Файл: Бошняк, Л. Л. Измерения при теплотехнических исследованиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
диональное измеряемому уровню; оно подается на балансный катод ный повторитель, где компенсируется напряжением от поворотного трансформатора, связанного, в свою очередь, с реверсивным элек тродвигателем. Стрелка на валу двигателя является указателем момента баланса, т. е. служит индикатором уровня. Подобная система позволяет измерять изменения уровня до 6 м с основной погрешностью ±5% .
3. Измерение скоростей вращения
Скорость вращения — важнейший параметр различных турбин, насосов, генераторов, двигателей и других агрегатов теплотехни ческих систем. Принято скорость вращения выражать частотой вра
щения п или угловой скоростью to = |
2яп. В тех случаях, когда |
|||||
требования к точности измерений невысоки |
и допустим определен |
|||||
|
ный отбор мощности от вра |
|||||
|
щающегося |
вала, |
находят |
|||
|
применение |
тахометры |
не |
|||
|
электрического принципадей |
|||||
|
ствия, |
которые |
относятся |
|||
|
к одной из групп — механи |
|||||
|
ческого или гидравлического |
|||||
|
принципа действия. Наиболь |
|||||
|
шее распространение в ста |
|||||
|
ционарных установках нахо |
|||||
|
дят центробежные механиче |
|||||
|
ские |
тахометры, |
принцип |
|||
|
действия которых основан на |
|||||
|
регистрации |
перемещения |
||||
а — с раздельными грузами; б — с грузовым |
тяжелого тела (или тел) |
под |
||||
действием центробежной си |
||||||
кольцом: |
||||||
1 — вращающаяся ось; 2 — грузы; 3 — массивное |
лы, возникающей при его |
|||||
кольцо; 4 — скользящая муфта; 5 — противодей |
вращении (рис. 72). |
|
||||
ствующая пружина; 6 — передаточный механизм; |
Перемещению тела обычно |
|||||
7 — стрелочный указатель |
препятствуют силы, развивае мые каким-либо упругим элементом (например, пружиной). Вследствие того, что центробежные силы пропорциональны квадрату скорости вращения, а упругие противодействующие силы зависят от переме щения линейно, ради получения - приблизительно линейных шкал приходится усложнять механизм передачи движения от движуще гося тела к стрелке-указателю. Центробежные тахометры имеют значительную температурную погрешность, возникающую из-за изменения модуля упругости материала пружин. Кроме того, они
обладают существенным |
эксплуатационным недостатком, |
связан |
|
ным с |
необходимостью |
применения трансмиссии (гибкого |
вала и |
т. п.). |
Для центробежных тахометров характерна погрешность в оп |
ределении скорости вращения от ±1 до ±8% . Стационарные центро бежные тахометры типа ТС имеют погрешность ±1% , а ручные переносные измерители частоты вращения типа ИО-10 и ИО-11, характеризуются погрешностью ±2% [100].
238
Резонансные тахометры представляют собой пакет тонких сталь ных пластин, подобранных так, что у любых двух соседних пластин частоты собственных колебаний отличаются друг от друга на 0,5 или на 0,25 Гц. Один конец пластин заделан жестко в корпус тахо метра, второй конец свободен. При вращении крупных массивных роторов за счет малых эксцентриситетов возникают биения с часто той, кратной частоте вращения. Вибрации статоров, вызванные бие нием, воспринимаются одной или несколькими пластинами, кото рые резонируют на собственной частоте. Шкала прибора наносится у свободных концов пластин. Подобные приборы чрезвычайно просты, не требуют связи с вращающейся деталью, но обладают большой погрешностью (—5—8%), имеют низкую чувствительность и огра ниченный рабочий диапазон.
Фрикционные механические тахометры применяются при соз дании различных поверочных установок, используемых при регу лировке механических тахометров, их градуировке и поверке [100]. Свое название они получили в связи с использованием в конструк ции бесступенчатых фрикционных редукторов с непрерывно изме няемым передаточным отношением. С помощью таких редукторов осуществляется привод стрелки-указателя от двигателя с извест ной частотой вращения. Соосно со стрелкой-указателем располо жена стрелка, связанная трансмиссией с валом, частота вращения которого измеряется. Перестройкой передаточного отношения фрик ционного редуктора добиваются синхронного вращения обеих стре лок, т. е. совпадения неизвестной частоты вращения с редуцирован ной известной. Шкала в размерности п наносится непосредственно на элемент, управляющий положением фрикционного колеса.
Фрикционные гидравлические или пневматические тахометры основаны на использовании вязкого трения для передачи усилия от вращающейся детали к укрепленной на пружине поворачиваю щейся детали-указателю. Вращающаяся и поворачивающаяся части выполняются в виде плоских дисков, чашек, колец или концентрично расположенных цилиндров. Зависимость между величиной углового перемещения указателя и частотой вращения привода может быть линейной (при малых числах Re в зазоре) или квадратичной.
Напорные гидравлические или пневматические тахометры яв ляются наиболее точными неэлектрическими тахометрами. По кон струкции они представляют собой сильно упрощенный центробеж ный насос или центробежный компрессор, помещенный в замкну тую камеру с жидкостью или воздухом. При вращении насоса или компрессора от трансмиссии, связанной с валом, частота вращения которого измеряется, на периферии камеры создается напор, слу жащий измерительным сигналом.
Для измерения величины этого напора могут быть использо ваны различные устройства. Так, например, в гидравлическом жидкостном тахометре с приведенной погрешностью ±0,5% напор измеряется с помощью жидкостного манометра (вертикальной трубки), градуированного опытным путем. В пневматическом та хометре воздушный поток, создаваемый компрессором, выходит
239
из камеры через специальное отверстие и отклоняет легкую пово рачивающуюся пластинку, связанную со стрелкой и уравновешен ную спиральной пружиной. Такой тахометр [130] применяется для измерения частот вращения выше 400 1/мин и имеет погрешность при индивидуальной градуировке около ±3—5%.
Все напорные тахометры имеют нелинейную статическую харак теристику и чувствительны к изменению температуры рабочей жидкости. Неэлектрические тахометры непригодны для измерения быстропеременных скоростей вращения и поэтому все реже приме няются в исследовательской работе. Электрические методы изме рения скоростей вращения обеспечивают лучшие характеристики при меньшем отборе энергии от валов объектов и, кроме того, поз воляют осуществлять измерение и регистрацию дистанционно при помощи универсальной аппаратуры.
Частотой вращения — измеряемой величиной — легко модули руется практически любой параметр электрического тока. Наиболее широкое распространение получили тахометры с амплитудной и частотной модуляцией измерительного сигнала. Примерами электри ческих тахометров с амплитудной модуляцией могут служить тахогенераторы постоянного или переменного тока и магнитный тахо метр. Схема тахометров постоянного тока состоит из генератора постоянного тока, связанного с рабочим валом, и измерительного прибора (в большинстве случаев используется обычный вольт метр магнитоэлектрической системы). Электродвижущая сила гене ратора постоянного тока прямо пропорциональна частоте вращения, благодаря чему шкала прибора оказывается линейной.
Частота вращения электродвигателя постоянного тока с неза висимым или параллельным возбуждением может быть измерена без установки специальных тахометров, непосредственно по вели чине индуцированной в якоре э. д. с. Е. При работе двигателя на установившемся режиме частота вращения равна
Е
п ~~ kHW >
где ka — постоянный коэффициент, зависящий от конструкции дви гателя; F — магнитный поток. При постоянном F измерение ча стоты п может осуществляться с помощью измерительного вольт метра, указывающего разность напряжений Uх — Н2. Напряжение Uх снимается с сопротивления, включенного параллельно с источ ником питания, a Uг снимается с сопротивления, включенного последовательно с якорем электродвигателя.
Напряжение генератора переменного тока измеряется с помощью выпрямительных, тепловых, ферродинамических, электромагнит ных и других приборов. Для выпрямления напряжения перемен ного тока приемного преобразователя тахометра в основном приме няются кремниевые диоды; выпрямители большей частью собираются по мостовой схеме. Если пренебречь реактивными элементами цепи
и предположить, что напряжение |
имеет синусоидальную форму, |
то среднее значение тока в приборе |
можно определить интегриро- |
240
ванием его изменения за полупериод. В выпрямительных схемах применяются однофазные генераторы или же используется одна фаза трехфазного генератора.
Наибольшее распространение в тахометрах переменного тока получили ферродинамические приборы [64]. Магнитоэлектрические вольтметры не могут работать без выпрямителей, так как при изме нении направления тока в рамке направление магнитного потока остается постоянным, а направление действующего на рамку мо мента изменяется. При этом рамка не поворачивается в устойчивое положение, а только вибрирует. Для устранения вибрации необхо димы выпрямители и сглаживающие фильтры.
В приборах ферродинамической системы при изменении напра вления тока в рамке одновременно изменяется и направление ма гнитного поля, действующий на рамку момент остается переменным по величине, но сохраняет постоянное направление. Рамка повора чивается на определенный угол, пропорциональный измеряемому напряжению. В отличие от приборов магнитоэлектрической системы у ферродинамических приборов постоянный магнит заменен электро магнитом с обмоткой, питаемой напряжением приемного преобразо вателя—генератора. Полный магнитный поток, создаваемый об моткой возбуждения, равен
¥ о = 0,4я-7| ^
•*'М
где I — ток в обмотке возбуждения; wB — число витков этой об мотки; RM— полное магнитное сопротивление. Обычно на рамку воздействует также переменная составляющая момента, вызываю щая вибрацию рамки. При синусоидальном изменении тока в рамке с амплитудой 1т этот момент равен
|
Мп = 0,4я1СГ4» |
^ |
а / Ц 4 + 4 - С05 2(й7+ |
• ‘ * )' |
|
где |
— число витков |
рамки; Sp — рабочая поверхность рамки; |
|||
Sn — рабочая поверхность |
полюсов; а — коэффициент, |
учитываю |
|||
щий |
магнитное рассеяние; |
со — круговая частота. |
Во |
избежание |
вибрации рамки чаще всего применяют воздушные успокоители, выполненные в виде тонкой металлической пластинки, помещенной внутрь цилиндрической закрытой полости, или магнитные демпферы. При наличии демпфирования на рамку оказывает влияние только постоянная составляющая момента, равная
М = 0,4я10~4 |
р ( |
ш |
•Км*-*п |
\ |
у 2 / |
Эффективное значение тока в цепи прибора зависит не только от величины э. д. с. приемного преобразователя-генератора, но и от частоты этого напряжения:
\_VR2 В (ю£)2 ’
16 Л. Л. Бошняк |
241 |