Файл: Бастарева, Л. И. Петропавловская крепость [иллюстрированный путеводитель].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неод нократно от ударов молнии возникали пожары. Осо бенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный ку пол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить коло кольню: «...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 20 лет. Собор после пожара был отремонтирован через год.
В 1776 году на колокольне установили часы и куранты. Они были изготовлены в Голландии масте ром Оортом Красом. В 1952 году их капитально отре монтировали, и теперь четыре раза в сутки (в 6 ча сов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 ча сов ночи) колокола курантов исполняют Гимн Со ветского Союза.
В 1829 году во время сильной бури накренилась фигура ангела с крестом. Для ремонта нужно было возвести дорогостоящие леса. Но в 1830 году нашелся смельчак —кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно под нимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.
В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металличе ские конструкции были изготовлены на Урале на Вот-
84
кинском заводе, по частям их перевезли в Петер бург, частично смонтировали на площади перед со бором, а затем подняли на колокольню.
Петропавловский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировке, наруж ной отделке здания —наиболее характерные черты этого стиля.
Собор представляет собой вытянутое прямоуголь ное здание, его стены оформлены пилястрами — че тырехгранными полуколоннами и головками херуви мов на наличниках окон. Самая интересная часть со бора — колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Они соединены завитками — волютами, кото рые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Шпиль собора вознесся над городом как символ утверждения России на бере гах Невы, как символ выхода ее к просторам Бал тики.
Собор — самое высокое здание Ленинграда (если не считать вышку телевизионного центра). Его вы сота _ 122,5 метра; высота шпиля собора — около 40 метров; диаметр яблока над шпилем — 1,6 метра; высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах его крыльев — 3,8 метра. Открытие собора состоялось 29 июня 1733 года.
План собора не похож на традиционные планы русских церквей: это прямоугольное сооружение «зального» типа. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами.
Интерьер собора праздничный и нарядный: поме щение просторное и светлое (длина 61 метр, высота около 16 метров), огромные окна заливают светом собор.
85
Стены окрашены в. светлые гона, пилоны и пилястры расписаны под розовый и зеленый мрамор, своды покрыты красочной росписью, много позолоты. Петропавловский собор напоминает скорее дворцо вый светский зал, чем культовое помещение.
Собор освещается пятью люстрами, сделанными из хрусталя, позолоченной бронзы и цветного стекла в конце XVIII века.
На стенах над окнами расположены 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали лучшие художники XVIII века: Матвеев, Игнатьев, Гзелль, Бельский. Ху дожники, переосмысливая религиозные сюжеты, вно сили в свои произведения черты реальной жизни. Образы святых не неподвижны и сухи, — художники старались передать в них черты и чувства, свойствен ные человеку. Картины написаны маслом на холстах (иконы обычно писали на досках).
В алтарной части (у восточной стены собора) находится иконостас, поражающий своим великоле пием и мастерством исполнения. Он является уни кальным памятником резьбы по дереву. Выполнен по рисунку архитектора Ивана Зарудного. Более 40 ис кусных резчиков, столяров, позолотчиков работали над его созданием с 1722 по 1727 год. Искусные руки мастеров превратили дерево в мягкие ткани одежды, капители, драпировки, кисти, витые колонны, гир лянды цветов.
Иконостас выполнен как триумфальная арка, как памятник победы России в Северной войне. Он от носится к замечательным произведениям русского прикладного искусства. По оригинальности компози ции, богатству отделки, высокому мастерству испол нения он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.
86
Виконостасе 43 иконы, написанные в основном
вXVIII веке московскими иконописцами под руко водством А. Меркурьева.
Их принимала специальная комиссия художников и архитекторов, в которую входили А. М. Матвеев, И. К. Коробов, Д. Трезини и другие. Комиссия дала высокую оценку исполнению икон.
На большой иконе справа от царских врат (если стоять лицом к иконостасу) изображен бог-вседер житель в царской одежде, со скипетром и державой в руках — атрибутами царской власти. Заставляя ве рующих молиться богу в образе царя, церковь вну шала им мысль о божественном происхождении цар ской власти.
Кафедра — место, откуда священники читали про поведи, — расположена перед иконостасом слева у колонны. Она украшена картинами на сюжеты из «священной» истории. Скульптуры святых на ка федре вырезаны из дерева известными мастерами. Они изображают апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.
С кафедры собора прославлялись царский дом Ро мановых, церковь. Ежегодно с кафедры читался текст анафемы, проклинавшей тех, кто выступал против ду ховной и светской власти.
Справа перед иконостасом находится обитое вишневым бархатом возвышение в две ступени под балдахином с кистями — царское место. На балда хине деревянная резная подушка, на ней вырезанные из дерева скипетр, меч и царская корона — атрибуты царской власти.
На бархате вышит золотыми и серебряными ни тями двуглавый орел — герб царской России.
Когда шло богослужение, царь обычно стоял на
88
этом возвышении. Во время посещений службы царем простой народ в собор не допускали.
Петропавловский собор играл большую роль в распространении религиозно-монархических идей. Церковь всеми средствами старалась воздействовать на психологию человека. Богатство собора, пышные богослужения, проповеди — все это должно было помогать укреплению идеи «божественного» проис хождения власти царя.
Петропавловский собор на протяжении несколь ких десятилетий служил усыпальницей русских им ператоров. Хоронить в соборе стали по указанию Петра I.
Сам Петр I похоронен у южной стены собора. Он умер 27 января 1725 года рано утром. В течение 40 дней проходило прощание с покойным. Под звон колоколов церквей Петербурга и пушечную стрельбу со стен крепости и Адмиралтейства гроб с телом Пе тра I перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца (он стоял на месте Эрмитажного театра) в Петропавловский собор. По сторонам процессии стояли 1250 гренадеров с факелами, тысячи солдат принимали участие в похоронах. Гроб с телом Пе тра I был установлен в специально для этого постро енной деревянной часовне посередине недостроен ного собора.
Когда собор был окончательно достроен, гроб с телом Петра I предали земле. В соборе похоронены все русские императоры (последним Александр III) и многие великие князья — представители дома Ро мановых.
30 могил отмечены белыми мраморными надгро биями. Два надгробия — Александра II и его жены — сделаны из камней-монолитов; на могиле Алек-
89
сандра II установлен монолит из серо-зеленой алтай ской яшмы весом около 5,5 тонны, на могиле его жены —из розового уральского орлеца весом 6,5 тон ны. 17 лет мастера Петергофской гранильной фабрики вручную шлифовали и обрабатывали очень хрупкий полудрагоценный камень. Установкой в 1906 году этих надгробий правительство Николая II стремилось поднять престиж дома Романовых: Александр II про славлялся как «освободитель крестьян».
Долгие годы собор был своеобразным музеем славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятых рус скими войсками во время войн со Швецией и Тур цией в XVIII веке. В начале XX века эти трофеи были переданы в различные музеи России (в основ ном в Эрмитаж).
Сейчас в соборе находятся 50 копий трофейных шведских и турецких знамен.
С 1924 года собор стал музеем и сохраняется как уникальное произведение русской архитектуры и ис кусства XVIII века.
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА
Рядом с собором в 1908 году по проекту архитек тора Д. Гримма и при участии архитекторов А. Томишко и А. Бенуа было построено здание усыпаль ницы для великих князей. В ней сочетается архитек тура русских купольных церквей XVII—XVIII веков, черты классического стиля и барокко.
Сейчас в здании Великокняжеской усыпальницы размещена обширная выставка Музея истории Ленин града, посвященная истории строительства Петропаю довской крепости.
90
МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ В КРЕПОСТИ
Казематы
Сохранилось несколько казематов бастиона Зо това, дающих представление о казематах как местах заключения.
Казематы (помещения внутри крепостной стены) напоминали погреб. Кирпичные стены, часто неошту катуренные, сводчатые потолки. Земляной пол по крыт досками. Были и каменные полы. Стекла окон закрашивались белой краской, окна заделывались тол стыми решетками. Вход в каземат закрывался дере вянной дверью, обитой железом.
По воспоминаниям, декабриста А. М. Муравьева, у него в каземате были нары, на которых лежало ка кое-то лоснившееся от грязи тряпье. В одном углу на ходилась печка. В стену была вделана цепь с шейным кольцом. Муравьева в цепи не заковывали, но неко торые декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов (около 9,2 килограмма).
Кровать в камере декабриста В. П. Зубкова со стояла из нескольких досок, соединенных железными полосами. «Соломенный тюфяк и подушка лежали на двух узких досках с большим пустым промежут ком, причем одна доска была значительно толще дру гой. Простыня была, разумеется, из грубого холста и очень грязна. Стула не было, а стол надо было при слонять к стене, чтобы он не упал... В углу... стояла деревянная кадушка, издающая отвратительный за
пах».
Казематы были невелики по размерам. У декаб риста В. П. Зубкова — 6 шагов в длину, 5 шагов в ши рину; у декабриста А. П. Беляева — 4 шага в длину.
92