Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Применение для уплотнительных поверхностей пластических масс значительно уменьшает необходимое удельное давление, ко торое определяется по формуле
„ 4 + 0,6р ⅞=-vr-
Широкое применение затворов с пластмассовым уплотнением
сдерживается из-за сложности их изготовления. Известные^ спосо бы крепления пластмассовых уплотнительных поверхностей с по
мощью паза типа «ласточкин хвост» и запрессовки не всегда поз
воляют создать затворы, работоспособные в сложных условиях
эксплуатации. Более надежным следует считать применение пласт
массовых покрытий, нанесенных на металлические уплотнительные
поверхности. |
Однако |
для |
обеспечения герметичности |
полимерный |
|
слой должен |
быть механически обработан с высокой |
чистотой. |
|||
Эта обработка вызывает определенные трудности и |
не |
всегда |
рантирует требуемое качество.
В. В. Жуков и др. [17] разработали способ покрытия уплотни
тельных поверхностей затворов, заключающийся в том, что по
крытую полимером уплотнительную поверхность формуют по от ветной уплотнительной поверхности.
По указанному способу было изготовлено защитное покрытие
задвижек типа ЗКЛ2 диаметром 50 |
мм для давления 16 кгс/см2. |
В качестве полимера, наносимого |
на уплотнительную поверх |
ность колец, применялся полиакриламид.
Опытные образцы задвижек прошли стендовые и промышлен
ные испытания на одном из нефтеперерабатывающих заводов на атмосферной установке. Испытания показали положительные ре
зультаты, межведомственная комиссия признала задвижки с ме
таллополимерными затворами работоспособными в промышлен
ных условиях и рекомендовала их к серийному производству.
По сравнению с затворами, у которых уплотнительные поверхно сти выполнены «металл по металлу», новые затворы имеют сле дующие преимущества: ,∙
без каких-либо конструктивных изменений улучшается герме тичность затворов;
значительно уменьшается удельная нагрузка, необходимая для обеспечения герметичности затвора.
Описываемое решение представляет интерес, хотя, конечно, ос тается целесообразным поиск и других вариантов. ;
Выбор запорной арматуры с учетом условий эксплуатации
Запорную арматуру следует подбирать с учетом физических
свойств среды. Если рабочая среда содержит твердые включения,
которые могут налипать на уплотнительные поверхности, то при менять клиновые задвижки не рекомендуется, так как в этом слу
70
чае они могут не обеспечить необходимой герметичности вследст
вие защемления твердых частиц между уплотнительными поверх
ностями. В таких средах лучше применять параллельные двухдис
ковые задвижки с принудительным очищением уплотнений при
закрывании.
Если из рабочей среды возможно выпадение осадка или среда может застывать, применение вентилей обычного типа и особенно
задвижек нежелательно, так как эти виды запорной арматуры
обладают застойными зонами в корпусе, а запорный элемент их при срабатывании линейно перемещается. В таких условиях наи более подходящим типом арматуры являются краны конические
или шаровые, у которых запорный элемент поворачивается.
В последнее время конструкции шаровых кранов находят все
более широкое распространение в арматуростроении, вытесняя ко
нусные пробковые краны. Это обусловлено простотой их конструк
ции, меньшим гидравлическим сопротивлением по сравнению с другими типами промышленной арматуры, легкостью управления,
быстротой срабатывания и обеспечением полнопроходности.
Шаровые краны изготовляют с ручным управлением или с
пневмо-, гидроили электроприводом.
Герметичность крана в закрытом положении обеспечивается за
счет прижатия пробки к седлам клапана, а также напором среды.
Седла шаровых кранов изготовляют из обыкновенного или арми
рованного терлона, бутадиенакрилонитриловой резины, нейлона,
политетрафторэтилена и других материалов.
Многолетняя практика эксплуатации запорной арматуры пока
зывает, что на водо-, газо- и паропроводах диаметром 50 мм и бо
лее, проводящих среду под давлением до 25 кгс/см2, целесообраз
но устанавливать поворотные дисковые затворы с мягким уплотне
нием. Особенность их заключается в том, что их запорный
орган— поворотный диск — не изменяет форму потока вследствие
обтекаемой формы. Поворотные дисковые затворы по сравнению
с вентилями и задвижками имеют значительно меньший вес, ком пактную и простую конструкцию, не требуют больших усилий и
времени на открытие и закрытие, удобны в эксплуатации, обеспе чивают надежную герметичность, более долговечны и ремонтоспо
собны.
Выпускаемые в настоящее время заводами резинотехнических изделий маслобензостойкие резины позволяют расширить приме
нение дисковых затворов на трубопроводах, проводящих среду при температуре до 180 °С.
В исключительных случаях, когда пропуск среды через саль
ник недопустим, следует применять бессальниковую арматуру. Из
различных типов такой арматуры наиболее надежными являются
сильфонные запорные вентили (рис. 1.19). Вентиль состоит из кор пуса 2, на котором закреплена крышка 7. Уплотнение и центри
рование между крышкой и корпусом осуществляется с помощью
фланца промежуточного корпуса 4, внутри которого смонтирован
71
сильфон 5. Сильфон с одной стороны соединен со шпинделем |
У, |
4. |
|
а |
с другой —приварен к верхней части промежуточного корпуса
В нижней части корпуса сильфона предусмотрена направляющая дл™жения шпинделя со шпонкой 3, препятствующей вращению,
шпинделя вокруг оси, которое привело бы к разрушению силь
фона.
Существенным недостатком сильфонных вентилей является не
большое допускаемое сжатие сильфонов. Для увеличения хода шпинделя приходится соединять не
Рис. |
1.19. |
Конструкция |
сильфон |
||
|
|
ного |
запорного вентиля: |
||
I |
— золотник; |
2 — корпус; 3 — шпонка; |
|||
4 |
— промежуточный корпус; |
5 — силь |
|||
фон; |
6 — контрольное |
отверстие; |
|||
7 |
— крышка; 8 — аварийный |
сальник; |
|||
9 — шпиндель; |
10 — ходовая гайка; |
II — маховик; 12 — разжимное кольцо.
сколько сильфонов, что снижает надежность вентиля.
Для сравнительной оценки раз
личных видов запорной арматуры
ниже приведены основные их отли
чительные особенности.
Особенность вентилей состоит в том, что в открытом положении их
запорный орган — золотник — на
ходится в потоке протекающей сре
ды и значительно изменяет его фор
му. Изменение направления и фор мы потока при прохождении его че
рез корпус является причиной зна
чительных гидравлических сопро
тивлений. При закрытом вентиле
давление среды полностью воспри нимается золотником и передается
шпинделю. Вследствие этого в вен
тилях усилие, необходимое для перемещения золотника, значительно выше, чем в задвижках с аналогии-
ными параметрами. Для открытия и закрытия вентилей требуются бо
лее мощные приводные механизмы. Преимуществом вентилей явля
ется надежная герметичность их при эксплуатации. Она обеспечивается тем, что в моменты откры тия и закрытия уплотнительная поверхность запорного органа поч ти не перемещается по уплотнительной поверхности корпуса.
Задвижки характеризуются тем, что при открытии их запор ный орган — клин — полностью выводится из потока проводимой
среды. Такая конструкция позволяет уменьшить гидравлическое
сопротивление потоку, однако увеличивает габаритные размеры, которые у задвижек больше, чем у вентилей при одинаковых при соединительных размерах и параметрах. Перемещение запорного органа на большое расстояние значительно сокращает срок служ бы, увеличивает время полного открытия и закрытия задвижек, что ухудшает эксплуатационные качества задвижек.
72
Основным эксплуатационным недостатком задвижек является
их малая надежность в обеспечении герметичности. В задвижках
все давление среды воспринимается всей поверхностью запорного органа. Под действием усилий, вызываемых давлением в моменты окончания закрытия и начала открытия, происходит нарушение герметичности в затворе. Однако при перемещении запорного ме ханизма действующие на него усилия передаются на шпиндель только частично, поэтому усилие, необходимое для перемещения запорного механизма, и потребная мощность приводного механиз ма в задвижках значительно меньше, чем в вентилях.
При выборе типа запорной арматуры имеют значение все ее
параметры, на первый взгляд как будто не особенно существен
ные. Ниже приводится пример, показывающий как скорость за крытия запорной арматуры влияет на газовыделения в атмос
феру.
В нефтехимической промышленности широкое распространение получили технологические процессы циклического характера: по сле непродолжительного цикла контактирования система переклю чается на регенерацию катализатора. Получающиеся при регене
рации катализатора газы сбрасываются в атмосферу. При хорошо
продуманной технологической схеме и удачном выборе переклю чающей арматуры возможно практически полностью предотвра тить попадание продуктов производства в газы регенерации.
Однако нередки случаи, когда допускаются просчеты, вследст
вие чего циклические технологические процессы приводят к зна
чительному загрязнению воздушного бассейна и потере ценных продуктов. Например, технологический процесс каталитического
расщепления диметилдиоксана до изопрена осуществляется в ре
акторе по циклическому режиму: за трехчасовым циклом контак
тирования следует тоже трехчасовой цикл регенерации катализа тора. Контактный газ, состоящий из изопрена, изобутилена, фор мальдегида и других продуктов, из реакторов поступает в общий коллектор, по которому направляется на конденсацию в следую
щий цех. Давление в коллекторе контактного газа колеблется в пределах 1 —1,5 кгс/см2. Газы регенерации катализатора, состоя
щие из паровоздушной смеси, двуокиси углерода и примесей про
дуктов реакции, собираются в другом коллекторе, откуда выбра
сываются в атмосферу. Давление в этом |
коллекторе около |
0,7 кгс/см2. Переключение системы с цикла |
контактирования на |
цикл регенерации и наоборот производится |
электрозадвижками, |
приводимыми в действие со щита управления.
На технологической установке были смонтированы электроза
движки с разной скоростью открытия (закрытия). При переклю
чении системы с цикла регенерации на цикл контактирования од
новременно происходят открытие электрозадвижки на трубопро
воде контактного газа и закрытие электрозадвижки на газах
регенерации. Если электрозадвижка на газах регенерации закры
вается дольше, чем открывается электрозадвижка на контактном
73