Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ских испытаний можно сделать вывод, что принцип, положенный

в основу конструкции, а именно: разделение газгольдера на два

равномерных отсека эластичной подвижной мембраной, а также

использование в качестве пригрузки мембраны давления, созда­ ваемого вентилятором, оказался приемлемым. По-видимому, та­

кая система имеет перспективы и требует правильного конструк­

тивного оформления.

ГЛАВА 6

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКЛАДОВ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ

Налив пожаро- и взрывоопасных продуктов в железнодорожные цистерны

Налив пожаро- и взрывоопасных продуктов в железнодорож­

ные цистерны является трудоемкой и опасной работой. Это объ­ ясняется главным образом несоответствием уровня организации

работы по наливу и степени автоматизации, оснащения и конст­

рукции наливных эстакад непрерывному росту грузооборота ука­

занных продуктов.

Между тем опыт передовых нефтеперерабатывающих и нефте­

химических предприятий уже в настоящее время позволяет зна­

чительно улучшить условия труда и повысить безопасность сливо­ наливных операций.

Для предотвращения перелива продукта при наливе его в же­

лезнодорожную цистерну, а также улучшения условий труда об­ служивающего персонала применяется пневматический ограничи­

тель налива. Производство таких

ограничителей налива

 

 

(рис.

V.13) освоено Армавирским машиностроительным заводом. Дат­

чик предельного налива

9

устанавливается на заданный уровень

в железнодорожной цистерне

11.

2

 

 

 

 

Нажатием на рукоятку рычага

3

открывается задвижка

1.

При

этом происходит сжатие пружины

 

 

и перемещение поршня гид­

роцилиндра

4.

Поршень,

перемещаясь в нижнее положение,

давит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на рабочую жидкость, которая, отжимая запорный шарик, нахо­

дящийся в гнезде 5 (шарик на рисунке не показан), перетекает

из-под поршня через верхнее отверстие в пространство над порш­

нем. При полном открытии задвижки 1 усилие на рычаг снимает­

ся. При этом запорный шарик под действием возвратной пружины

и давления жидкости над поршнем закрывает гнездо мембранно­

го клапана, предотвращая обратное протекание рабочей жидко­

сти в гидроцилиндре

4

и удерживая пружину

2

в

сжатом, а за­

движку

1

в

открытом

состоянии. При достижении

нефтепродук­

том датчика

9

воздух,

находящийся в нем и

шланге, сжимается

и воздействует на мембрану

8.

Усилие мембраны

через рычаг 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

290


и шток передается на запорный шарик, отжимая его от гнезда и

открывая отверстие клапана для перетока рабочей жидкости.

Поршень гидравлического цилиндра перемещается вверх, а под действием пружины 2 закрывается задвижка.

Ограничитель оборудован аварийной стоп-кнопкой для прекра­ щения налива и закрытия задвижки в любое время наливной

Рис. Ѵ.13. Пневматический ограничитель налива легковоспламеняющихся жидко­ стей в железнодорожные цистерны:

1 — задвижка; 2 — пружина; 3 — рычаг установки ограничителя в рабочее положение и для открытая задвижка; 4 — гидроцилиндр; 5 — гнездо для запорного шарика; 6 — стояк; 7 —ры­ чаг мембранного клапана; 8 — мембрана; 9 — датчик предельного налива; 10 — соединитель­ ные шланги; // — железнодорожная цистерна; /¿ — трубопровод для налива нефтепродуктов.

операции. Ограничитель налива данной конструкции имеет сле­

дующие преимущества:

не требует источников питания;

пригоден для налива всех нефтепродуктов;

монтируется на задвижке, имеющейся на наливном устройстве

эстакады, и поэтому не требует дополнительного переоборудова­ ния эстакады с применением огневых работ;

имеет небольшие размеры, относительно легко монтируется на

задвижке.

Рязанский филиал СКВ АНН разработал и изготовил пневма­

тический ограничитель уровня налива железнодорожных цистерн ПОУН-1. Прибор конструктивно прост, удобен в эксплуатации и не требует электропитания или подвода сжатого воздуха. Прибор

19*

291

устанавливается вместо запорной задвижки, автоматически пере­

крывая поток наливаемой жидкости при определенном уровне в цистерне.

Схема монтажа пневматического ограничителя уровня налива

ПОУН-1 показана на рис. V.14. Работоспособность прибора и его соответствие требованиям эксплуатации проверялись на Рязан­

ском, Полоцком и других нефтеперерабатывающих заводах. При­

бор выдержал испытания и показал хорошую работу.

Рис. V.14. Схема расположения узлов пневматиче­ ского ограничителя налива ПОУН-1:

I — ограничитель уровня; 2 — наливной стояк; 3 — датчик уровня; 4—железнодорожная цистерна; 5 —эстакада:

6 - коллектор.

За рубежом предложены приборы для ограничения уровня на­

лива, основанные на применении электроники или на использова­

нии потока радиоактивного излучения, проникающего через ци­ стерну на определенной ее высоте. Имеются также ограничители налива цистерн, использующие в качестве чувствительного эле­

мента поплавковые устройства. Однако их применение ограниче­

но, и, по-видимому, в нашей сегодняшней практике следует ориен­

тироваться на описанные выше конструкции.

292


Механизация и автоматизация наливных операции

Налив легковоспламеняющихся жидкостей в железнодорожные

цистерны

с-применением шлангов — трудоемкая,

тяжелая работа

и связана

с неизбежными потерями продукта.

НИИтранснефть

проводил эксперименты по определению влияния различной дли­

ны шланга на величину потерь от испарения при наливе желез­

нодорожных цистерн. При наливе бензина открытой струей шланг

опускается на 0,8—1,0 м в горловину цистерны (обычное поло­ жение шланга при наливе цистерны, принятое на нефтеперераба­ тывающих заводах и наливных пунктах).

Из данных экспериментов следует, что при наливе цистерн

открытой струей потери возрастают в среднем в 3,8 раза по

сравнению с наливом под уровень и могут быть значительными,

даже в зимнее время достигая 40—45 кг на одну цистерну. Не­

зависимо от этого правила защиты от статического электричест­ ва запрещают налив легковоспламеняющихся жидкостей падаю­

щей струей.

Налив нефтепродуктов в

железнодорожные

цистерны связан

с тяжелыми условиями труда

для наливщиков.

Применение на

эстакадах только ограничителей уровня освобождает наливщиков

от наблюдения за заполнением цистерны, однако тяжелые опера­

ции, связанные с опусканием и подъемом шлангов, замером уровня и отбором проб, сохраняются. Кроме того, большое число ограничителей усложняет их обслуживание и увеличивает веро­ ятность отказа их в работе, что влечет за собой перелив цистерн.

По этим соображениям трудно переоценить значение способа

бесшлангового налива светлых нефтепродуктов, внедренного на

Пермском нефтеперерабатывающем заводе.

Устройство бесшлангового налива светлых нефтепродуктов со­

стоит из ограничителя уровня типа ПОУН-1 и телескопических

наливных стояков. Принципиальная схема этого устройства приве­

дена на рис. V.15. Датчик уровня 15 кольцевого сечения надевает­ ся на телескопическую алюминиевую трубу 10 стояка. Телеско­

пический стояк состоит из неподвижной стойки 5, в которую через

сальник вставлена поворотная угловая труба 6, шарнирно соеди­

ненная с трубой 7 и телескопом 9. Трубы 6 и 7 образуют шарнир­

ный трубопровод, обеспечивающий перемещение телескопа вдоль

эстакады на расстояние около 5000 мм. Это позволяет осущест­

влять налив маршрутов, составленных из цистерн различных ти­

пов. Тележкой 13 и механизмом продольного перемещения 12 те­

лескоп перемещается вдоль эстакады.

Ниже приведена последовательность работы устройства. Вра­

щением маховика механизма продольного перемещения 12 теле­

скопический стояк перемещается вдоль эстакады и устанавливает­

ся над горловиной цистерны. Рукояткой лебедки И телескопиче­

ская труба 10 вместе с датчиком уровня 15 опускается в горлови­

ну цистерны. Траверса 14 датчика уровня ложится на кромки

20—659

293


горловины и фиксирует датчик на заданном уровне, а телескопи­

ческая труба

10

продолжает опускаться

до

дна цистерны. Нажа­

тием рычага

 

2

до отказа

открывается клапан-отсекатель

1

и

фик­

сируется в

 

открытом состоянии

автоматической

пружинной

за­

щелкой

4.

Нефтепродукт

поступает

в

цистерну

 

16.

 

По мере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наполнения

цистерны

 

уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продукта поднимается до нижней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кромки датчика уровня и отсека-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ет заключенный в нем объем воз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

духа.

При дальнейшем

 

подъеме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровня нефтепродукта в

цистерне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воздух в датчике уровня сжима­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется, избыточное давление пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дается

по

импульсной линии

8

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силовую головку

3

клапана-отсе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кателя

1,

шток

которого

пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мещается и отводит защелку,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фиксирующую клапан в откры­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

том

состоянии.

Клапан

закрыва­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется автоматически под действи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ем

пружины.

Устройством

обес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

печивается

 

полный

слив

в

ци­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стерну

продукта,

 

оставшегося в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

телескопической трубе. Телеско­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пическая труба

 

вместе

 

с

датчи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ком

поднимается

 

из

горловины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и фиксируется

в

 

верхнем поло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жении

за

 

пределами

габарита

Рис. V.15. Принципиальная схема бес-

цистерны.

При

этом

закрывать

шлангового налива

легковоспламеня­

запорную

задвижку не

 

требует­

ющихся

жидкостей

в

железнодо­

ся.

Опыт

эксплуатации

 

описан­

/—клапан-отсекатель;

2 — рычаг;

3 — си­

ных устройств подтвердил

их

на­

ловая головка;

4— защелка; 5 — неподвиж­

дежность при самых неблагопри­

 

 

рожные

цистерны:

 

ятных

 

климатических

 

условиях.

7 — шарнирная

труба;

<3 — импульсная ли­

 

 

ния;

9 —телескоп;

10 — телескопическая

Институты

 

ВНИИКАнефте-

ная стойка; 6—поворотная

угловая труба;

газ

и

ВНИИСПТнефть

разрабо­

дольного перемещения; 13—тележка меха­

верса

датчика;

15 — датчик;

16 — цистерна.

тали установки АСН-2

и ACH-14,

труба;

11

— лебедка;

12 —

механизм про­

которые

позволяют

 

 

осущест­

низма

продольного

перемещения; 14 — тра­

 

 

влять:

 

 

 

 

 

 

 

 

заправку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

механизированную

 

средств налива в люк цистерны; автоматическую герметизацию люка наливаемой цистерны;

автоматическое прекращение налива при достижении заданного

уровня;

автоматическое опорожнение внутренней полости наливного

стояка от остатков жидкости;

механизированный возврат оборудования наливной установки

в первоначальное положение.

294