зависит от внутреннего и внешнего радиусов трубки полного давле ния и для дозвуковых истоков несжимаемой жидкости определяется как
Д - 0,262г + |
0,164г,. |
|
|
|
|
Это соотношение |
действительно |
для |
D |
dq |
= 0,3 |
где |
q = pw2l2. Вследствие |
|
|
q |
dx |
центра |
значение |
смещения эффективного |
полного давления, соответствующее геометрической оси трубки, получается завышенным.
Влияние турбулентности невозмущенного потока на показания приемника полного давления в случаях дозвукового потока несжи маемой жидкости может быть оценено по формуле
|
- |
1 |
|
1 -,2 |
|
Р = Р о |
|
■Р W 1- |
т Р? ’ |
|
|
|
|
где |
р о — средняя величина |
статического давления в невозмущен |
ном |
потоке; q'— среднеквадратичное значение турбулентных пульса |
ций скорости. Указанное влияние особенно существенно при тща тельных исследованиях распределения полного давления вблизи твердой поверхности из-за относительно большой величины q'.
Для уменьшения загроможденности сечения исследуемого потока в экспериментальной практике часто используют комбинированные приемные насадки для одновременного измерения статического и полного давлений или полного давления и температуры и т. п.
Давление от места измерения к чувствительному элементу изме рителя передается через жидкостную или газовую среду, заклю ченную в штуцерах, насадках, манометрических трубках и других элементах гидропневматических линий связи. Среда, давление ко торой измеряется, может выполнять роль среды-передатчика только тогда, когда имеет низкую температуру и неагрессивна по отношению к используемым материалам. При измерении давлений агрессивных или горячих сред в начале манометрических магистралей устанавли ваются механические (мембранные) или гидравлические разделители, а сами магистрали заполняются нейтральными жидкостями. Наличие в измеряемой среде взвесей может вызвать необходимость установки фильтров или отстойников в манометрических магистралях. При однородности среды (тщательная заливка жидкостью с дренирова нием воздушных пузырей) и полной герметичности системы гидрав лические параметры магистрали сказываются лишь на динамических режимах измерения давления.
К измерителям давления любого типа (манометрам, датчикам) применимы понятия резонансной частоты и успокоения подвижной части, т. е. жесткости упругих и чувствительных к давлению эле ментов, массы подвижной части и оптимального успокоения. В си стемах с механическими воспринимающими органами датчик пред ставляет собой элемент второго порядка с уравнением вида
|
dx |
|
X |
Sp, |
М - ^ + г |
+ |
См |
dt* ^ |
dt |
|
где х — перемещение некоторой точки А подвижной системы; М —
масса всех |
подвижных частей, приведенная |
к точке А; 1/См — же |
сткость системы, |
приведенная |
к точке |
А; |
г — вязкое трение |
в |
системе; |
р — давление; |
S — коэффициент |
пропорциональности |
(в |
случае, |
если за |
точку А |
взят |
центр мембраны, — эффективная |
площадь).
При измерениях быстропеременных давлений (т. е. при исполь зовании электрических датчиков) стремятся расположить датчик как можно ближе к точке измерения и, как правило, вворачивают датчик в штуцер на стенке полости, где измеряется давление. Таким образом исключается влияние соединительной магистрали, однако следует иметь в виду, что собственные динамические свойства чув ствительного элемента (мембраны) и внутренней полости штуцера могут вызвать нежелательные динамические эффекты. Так, например, установка датчика на стенке камеры сгорания высокотемператур ного двигателя в некоторых случаях способна вызвать резонанс давления (пульсации) в объеме камеры сгорания. Однако часто более важное значение приобретают динамические характеристики гидро пневматической части системы, т. е. системы вводная трубка—среда— полость преобразователя. Если, как это часто случается, акусти ческая резонансная частота оказывается ниже, чем резонансная частота подвижной части преобразователя давления, то манометри ческая трубка будет фактически определять динамические свойства измерителя давления в целом.
Теоретические исследования передачи переменных давлений по гидравлическим магистралям хотя и громоздки, но принципиально не вызывают затруднений [142]. Постоянная времени гидросистемы есть функция объемной упругости (Лр/ЛЕ) и гидравлического сопро тивления (Ap/Q) системы. Для газов получается система с распре деленными параметрами, требующая особого рассмотрения в каждом отдельном случае. Однако, если ограничиться грубой оценкой ве личины резонансной частоты акустической системы и степени успо коения, вносимой ею, то можно значительно упростить расчет. В этом случае вместо действительных распределенных параметров заполненной газом полости можно рассматривать эквивалентные сосредоточенные параметры и, прибегнув к электроакустической аналогии (см. гл. IV, п. 5), определить параметры эквивалентной цепи [171 ]:
акустическую индуктивность La = 4/р/Зяг2;
акустическое сопротивление га = 8т]//яг4,
акустическую емкость Са = V/pa2.
Здесь Е — объем рабочей полости, заполненный газом; р — плот ность газа; a — скорость распространения звука в среде; I — длина манометрической трубки; г — ее внутренний радиус; г] — динамиче ская вязкость газа.
Отношение давления ршш внутри рабочей полости преобразова теля к измеряемому давлению р на входном конце манометрической
трубки (амплитудно-частотная характеристика системы) выразится как
где частота собственных колебаний системы равна
|
со„ = - |
1 |
_ |
3лга2 |
|
V LaCa |
|
|
|
41V ’ |
а степень успокоения р вычисляется как
Р = 4 " ^ С > о |
2г| |
-i / |
3/Ц |
ярг3 |
г |
, я ' |
Фазовый сдвиг между ркш и /? определяется по формуле
tp = arctg ( - , |
) = arctg |
Если подводящая трубка очень тонка, то акустической индук тивностью ее можно пренебречь и выражение (IX.7) упрощается
|
|
|
Ризм |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
р |
] / 1+ С |
К |
1 + (СОТ)3 ’ |
|
|
где |
т — CaRa = 8/т]1//лг4а2р — постоянная |
времени. |
Для |
сухого |
воздуха |
при |
нормальной |
комнатной |
температуре |
т] = |
1,86 X |
X |
10~5 |
Н/м-с,‘ |
р = |
1,2 кг/м3, а = 340 |
м/с, откуда |
|
|
|
|
|
|
со0 = |
166л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V w '' |
|
|
|
V iv
Р = 0 , 8 9 - 1 0 - 7 г3 *
Приведенные оценки являются весьма приближенными, но поз воляют сделать некоторые качественные выводы. Основными при чинами инерционного запаздывания являются геометрические раз меры манометрической магистрали. Длина соединительной трубки I оказывает наибольшее влияние при ее малых диаметрах. При боль ших г запаздывание увеличивается вследствие увеличения емкости системы; при малых г запаздывание также увеличивается из-за роста сопротивления.
Г Л А В А X
ИЗМЕРЕНИЕ УСИЛИЙ И МОМЕНТОВ СИЛ
1. Механические динамометры
Большинство измерителей сил, подобно манометрическим пре образователям, основаны на принципе уравновешивания измеряе мого усилия известными силами веса или упругости. Использование рычажных передаточных механизмов позволяет уравновешивать значительные измеряемые силы силами веса небольших грузов. Все рычажные динамометрические системы могут быть построены
Рис. 103. Маятниковые динамометры: а —■упрощенная принципиальная схема; б — динамометр с квадрантом
по одному из двух методов: измерение силы производится либо по перемещению последнего звена передаточного механизма, либо по изменению компенсирующего усилия, создаваемого грузом или упругим элементом. К первой группе относятся маятниковые (квад рантные) динамометры и рычаги с пружинами; ко второй — рейтерные и рычажно-пружинные системы.
На рис. 103, а приведена простейшая принципиальная схема маятникового динамометра. Под действием усилия F угловой рычаг поворачивается до тех пор, пока не наступает равновесие; угол по ворота системы ф служит мерой измеряемого усилия. Условие рав новесия записывается в виде
У/cos ф = G/jSin ф -{- Мтр + |
Мр = |
G/^ sinф |
Мтр + т фф, |
(Х.1) |
где / и 1Х— длины |
рычагов; |
G — сила веса |
постоянного |
груза; |
Мтр ‘— момент трения |
в шарнирах А |
и О; Мр — момент устойчи |
вости рычага, возникающий от силы собственного веса рычага и других элементов, закрепленных на нем, за исключением груза G. Поскольку Мр зависит от угла поворота ф, то удобно вместо Мр рас сматривать величину т ф = dMp/dcp, называемую устойчивостью ры чажной системы. Величина т ф имеет размерность момента и может быть представлена как некоторый фиктивный груз, действующий на