ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
РЕСТАВРАЦИЯ ЗДАНИЯ
«Эстафета мастерства» — так можно назвать главу
ореставрации собора.
Спервых же лет своего существования это огромное здание требовало постоянного технического надзора. Еще до окончания строительных работ Монферран обна ружил, что западная часть собора оседает больше, чем восточная: сваи, забитые в XIX веке, которые были ко роче свай, забитых в XVIII веке, при архитекторе Ри
нальди, оказались в толще глин, склонных к оползанию. В дальнейшем неравномерность осадки усилилась, так как конструкции здания возводились с интервалами в несколько лет. Такие условия неизбежно вели к разру
шению кладки стен, к образованию |
трещин |
в сводах, |
в пилонах, в мраморной облицовке. |
Колонны |
портиков |
отклонились от вертикального положения. Все возра ставшие деформации вызвали необходимость капиталь ного ремонта. Он продолжался 25 лет, с 1873 по 1898 год. Собор при этом оставался действующей церковью, что осложняло работы. В ходе ремонта под руководством академика Е. А. Сабанеева были выпрямлены все 48 ко лонн портиков. Это делалось методом подклинки. Верх
86
няя часть колонн срубалась, тяжесть перекрытия пере носилась на специально построенные леса. Затем при помощи металлических клиньев восстанавливалось стро го вертикальное положение колонны.
Облицовка стен также была в аварийном состоянии. Многие мраморные плиты требовали замены. Но найти мрамор нужного цвета не удалось: Рускиальские ломки были уже заброшены; пришлось сделать вставки из бо лее темного и менее прочного итальянского мрамора бордилио. Именно тогда фасады собора потеряли одно тонность: темные плиты бордилио резко отличаются от остальной облицовки.
В годы, последовавшие за окончанием двадцатипяти летнего ремонта, собор неоднократно подновляли, однако систематическое наблюдение над конструкциями не велось.
Убранство собора многие годы страдало от недостат ков отопительной системы. Здание отапливалось при помощи расположенных в подвале калориферов — ги гантских угольных топок. Теплый воздух шел по метал лическим жаровникам, по каналам в толще стены, а за тем через специальные отдушины поступал внутрь помещения. Эта система отопления требовала большого количества угля и постоянного наблюдения за топкой, но не давала необходимого тепла. Сырость, резкие коле бания температуры, копоть от горящих свечей сильно вредили живописи, лепным украшениям, мрамору. Ин терьер собора неоднократно реставрировался и в конце XIX и в начале XX века, однако это было лишь вос становление отдельных произведений, а не комплексные работы. Научно обоснованная реставрация конструкций здания и его декоративного убранства началась только после Октября. В 1928 году было проведено геодезиче ское обследование; его повторили в 1939, 1950 и 1961 го дах. Сопоставление материалов показало, что неравно мерная осадка прекратилась.
87
В 1941 году инженер Я. И. Гинзбург создал проект вентиляции и воздушного отопления, который предусма тривал подключение здания собора к тепловой сети Лен энерго.
В трудные годы Великой Отечественной войны, в условиях блокады Ленинграда помещение собора использовалось для хранения ценностей, эвакуирован ных из пригородных дворцов-музеев. Огромные размеры здания делали его мишенью при вражеских обстрелах, но прямых попаданий тяжелых снарядов не было: спе циальная окраска, нанесенная верхолазами, маскиро вала купол. Осколки снарядов, рвавшихся на Исаакиевской площади, повредили колонны, кровлю, пробили в ряде мест рельефы фронтонов. Взрывной волной были разбиты стекла окон, сильно поврежден витраж.
Даже в этих тяжелых условиях сотрудники музея не покидали собора. Они жили в подвале и, несмотря на голод, бомбежки, обстрелы, продолжали заботиться о здании и музейных ценностях. Конечно, топить гигант ские калориферы было невозможно. Сырость и холод особенно губительно действовали на живопись, лепку, мозаики. Росписи потемнели так, что нельзя было раз личить фигур. Красочный слой шелушился и осыпался. Штукатурка, на которую была нанесена живопись, в ряде мест отстала от кирпичной кладки. В мраморной облицовке пилонов появились трещины, отдельные ку ски мрамора выпали.
Сразу же после победы в Великой Отечественной войне Советское правительство приняло ряд постановле ний по восстановлению Ленинграда и его пригородов. Уже в 1947 году начались большие работы по реставра ции Исаакиевского собора. Их вели сотрудники Спе циальных научных реставрационных производственных мастерских под руководством архитектора-реставратора А. Л Ротача. В годы войны наиболее пострадал южный портик. Он имел многочисленные повреждения от оскол
88
ков снарядов. Один из снарядов сильно задел верхнюю часть стены и модульоны — мраморные детали, укра шающие фронтон. Полуразрушенные модульоны необхо димо было удалить и заменить новыми. А. Л. Ротач предложил использовать примененный еще в 1870— 1890-х годах метод исполнения недостающих модульонов из листовой меди, окрашенной под мрамор, что и было осуществлено.
Многочисленные трещины и выбоины в облицовке стен сначала заделывали цементом. В процессе работ удалось найти новый способ: мастера применили синте тическую эпоксидную смолу, что позволило значительно улучшить качество реставрации.
Впервые в реставрационной практике был применен и метод механизации работ при восстановлении мра мора: вся поверхность мраморной облицовки обрабаты валась электродрелью; удалялся верхний переродив шийся слой мрамора; затем шли процессы шлифовки абразивами, лощения и накатки глянца фетровыми кру гами.
С 1957 года, после специального постановления Ленгорисполкома, развернулись комплексные реставра ционные работы, в которых принял участие целый ряд научных учреждений. Ленинградский инженерно-строи тельный институт и Трест геодезических работ изучили основные конструкции собора. Их выводы, зафиксиро ванные в двенадцатитомном экспертном заключении и других документах, подтвердили прекращение неравно мерной осадки. Трещины пилонов,были признаны не опасными для здания собора.
Экспертиза дала материал и для ряда капитальных работ по восстановлению собора. Руководствуясь ими, сотрудники реставрационных мастерских произвели тща тельный ремонт кровли, заменив старый, непрочный спо соб мягкой пайки медных листов электрогазовой свар кой. Мраморные плиты колоколен, имевшие большие
89
трещины, были сняты, позолота главного купола очи щена особой спиртовой эмульсией.
Имевший многочисленные пробоины, сильно загряз ненный рельеф южного фронтона также требовал серьез ных работ. Реставраторы не только очистили скульп туру, но и покрыли ее специальным защитным раство ром, предохраняющим от ржавчины. Эта темно-коричне вая патина препятствует разрушению бронзы и придает статуям выразительность.
Но особенно трудоемкой была реставрация убран ства интерьера. Сотни метров мраморной облицовки стен шлифовались карборундовыми дисками, выбоины заделывались мастиками, в состав которых входил эпо ксидный клей. Таким же клеем укреплялись отколов шиеся куски гранита и мрамора. На аттике мастера восстанавливали утраты в облицовке из искусственного мрамора, имитируя сложный рисунок карельских и итальянских пород.
К реставрации мраморной облицовки собора были привлечены лучшие специалисты Ленинградских рестав рационных мастерских. Ими руководил старейший ма стер Н. Н. Решетов, участвовавший в строительстве Мавзолея В. И. Ленина. Над позолотой бесчисленных орнаментов сводов и иконостасов трудились умелые по золотчики, инструкцию для которых разработала рестав ратор Л. И. Васильева.
Реставрация живописи собора в общей сложности
продолжалась около 15 лет. О й началась еще в 1948 го |
|
ду, когда художники Н. В. Перцев и Р. П. Саусен про |
|
извели укрепление |
(консервацию) осыпавшегося красоч |
ного слоя. С 1953 |
года в Исаакиевском соборе начала |
работать бригада Я. А. Казакова. Входившие |
в |
нее |
||||
12 художников восстановили |
картины |
аттика, |
сводов, |
|||
пилонов. Они трудились |
около |
10 лет, |
отреставрировав |
|||
более |
150 произведений |
декоративной |
живописи. |
Эти |
||
работы |
потребовали не только |
искусства самих |
рестав- |
90
раторов, но и серьезных научных исследований. При реставрации картин нужно было укрепить отставшую от кирпичной кладки штукатурку. Кафедра строительных материалов ЛИИЖТа провела целый ряд опытов с бы
стро твердеющим раствором |
молотой извести. |
Раствор |
||
вводили |
в полости между кладкой стен и штукатуркой |
|||
и таким |
методом укрепляли |
многие картины. |
Затем |
ре |
ставраторы принимались за |
восстановление самой |
жи |
вописи. Для пропитки шелушившегося красочного слоя был разработан специальный состав из воска, скипи дара, канифоли. Водоустойчивость воска и смолы преду преждала разрушение живописи на многие годы. ■
В ряде картин были большие утраты красочного слоя. Художникам пришлось воссоздать заново целые фрагменты росписей «Страшный суд», «Сотворение ми ра», «Видение пророка Иезекииля».
При восстановлении огромного плафона «Видение пророка Иезекииля» реставраторы, когда поднялись на леса, увидели, что голова пророка написана грубо и резко отличается от остальной живописи. Научные со трудники музея долго искали объяснение этой загадки в архивных документах. И вот наконец секрет росписи был раскрыт. Оказалось, что в 1910 году центр плафона находился в угрожаемом состоянии. Реставратор С. Егорнов снял штукатурку, на которой была изображена го лова пророка. Этот кусок, вмонтированный в деревян ный щит, унесли в мастерскую реставратора. Затем Егорнов заново написал утраченный фрагмент, мало за ботясь о сходстве с подлинником. Лишь после долгих поисков удалось обнаружить подлинную роспись Бруни в фондах Русского музея. Реставратор А. Н. Ступин воспроизвел голову пророка, в точности копируя ориги нал. .
В двух парусах главного купола северного придела
протечки совершенно |
погубили живопись. Художники |
В. Г. Корбан и Я. А. |
Казаков заново написали утрачен |
92