без пере­ хлеста) выпуска основного парашюта. При спасении на боль­ шом скоростном напоре угол & сначала меняется от 0° до 160— 180°, а затем размах угловых колебаний постепенно уменьшает­ ся практически до нуля (фиг. 8.10). Время затухания taат может достигать 1,4— 2 с. Сброс стабилизирующего парашюта с по­ мощью специального автомата производится по прошествии это­ го времени.

Системы стабилизации с выдвижными штангами или струй­ ными двигателями могут обеспечить практически полную стаби­ лизацию кресла и наилучшие условия для человека.

198


I

Высота

п о д б р о са к р есл а Н

при катапультировании на

разбеге и пробеге складывается из высоты Н \,

которую

кресло

набирает

на активном участке

движения за

время t t

работы

ускорителя вне кабины, и высоты полета /Л> на пассивном уча­ стке: Н = Н \ + Н 2 (фиг.8.11).

Приближенно

 

 

^1 ~

где

п у

Уср-Гкср

ср

 

 

Уср

Т ■ Г

*

 

2

средняя перегрузка вдоль оси у при движении на активном участ­ ке; средняя тяга ускорителя вдоль оси у;

К„ср — средняя подъемная сила кресла-

так как ^Уср ^ ^ср. то Пуср

ПУср

а

я 2=

2 * 0 + < р)

m


 

п

Y"

 

 

где

1 ксо

— средняя перегрузка вдоль оси у на пас-

пуср~

-----~

 

 

GK

с и в н о м участке;

v „

( ^ / ?)«(^2 +

Иа2)Р

— подъемная сила (по смыслу сопро-

Укср

---------------------------

2

 

 

 

 

тивление) кресла на этом участке;

V— скорость движения самолета, на кото­ рой происходит катапультирование;

Ha=«o+(rtJcp — 1) — проекция скорости кресла в конце актив­ ного участка на ось у.

Так как основной парашют выпускается на восходящей ветви траектории, то сопротивление Ккср довольно велико и может со­

ставлять 10—15% от веса кресла.

198. Максимальная скорость полета самолета, на которой д пускается катапультирование, не должна превышать предельных значений. Различают четыре предельные скорости: по высоте пролета кресла над килем V h, по осевой перегрузке в потоке V \ , по скоростному напору Vя, по числу М полета Vм .

Допустимая скорость катапультирования является наимень­

шей из этих четырех

 

к доп = т т ( 1 ^ ;

V я*; vq; Vм)-

Чем больше скорость полета, тем меньше высота пролета над

килем h. Полагая в формуле (8.3)

h = hK-f Д/г [где /гк — высота

киля; Д/г = 1,5 м — гарантийное

расстояние прохождения ц.т.

кресла над килем (фиг. 8.6)] и заменяя и0соотношением (8.1), по­ лучим

20к

2L I т|Дкат

1) Sn

 

0,Sokx {cx F)Kp [.{Ак+1,5 )211- Ь )2

ср.

где

0,85kv(cvF),pV*

)

 

^I Р-Уср — 1—

 

2G„

 

1.

J 0,83kx (cx F U V *

\

<

 

 

2G.

H

 

 

Предельная скорость Vh, на которой допускается катапультиро­ вание, возрастает с увеличением тяговооруженности ускорителя

Р,

веса

кресла GK (при постоянной тяговооруженности), пути

разгона кресла в кабине 5 0, перегрузки пк

расстояния от киля

до кабины L и уменьшением плотности воздуха р, высоты ки­

ля

hK,

коэффициентов kx, сх и миделя F. Снижения kx (cx F

можно добиться улучшением аэродинамических форм К.У (на­ пример, с помощью капсул), а также применением специальных устройств, создающих косые скачки уплотнения на сверхзвуко­ вых скоростях полета.

200


Найдем Vnx В момент входа кресла в поток перегрузка составляет

п г = kx (cx F)KpV2

Р-Х'

 

 

 

2G„

 

 

 

 

Заменим перегрузку пх предельным значением

«ЦРед

(оно мо­

жет достигать 30 единиц). Тогда предельная

скорость

ката­

пультирования по перегрузке

 

 

 

 

 

V я* =

26, « рел -

цх)

 

 

 

bx (cx F)x р

 

 

 

 

 

 

 

С увеличением скорости V при одной и той же плотности

р

уве-

личивается скоростной напор

PV2

 

 

и дина­

q = '—-, а следовательно,

мическое давление, действующее на летчика.

динамического

Исследования показывают,

что воздействие

давления на человека с незащищенным лицом порядка 0,6дан/ем2

(кГ/см2) ( Иприб = 1100 км/ч)

вызывает контузию, а воздействие

давления 1 дан/см2

(кГ/см2)

— гибель. Из этого следует, что ката­

пультирование без

защиты

лица возможно на V„pit6=650-.-

700 км/ч. При применении средств защиты лица предельный ско­ ростной напор определяется надежной фиксацией в кресле ног, рук и особенно головы.

При использовании углубленного заголовника предельная скорость по прибору равна 1200 км/ч, а предельный скоростной

a(Vq)2

дан/м2.

напор <7пред = VK 2

~

В общем случае

При больших числах М за прямым скачком существенно воз­ растает давление на летчика, кроме того, начинает сказываться

нагрев.

Поэтому число М полета, на

котором

возможно ката­

пультирование, ограничивается М <

Мпред и

предельная ско­

рость по /Ипред равна = М преАа.

 

 

 

199.

Помимо скорости, ограничиваются и высоты полета са­

молета,

на которых допускается катапультирование. На КУ

с

реактивным ускорителем и парашютной системой стабилизации

разрешается катапультирование с высоты Н = 0 только в слу­

чае горизонтального полета со скоростью, меньшей 500 км/ч.

В

других случаях полета минимально допустимая высота ката­ пультирования может достигать значений, существенно больших

Н 0. Минимальная

высота полета, на

которой

допускается

катапультирование,

зависит от наличия

на кресле

ускорителя,

201