Файл: Бастарева, Л. И. Петропавловская крепость [иллюстрированный путеводитель].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трясти от озноба. В этом карцере, очевидно не топ­ ленном целую зиму, который весь промерз, впору было сидеть лишь в полушубке, шапке и валенках, а я остался здесь почти голый —в одном нижнем белье и тонком халате...

Чтобы согреться, я начал быстро взад и вперед мерить ногами карцер, но тотчас, потеряв в темноте направление, ударился со всего маху лбом об стену. От боли у меня искры из глаз посыпались. Опра­ вившись, я опять начал ходить, но тотчас сильно уда­ рился ногой о железный переплет кровати. От невы­ носимой боли я опустился на асфальтовый пол, но немедленно должен был вскочить как от ожога: пол был холоден как лед. Итак, нельзя ни ходить, ни си­ деть, ни лежать на полу. Попробовал лечь на кро­ вать, но холодные, круглые головки железных закле­ пок, которыми, как орехами, было усеяно полотно кровати, состоявшее из железных полос, переплетаю­ щихся вдоль и поперек и скрепленных этими заклеп­ ками, заставили меня тотчас вскочить. Холод железа был еще чувствительнее, чем холод асфальтового пола и кирпичной стены. Я отскочил также от стен, к которым вздумал прислониться: и они были хо­ лодны как лед.

...Когда по прошествии трех суток отворили кар­ цер и я вышел в светлый коридор, я зашатался и упал бы от бессонницы, изнурения и душевной муки, если бы меня не поддержал жандарм».

Пробыв в карцере зимой несколько суток, чело­ век заболевал. Обычными болезнями в тюрьме были туберкулез, цинга, нервные заболевания. Но тюрем­ ный врач практически ничем не мог помочь боль­ ному. Причиной почти всех болезней было одиноч­ ное заключение.

114

За карцером в первом этаже коридора представ­ лены манекены тюремщиков —жандармского унтерофицера и присяжного унтер-офицера.

В тюрьме было три рода стражи: жандармы, ка­ раульные солдаты и присяжные. Караульные солдаты назначались на суточное дежурство из всех полков петербургского гарнизона. Присяжными были от­ ставные унтер-офицеры, поступавшие сюда после особой присяги.

Присяжные и жандармские унтер-офицеры взаим­ но шпионили друг за другом: даже в камеры дежур­ ные входили вдвоем.

Из первого этажа можно сразу выйти в тюрем­ ный дворик. Он со всех сторон окружен стенами тюрьмы. Сейчас в нем растут деревья. Они были и раньше, когда существовала тюрьма. Во дворике, по воспоминаниям заключенных, были даже кусты си­ рени и клумбы с цветами. Все делалось для того, чтобы подчеркнуть контраст между камерой и жизнью на свободе.

В этот дворик на прогулки выводили заключен­ ных поодиночке, в сопровождении двух жандармов. Ходить арестанту разрешалось только вдоль тюрем­ ной стены по дорожке, выложенной плитами. Про­ гулки обычно давались через день продолжительно­ стью от 10 до 30 минут. По произволу тюремного начальства режим прогулок часто нарушался.

В центре дворика находится одноэтажное зда­ ние —бывшая тюремная баня. Сюда арестантов во­ дили дважды в месяц, тоже поодиночке.

Баня использовалась и как кузница: перед от­ правкой на каторгу или смертную казнь в ней зако­ вывали в кандалы.

116


Маршрут экскурсионных групп по тюрьме Трубецкого бастиона

Экскурсионные группы осматривают кордегар­ дию, приемную тюрьмы, камеры первого и второго периодов на первом этаже, останавливаются у камер, где висят портреты бывших узников тюрьмы, осмат­ ривают один из карцеров и выходят в тюремный дворик.

Галерея портретов узников начинается с портрета И. Н. Мышкина. В Петропавловской крепости Мыш­ кин побывал дважды: в 1876—1878 и 1883—1884 го­ дах. Содержался он не только в этой тюрьме, но и в Секретном доме Алексеевского равелина.

И. Н. Мышкин (1848—1885 годы) был хорошо известен в революционной среде своими смелыми действиями. Одно из них —попытка освободить из сибирской ссылки Н. Г. Черн;, шевского. В 1875 году Мышкин один, в форме жандармского офицера, явился в Вилюйск, где содержался тогда Чернышев­ ский, и предъявил исправнику подложный приказ III отделения собственной его величества тайной канце­ лярии о передаче ему Н. Г. Чернышевского для пре­ провождения его в Петербург. Исправнику показа­ лось подозрительным, что предъявитель документа обошел высшую местную инстанцию —якутского гу­ бернатора, и он предложил Мышкину отправиться в Якутск, приставив к нему двух жандармов. Мыш­ кин понял, что дело проиграно, и решил отделаться от провожатых: он застрелил одного из них, другой успел скрыться.

Мышкин не избежал ареста. Он был одним из об­ виняемых в «процессе 193-х». По поручению товари­ щей—народников-пропагандистов Мышкин выступил

117

на суде. В яркой речи он раскрыл причины воз­ никновения в России революционных организаций, их цели. Суд приговорил Мышкина к 10 годам ка­ торги. Он побывал в самых страшных тюрьмах Рос­ сии: в Новобелгородской тюрьме, в Мценской, в Иркутской, в Восточной Сибири, на Каре, в Пе­ тропавловской крепости.

В тюрьмах Мышкин не раз выступал против звер­ ского режима, за облегчение участи своих това­ рищей. В Иркутской тюрьме он выступил с проте­ стом во время отпевания в церкви политического за­ ключенного Л. Дмоховского.

За произнесение речи «противоправительствен­ ного содержания» срок каторги Мышкину был уве­ личен до 15 лет.

В 1882 году Мышкин с несколькими товарищами бежит с карийской каторги. Бежавшие сумели до­ браться до Владивостока, там их опознали. После этого побега Мышкин был доставлен в Секретный дом Алексеевского равелина.

По воспоминаниям народника Попова, сидевшего в камере, соседней с камерой Мышкина, он умело обходил все строгости тюремного режима, быстро налаживал связь с товарищами. На широких полях книг религиозного содержания Мышкин писал записки обожженным концом спички. Во время про­ гулок эти записки клались на определенное место. Он убеждал товарищей выступить коллективно за смягчение тюремного режима. Мышкин предлагал всем заключенным в определенное время поднять крик, бить окна, требуя выдачи книг, разрешения свиданий, переписки. Товарищи поддержали Мыш­ кина, но протест был отложен: появилась надежда, цто заключенных из крепости отправят в Сибирь.

118


На самом деле в августе 1884

года их отправили

в Шлиссельбургскую крепость.

крепости —строжай­

Режим Шлиссельбургской

шая изоляция узников, лишение прогулок, отсутст­ вие переписки, сырость и холод —угрожал гибелью всем заключенным.

Мышкин и здесь пытался протестовать. Он счи­ тал, что, нанеся начальству «оскорбление действием», будет вызван на суд, где расскажет о режиме в кре­ пости и ценой своей жизни облегчит участь това­ рищей.

Мышкин бросил тарелку в смотрителя тюрьмы Со­ колова —Ирода. Гласного суда, на который рассчи­ тывал Мышкин, не было: в период жесточайшей ре­ акции в России 80-х годов власти решили не цере­ мониться.

26 января 1885 года И. Н. Мышкин был казнен в Шлиссельбургской крепости.

Рядом с камерой, где помещен портрет Мышки­ на, витрина с аннотациями. Они напоминают о ре­ волюционной борьбе 70—80-х годов XIX века в Рос­ сии, о революционерах-народниках, о политических «процессах 50-ти и 193-х». Здесь же можно видеть портреты участников «хождения в народ», заключен­ ных в эту тюрьму в 1874—1878 годах, —Д. М. Рога­ чева (1851-1884), С. Ф. Ковалика (1846-1926), С. И. Бардиной (1853 — 1883), С. С. Синегуба (1851 — 1907), а также членов «Земли и воли», находившихся здесь же в 1877—1881 годах: М. А. Натансона

(1850—1919), А. Ф. Михайлова (1853 — 1929), В. Ф.

Трощанского (1843 —1898), О. А. Натансон (1850— 1881).

Выдающимся пропагандистом, человеком кипучей энергии, огромной воли, больших организаторских

119

способностей был А. И. Желябов. С 4 по 25 марта 1881 года он находился в камере № 7.

А. И. Желябов (1850-1881) - один из видных деятелей партии «Народная воля», член ее исполни­ тельного комитета. Он считал необходимой полити­ ческую борьбу с царизмом и принял участие в орга­ низации ряда покушений на Александра II. Он же должен был руководить покушением 1 марта 1881 го­ да. Но 27 февраля Желябов был арестован и 4 марта заключен в тюрьму Трубецкого бастиона. Здесь он узнает о состоявшемся покушении, о смерти Алек­ сандра II и аресте бомбометалыцика Н. И. Рысакова. В надежде на помилование Рысаков выдал некоторых членов организации. Арестовав многих из названных Рысаковым, царское правительство, не желая раскры­ вать перед всем миром наличие революционной ор­ ганизации, подготовившей и осуществившей царе­ убийство, предположительно назначило день казни Рысакова как единственного цареубийцы (другой бомбометалыцик И. И. Гриневицкий скончался от ран) на 3 марта 1881 года.

2 марта на имя прокурора Желябов подал заявле­ ние, в котором просил приобщить его к делу 1 мар­ та. Он опасался, что, если судим будет один Рыса­ ков, процесс не получит должной огласки и народ не узнает о подлинных целях убийства Алек­ сандра II, о размахе революционной борьбы. Своим заявлением Желябов бросил смелый вызов только что возведенному на престол Александру III, говоря, что он —ветеран революции и если бы не арест, то он, Желябов, принял бы участие в умерщвлении

царя.

На суде Желябов пытался изложить программу «Народной воли», показать заслуги революционеров

120


в 1881 —1884 годах и в 1905 году. До 1882 года Моро­

зов

содержался в тюрьме Трубецкого бастиона,

а с

1882 по 1884 год был в Секретном доме Алексе-

евского равелина.

 

Портрет Н. А. Морозова помещен у камеры № 9.

Здесь же фотокопии некоторых изданий «Земли и воли» и «Народной воли», которые он редактировал.

В 1881 году, находясь за границей, Морозов по­ сетил Карла Маркса в Лондоне и получил от него текст «Манифеста Коммунистической партии» для издания на русском языке.

В революционном движении он с 17 лет. По «про­ цессу 20-ти» в 1882 году был приговорен к пожиз­ ненной каторге. Из Петропавловской крепости Мо­ розова перевели в Шлиссельбургскую крепость, знал он и Двинскую крепость. Всего в тюрьмах Морозов просидел 29 лет. Человек сильной воли, сумевший пережить все трудности одиночного заключения, Морозов был освобожден революцией 1905 года. После освобождения из Шлиссельбургской крепо­ сти он занимался научной работой. Его труды отно­ сятся к области химии, физики, астрономии, матема­ тики, естествознания. С 1907 года он преподавал химию и астрономию в Вольной высшей школе в Петербурге.

С 1918 года и почти до конца жизни Морозов являлся директором Высших курсов Лесгафта, пре­

образованных позже в Государственный

инсти­

тут физического образования имени П.

Ф. Лес­

гафта.

Н. А. Морозов являлся почетным членом Акаде­ мии наук. За революционную и научную деятель­ ность он был награжден двумя правительственными наградами. Умер в возрасте 92 лет.

122


ность и такую осторожность, что самые трусливые люди при ведении дел с ним считали себя в без­ опасности. Требовательный к выполнению каждым своих обязанностей, ставивший деловые интересы выше всего, он хотел, чтобы деятель-революционер забыл все человеческие слабости, расстался со сво­ ими личными наклонностями. Узкие рамки русской жизни не дали ему возможности развернуть свои силы в широком масштабе и сыграть крупную роль в истории, но в революционной Франции XVIII века он был бы Робеспьером».

Арестованный в 1880 году, А. Д. Михайлов по «процессу 20-ти» в 1882 году приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Умер в Се­ кретном доме Алексеевского равелина, где он содер­ жался с 1882 по 1884 год.

В камере 47 (на втором этаже) с 3 марта по 5 мая 1887 года находился старший брат В. И. Ле­ нина — А. И. Ульянов (1866 —1887).

До ареста А. И. Ульянов был студентом естест­ венного отделения физико-математического факуль­ тета Петербургского университета. Он серьезно ув­ лекся зоологией и химией, мечтал о научной дея­ тельности, пренебрегал всяческими развлечениями. Золотая медаль, полученная за курсовую работу по зоологии, открыла ему дорогу на профессорскую ка­ федру. Он много работал в зоологическом кабинете, подготовил магистерскую диссертацию. Студенты вспоминали, что А. И. Ульянов был молчалив и сдер­ жан, было в нем что-то суровое, твердое, сильное. Они испытывали к нему огромное уважение.

Преподаватели прочили А. И. Ульянову путь уче­ ного, но он сам выбрал тернистый путь борца с са­ модержавием. Ульянов был знаком с произведениями

124

Маркса, Энгельса, вел рабочие кружки, беседовал с рабочими по политическим и экономическим во­ просам. Вместе с тем он пытался обосновать и необ­ ходимость террора, который, с его точки зрения, мог дезорганизовать деятельность правительства и послу­ жить средством борьбы за политическую свободу. А. И. Ульянов составил программу «Террористиче­ ской фракции партии „Народная воля“», одним из основателей которой он был. (Фракция возникла в

1886 году.)

В 1887 году «Террористическая фракция партии „Народная воля“» начала подготовку покушения на Александра III. Руководство покушением взяли на себя П. Я. Шевырев, И. Д. Лукашевич и А. И. Улья­

нов.

Покушение, намеченное на 1 марта 1887 года, не состоялось. Организаторы его были брошены в тюрь­ му Трубецкого бастиона. Немедленно начались до­ просы.

3 марта 1887 года Ульянов был вызван на допрос. Но на первом допросе он отвечать отказался. Улик против него было мало, и жандармы сначала не пред­ полагали, что имеют дело с фактическим руководи­ телем подготовки покушения.

Сразу после ареста студенты М. Н. Канчер и П. С. Горкун раскрыли перед следователями роль Ульянова, и с 4 марта он стал давать показания, не отрицая своего участия в заговоре, и всю вину ста­ рался брать на себя. Он говорил о том, что ему при­ надлежит мысль организовать террористическую группу, что он подыскивал людей, квартиры, готовил динамит и снаряды.

31 марта департамент полиции разрешил М. А. Ульяновой свидание с сыном в крепости. Давая

125