Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ских испытаний можно сделать вывод, что принцип, положенный
в основу конструкции, а именно: разделение газгольдера на два
равномерных отсека эластичной подвижной мембраной, а также
использование в качестве пригрузки мембраны давления, созда ваемого вентилятором, оказался приемлемым. По-видимому, та
кая система имеет перспективы и требует правильного конструк
тивного оформления.
ГЛАВА 6
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКЛАДОВ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ
Налив пожаро- и взрывоопасных продуктов в железнодорожные цистерны
Налив пожаро- и взрывоопасных продуктов в железнодорож
ные цистерны является трудоемкой и опасной работой. Это объ ясняется главным образом несоответствием уровня организации
работы по наливу и степени автоматизации, оснащения и конст
рукции наливных эстакад непрерывному росту грузооборота ука
занных продуктов.
Между тем опыт передовых нефтеперерабатывающих и нефте
химических предприятий уже в настоящее время позволяет зна
чительно улучшить условия труда и повысить безопасность сливо наливных операций.
Для предотвращения перелива продукта при наливе его в же
лезнодорожную цистерну, а также улучшения условий труда об служивающего персонала применяется пневматический ограничи
тель налива. Производство таких |
ограничителей налива |
|
|
(рис. |
|||||||
V.13) освоено Армавирским машиностроительным заводом. Дат |
|||||||||||
чик предельного налива |
9 |
устанавливается на заданный уровень |
|||||||||
в железнодорожной цистерне |
11. |
2 |
|
|
|
|
|||||
Нажатием на рукоятку рычага |
3 |
открывается задвижка |
1. |
При |
|||||||
этом происходит сжатие пружины |
|
|
и перемещение поршня гид |
||||||||
роцилиндра |
4. |
Поршень, |
перемещаясь в нижнее положение, |
давит |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на рабочую жидкость, которая, отжимая запорный шарик, нахо
дящийся в гнезде 5 (шарик на рисунке не показан), перетекает
из-под поршня через верхнее отверстие в пространство над порш
нем. При полном открытии задвижки 1 усилие на рычаг снимает
ся. При этом запорный шарик под действием возвратной пружины
и давления жидкости над поршнем закрывает гнездо мембранно
го клапана, предотвращая обратное протекание рабочей жидко
сти в гидроцилиндре |
4 |
и удерживая пружину |
2 |
в |
сжатом, а за |
||||||
движку |
1 |
в |
открытом |
состоянии. При достижении |
нефтепродук |
||||||
том датчика |
9 |
воздух, |
находящийся в нем и |
шланге, сжимается |
|||||||
и воздействует на мембрану |
8. |
Усилие мембраны |
через рычаг 7 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
290
и шток передается на запорный шарик, отжимая его от гнезда и
открывая отверстие клапана для перетока рабочей жидкости.
Поршень гидравлического цилиндра перемещается вверх, а под действием пружины 2 закрывается задвижка.
Ограничитель оборудован аварийной стоп-кнопкой для прекра щения налива и закрытия задвижки в любое время наливной
Рис. Ѵ.13. Пневматический ограничитель налива легковоспламеняющихся жидко стей в железнодорожные цистерны:
1 — задвижка; 2 — пружина; 3 — рычаг установки ограничителя в рабочее положение и для открытая задвижка; 4 — гидроцилиндр; 5 — гнездо для запорного шарика; 6 — стояк; 7 —ры чаг мембранного клапана; 8 — мембрана; 9 — датчик предельного налива; 10 — соединитель ные шланги; // — железнодорожная цистерна; /¿ — трубопровод для налива нефтепродуктов.
операции. Ограничитель налива данной конструкции имеет сле
дующие преимущества:
не требует источников питания;
пригоден для налива всех нефтепродуктов;
монтируется на задвижке, имеющейся на наливном устройстве
эстакады, и поэтому не требует дополнительного переоборудова ния эстакады с применением огневых работ;
имеет небольшие размеры, относительно легко монтируется на
задвижке.
Рязанский филиал СКВ АНН разработал и изготовил пневма
тический ограничитель уровня налива железнодорожных цистерн ПОУН-1. Прибор конструктивно прост, удобен в эксплуатации и не требует электропитания или подвода сжатого воздуха. Прибор
19* |
291 |
устанавливается вместо запорной задвижки, автоматически пере
крывая поток наливаемой жидкости при определенном уровне в цистерне.
Схема монтажа пневматического ограничителя уровня налива
ПОУН-1 показана на рис. V.14. Работоспособность прибора и его соответствие требованиям эксплуатации проверялись на Рязан
ском, Полоцком и других нефтеперерабатывающих заводах. При
бор выдержал испытания и показал хорошую работу.
Рис. V.14. Схема расположения узлов пневматиче ского ограничителя налива ПОУН-1:
I — ограничитель уровня; 2 — наливной стояк; 3 — датчик уровня; 4—железнодорожная цистерна; 5 —эстакада:
6 —- коллектор.
За рубежом предложены приборы для ограничения уровня на
лива, основанные на применении электроники или на использова
нии потока радиоактивного излучения, проникающего через ци стерну на определенной ее высоте. Имеются также ограничители налива цистерн, использующие в качестве чувствительного эле
мента поплавковые устройства. Однако их применение ограниче
но, и, по-видимому, в нашей сегодняшней практике следует ориен
тироваться на описанные выше конструкции.
292
Механизация и автоматизация наливных операции
Налив легковоспламеняющихся жидкостей в железнодорожные
цистерны |
с-применением шлангов — трудоемкая, |
тяжелая работа |
и связана |
с неизбежными потерями продукта. |
НИИтранснефть |
проводил эксперименты по определению влияния различной дли
ны шланга на величину потерь от испарения при наливе желез
нодорожных цистерн. При наливе бензина открытой струей шланг
опускается на 0,8—1,0 м в горловину цистерны (обычное поло жение шланга при наливе цистерны, принятое на нефтеперераба тывающих заводах и наливных пунктах).
Из данных экспериментов следует, что при наливе цистерн
открытой струей потери возрастают в среднем в 3,8 раза по
сравнению с наливом под уровень и могут быть значительными,
даже в зимнее время достигая 40—45 кг на одну цистерну. Не
зависимо от этого правила защиты от статического электричест ва запрещают налив легковоспламеняющихся жидкостей падаю
щей струей.
Налив нефтепродуктов в |
железнодорожные |
цистерны связан |
с тяжелыми условиями труда |
для наливщиков. |
Применение на |
эстакадах только ограничителей уровня освобождает наливщиков
от наблюдения за заполнением цистерны, однако тяжелые опера
ции, связанные с опусканием и подъемом шлангов, замером уровня и отбором проб, сохраняются. Кроме того, большое число ограничителей усложняет их обслуживание и увеличивает веро ятность отказа их в работе, что влечет за собой перелив цистерн.
По этим соображениям трудно переоценить значение способа
бесшлангового налива светлых нефтепродуктов, внедренного на
Пермском нефтеперерабатывающем заводе.
Устройство бесшлангового налива светлых нефтепродуктов со
стоит из ограничителя уровня типа ПОУН-1 и телескопических
наливных стояков. Принципиальная схема этого устройства приве
дена на рис. V.15. Датчик уровня 15 кольцевого сечения надевает ся на телескопическую алюминиевую трубу 10 стояка. Телеско
пический стояк состоит из неподвижной стойки 5, в которую через
сальник вставлена поворотная угловая труба 6, шарнирно соеди
ненная с трубой 7 и телескопом 9. Трубы 6 и 7 образуют шарнир
ный трубопровод, обеспечивающий перемещение телескопа вдоль
эстакады на расстояние около 5000 мм. Это позволяет осущест
влять налив маршрутов, составленных из цистерн различных ти
пов. Тележкой 13 и механизмом продольного перемещения 12 те
лескоп перемещается вдоль эстакады.
Ниже приведена последовательность работы устройства. Вра
щением маховика механизма продольного перемещения 12 теле
скопический стояк перемещается вдоль эстакады и устанавливает
ся над горловиной цистерны. Рукояткой лебедки И телескопиче
ская труба 10 вместе с датчиком уровня 15 опускается в горлови
ну цистерны. Траверса 14 датчика уровня ложится на кромки
20—659 |
293 |
горловины и фиксирует датчик на заданном уровне, а телескопи
ческая труба |
10 |
продолжает опускаться |
до |
дна цистерны. Нажа |
||||||||||||||||||||
тием рычага |
|
2 |
до отказа |
открывается клапан-отсекатель |
1 |
и |
фик |
|||||||||||||||||
сируется в |
|
открытом состоянии |
автоматической |
пружинной |
за |
|||||||||||||||||||
щелкой |
4. |
Нефтепродукт |
поступает |
в |
цистерну |
|
16. |
|
По мере |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наполнения |
цистерны |
|
уровень |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продукта поднимается до нижней |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кромки датчика уровня и отсека- |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ет заключенный в нем объем воз |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
духа. |
При дальнейшем |
|
подъеме |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уровня нефтепродукта в |
цистерне |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воздух в датчике уровня сжима |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ется, избыточное давление пере |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дается |
по |
импульсной линии |
8 |
в |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
силовую головку |
3 |
клапана-отсе |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кателя |
1, |
шток |
которого |
пере |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мещается и отводит защелку, |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фиксирующую клапан в откры |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
том |
состоянии. |
Клапан |
закрыва |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ется автоматически под действи |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ем |
пружины. |
Устройством |
обес |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
печивается |
|
полный |
слив |
в |
ци |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стерну |
продукта, |
|
оставшегося в |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
телескопической трубе. Телеско |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пическая труба |
|
вместе |
|
с |
датчи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ком |
поднимается |
|
из |
горловины |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и фиксируется |
в |
|
верхнем поло |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жении |
за |
|
пределами |
габарита |
||||||||||
Рис. V.15. Принципиальная схема бес- |
цистерны. |
При |
этом |
закрывать |
||||||||||||||||||||
шлангового налива |
легковоспламеня |
запорную |
задвижку не |
|
требует |
|||||||||||||||||||
ющихся |
жидкостей |
в |
железнодо |
ся. |
Опыт |
эксплуатации |
|
описан |
||||||||||||||||
/—клапан-отсекатель; |
2 — рычаг; |
3 — си |
ных устройств подтвердил |
их |
на |
|||||||||||||||||||
ловая головка; |
4— защелка; 5 — неподвиж |
дежность при самых неблагопри |
||||||||||||||||||||||
|
|
рожные |
цистерны: |
|
ятных |
|
климатических |
|
условиях. |
|||||||||||||||
7 — шарнирная |
труба; |
<3 — импульсная ли |
|
|
||||||||||||||||||||
ния; |
9 —телескоп; |
10 — телескопическая |
Институты |
|
ВНИИКАнефте- |
|||||||||||||||||||
ная стойка; 6—поворотная |
угловая труба; |
газ |
и |
ВНИИСПТнефть |
разрабо |
|||||||||||||||||||
дольного перемещения; 13—тележка меха |
||||||||||||||||||||||||
верса |
датчика; |
15 — датчик; |
16 — цистерна. |
тали установки АСН-2 |
и ACH-14, |
|||||||||||||||||||
труба; |
11 |
— лебедка; |
12 — |
механизм про |
которые |
позволяют |
|
|
осущест |
|||||||||||||||
низма |
продольного |
перемещения; 14 — тра |
|
|
||||||||||||||||||||
влять: |
|
|
|
|
|
|
|
|
заправку |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
механизированную |
|
средств налива в люк цистерны; автоматическую герметизацию люка наливаемой цистерны;
автоматическое прекращение налива при достижении заданного
уровня;
автоматическое опорожнение внутренней полости наливного
стояка от остатков жидкости;
механизированный возврат оборудования наливной установки
в первоначальное положение.
294