Файл: Якирина, Т. В. Исаакиевский собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т. В. Я К И Р И Н А

И. Д. К А Р П О В И Ч

ИСААКИЕВСКИЙ

СОБОР

Л Е П И З Д А Т - 1 9 7 2

гГ/_

пубЛ*ЧКй«

I

внЗяк<п*-жа С С С Р

 

■п Y ОХ 54*40

*

 

^нзгмпллр

!

 

•ОЛЯА

 

 

^ тЗЗ$33/

 

Издание второе, исправленное и дополненное

2- 8 - 4

147- 197?

Исаакиевский собор входит в число уникальных ар­ хитектурных памятников Ленинграда.

Яркий, золотой купол Исаакия виден далеко за пре­ делами города. Вместе с другими монументальными со­ оружениями он определяет его силуэт.

Собор строился в течение 40 лет — с 1818 по 1858 год. Царское правительство, видевшее в этом гигант­ ском сооружении символ незыблемости самодержавия и православной церкви, отпустило на строительство собора огромную сумму — 23 миллиона 56 тысяч рублей. Для отделки стен и сводов были использованы полудрагоцен­ ные камни— малахит, лазурит, а также всевозможные сорта мрамора; на позолоту куполов и внутреннего уб­ ранства пошло более 400 килограммов червонного зо­ лота. Интерьер здания украшают около 600 декоратив­ ных скульптур, картин, мозаик, исполненных лучшими мастерами академической школы середины XIX века, в том числе Ф. А. Бруни, К. П. Брюлловым, И. П. Ви­ тали.

С 1858 года собор стал главным храмом столицы. После победы Великой Октябрьской социалистиче­

ской революции собор некоторое время оставался

5

действующей церковью. В 1928 году по просьбе трудя­ щихся он был закрыт.

С 1931 года здание Исаакиевского собора преврати­ лось в музей, ведущий широкую культурно-просветитель­ ную и научно-атеистическую работу.

Во время Великой Отечественной войны в Исаакиевском соборе хранились эвакуированные коллекции при­ городных дворцов-музеев. Его колонны, кровля, витраж пострадали от обстрелов, холод и сырость вредно по­ влияли на его внутреннее художественное убранство.

С1947 года в соборе ведутся реставрационные рабо­ ты. Внутри они уже закончены. Сейчас ремонтируется фасад здания.

Сколоннады Исаакиевского собора открывается за­ мечательный вид на красавицу Неву и раскинувшийся на ее берегах величавый город, который дорог сердцу каждого советского человека.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО

ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

История сооружения Исаакиевского собора связана с несколькими этапами строительства Петербурга. Сущест­ вующее здание является четвертой церковью, воздвигну­ той в городе в честь Исаакия Далматского. Ему пред­ шествовало сооружение трех церковных построек, кото­ рые сменяли друг друга на протяжении полутора веков. Первая Исаакиевская церковь — почти ровесница Петер­ бурга. В 1703—1704 годах там, где сейчас находится Ад­ миралтейство, были пустынные, поросшие чахлыми ле­ сами болота. На низких, топких берегах Невы в ма­ леньких домиках ютились рыбаки и работные люди — строители новой столицы. Просеки соединяли редкие дворянские усадьбы.

Но город быстро рос. В ноябре 1704 года состоялась закладка Адмиралтейской крепости и судостроительной верфи, план которой начертал сам Петр I. Строитель­ ство ее вели тысячи крепостных крестьян со всех концов страны. Они селились в землянках, во временных бара­ ках. Здесь же сооружались жилые дома для чиновников и служебные постройки. Одна из них — чертежная — в 1710 году была переоборудована для приходской церкви Адмиралтейства. Церковь посвятили Исаакию Далмат­

7

скому, — день празднования

«памяти» этого святого

(30 мая) совпадал с днем

рождения Петра I. Через

несколько лет это деревянное строение обветшало и было разобрано.

В 1712 году Петербург становится столицей Россий­ ской империи. Петр I издает специальный указ о строи­ тельстве каменных зданий, причем особое внимание об­ ращалось на застройку Стрелки Васильевского острова и территорий, примыкавших к Адмиралтейству. 6 августа 1719 года царь собственноручно заложил первый камень в основание новой Исаакиевской церкви. Ее решили по­ строить недалеко от Невы, там, где позднее был установ­

лен

Медный всадник.

Проект

составил архитектор

И. Маттарнови, один из

авторов

уже

осуществленного

в те

годы проекта первого русского

музея — Кунстка­

меры, а строительные работы вел каменных дел мастер Яков Напронов. Вторая Исаакиевская церковь имела стройные, легкие формы. Ее силуэт напоминал силуэт собора Петропавловской крепости. На шпиле находи­ лись большие часы с боем, специально выписанные из Амстердама.

Однако болотистый прибрежный грунт оказался не­ устойчивым: в стенах появились трещины. В 1735 году во время грозы в шпиль ударила молния и вспыхнул по­ жар. Ремонтировать сильно поврежденную церковь не стали. В 1763 году полуразвалившееся здание было ре­ шено разобрать.

Через пять лет началась новая постройка — первого Исаакиевского собора (обе Исаакиевские церкви в Ад­ миралтейской части были приходскими). Строительство поручили А. Ринальди. Оно велось в оживленнейшем месте Петербурга того времени — на Исаакиевской пло­ щади, в ее северной части (позднее названной Сенат­ ской, ныне площадью Декабристов). На площади устраивались торжества по поводу спуска на воду судов и народные гулянья.

8


С востока ее ограничивали корпуса Адмиралтейства, построенные архитектором Коробовым в 1727— 1738 го­ дах, с запада — дворец Бестужева-Рюмина. Проект Ри­ нальди соответствовал этим постройкам: многочислен­ ные выступы, пилястры, орнаменты делали собор наряд­ ным, похожим на дворец. Предполагалось облицовку наружных стен исполнить из мрамора, рядом возвести стройную ажурную колокольню. Замысел Ринальди был осуществлен лишь частично, так как деньги из казны по­ ступали медленно, и после смерти Екатерины II работы почти прекратились. Наконец Павел I поручил архитек­ тору В. Бренна быстро закончить возведение собора. Стены выше карниза сложили из кирпича, мрамор, заго­ товленный для облицовки, был отвезен на строительство Инженерного замка. Вместо пяти куполов Бренна возвел один, а стройную трехъярусную колокольню заменил двухъярусной, тяжелой и неуклюжей.

Искаженное переделками здание явно нуждалось в полной перестройке: оно портило парадный облик одного из центральных участков города, где проектировались большие работы по сооружению корпусов Адмиралтей­ ства. В 1806 году президент Академии художеств А; С. Строганов разработал программу для участников конкурса на проект Исаакиевского собора. Программа обязывала архитекторов «приискать форму купола, мо­ гущего придать величие столь значительному зданию», а сам собор должен был «и снаружи и внутри представ­ лять все, что возбуждает удивление в самых великолеп­ ных церквах Италии». Кроме того, требовалось «приду­ мать удобный способ к украшению площади». Последнее условие означало необходимость согласовать здание со­ бора с окружающим его архитектурным пейзажем. К программе, разработанной А. С. Строгановым, Але­ ксандр I добавил и свое пожелание: архитекторы должны были сохранить алтарную часть здания, по­ строенного Ринальди.

9


В 1809 году приглашение принять участие в конкурсе направили одиннадцати архитекторам, в том числе та­ ким корифеям русского искусства, как А. Г. Баженов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Ква­ ренги. Несмотря на блестящий состав участников кон­ курса, царь не одобрил ни один из поданных проектов, так как почти все архитекторы предлагали снести весь старый собор и лишь потом соорудить новый.

В 1812 году началась война с Францией, и вопрос о перестройке собора, естественно, был отложен. К нему вернулись лишь через несколько лет, после победонос­ ного окончания Отечественной войны. За годы, прошед­ шие со времени объявления конкурса, состояние здания сильно ухудшилось: свод главного корпуса дал трещины. В апреле 1816 года большой кусок штукатурки рухнул на стоявших внизу людей, и собор пришлось закрыть. Александр I поручил председателю Комитета строений и гидравлических работ инженеру А. Бетанкуру избрать автора нового проекта. Все архитекторы столицы с не­ терпением ожидали, кому будет поручена эта трудная и почетная задача. К 1816 году Захаров, Воронихин, Тома де Томон уже скончались, но такие замечательные зод­ чие, как Росси, Стасов, Андрей и Алексей Михайловы, находились в расцвете своего таланта. Неожиданно для всех просвещенных кругов Петербурга Бетанкур поручил проектирование собора молодому французскому ар­ хитектору Огюсту Монферрану, который менее года жил в России. Возможно, что на выбор Бетанкура повлияло то обстоятельство, что имя Монферрана было известно Александру I. В 1814 году, когда победоносные русские войска вступили в Париж, архитектор поднес царю аль­ бом с чертежами триумфальных арок, обелисков и дру­ гих памятников в честь русского оружия.

Получив заказ на проектирование собора, Монферран сделал 24 рисунка, которые изображали фасад собо­ ра в самых различных стилях — эпохи Возрождения,

10

готическом, китайском и других. Эти миниатюрные эс­ кизы были виртуозно исполнены: в Париже Монферран учился у знаменитых архитекторов-декораторов Ш. Персье и П. Фонтена и блестяще владел графическим мас­ терством. Альбом с рисунками фасадов собора Бетан­ кур преподнес царю, и на другой же день появился указ о назначении Монферрана придворным архитектором с жалованьем 3 тысячи рублей в год.

Из всех рисунков, помещенных в альбоме, был вы­ бран и утвержден фасад собора в классическом стиле, как наиболее соответствующий архитектуре Петербурга. В феврале 1818 года Монферран представил окончательно разработанный проект. Архитектор стремился исполнить условия конкурса 1809 года: следуя полученным указа­ ниям о перестройке старого храма, он сохранил часть стен и два восточных пилона. Высоту собора Монферран увеличил до 71,35 метра, то есть сделал ее равной вы­ соте адмиралтейского шпиля. Здание завершали пять куполов, опирающихся на барабаны, окруженные колон­ нами. Диаметр огромного центрального купола предпо­ лагалось сделать на две трети больше диаметра купола прежнего собора.

Совмещение старых и новых конструкций, крайне трудное для проектирования, привело к серьезным тех­ ническим ошибкам. Осенью 1820 года архитектор А. Модюи прислал в Академию художеств докладную записку. Он сообщал, что осуществление проекта Монферрана угрожало катастрофой: гигантский купол, опирающийся на два старых и на два вновь построенных пилона, уста­ навливался так, что нагрузка распределялась не на глав­ ное столбище, а на цилиндрические смежные своды. Кроме того, пилоны, возведенные в разное время, неп­ ременно дали бы неравномерную осадку. В результате сообщения Модюи начатые в 1818 году строительные ра­ боты приостановились. Членам комитета, созданного при Академии художеств, было поручено исправить расчеты

11


и чертежи Монферрана, сохранив общий архитектурный облик здания. Кроме того, архитекторы Андрей и Алек­ сей Михайловы, А. И. Мельников, В. П. Стасов, П. П. Базен представили свои планы перестройки со­ бора.

Сам Монферран также упорно трудился над новым вариантом. Он предусмотрел снос всех подкупольных пилонов старого собора и сооружение четырех новых. Таким образом, была исправлена неправильная уста­ новка главного купола. Высота постройки увеличива­ лась с 71 до 101,5 метра. При исправлении недостатков наружного облика собора Монферран тщательно изучил чертежи членов комитета. Особое внимание он уделил проекту Андрея Михайлова. Эта работа отличалась гар­ монией пропорций и благородством линий. Комитет счи­ тал ее лучшей. Заимствовав некоторые черты проекта Михайлова, Монферран сделал главный купол слегка удлиненным, боковые купола уменьшил и приблизил к центру здания. С востока и с запада он добавил восьми­ колонные портики. В результате сделанных изменений общие очертания собора стали строже и стройнее. 3 ап­ реля 1825 года проект был утвержден. В том же году возобновились строительные работы. Ими руководила специальная Комиссия по строительству Исаакиевского собора, в которую вошли многие видные архитекторы, инженеры, а также крупные придворные чиновники. Деятельность Комиссии продолжалась вплоть до пол­ ного завершения строительства.

Собор, сооруженный А. Ринальди и В. Бренна, разо­ брали, оставив только восточную, алтарную часть. Учи­ тывая болотистый характер грунта и колоссальный вес здания, было решено сделать свайный фундамент под всей площадью постройки. Для сооружения свайного основания рабочие вырыли котлован глубиной 5,5 метра, откуда беспрерывно откачивали грунтовые воды. Затем строители приступили к забивке свай громадными семи-

12

женном на берегу Финского залива. Над каждой заго­ товкой трудились одновременно 40 человек. На поверх­ ности скалы очерчивали контур будущей колонны. Затем в полученной борозде сверлили ряд отверстий и в них вбивали клинья из металла. Мерными ударами тяжелых болванок по клиньям рабочие превращали борозду в трещину и постепенно откалывали блок. Полученный монолит здесь же в карьере вчерне обтесывали, грузили на судно и везли в Петербург. С пристани колонны по специальному настилу перекатывали в сарай, где они окончательно обрабатывались.

Установка 48 колонн портиков явилась, одной из труднейших операций при постройке собора. В 1822 году инженеры А. Бетанкур и П. К. Ломновский сконструи­ ровали леса и подъемные механизмы. Сохранившаяся модель лесов, экспонируемая в музее, дает представле­ ние об этом сооружении. Леса представляли собой 3 высоких коридора, образованных 4 рядами вертикаль­ ных стоек. Поверх стоек укреплялись канаты с блоками.

В один

из коридоров

на особых

тележках

вкатывали

колонну. Посредством канатов,

перекинутых через блоки,

колонна была соединена с 16

кабестанами

(воротами),

по 8 с каждой стороны лесов.

Кабестаны

приводились

в действие

128 рабочими.

Натягивая

канаты,

колонну

медленно подымали.

Подъем

и

установка

монолита

в 114

тонн

продолжалась

40—45

минут.

20

марта

1828 года была установлена первая колонна северного портика; II августа 1830 года воздвигнут последний монолит. Необычный для того времени процесс подъема колонн привлекал общее внимание.

Затем началась кладка

стен

и подкупольных пило­

нов, длившаяся еще 7 лет.

Стены Исаакиевского собора

достигают 5 метров

толщины.

Внутри них строители

i проложили два ряда

коридоров.

Эти проходы и глухие

камеры служили кладовыми. Снаружи стены облицовы-

14