ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ные фигуры, руководствуясь сохранившимися рисунками П. В. Басина.
Реставраторам пришлось воссоздать и центральную группу в картине «Сотворение мира». Исчезнувший фраг мент этой композиции изображал Адама и Еву. Еще в 80-х годах прошлого века живопись сильно пострадала от сырости. Художник П. А. Соколов предложил снять со стен штукатурный слой вместе с росписью и перевести живопись на холст. Но он выполнил свой пооект только в отношении центральной части картины. Переведенный на холст фрагмент с изображением Адама и Евы был на тянут на подрамник и вмонтирован обратно в стену. В период с 1941—1942 годов сырость и холод разрушили живопись. Не сохранилось ни эскизов, ни первоначаль ных вариантов. Сотрудникам музея пришлось проделать кропотливую работу, подбирая рисунки Ф. А. Бруни в Русском музее. Художники В. Г. Корбан и Я. А. Каза ков создали более 10 вариантов группы, стремясь как можно точнее воспроизвести манеру Бруни. После утверждения одного из эскизов В. Г. Корбан заново на писал фигуры Адама и Евы в центре картины.
В 1961-Г-1963 годах художники бригады Казакова полностью расчистили живопись главного купола. Затем предстояла реставрация 12 картин, находящихся ниже, на стенах барабана. Четыре картины, изображавшие апо столов, были полностью уничтожены: в период с 1912— 1913 годов штукатурный слой с росписями сняли со стены и перевезли в Академию художеств для изготовле ния мозаичных копий. Во время первой мировой войны работы^не велись. Небрежно хранившиеся куски штука турки с нанесенной на нее живописью погибли. Единст венным материалом восстановления росписей были не большие акварельные эскизы Брюллова и карандашные
рисунки |
Басина. |
По этим подлинникам художники |
|
Я. |
А. |
Казаков, |
В. Г. Журавлев, П. А. Алексеев, |
В. |
Ф. Шитов заново написали четыре фигуры апостолов. |
93
Молодые советские мастера успешно воспроизвели сложную гамму красок, свойственную К. П. Брюллову.
Мозаики собора также требовали восстановления: их покрывал беловатый налет солей, гасивший яркие краски смальт. Все мозаичные картины были тщательно очи щены, швы между смальтами заделывались цветным во ском, но этим работа не ограничилась. Мозаики на ат тике имели большие дефекты в монтажных швах: компо зиции пересекала полоса с выкрошившимся набором. Кроме того, отсутствовала одна из мозаик иконостаса южного придела, и ее место занимала живопись на хол сте, изображающая святого Гавриила. Лучшие мастера мозаичной мастерской Академии художеств Д. М. Ма лышев, С. А. Николаев, В. В. Сорокин, Г. Л. Шретер за ново набрали монтажные швы мозаик на аттике и цели ком исполнили мозаику «Святой Гавриил». Вновь на бранная мозаичная картина ни в чем не уступает осталь ному убранству иконостаса.
В годы Великой Отечественной войны взрыв снаряда на Исаакиевской площади сильно повредил витраж. Стекла витража были изготовлены более 100 лет назад, по давно потерянным рецептам. В результате сложных исследований удалось найти состав старых стекол и из готовить новые, приближающиеся к утраченным по ка честву и цвету. В настоящее время витраж подсвечен люминесцентными лампами, что дает особенно красивые сочетания тонов цветных стекол.
В 1963 году реставрация интерьера была закончена. Восстановленное убранство стен и сводов впервые стало обозримым после реконструкции осветительной си стемы. Засверкали яркие краски росписей, мозаик, золо
ченых орнаментов.
Так получила «второе рождение» работа нескольких поколений русских художников, скульпторов, мастеров, создавших убранство этого уникального здания.
■ |
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР- |
|
МУЗЕЙ |
Открывшийся в 1931 году в здании собора музей сразу же завоевал широкую популярность. Он имел бога тые коллекции картин, скульптур, редких книг. Позднее эти фонды были переданы специальному Музею истории религии для использования их в научно-атеистической работе, а Исаакиевскйй собор стал историко-архитек турным музеем-памятником.
Экспозиция музея знакомит посетителей с историей строительства собора, с его архитектурой, художествен ным убранством, с реставрацией этого замечательного здания.
С первого же года существования музея в нем демон стрируется опыт Фуко, доказывающий вращение Земли
вокруг |
своей |
оси. Опыт |
был впервые поставлен |
в 1851 |
году |
в парижском |
Пантеоне, бывшем храме |
св. Женевьевы, французским физиком Жаном-Леоном Фуко. Это событие вызвало тогда сильное возмущение в церковных кругах. Не случайно в том же 1851 году по распоряжению Наполеона III Пантеон был снова пре вращен в церковь, а маятник снят.
Для широких масс опыт Фуко впервые демонстриро вался лишь в советское время, после установки маятника
95
в Исаакиевском соборе видным астрономом Н. П. Ка менщиковым. Первая демонстрация открытия Фуко в Советском Союзе состоялась в 1931 году, во время цер ковного праздника пасхи. Она происходила в присутст вии 7 тысяч человек.
Опыт основан на свойстве качающегося тела сохра нять плоскость своего качания независимо от движения площадки под маятником. Маятник, установленный в здании собора, представляет собой бронзовый шар,
подвешенный на стальной проволоке. Длина ее |
около |
93 метров. Вес груза равняется 54 килограммам. |
Под |
маятником находится изображение сектора, разделен ного на градусы. Экскурсовод выводит маятник из поло жения равновесия, а затем пускает качаться так, чтобы ввинченное в него острие проходило точно над какойлибо градусной линией сектора. Через несколько минут наблюдающие опыт замечают, что острие качается уже над новой линией сектора, то есть угол между первой линией и плоскостью качания все время увеличивается. Зрителям кажется, что маятник отклонился от первона чального положения. На самом деле площадка с деле ниями вследствие вращения Земли переместилась с за пада на восток.
Из всех когда-либо осуществлявшихся демонстраций опыта Фуко наглядность его в Исаакиевском соборе на ибольшая, так как здесь максимальная длина нити ма ятника и большой вес груза, что уменьшает сопротивле ние воздуха и увеличивает амплитуду (размах) качания. Таким образом удлиняется период каждого качания ма ятника, и отклонение его становится заметным для на блюдающих.
В наши дни советская наука, опираясь на марксист- ско,-ленинскую методологию, сделала небывалые успехи. Результатом смелых исследований космоса является все более полное познание мира, не оставляющее места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных
96
силах. Но и теперь опыт с маятником Фуко своей нагляд ностью неизменно вызывает интерес у посетителей музея. Особенной популярностью он пользуется у школьников и молодежи.
Музей привлекает множество посетителей. Их число приближается к 2 миллионам в год. Здесь можно встре тить граждан из всех республик Советского Союза, за рубежных гостей из многих стран мира. Многочисленные отзывы людей самых различных профессий и националь ностей говорят о незабываемом впечатлении, которое оставляет это грандиозное здание, о восхищении подви гом строителей собора.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ и с т о ч н и к и
A. R. Mo n t f e r r a n d . |
Eglise |
cathedrale de Saint Jsaac. СПб., 1845. |
||||
A. Л. Ротач. Исаакиевский собор. Л., Общество по распрост |
||||||
ранению политических и научных знаний, 1962. |
|
|
||||
Н. П. Никитин. |
Огюст Монферран. Проектирование и стро |
|||||
ительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. |
Л., |
|||||
Л. О. Союза советских архитекторов, 1939. |
|
|
со |
|||
B. Се ра фимов , |
М. Фомин. |
Описание Исаакиевского |
||||
бора. СПб., 1865. |
|
Исаакиевский собор. СПб., 1894. |
||||
П. Пр е о б р а же н с к и й . |
||||||
Г. Северцев . С.-Петербург в начале XIX века. «Исторический |
||||||
вестник», 1903, май. |
Материалы для истории художеств в |
Рос |
||||
Н. Р а м а з а н о в . |
||||||
сии, ч. I. СПб., 1863. |
|
|
|
|
|
|
А. В. Половце в . Ф. А. Бруни. СПб., 1907. |
|
|
||||
«К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях со |
||||||
временников». М., 1960. |
Письма, записные |
книжки, воспоминания. |
||||
П. П. Чист яков . |
||||||
М„ 1953. |
|
|
|
|
|
|
«Междуцарствие 1825 года и восстание декабристов в пере |
||||||
писке и мемуарах членов царской семьи». М.—Л., ГИЗ, |
1926. |
|
||||
«Русский художественный архив», |
1892, |
вып. III. |
|
|
||
«Сын отечества», 1858, № 24. |
|
|
|
|
||
«Иллюстрация», 1848, № 25, т. VII. |
1120, |
1253, 1265, |
1368. |
|
||
ЦГИА, ф. 1311, он. 1, дд. 152, 264, |
|
О Г Л А В Л Е Н И Е
Проектирование и строительство Исаакиевского собора . . . |
7 |
|
Архитектура и наружное убранство собора................................... |
24 |
|
Интерьер собора.................................................................................. |
41 |
|
Скульптура................................................................................... |
46 |
|
Живопись |
. ...................................................................................54 |
|
М озаика........................................................................................ |
72 |
|
Реакционная деятельность духовенства собора.............................. |
81 |
|
Реставрация |
здания ...................................................................... |
86 |
Исаакиевский |
собор — м у з е й .......................................................... |
95 |
И с п о л ь з о в а н н ы е и с т о ч н и к и ............................................ |
99 |
Татьяна Викторовна Якирина, Ирина Дмитриевна Карпович
щ |
„И С А А К И ЕВ С К И Й С О Б О Р " |
|
|||
|
Р ед ак то р Е . И . М о р о з о в а |
||||
|
Х удож ник Б . Н . О с е н ч а к о в |
||||
|
Х удож н и к -редактор |
О . И . М а с л а к о в |
|||
|
Т ехнический р ед а к то р Г. В. П р е с н о в а |
||||
|
К оррек тор И . |
Е. Б л и н д е р |
|
||
В |
С дано в |
набор |
16/VII |
1971 г. |
г. |
|
П одписано к печ ати |
17/1 1972 |
|||
|
Ф орм ат |
бум аги |
70Х1081/»* |
4,38. |
|
|
Б ум ага |
ти п . № |
2. У ел. печ. л. |
|
У ч.-изд . л. |
4,13. |
№ 280 |
|
Т и р аж 100 000 экз. М-18569. З а к а з |
||
SS |
-Л е н и зд ат , Л енинград , Ф он тан ка , |
59. |
|
|
О рдена Т рудового К расного З н ам ен и |
||
|
ти пограф ия |
им. В олодарского |
|
|
Л е н и зд ата , |
Ф онтанка, 57. |
|
Ц ен а 46 коп.