ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Восстановительный
ремонт шин
И здание вт орое, переработ анное и дополненное
М о с к в а И здательств о „ Х и м и я “
1 974
678.065 : 629.11.012.558.2
Восстановительный ремонт шин.
М., «Химия», 1974.
392 с.; 41 табл.; 202 рис.; список литературы 100 ссылок.
Важным источником удовлетворения потребности народ ного хозяйства в автомобильных шинах наряду с расшире нием их производства является восстановительный ремонт шин.
В книге подробно рассмотрен технологический процесс восстановления шин, описано применяемое оборудование. В отличие от 1-го издания, вышедшего в 1965 г., в данной книге большое внимание уделено специфике восстановления шин типа Р и крупногабаритных, описаны новые способы восстановительного ремонта, условия прочного адгезион ного соединения вулканизованной и невулканизован ной резин, технико-экономические проблемы восстановле ния шин.
Книга рассчитана на работников шиновосстановитель ной промышленности. Она представит интерес для работни ков шинной промышленности, автомобильного транспорта и машиностроения, занятых разработкой нового технологи ческого оборудования. Она будет полезна учащимся средних учебных заведений и студентам вузов соответствующего профиля.
А в т о р ы : |
« |
Е. Г. Вострокнутов, Б. 3. Каменский, |
|
В. Е. Евзович, |
Л. Н . Кривунченко |
© Издательство «Химия», 1974
|
|
|
С о д е р ж а н и е |
|
Предисловие к первому и зд а н и ю .................... |
6 |
|||
Предисловие ко второму изданию ....................................................................... |
7 |
|||
Введение ..................................................................................................................... |
|
|
g |
|
|
Литература |
................................................. |
|
10 |
Г л а в а |
I. Краткие сведения о конструкции пневматических шин . . |
И |
||
Устройство пневматических шин .............................................................. |
И |
|||
Бескамерные шины |
................................................................................... |
17 |
||
Шины с меридиональным расположением нитей корда в каркасе . . |
17 |
|||
Особенности автомобильных шин различного назначения................. |
23 |
|||
Сельскохозяйственные |
ш и н ы ....................................................................... |
28. |
||
Обозначение и маркировка шин . . . .................................................. |
31 |
|||
|
Литерат ура............................ |
|
35. |
|
Г л а в а |
II. Ремонтопригодность шин .......................................................... |
36. |
||
Краткие сведения о работе ш и н ................................................................... |
37 |
|||
Требования к шинам, пригодным для восстановления......................... |
44 |
|||
Отбор шин для |
восстановления................................................................... |
52 |
||
|
Примерный расчет объема сдачи шин |
56. |
||
|
Л и т ерат ура ............................................................................................... |
|
58. |
|
Г л а в а |
III. Шиноремонтные м атериалы ..................... |
59' |
||
Классификация шиноремонтных материалов.......................................... |
б!)• |
|||
Состав и получение резиновых см есей ...................................................... |
61 |
|||
|
Ингредиенты |
резиновых см есей ........................................................... |
62 |
|
|
Приготовление резиновых смесей (смешение) . ......................... |
72 |
||
Профилированные протекторы ................................. |
78 |
|||
Листованные резиновые смеси .................... |
87 |
|||
Резиио-тканевые |
материалы ......................... |
92 |
||
Резиновые смесн для клеев л клеи ............................. |
98 |
|||
Влияние длительного хранения на свойства шиноремонтных мате |
|
|||
риалов ........................................................................................................ |
|
|
101 |
|
Материалы для ремонта мелких повреждений автопокрышек (рези |
|
|||
новые вставки) |
........................................................................................... |
|
106. |
|
Самовулканизующнеся |
материалы .......................................................... |
109 |
||
|
Лит ерат ура................................................................................................ |
|
112 |
|
Г л а в а |
IV. Физико-химические основы процессов шиновосстанови |
|
||
|
тельного производства ..................................... |
118 |
||
Общие сведения об адгезии полимеров.................................................. |
ИЗ- |
|||
Микрогеометрия |
механически обработанной поверхности резины п |
|
||
; ее |
влияние на |
адгезию .................................................................. |
114 |
1* |
3 |
Теория пластического контакта в применении к дублированию ре |
|
|||||||
зины и |
резиновой с м е с и ...................................................................... |
на |
|
|
121 |
|
||
Молекулярное |
взаимодействие |
границе раздела адгезив — суб |
125 |
|||||
страт |
на..............................................................................................................прочность |
связи |
типа каучука, |
роль клеевой пленки |
||||
Влияние |
133 |
|||||||
Лит ер ...........................................................................................ат ура |
|
|
|
|
138 |
|
||
Г л а в а |
V. |
Технологическая |
схема |
процесса |
восстановления |
шин, |
|
|
|
|
виды ...............и способы восстановительного р ем о н т а |
139 |
|
||||
Технологическая ........схема |
процесса |
восстановления ш и н |
139 |
145 |
||||
Виды |
восстановительного ............................................... .... |
ремонта |
|
. |
||||
Способы восстановительного .................................................р е м о н т а |
|
148 |
|
|||||
Лит ер ...........................................................................................ат ура |
|
|
|
|
151 |
|
||
Г л а в а |
VI. |
Подготовка шин к наложению нового протектора . |
. . . |
152 |
||||
Прием шин ..............................в восстановительный рем онт |
|
. . . |
152 |
|||||
Осмотр ................................................................................ |
|
|
|
|
. |
153 |
||
Дефектоскопия шин с применением специальной аппаратуры . . |
157 |
|||||||
Мойка ..................................................................................... |
|
|
|
|
|
163 |
||
Сушка .....................................................................................покрышек |
|
|
|
|
|
165 |
||
Механическая обработка протектора восстанавливаемых покрышек |
177 |
|||||||
Влияние режима и способа шероховки на качество получаемой |
181 |
|||||||
|
поверхности .............................................................................................. |
|
|
|
|
. . . |
||
Оборудование для механической обработки покрышек . |
183 |
|||||||
Требования |
обработке восстанавливаемых |
авиационных шин . . |
201 |
|||||
Особенности ....................................................обработки шин типа Р |
|
202 |
|
|||||
Обработка крупногабаритных автомобильных и сельскохозяйствен |
206 |
|||||||
ных шин .......................................................................................................... |
участков каркаса и покровных |
резин |
||||||
Подготовка |
|
|||||||
к наложению ...................................шиноремонтных материалов |
211 |
|
||||||
Литература ................................................................................................. |
|
|
|
|
|
220 |
||
Г л а в а |
VII. Заделка .......... |
повреждений |
и |
наложение |
протектора |
221 |
|
|
Заделка |
повреждений .......................каркаса и |
покровных р е зи н |
221 |
233 |
||||
Нанесение ........................................................................ |
клея |
|
|
|
|
|||
Наложение ................................................................ |
нового протектора |
|
|
|
. . . |
244 |
||
Наложение протектора в виде профилированной заготовки . |
245 |
|||||||
Наложение ........................................................... |
навивкой |
|
. .. |
261 |
||||
Наложение материалов при возобновлении грунтозацепов |
268 |
|||||||
Наложение материалов при восстановительном ремонте холодной |
269 |
|||||||
вулканизацией ................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|||
Л и т ер ..........................................................................................а т ур а |
|
|
|
|
270 |
|
||
Г л а в а |
VIII. .......................Вулканизация |
восстанавливаемых |
ш и н |
271 |
|
|||
Теплофизические ............................................ |
вулканизации |
|
273 |
|
||||
Построение ....................................................режимов вулканизации |
|
281 |
288 |
|||||
Бесформовая ........................................................................ |
вулканизация |
|
|
|
|
|||
Вулканизационное ................................................................ |
оборудование |
|
|
|
289 |
|||
Индивидуальные .......................................................вулканизаторы |
|
|
289 |
|||||
Вулканизационные .................................................................... |
линии |
|
|
|
. . . |
301 |
||
Пресс-формы, используемые при восстановлении шин . |
305 |
|||||||
Секторные ...............................................вулканизаторы (мульды) |
|
|
305 |
|||||
Регулирующие приборы и устройства, управляющие процессом |
309 |
|||||||
|
вулканизации ..................................................................................... |
|
|
|
|
317 |
||
Вставка |
варочных ......................................................................... |
к ам ер |
|
|
|
|
4
Выемка варочных камер из шин после вулканизации......................... |
321 |
||||||||
Отделка и |
балансировка |
восстановленных |
ш и н .................................. |
323 |
|||||
Контроль |
качества |
восстановленных ш и н ..................................... |
|
. |
328 |
||||
|
Лит ерат ура................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
329 |
|
Г л а в а |
IX. Диафрагмы и варочные камеры, |
используемые при восста |
330 |
||||||
|
|
новлении |
шин |
........................................................................... |
|
|
|
||
Диафрагмы, используемые при шероховке и наложении протектора |
331 |
||||||||
Диафрагмы, используемые при вулканизации |
...................................... |
333 |
|||||||
Кольцевые |
варочные |
камеры ....................................................................... |
|
|
|
336 |
|||
Секторные |
варочные |
камеры (мешки) .................................................. |
|
|
|
343 |
|||
|
Л и т ерат ура................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
348 |
|
Г л а в а |
X. Контроль |
производства............................................................... |
|
|
|
349 |
|||
Испытания шинных р е з и н ........................................................................... |
|
|
|
349 |
|||||
Лабораторные испытания шин и их элементов |
......................................отремонтированных |
354 |
|||||||
Стендовые |
испытания |
восстановленных |
или |
356 |
|||||
шин ................................................................................................................. |
|
испытания восстановленных |
ш и н |
||||||
Эксплуатационные |
362 |
||||||||
Статистический метод прогнозирования среднего пробега восстано |
366 |
||||||||
вленных шин ................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|||
Средние пробеги восстановленных шин. Среднестатистические, сред |
369 |
||||||||
неэксплуатационные и гарантийные нормы их .................пробега |
|||||||||
|
Способы расчета гарантийных норм пробега восстановленных |
371 |
|||||||
|
шин ...................................................... |
|
|
......................................... |
|
|
. |
||
|
Лит ерат ура................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
375 |
|
Г л а в а |
XI. Основные |
технико-экономические |
показатели шиновос |
376 |
|||||
|
становительного |
производства |
.............................................. |
|
|
||||
Структура себестоимости восстановления шин, расходы материалов |
376 |
||||||||
и |
трудовые за т р а т ы .................................................................................... |
|
|
|
|
||||
Экономическая эффективность восстановления шин и пути ее повы |
|||||||||
шения |
............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
380 |
|
|
Лит ерат ура.................................................................... |
|
|
|
|
......................... |
- |
385 |
|
Предметный ук азатель ................................ |
|
|
|
|
|
386 |
Из |
предисловия |
к |
первому |
изданию |
За последние годы в нашей |
стране создана промышленность |
|||
по восстановлению |
пневматических |
шин. |
Построены и введены |
в действие шиноремонтные предприятия, оснащенные современным оборудованием. Общая мощность этих предприятий составляет несколько миллионов восстанавливаемых шин в год. В новой от расли промышленности заняты тысячи рабочих и инженерно-тех нических работников. Однако отечественная литература по восста новлению шин до сих пор крайне бедна. Данная книга ставит своей целью восполнить этот пробел. В ней освещено современное состоя ние и опыт работы по технологии восстановления шин, а также обоб щены результаты исследований, проведенных в НИИ шинной про мышленности и в других научных и проектно-конструкторских организациях, работающих в этой области.
Под термином восстановление шин принято понимать особый вид ремонта, заключающийся в наложении на подготовленный кар кас изношенной автопокрышки новой протекторной резины с по следующей совулканизацией этих двух основных конструктивных
элементов шины. Восстановление шин позволяет удвоить срок их службы.
В книге приведены сведения о местном ремонте шин. Местным ремонтом называют ремонт локальных повреждений каркаса, а также покровных резин покрышки, возникающих при эксплуата ции или производстве шин. Такой ремонт позволяет продлить срок службы покрышки, получившей повреждение до времени, преду смотренного гарантийным или средним эксплуатационным кило метражем пробега.
Основное внимание в книге уделено технологии и оборудованию для восстановления и ремонта шин, а также шиноремонтным ма териалам. Кроме того, в ней приводятся краткие сведения об уст ройстве и работе пневматических шин, об особенностях восстановле ния и ремонта шин с меридиональным расположением нитей корда в каркасе, о конструкции и технологии изготовления кольцевых и секторных варочных камер, применяемых в шиноремонтной про мышленности и о специальных методах контрольных испытаний шиноремонтных материалов и готовой продукции.
АВТОРЫ
Предисловие ко второму изданию
С момента выхода первого издания книги прошло более восьми лет. За истекшие годы шиновосстановительная промышленность накопила большой практический опыт, освоила восстановление новых типов шин, в том числе авиационных, шин большегрузных автомобилей, сельскохозяйственных машин, а также шин типа Р. Был создан комплекс оборудования для восстановления крупно габаритных шин, предложены современные методы обработки шин на усовершенствованном шероховальном оборудовании, обо рудование для нанесения клея методом безвоздушного распыления, разработаны процесс и оборудование для наложения протектора навивкой тонкой шприцованной ленты, полуавтоматическая линия вулканизации восстанавливаемых шин, методы интенсификации процесса вулканизации за счет использования циркуляционной системы подачи энергоносителей и применения перегретой воды.
Все эти достижения шиновосстановительной промышленности нашли отражение во втором издании книги, в связи с чем многие разделы книги переработаны и дополнены.
Введены разделы, посвященные восстановлению крупногабарит ных и авиационных шин, а также шин типа Р.
Основное внимание в книге по-прежнему уделено описанию тех нологии и оборудования для восстановления и ремонта шин. Эти главы значительно расширены. Переработана глава «Шиноремонт ные материалы». Кроме того, книга пополнена сведениями об уст ройстве и работе пневматических шин, их ремонтопригодности, о конструкции и технологии изготовления кольцевых варочных ка мер и диафрагм и о специальных методах контрольных испытаний шиноремонтных материалов и готовой продукции.
В отдельной главе изложены физико-химические основы процес сов шиновосстановительного производства. Включена глава по ос новным технико-экономическим показателям шиновосстановитель ного производства.
Авторы считают своим долгом выразить благодарность Н. А. На заровой за большую помощь при подготовке рукописи.
Все критические замечания по содержанию нового издания книги будут внимательно рассмотрены.
АВТОРЫ
Введение
Интенсивное развитие основных видов безрельсового транспорта, в первую очередь автомобильного и авиационного, поставило шин ную промышленность в ряд наиболее важных отраслей тяжелой индустрии.
Резино-пневматическая шина — важная деталь автомобилей, са молетов, многих сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин и орудий. Шина — дорогостоящее изделие. По существующим
ценностным соотношениям на шины приходится до |
30% полной |
|||
стоимости |
грузового |
автомобиля, |
а для некоторых марок грузови |
|
к о в — до |
40%. Но |
за весь срок |
службы автомобиль |
изнашивает |
несколько комплектов шин, стоимость которых, как правило, пре вышает его начальную стоимость. Этим и определяется значение восстановительного ремонта шин — максимальное увеличение срока их службы.
Как и другие предметы длительного пользования, для поддер жания в исправном состоянии шины ремонтировались с момента появления их в хозяйственном обиходе. Но только спустя некоторое время в эксплуатационной практике были предприняты первые попытки подвергнуть шины более сложному ремонту путем нало жения нового протектора взамен изношенного.
Основой восстановительного ремонта шин является устранение несоответствия между долговечностью каркаса и быстрым износом протектора покрышки, которое обусловлено разным назначением элементов шины.
Как новая, так и восстановленная шина должна выдерживать, высокие скорости, большие динамические нагрузки, быть устойчи вой по габаритам, хорошо сопротивляться пробою при сосредото ченной нагрузке, обеспечивать плотность посадки борта и т. д. По этому в шине прежде всего должен быть прочный и работоспособный каркас. Однако для того, чтобы капитальный ремонт оправдывал себя, необходимо, чтобы каркас изношенной покрышки имел такую остаточную прочность, которая гарантировала бы послеремонтный пробег, вполне окупающий стоимость восстановления, составляющую обычно около 30—35% стоимости изготовления шины.
Срок службы шины в целом и относительная долговечность ее конструктивных элементов зависят от многих условий. Одни из них связаны с производством, другие — с эксплуатацией шин. До начала пятидесятых годов главная роль принадлежала армиру ющим материалам покрышки: переход с автопнева на корд, вытес-
8