Файл: Бастарева, Л. И. Петропавловская крепость [иллюстрированный путеводитель].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неод­ нократно от ударов молнии возникали пожары. Осо­ бенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный ку­ пол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.

В 1766 году было решено восстановить коло­ кольню: «...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 20 лет. Собор после пожара был отремонтирован через год.

В 1776 году на колокольне установили часы и куранты. Они были изготовлены в Голландии масте­ ром Оортом Красом. В 1952 году их капитально отре­ монтировали, и теперь четыре раза в сутки (в 6 ча­ сов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 ча­ сов ночи) колокола курантов исполняют Гимн Со­ ветского Союза.

В 1829 году во время сильной бури накренилась фигура ангела с крестом. Для ремонта нужно было возвести дорогостоящие леса. Но в 1830 году нашелся смельчак —кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно под­ нимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металличе­ ские конструкции были изготовлены на Урале на Вот-

84

кинском заводе, по частям их перевезли в Петер­ бург, частично смонтировали на площади перед со­ бором, а затем подняли на колокольню.

Петропавловский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировке, наруж­ ной отделке здания —наиболее характерные черты этого стиля.

Собор представляет собой вытянутое прямоуголь­ ное здание, его стены оформлены пилястрами — че­ тырехгранными полуколоннами и головками херуви­ мов на наличниках окон. Самая интересная часть со­ бора — колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Они соединены завитками — волютами, кото­ рые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Шпиль собора вознесся над городом как символ утверждения России на бере­ гах Невы, как символ выхода ее к просторам Бал­ тики.

Собор — самое высокое здание Ленинграда (если не считать вышку телевизионного центра). Его вы­ сота _ 122,5 метра; высота шпиля собора — около 40 метров; диаметр яблока над шпилем — 1,6 метра; высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах его крыльев — 3,8 метра. Открытие собора состоялось 29 июня 1733 года.

План собора не похож на традиционные планы русских церквей: это прямоугольное сооружение «зального» типа. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами.

Интерьер собора праздничный и нарядный: поме­ щение просторное и светлое (длина 61 метр, высота около 16 метров), огромные окна заливают светом собор.

85


Стены окрашены в. светлые гона, пилоны и пилястры расписаны под розовый и зеленый мрамор, своды покрыты красочной росписью, много позолоты. Петропавловский собор напоминает скорее дворцо­ вый светский зал, чем культовое помещение.

Собор освещается пятью люстрами, сделанными из хрусталя, позолоченной бронзы и цветного стекла в конце XVIII века.

На стенах над окнами расположены 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали лучшие художники XVIII века: Матвеев, Игнатьев, Гзелль, Бельский. Ху­ дожники, переосмысливая религиозные сюжеты, вно­ сили в свои произведения черты реальной жизни. Образы святых не неподвижны и сухи, — художники старались передать в них черты и чувства, свойствен­ ные человеку. Картины написаны маслом на холстах (иконы обычно писали на досках).

В алтарной части (у восточной стены собора) находится иконостас, поражающий своим великоле­ пием и мастерством исполнения. Он является уни­ кальным памятником резьбы по дереву. Выполнен по рисунку архитектора Ивана Зарудного. Более 40 ис­ кусных резчиков, столяров, позолотчиков работали над его созданием с 1722 по 1727 год. Искусные руки мастеров превратили дерево в мягкие ткани одежды, капители, драпировки, кисти, витые колонны, гир­ лянды цветов.

Иконостас выполнен как триумфальная арка, как памятник победы России в Северной войне. Он от­ носится к замечательным произведениям русского прикладного искусства. По оригинальности компози­ ции, богатству отделки, высокому мастерству испол­ нения он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

86

Виконостасе 43 иконы, написанные в основном

вXVIII веке московскими иконописцами под руко­ водством А. Меркурьева.

Их принимала специальная комиссия художников и архитекторов, в которую входили А. М. Матвеев, И. К. Коробов, Д. Трезини и другие. Комиссия дала высокую оценку исполнению икон.

На большой иконе справа от царских врат (если стоять лицом к иконостасу) изображен бог-вседер­ житель в царской одежде, со скипетром и державой в руках — атрибутами царской власти. Заставляя ве­ рующих молиться богу в образе царя, церковь вну­ шала им мысль о божественном происхождении цар­ ской власти.

Кафедра — место, откуда священники читали про­ поведи, — расположена перед иконостасом слева у колонны. Она украшена картинами на сюжеты из «священной» истории. Скульптуры святых на ка­ федре вырезаны из дерева известными мастерами. Они изображают апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.

С кафедры собора прославлялись царский дом Ро­ мановых, церковь. Ежегодно с кафедры читался текст анафемы, проклинавшей тех, кто выступал против ду­ ховной и светской власти.

Справа перед иконостасом находится обитое вишневым бархатом возвышение в две ступени под балдахином с кистями — царское место. На балда­ хине деревянная резная подушка, на ней вырезанные из дерева скипетр, меч и царская корона — атрибуты царской власти.

На бархате вышит золотыми и серебряными ни­ тями двуглавый орел — герб царской России.

Когда шло богослужение, царь обычно стоял на

88


этом возвышении. Во время посещений службы царем простой народ в собор не допускали.

Петропавловский собор играл большую роль в распространении религиозно-монархических идей. Церковь всеми средствами старалась воздействовать на психологию человека. Богатство собора, пышные богослужения, проповеди — все это должно было помогать укреплению идеи «божественного» проис­ хождения власти царя.

Петропавловский собор на протяжении несколь­ ких десятилетий служил усыпальницей русских им­ ператоров. Хоронить в соборе стали по указанию Петра I.

Сам Петр I похоронен у южной стены собора. Он умер 27 января 1725 года рано утром. В течение 40 дней проходило прощание с покойным. Под звон колоколов церквей Петербурга и пушечную стрельбу со стен крепости и Адмиралтейства гроб с телом Пе­ тра I перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца (он стоял на месте Эрмитажного театра) в Петропавловский собор. По сторонам процессии стояли 1250 гренадеров с факелами, тысячи солдат принимали участие в похоронах. Гроб с телом Пе­ тра I был установлен в специально для этого постро­ енной деревянной часовне посередине недостроен­ ного собора.

Когда собор был окончательно достроен, гроб с телом Петра I предали земле. В соборе похоронены все русские императоры (последним Александр III) и многие великие князья — представители дома Ро­ мановых.

30 могил отмечены белыми мраморными надгро­ биями. Два надгробия — Александра II и его жены — сделаны из камней-монолитов; на могиле Алек-

89

сандра II установлен монолит из серо-зеленой алтай­ ской яшмы весом около 5,5 тонны, на могиле его жены —из розового уральского орлеца весом 6,5 тон­ ны. 17 лет мастера Петергофской гранильной фабрики вручную шлифовали и обрабатывали очень хрупкий полудрагоценный камень. Установкой в 1906 году этих надгробий правительство Николая II стремилось поднять престиж дома Романовых: Александр II про­ славлялся как «освободитель крестьян».

Долгие годы собор был своеобразным музеем славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятых рус­ скими войсками во время войн со Швецией и Тур­ цией в XVIII веке. В начале XX века эти трофеи были переданы в различные музеи России (в основ­ ном в Эрмитаж).

Сейчас в соборе находятся 50 копий трофейных шведских и турецких знамен.

С 1924 года собор стал музеем и сохраняется как уникальное произведение русской архитектуры и ис­ кусства XVIII века.

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

Рядом с собором в 1908 году по проекту архитек­ тора Д. Гримма и при участии архитекторов А. Томишко и А. Бенуа было построено здание усыпаль­ ницы для великих князей. В ней сочетается архитек­ тура русских купольных церквей XVII—XVIII веков, черты классического стиля и барокко.

Сейчас в здании Великокняжеской усыпальницы размещена обширная выставка Музея истории Ленин­ града, посвященная истории строительства Петропаю довской крепости.

90


МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ В КРЕПОСТИ

Казематы

Сохранилось несколько казематов бастиона Зо­ това, дающих представление о казематах как местах заключения.

Казематы (помещения внутри крепостной стены) напоминали погреб. Кирпичные стены, часто неошту­ катуренные, сводчатые потолки. Земляной пол по­ крыт досками. Были и каменные полы. Стекла окон закрашивались белой краской, окна заделывались тол­ стыми решетками. Вход в каземат закрывался дере­ вянной дверью, обитой железом.

По воспоминаниям, декабриста А. М. Муравьева, у него в каземате были нары, на которых лежало ка­ кое-то лоснившееся от грязи тряпье. В одном углу на­ ходилась печка. В стену была вделана цепь с шейным кольцом. Муравьева в цепи не заковывали, но неко­ торые декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов (около 9,2 килограмма).

Кровать в камере декабриста В. П. Зубкова со­ стояла из нескольких досок, соединенных железными полосами. «Соломенный тюфяк и подушка лежали на двух узких досках с большим пустым промежут­ ком, причем одна доска была значительно толще дру­ гой. Простыня была, разумеется, из грубого холста и очень грязна. Стула не было, а стол надо было при­ слонять к стене, чтобы он не упал... В углу... стояла деревянная кадушка, издающая отвратительный за­

пах».

Казематы были невелики по размерам. У декаб­ риста В. П. Зубкова — 6 шагов в длину, 5 шагов в ши­ рину; у декабриста А. П. Беляева — 4 шага в длину.

92