ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Т. В. Я К И Р И Н А
И. Д. К А Р П О В И Ч
ИСААКИЕВСКИЙ
СОБОР
Л Е П И З Д А Т - 1 9 7 2
гГ/_ |
пубЛ*ЧКй« |
I |
внЗяк<п*-жа С С С Р |
||
|
■п Y ОХ 54*40 |
* |
|
^нзгмпллр |
! |
|
•ОЛЯА |
|
|
^ тЗЗ$33/ |
|
Издание второе, исправленное и дополненное
2- 8 - 4
147- 197?
Исаакиевский собор входит в число уникальных ар хитектурных памятников Ленинграда.
Яркий, золотой купол Исаакия виден далеко за пре делами города. Вместе с другими монументальными со оружениями он определяет его силуэт.
Собор строился в течение 40 лет — с 1818 по 1858 год. Царское правительство, видевшее в этом гигант ском сооружении символ незыблемости самодержавия и православной церкви, отпустило на строительство собора огромную сумму — 23 миллиона 56 тысяч рублей. Для отделки стен и сводов были использованы полудрагоцен ные камни— малахит, лазурит, а также всевозможные сорта мрамора; на позолоту куполов и внутреннего уб ранства пошло более 400 килограммов червонного зо лота. Интерьер здания украшают около 600 декоратив ных скульптур, картин, мозаик, исполненных лучшими мастерами академической школы середины XIX века, в том числе Ф. А. Бруни, К. П. Брюлловым, И. П. Ви тали.
С 1858 года собор стал главным храмом столицы. После победы Великой Октябрьской социалистиче
ской революции собор некоторое время оставался
5
действующей церковью. В 1928 году по просьбе трудя щихся он был закрыт.
С 1931 года здание Исаакиевского собора преврати лось в музей, ведущий широкую культурно-просветитель ную и научно-атеистическую работу.
Во время Великой Отечественной войны в Исаакиевском соборе хранились эвакуированные коллекции при городных дворцов-музеев. Его колонны, кровля, витраж пострадали от обстрелов, холод и сырость вредно по влияли на его внутреннее художественное убранство.
С1947 года в соборе ведутся реставрационные рабо ты. Внутри они уже закончены. Сейчас ремонтируется фасад здания.
Сколоннады Исаакиевского собора открывается за мечательный вид на красавицу Неву и раскинувшийся на ее берегах величавый город, который дорог сердцу каждого советского человека.
■ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА
История сооружения Исаакиевского собора связана с несколькими этапами строительства Петербурга. Сущест вующее здание является четвертой церковью, воздвигну той в городе в честь Исаакия Далматского. Ему пред шествовало сооружение трех церковных построек, кото рые сменяли друг друга на протяжении полутора веков. Первая Исаакиевская церковь — почти ровесница Петер бурга. В 1703—1704 годах там, где сейчас находится Ад миралтейство, были пустынные, поросшие чахлыми ле сами болота. На низких, топких берегах Невы в ма леньких домиках ютились рыбаки и работные люди — строители новой столицы. Просеки соединяли редкие дворянские усадьбы.
Но город быстро рос. В ноябре 1704 года состоялась закладка Адмиралтейской крепости и судостроительной верфи, план которой начертал сам Петр I. Строитель ство ее вели тысячи крепостных крестьян со всех концов страны. Они селились в землянках, во временных бара ках. Здесь же сооружались жилые дома для чиновников и служебные постройки. Одна из них — чертежная — в 1710 году была переоборудована для приходской церкви Адмиралтейства. Церковь посвятили Исаакию Далмат
7
скому, — день празднования |
«памяти» этого святого |
(30 мая) совпадал с днем |
рождения Петра I. Через |
несколько лет это деревянное строение обветшало и было разобрано.
В 1712 году Петербург становится столицей Россий ской империи. Петр I издает специальный указ о строи тельстве каменных зданий, причем особое внимание об ращалось на застройку Стрелки Васильевского острова и территорий, примыкавших к Адмиралтейству. 6 августа 1719 года царь собственноручно заложил первый камень в основание новой Исаакиевской церкви. Ее решили по строить недалеко от Невы, там, где позднее был установ
лен |
Медный всадник. |
Проект |
составил архитектор |
|
И. Маттарнови, один из |
авторов |
уже |
осуществленного |
|
в те |
годы проекта первого русского |
музея — Кунстка |
меры, а строительные работы вел каменных дел мастер Яков Напронов. Вторая Исаакиевская церковь имела стройные, легкие формы. Ее силуэт напоминал силуэт собора Петропавловской крепости. На шпиле находи лись большие часы с боем, специально выписанные из Амстердама.
Однако болотистый прибрежный грунт оказался не устойчивым: в стенах появились трещины. В 1735 году во время грозы в шпиль ударила молния и вспыхнул по жар. Ремонтировать сильно поврежденную церковь не стали. В 1763 году полуразвалившееся здание было ре шено разобрать.
Через пять лет началась новая постройка — первого Исаакиевского собора (обе Исаакиевские церкви в Ад миралтейской части были приходскими). Строительство поручили А. Ринальди. Оно велось в оживленнейшем месте Петербурга того времени — на Исаакиевской пло щади, в ее северной части (позднее названной Сенат ской, ныне площадью Декабристов). На площади устраивались торжества по поводу спуска на воду судов и народные гулянья.
8
С востока ее ограничивали корпуса Адмиралтейства, построенные архитектором Коробовым в 1727— 1738 го дах, с запада — дворец Бестужева-Рюмина. Проект Ри нальди соответствовал этим постройкам: многочислен ные выступы, пилястры, орнаменты делали собор наряд ным, похожим на дворец. Предполагалось облицовку наружных стен исполнить из мрамора, рядом возвести стройную ажурную колокольню. Замысел Ринальди был осуществлен лишь частично, так как деньги из казны по ступали медленно, и после смерти Екатерины II работы почти прекратились. Наконец Павел I поручил архитек тору В. Бренна быстро закончить возведение собора. Стены выше карниза сложили из кирпича, мрамор, заго товленный для облицовки, был отвезен на строительство Инженерного замка. Вместо пяти куполов Бренна возвел один, а стройную трехъярусную колокольню заменил двухъярусной, тяжелой и неуклюжей.
Искаженное переделками здание явно нуждалось в полной перестройке: оно портило парадный облик одного из центральных участков города, где проектировались большие работы по сооружению корпусов Адмиралтей ства. В 1806 году президент Академии художеств А; С. Строганов разработал программу для участников конкурса на проект Исаакиевского собора. Программа обязывала архитекторов «приискать форму купола, мо гущего придать величие столь значительному зданию», а сам собор должен был «и снаружи и внутри представ лять все, что возбуждает удивление в самых великолеп ных церквах Италии». Кроме того, требовалось «приду мать удобный способ к украшению площади». Последнее условие означало необходимость согласовать здание со бора с окружающим его архитектурным пейзажем. К программе, разработанной А. С. Строгановым, Але ксандр I добавил и свое пожелание: архитекторы должны были сохранить алтарную часть здания, по строенного Ринальди.
9
В 1809 году приглашение принять участие в конкурсе направили одиннадцати архитекторам, в том числе та ким корифеям русского искусства, как А. Г. Баженов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Ква ренги. Несмотря на блестящий состав участников кон курса, царь не одобрил ни один из поданных проектов, так как почти все архитекторы предлагали снести весь старый собор и лишь потом соорудить новый.
В 1812 году началась война с Францией, и вопрос о перестройке собора, естественно, был отложен. К нему вернулись лишь через несколько лет, после победонос ного окончания Отечественной войны. За годы, прошед шие со времени объявления конкурса, состояние здания сильно ухудшилось: свод главного корпуса дал трещины. В апреле 1816 года большой кусок штукатурки рухнул на стоявших внизу людей, и собор пришлось закрыть. Александр I поручил председателю Комитета строений и гидравлических работ инженеру А. Бетанкуру избрать автора нового проекта. Все архитекторы столицы с не терпением ожидали, кому будет поручена эта трудная и почетная задача. К 1816 году Захаров, Воронихин, Тома де Томон уже скончались, но такие замечательные зод чие, как Росси, Стасов, Андрей и Алексей Михайловы, находились в расцвете своего таланта. Неожиданно для всех просвещенных кругов Петербурга Бетанкур поручил проектирование собора молодому французскому ар хитектору Огюсту Монферрану, который менее года жил в России. Возможно, что на выбор Бетанкура повлияло то обстоятельство, что имя Монферрана было известно Александру I. В 1814 году, когда победоносные русские войска вступили в Париж, архитектор поднес царю аль бом с чертежами триумфальных арок, обелисков и дру гих памятников в честь русского оружия.
Получив заказ на проектирование собора, Монферран сделал 24 рисунка, которые изображали фасад собо ра в самых различных стилях — эпохи Возрождения,
10
готическом, китайском и других. Эти миниатюрные эс кизы были виртуозно исполнены: в Париже Монферран учился у знаменитых архитекторов-декораторов Ш. Персье и П. Фонтена и блестяще владел графическим мас терством. Альбом с рисунками фасадов собора Бетан кур преподнес царю, и на другой же день появился указ о назначении Монферрана придворным архитектором с жалованьем 3 тысячи рублей в год.
Из всех рисунков, помещенных в альбоме, был вы бран и утвержден фасад собора в классическом стиле, как наиболее соответствующий архитектуре Петербурга. В феврале 1818 года Монферран представил окончательно разработанный проект. Архитектор стремился исполнить условия конкурса 1809 года: следуя полученным указа ниям о перестройке старого храма, он сохранил часть стен и два восточных пилона. Высоту собора Монферран увеличил до 71,35 метра, то есть сделал ее равной вы соте адмиралтейского шпиля. Здание завершали пять куполов, опирающихся на барабаны, окруженные колон нами. Диаметр огромного центрального купола предпо лагалось сделать на две трети больше диаметра купола прежнего собора.
Совмещение старых и новых конструкций, крайне трудное для проектирования, привело к серьезным тех ническим ошибкам. Осенью 1820 года архитектор А. Модюи прислал в Академию художеств докладную записку. Он сообщал, что осуществление проекта Монферрана угрожало катастрофой: гигантский купол, опирающийся на два старых и на два вновь построенных пилона, уста навливался так, что нагрузка распределялась не на глав ное столбище, а на цилиндрические смежные своды. Кроме того, пилоны, возведенные в разное время, неп ременно дали бы неравномерную осадку. В результате сообщения Модюи начатые в 1818 году строительные ра боты приостановились. Членам комитета, созданного при Академии художеств, было поручено исправить расчеты
11
и чертежи Монферрана, сохранив общий архитектурный облик здания. Кроме того, архитекторы Андрей и Алек сей Михайловы, А. И. Мельников, В. П. Стасов, П. П. Базен представили свои планы перестройки со бора.
Сам Монферран также упорно трудился над новым вариантом. Он предусмотрел снос всех подкупольных пилонов старого собора и сооружение четырех новых. Таким образом, была исправлена неправильная уста новка главного купола. Высота постройки увеличива лась с 71 до 101,5 метра. При исправлении недостатков наружного облика собора Монферран тщательно изучил чертежи членов комитета. Особое внимание он уделил проекту Андрея Михайлова. Эта работа отличалась гар монией пропорций и благородством линий. Комитет счи тал ее лучшей. Заимствовав некоторые черты проекта Михайлова, Монферран сделал главный купол слегка удлиненным, боковые купола уменьшил и приблизил к центру здания. С востока и с запада он добавил восьми колонные портики. В результате сделанных изменений общие очертания собора стали строже и стройнее. 3 ап реля 1825 года проект был утвержден. В том же году возобновились строительные работы. Ими руководила специальная Комиссия по строительству Исаакиевского собора, в которую вошли многие видные архитекторы, инженеры, а также крупные придворные чиновники. Деятельность Комиссии продолжалась вплоть до пол ного завершения строительства.
Собор, сооруженный А. Ринальди и В. Бренна, разо брали, оставив только восточную, алтарную часть. Учи тывая болотистый характер грунта и колоссальный вес здания, было решено сделать свайный фундамент под всей площадью постройки. Для сооружения свайного основания рабочие вырыли котлован глубиной 5,5 метра, откуда беспрерывно откачивали грунтовые воды. Затем строители приступили к забивке свай громадными семи-
12
женном на берегу Финского залива. Над каждой заго товкой трудились одновременно 40 человек. На поверх ности скалы очерчивали контур будущей колонны. Затем в полученной борозде сверлили ряд отверстий и в них вбивали клинья из металла. Мерными ударами тяжелых болванок по клиньям рабочие превращали борозду в трещину и постепенно откалывали блок. Полученный монолит здесь же в карьере вчерне обтесывали, грузили на судно и везли в Петербург. С пристани колонны по специальному настилу перекатывали в сарай, где они окончательно обрабатывались.
Установка 48 колонн портиков явилась, одной из труднейших операций при постройке собора. В 1822 году инженеры А. Бетанкур и П. К. Ломновский сконструи ровали леса и подъемные механизмы. Сохранившаяся модель лесов, экспонируемая в музее, дает представле ние об этом сооружении. Леса представляли собой 3 высоких коридора, образованных 4 рядами вертикаль ных стоек. Поверх стоек укреплялись канаты с блоками.
В один |
из коридоров |
на особых |
тележках |
вкатывали |
||||||
колонну. Посредством канатов, |
перекинутых через блоки, |
|||||||||
колонна была соединена с 16 |
кабестанами |
(воротами), |
||||||||
по 8 с каждой стороны лесов. |
Кабестаны |
приводились |
||||||||
в действие |
128 рабочими. |
Натягивая |
канаты, |
колонну |
||||||
медленно подымали. |
Подъем |
и |
установка |
монолита |
||||||
в 114 |
тонн |
продолжалась |
40—45 |
минут. |
20 |
марта |
1828 года была установлена первая колонна северного портика; II августа 1830 года воздвигнут последний монолит. Необычный для того времени процесс подъема колонн привлекал общее внимание.
Затем началась кладка |
стен |
и подкупольных пило |
|
нов, длившаяся еще 7 лет. |
Стены Исаакиевского собора |
||
достигают 5 метров |
толщины. |
Внутри них строители |
|
i проложили два ряда |
коридоров. |
Эти проходы и глухие |
камеры служили кладовыми. Снаружи стены облицовы-
14