Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортех
надзором СССР 19 мая 1970 г., применение контрольных клапанов
не предусмотрено.
Сброс от контрольных предохранительных клапанов следует
направлять в факельную систему, кроме агрессивных и полимери зующихся сред, которые целесообразно собирать в закрытую си стему. При наличии на предприятии большого числа технологиче ских установок становится практически неосуществимой организа
ция сбора продуктов стравливания после контрольных факельных
систем клапанов в факельные системы, так как это потребовало бы сооружения громоздких факельных систем. Для практического
решения этой задачи в ТУ ПК—71 рекомендуется устанавливать контрольные предохранительные клапаны только на аппаратах,
не имеющих приборов автоматического регулирования давления и
температуры или блокировки с источником давления.
Установка контрольного предохранительного клапана также
не требуется для аппаратов и систем с такими средами, как ам
миак, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости с температу
рой кипения выше 45 °С, негорючие пары и газы. Когда давление
источника ограничено предохранительным устройством и не превы
шает расчетного давления аппарата, а сам аппарат рассчитан по давлению паров продукта при температуре 50 0C и в нем исключе
на возможность повышения давления выше расчетного за счет
реакции пли обогрева — контрольные предохранительные клапаны не устанавливаются.
Обратные и скоростные клапаны
Обратные клапаны обеспечивают пропуск жидкости или газа
в одном направлении и, в частности, препятствуют непредусмот
ренному движению продукта, находящемуся под большим давле нием, в сторону более низкого давления.
О последствиях отсутствия или неисправности обратного кла пана, установленного на нагнетательном трубопроводе компрес сора или насоса, можно судить по многим авариям, имевшим ме сто в производственной практике. Описание одной из таких ава рий приведено нами на стр. 22.
Обратный поток среды особенно опасен в технологических схе
мах, где применяются высоконапорные центробежные насосы.
В таких случаях безотказная работа обратных клапанов является
обязательным условием |
безопасной1 |
эксплуатации производства2 |
. |
||||||
На рис. II.5 приведен участок технологической схемы синтеза |
|||||||||
диметилдиоксана. Насос |
подает формалин из емкости в реак |
||||||||
тор |
3. |
В |
этот же реактор подается изобутан-изобутиленовая фрак |
||||||
В |
|||||||||
ция. |
|
реакцию с |
формальдегидом |
вступает |
только изобутилен, |
||||
а изобутан остается |
в сжиженном состоянии в |
реакционной массе. |
Процесс синтеза диметилдиоксана протекает при температуре 90— əθ 0C и давлении около 20 кгс/см2.
117
На горизонтальном участке нагнетательного трубопровода на соса был смонтирован обратный поворотный клапан.
Однажды при аварийном отключении электроэнергии остано
вился насос 1. Реакционная масса из реактора 3 обратным пото ком через центробежный насос поступила в емкость 2, оборудован ную воздушной в атмосферу. Углеводороды (изобутан и изобути лен), попав в емкость, бурно вскипели, а воздушка не могла обес
печить быстрого стравливания газов в атмосферу, вследствие чего
емкость сильно деформировалась.
При разборе аварии было установлено нарушение нормального
функционирования |
обратного |
поворотного клапана из-за скопле |
|||||||||
|
|
|
|
ния под его |
захлопкой |
параформа. |
|||||
|
|
|
|
Во избежание образования парафор |
|||||||
|
|
|
|
ма |
внутри |
|
обратного |
|
клапана |
впо |
|
|
|
|
|
следствии |
организовали |
постоянный |
|||||
|
|
|
|
его обогрев, |
при этом |
обратный |
кла |
||||
|
|
|
|
пан перенесли на вертикальный уча |
|||||||
|
|
|
|
сток напорного трубопровода. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Имеется много конструкций обрат |
||||||
|
|
|
|
ных клапанов, но в основном их мож |
|||||||
|
|
|
|
но разделить на подъемные и поворот |
|||||||
Рис. 11.5. Участок принципиаль- |
ные. У подъемных клапанов ось затво |
||||||||||
ной технологической схемы син |
ра |
устанавливается строго вертикально |
|||||||||
/ — |
теза диметилдиоксана: |
и |
продукт |
подводится |
снизу |
под |
зат |
||||
кость; 3 — реактор. |
вор. У поворотных клапанов |
затвор |
|||||||||
|
центробежный |
насос; |
2 — ем |
подвешен |
к |
горизонтально |
располо |
||||
|
женной оси |
перпендикулярно |
проходу |
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
жидкости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Поворотные клапаны обладают меньшим гидравлическим со |
||||||||||
противлением, |
что |
весьма |
существенно |
для низконапорных сетей, |
в то же время они менее надежны в эксплуатации из-за наруше
ния герметичности при попадании включений на уплотнительные
поверхности или заедании шарнирного устройства.
В последнее время разработаны обратные клапаны нового ти па, так называемые клапаны с обтекателем (рис. II.6). Такой клапан состоит из корпуса 2 с обтекателем 3. Между корпусом и
крышкой 1 зажата эластичная резиновая манжета 4.
При нормальном направлении потока среды манжета отходит к стене корпуса (показано на верхней части рисунка), не препят
ствуя движению потока, а при обратном токе прижимается к обте
кателю за счет своих упругих свойств (показано на нижней части
рисунка), создавая таким образом препятствие обратному движе
нию среды. Преимуществами рассмотренной конструкции клапа нов является то, что они просты в изготовлении, бесшумно рабо
тают и монтируются на трубопроводе в любом положении. Однако
в больших масштабах эти клапаны еще не испытаны.
На установках по переработке, транспортированию и хранению
жидких и газообразных нефтепродуктов различной коррозионной
118
активности обычно |
применяют |
обратные |
поворотные |
клапаны |
|||||||
типа КОП. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для вязких и загрязненных сред рекомендуется использовать |
|||||||||||
подъемные обратные клапаны, в |
том числе типа 16c326κ. Корпус |
||||||||||
клапана этого типа выполнен из стали и со |
|
|
|
|
|||||||
стоит из двух частей, соединенных шпиль |
|
|
|
|
|||||||
ками. Золотник, изготовленный из нержаве |
|
|
|
|
|||||||
ющей стали, |
имеет |
каплевидную |
форму. |
|
|
|
|
||||
Правильная |
посадка |
золотника |
на |
седло |
|
|
|
|
|||
обеспечивается |
имеющимся |
на |
золотнике |
|
|
|
|
||||
направлением и шаровидным уплотнением. |
|
|
|
|
|||||||
Клапан устанавливают на вертикальном* |
Рис. |
II.6. |
Схема |
об |
|||||||
трубопроводе седлом вниз. |
|
|
|
|
текателем: |
|
|||||
Скоростные клапаны предназначены для |
/ — крышка; |
2 — корпус; |
|||||||||
мгновенного |
|
прекращения |
поступления |
ратного клапана с об |
|||||||
|
|
жета. |
|
||||||||
жидкости при |
разрыве трубопровода, раз |
3 — обтекатель; 4 — ман |
|||||||||
рушении арматуры или достижении недопу |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||
стимо большой |
скорости транспортирова |
трубопроводам. |
Ско |
||||||||
ния сжиженных углеводородных |
газов по |
||||||||||
ростные клапаны изготовляют |
пружинного или |
поплавкового |
типа.
На рис. II.7 показан скоростной клапан пружинного типа. При резком увеличении расхода значительно возрастает скорость дви-
Рис. II.7. Скоростной клапан пружин |
Рис. II.8. Скоростной клапан поплав |
||
|
ного типа: |
|
кового типа: |
ɪ — клапан; |
2 — корпус; |
3 —пружина; |
/ — клапан-поплавок; 2 — корпус; 3 — седло; |
4 — отверстие в клапане. |
4 — паз. |
1 19
жения потока в зазоре между клапаном 1 и корпусом 2, а также перепад давления. Усилие потока, давящего на клапан, становится
больше усилия пружины ,З и клапан закрывается. В самом клапа не имеется небольшое отверстие 4 для выравнивания давления по обеим сторонам клапана, когда аварийный режим будет ликви
дирован. Если закрыть задвижку на линии за клапаном, то про
ходящая через это отверстие жидкость или газ выравнивают дав
ление по обеим сторонам клапана, и он под действием пружины автоматически открывается. Скоростной клапан пружинного типа конструкции Мосгазпроекта перекрывает поступление сжи
женного газа проходящего через него со скоростью, превышаю щей 15 м/с.
На рис. II.8 показан скоростной клапан поплавкового типа, ко
торый используют на железнодорожных цистернах сжиженного
газа. Принцип действия его такой же, как у скоростных клапанов
пружинного типа, с той разницей, что в данном случае усилие по
тока уравновешивается не пружиной, а весом клапана-поплавка 1,
свободно плавающего в потоке жидкости. При значительном уве
личении скорости потока жидкости поплавок поднимается и при
жимается к седлу |
3, |
закрывая тем самым поступление жидкости |
|||
в трубопровод. На |
торцевой запорной»части поплавка |
имеется |
|||
паз |
4, |
предназначенный для пропуска сжиженного газа |
после за |
||
|
|
|
|
|
крытия клапана и создания противодавления по установлении нор мального режима. Поплавковые скоростные клапаны устанавли
вают только на жидкостных линиях в вертикальном положении.
ГЛАВА 4
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ МЕМБРАНЫ
Основным недостатком предохранительных клапанов является
большая их инерционность. При быстром нарастании давления, особенно в процессах, протекающих с взрывной скоростью, они не
успевают выполнять свое назначение. Предохранительные клапаны
весьма чувствительны к различным средам (коррозионным, кри сталлизующимся, затвердевающим и сгущающимся) и в этих слу чаях они не выполняют своей функции без принятия дополнитель ных мер.
Известно много случаев нарушения герметичности предохрани
тельных клапанов после непродолжительной их эксплуатации.
Особенно часто это происходит с предохранительными клапанами,
установленными на |
аппаратах и трубопроводах с продуктами, |
|
в которых имеются |
твердые включения. |
Эти включения, по |
пав под золотник клапана, нарушают его |
герметичность, вслед |
ствие чего большие количества продукта стравливаются в атмос
феру.
120