Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортех­

надзором СССР 19 мая 1970 г., применение контрольных клапанов

не предусмотрено.

Сброс от контрольных предохранительных клапанов следует

направлять в факельную систему, кроме агрессивных и полимери­ зующихся сред, которые целесообразно собирать в закрытую си­ стему. При наличии на предприятии большого числа технологиче­ ских установок становится практически неосуществимой организа­

ция сбора продуктов стравливания после контрольных факельных

систем клапанов в факельные системы, так как это потребовало бы сооружения громоздких факельных систем. Для практического

решения этой задачи в ТУ ПК—71 рекомендуется устанавливать контрольные предохранительные клапаны только на аппаратах,

не имеющих приборов автоматического регулирования давления и

температуры или блокировки с источником давления.

Установка контрольного предохранительного клапана также

не требуется для аппаратов и систем с такими средами, как ам­

миак, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости с температу­

рой кипения выше 45 °С, негорючие пары и газы. Когда давление

источника ограничено предохранительным устройством и не превы­

шает расчетного давления аппарата, а сам аппарат рассчитан по давлению паров продукта при температуре 50 0C и в нем исключе­

на возможность повышения давления выше расчетного за счет

реакции пли обогрева — контрольные предохранительные клапаны не устанавливаются.

Обратные и скоростные клапаны

Обратные клапаны обеспечивают пропуск жидкости или газа

в одном направлении и, в частности, препятствуют непредусмот­

ренному движению продукта, находящемуся под большим давле­ нием, в сторону более низкого давления.

О последствиях отсутствия или неисправности обратного кла­ пана, установленного на нагнетательном трубопроводе компрес­ сора или насоса, можно судить по многим авариям, имевшим ме­ сто в производственной практике. Описание одной из таких ава­ рий приведено нами на стр. 22.

Обратный поток среды особенно опасен в технологических схе­

мах, где применяются высоконапорные центробежные насосы.

В таких случаях безотказная работа обратных клапанов является

обязательным условием

безопасной1

эксплуатации производства2

.

На рис. II.5 приведен участок технологической схемы синтеза

диметилдиоксана. Насос

подает формалин из емкости в реак­

тор

3.

В

этот же реактор подается изобутан-изобутиленовая фрак­

В

ция.

 

реакцию с

формальдегидом

вступает

только изобутилен,

а изобутан остается

в сжиженном состоянии в

реакционной массе.

Процесс синтеза диметилдиоксана протекает при температуре 90— əθ 0C и давлении около 20 кгс/см2.

117


На горизонтальном участке нагнетательного трубопровода на­ соса был смонтирован обратный поворотный клапан.

Однажды при аварийном отключении электроэнергии остано­

вился насос 1. Реакционная масса из реактора 3 обратным пото­ ком через центробежный насос поступила в емкость 2, оборудован­ ную воздушной в атмосферу. Углеводороды (изобутан и изобути­ лен), попав в емкость, бурно вскипели, а воздушка не могла обес­

печить быстрого стравливания газов в атмосферу, вследствие чего

емкость сильно деформировалась.

При разборе аварии было установлено нарушение нормального

функционирования

обратного

поворотного клапана из-за скопле­

 

 

 

 

ния под его

захлопкой

параформа.

 

 

 

 

Во избежание образования парафор­

 

 

 

 

ма

внутри

 

обратного

 

клапана

впо­

 

 

 

 

следствии

организовали

постоянный

 

 

 

 

его обогрев,

при этом

обратный

кла­

 

 

 

 

пан перенесли на вертикальный уча­

 

 

 

 

сток напорного трубопровода.

 

 

 

 

 

 

 

Имеется много конструкций обрат­

 

 

 

 

ных клапанов, но в основном их мож­

 

 

 

 

но разделить на подъемные и поворот­

Рис. 11.5. Участок принципиаль-

ные. У подъемных клапанов ось затво­

ной технологической схемы син­

ра

устанавливается строго вертикально

/ —

теза диметилдиоксана:

и

продукт

подводится

снизу

под

зат­

кость; 3 — реактор.

вор. У поворотных клапанов

затвор

 

центробежный

насос;

2 — ем­

подвешен

к

горизонтально

располо­

 

женной оси

перпендикулярно

проходу

 

 

 

 

 

 

 

 

жидкости.

 

 

 

 

 

 

 

Поворотные клапаны обладают меньшим гидравлическим со­

противлением,

что

весьма

существенно

для низконапорных сетей,

в то же время они менее надежны в эксплуатации из-за наруше­

ния герметичности при попадании включений на уплотнительные

поверхности или заедании шарнирного устройства.

В последнее время разработаны обратные клапаны нового ти­ па, так называемые клапаны с обтекателем (рис. II.6). Такой клапан состоит из корпуса 2 с обтекателем 3. Между корпусом и

крышкой 1 зажата эластичная резиновая манжета 4.

При нормальном направлении потока среды манжета отходит к стене корпуса (показано на верхней части рисунка), не препят­

ствуя движению потока, а при обратном токе прижимается к обте­

кателю за счет своих упругих свойств (показано на нижней части

рисунка), создавая таким образом препятствие обратному движе­

нию среды. Преимуществами рассмотренной конструкции клапа­ нов является то, что они просты в изготовлении, бесшумно рабо­

тают и монтируются на трубопроводе в любом положении. Однако

в больших масштабах эти клапаны еще не испытаны.

На установках по переработке, транспортированию и хранению

жидких и газообразных нефтепродуктов различной коррозионной

118


активности обычно

применяют

обратные

поворотные

клапаны

типа КОП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для вязких и загрязненных сред рекомендуется использовать

подъемные обратные клапаны, в

том числе типа 16c326κ. Корпус

клапана этого типа выполнен из стали и со­

 

 

 

 

стоит из двух частей, соединенных шпиль­

 

 

 

 

ками. Золотник, изготовленный из нержаве­

 

 

 

 

ющей стали,

имеет

каплевидную

форму.

 

 

 

 

Правильная

посадка

золотника

на

седло

 

 

 

 

обеспечивается

имеющимся

на

золотнике

 

 

 

 

направлением и шаровидным уплотнением.

 

 

 

 

Клапан устанавливают на вертикальном*

Рис.

II.6.

Схема

об­

трубопроводе седлом вниз.

 

 

 

 

текателем:

 

Скоростные клапаны предназначены для

/ — крышка;

2 — корпус;

мгновенного

 

прекращения

поступления

ратного клапана с об­

 

 

жета.

 

жидкости при

разрыве трубопровода, раз­

3 — обтекатель; 4 — ман­

рушении арматуры или достижении недопу­

 

 

 

 

стимо большой

скорости транспортирова­

трубопроводам.

Ско­

ния сжиженных углеводородных

газов по

ростные клапаны изготовляют

пружинного или

поплавкового

типа.

На рис. II.7 показан скоростной клапан пружинного типа. При резком увеличении расхода значительно возрастает скорость дви-

Рис. II.7. Скоростной клапан пружин­

Рис. II.8. Скоростной клапан поплав­

 

ного типа:

 

кового типа:

ɪ — клапан;

2 — корпус;

3 —пружина;

/ — клапан-поплавок; 2 — корпус; 3 — седло;

4 — отверстие в клапане.

4 — паз.

1 19



жения потока в зазоре между клапаном 1 и корпусом 2, а также перепад давления. Усилие потока, давящего на клапан, становится

больше усилия пружины ,З и клапан закрывается. В самом клапа­ не имеется небольшое отверстие 4 для выравнивания давления по обеим сторонам клапана, когда аварийный режим будет ликви­

дирован. Если закрыть задвижку на линии за клапаном, то про­

ходящая через это отверстие жидкость или газ выравнивают дав­

ление по обеим сторонам клапана, и он под действием пружины автоматически открывается. Скоростной клапан пружинного типа конструкции Мосгазпроекта перекрывает поступление сжи­

женного газа проходящего через него со скоростью, превышаю­ щей 15 м/с.

На рис. II.8 показан скоростной клапан поплавкового типа, ко­

торый используют на железнодорожных цистернах сжиженного

газа. Принцип действия его такой же, как у скоростных клапанов

пружинного типа, с той разницей, что в данном случае усилие по­

тока уравновешивается не пружиной, а весом клапана-поплавка 1,

свободно плавающего в потоке жидкости. При значительном уве­

личении скорости потока жидкости поплавок поднимается и при­

жимается к седлу

3,

закрывая тем самым поступление жидкости

в трубопровод. На

торцевой запорной»части поплавка

имеется

паз

4,

предназначенный для пропуска сжиженного газа

после за­

 

 

 

 

 

крытия клапана и создания противодавления по установлении нор­ мального режима. Поплавковые скоростные клапаны устанавли­

вают только на жидкостных линиях в вертикальном положении.

ГЛАВА 4

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ МЕМБРАНЫ

Основным недостатком предохранительных клапанов является

большая их инерционность. При быстром нарастании давления, особенно в процессах, протекающих с взрывной скоростью, они не

успевают выполнять свое назначение. Предохранительные клапаны

весьма чувствительны к различным средам (коррозионным, кри­ сталлизующимся, затвердевающим и сгущающимся) и в этих слу­ чаях они не выполняют своей функции без принятия дополнитель­ ных мер.

Известно много случаев нарушения герметичности предохрани­

тельных клапанов после непродолжительной их эксплуатации.

Особенно часто это происходит с предохранительными клапанами,

установленными на

аппаратах и трубопроводах с продуктами,

в которых имеются

твердые включения.

Эти включения, по­

пав под золотник клапана, нарушают его

герметичность, вслед­

ствие чего большие количества продукта стравливаются в атмос­

феру.

120