Файл: Якирина, Т. В. Исаакиевский собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕСТАВРАЦИЯ ЗДАНИЯ

«Эстафета мастерства» — так можно назвать главу

ореставрации собора.

Спервых же лет своего существования это огромное здание требовало постоянного технического надзора. Еще до окончания строительных работ Монферран обна­ ружил, что западная часть собора оседает больше, чем восточная: сваи, забитые в XIX веке, которые были ко­ роче свай, забитых в XVIII веке, при архитекторе Ри­

нальди, оказались в толще глин, склонных к оползанию. В дальнейшем неравномерность осадки усилилась, так как конструкции здания возводились с интервалами в несколько лет. Такие условия неизбежно вели к разру­

шению кладки стен, к образованию

трещин

в сводах,

в пилонах, в мраморной облицовке.

Колонны

портиков

отклонились от вертикального положения. Все возра­ ставшие деформации вызвали необходимость капиталь­ ного ремонта. Он продолжался 25 лет, с 1873 по 1898 год. Собор при этом оставался действующей церковью, что осложняло работы. В ходе ремонта под руководством академика Е. А. Сабанеева были выпрямлены все 48 ко­ лонн портиков. Это делалось методом подклинки. Верх­

86

няя часть колонн срубалась, тяжесть перекрытия пере­ носилась на специально построенные леса. Затем при помощи металлических клиньев восстанавливалось стро­ го вертикальное положение колонны.

Облицовка стен также была в аварийном состоянии. Многие мраморные плиты требовали замены. Но найти мрамор нужного цвета не удалось: Рускиальские ломки были уже заброшены; пришлось сделать вставки из бо­ лее темного и менее прочного итальянского мрамора бордилио. Именно тогда фасады собора потеряли одно­ тонность: темные плиты бордилио резко отличаются от остальной облицовки.

В годы, последовавшие за окончанием двадцатипяти­ летнего ремонта, собор неоднократно подновляли, однако систематическое наблюдение над конструкциями не велось.

Убранство собора многие годы страдало от недостат­ ков отопительной системы. Здание отапливалось при помощи расположенных в подвале калориферов — ги­ гантских угольных топок. Теплый воздух шел по метал­ лическим жаровникам, по каналам в толще стены, а за­ тем через специальные отдушины поступал внутрь помещения. Эта система отопления требовала большого количества угля и постоянного наблюдения за топкой, но не давала необходимого тепла. Сырость, резкие коле­ бания температуры, копоть от горящих свечей сильно вредили живописи, лепным украшениям, мрамору. Ин­ терьер собора неоднократно реставрировался и в конце XIX и в начале XX века, однако это было лишь вос­ становление отдельных произведений, а не комплексные работы. Научно обоснованная реставрация конструкций здания и его декоративного убранства началась только после Октября. В 1928 году было проведено геодезиче­ ское обследование; его повторили в 1939, 1950 и 1961 го­ дах. Сопоставление материалов показало, что неравно­ мерная осадка прекратилась.

87


В 1941 году инженер Я. И. Гинзбург создал проект вентиляции и воздушного отопления, который предусма­ тривал подключение здания собора к тепловой сети Лен­ энерго.

В трудные годы Великой Отечественной войны, в условиях блокады Ленинграда помещение собора использовалось для хранения ценностей, эвакуирован­ ных из пригородных дворцов-музеев. Огромные размеры здания делали его мишенью при вражеских обстрелах, но прямых попаданий тяжелых снарядов не было: спе­ циальная окраска, нанесенная верхолазами, маскиро­ вала купол. Осколки снарядов, рвавшихся на Исаакиевской площади, повредили колонны, кровлю, пробили в ряде мест рельефы фронтонов. Взрывной волной были разбиты стекла окон, сильно поврежден витраж.

Даже в этих тяжелых условиях сотрудники музея не покидали собора. Они жили в подвале и, несмотря на голод, бомбежки, обстрелы, продолжали заботиться о здании и музейных ценностях. Конечно, топить гигант­ ские калориферы было невозможно. Сырость и холод особенно губительно действовали на живопись, лепку, мозаики. Росписи потемнели так, что нельзя было раз­ личить фигур. Красочный слой шелушился и осыпался. Штукатурка, на которую была нанесена живопись, в ряде мест отстала от кирпичной кладки. В мраморной облицовке пилонов появились трещины, отдельные ку­ ски мрамора выпали.

Сразу же после победы в Великой Отечественной войне Советское правительство приняло ряд постановле­ ний по восстановлению Ленинграда и его пригородов. Уже в 1947 году начались большие работы по реставра­ ции Исаакиевского собора. Их вели сотрудники Спе­ циальных научных реставрационных производственных мастерских под руководством архитектора-реставратора А. Л Ротача. В годы войны наиболее пострадал южный портик. Он имел многочисленные повреждения от оскол­

88

ков снарядов. Один из снарядов сильно задел верхнюю часть стены и модульоны — мраморные детали, укра­ шающие фронтон. Полуразрушенные модульоны необхо­ димо было удалить и заменить новыми. А. Л. Ротач предложил использовать примененный еще в 1870— 1890-х годах метод исполнения недостающих модульонов из листовой меди, окрашенной под мрамор, что и было осуществлено.

Многочисленные трещины и выбоины в облицовке стен сначала заделывали цементом. В процессе работ удалось найти новый способ: мастера применили синте­ тическую эпоксидную смолу, что позволило значительно улучшить качество реставрации.

Впервые в реставрационной практике был применен и метод механизации работ при восстановлении мра­ мора: вся поверхность мраморной облицовки обрабаты­ валась электродрелью; удалялся верхний переродив­ шийся слой мрамора; затем шли процессы шлифовки абразивами, лощения и накатки глянца фетровыми кру­ гами.

С 1957 года, после специального постановления Ленгорисполкома, развернулись комплексные реставра­ ционные работы, в которых принял участие целый ряд научных учреждений. Ленинградский инженерно-строи­ тельный институт и Трест геодезических работ изучили основные конструкции собора. Их выводы, зафиксиро­ ванные в двенадцатитомном экспертном заключении и других документах, подтвердили прекращение неравно­ мерной осадки. Трещины пилонов,были признаны не­ опасными для здания собора.

Экспертиза дала материал и для ряда капитальных работ по восстановлению собора. Руководствуясь ими, сотрудники реставрационных мастерских произвели тща­ тельный ремонт кровли, заменив старый, непрочный спо­ соб мягкой пайки медных листов электрогазовой свар­ кой. Мраморные плиты колоколен, имевшие большие

89



трещины, были сняты, позолота главного купола очи­ щена особой спиртовой эмульсией.

Имевший многочисленные пробоины, сильно загряз­ ненный рельеф южного фронтона также требовал серьез­ ных работ. Реставраторы не только очистили скульп­ туру, но и покрыли ее специальным защитным раство­ ром, предохраняющим от ржавчины. Эта темно-коричне­ вая патина препятствует разрушению бронзы и придает статуям выразительность.

Но особенно трудоемкой была реставрация убран­ ства интерьера. Сотни метров мраморной облицовки стен шлифовались карборундовыми дисками, выбоины заделывались мастиками, в состав которых входил эпо­ ксидный клей. Таким же клеем укреплялись отколов­ шиеся куски гранита и мрамора. На аттике мастера восстанавливали утраты в облицовке из искусственного мрамора, имитируя сложный рисунок карельских и итальянских пород.

К реставрации мраморной облицовки собора были привлечены лучшие специалисты Ленинградских рестав­ рационных мастерских. Ими руководил старейший ма­ стер Н. Н. Решетов, участвовавший в строительстве Мавзолея В. И. Ленина. Над позолотой бесчисленных орнаментов сводов и иконостасов трудились умелые по­ золотчики, инструкцию для которых разработала рестав­ ратор Л. И. Васильева.

Реставрация живописи собора в общей сложности

продолжалась около 15 лет. О й началась еще в 1948 го­

ду, когда художники Н. В. Перцев и Р. П. Саусен про­

извели укрепление

(консервацию) осыпавшегося красоч­

ного слоя. С 1953

года в Исаакиевском соборе начала

работать бригада Я. А. Казакова. Входившие

в

нее

12 художников восстановили

картины

аттика,

сводов,

пилонов. Они трудились

около

10 лет,

отреставрировав

более

150 произведений

декоративной

живописи.

Эти

работы

потребовали не только

искусства самих

рестав-

90


раторов, но и серьезных научных исследований. При реставрации картин нужно было укрепить отставшую от кирпичной кладки штукатурку. Кафедра строительных материалов ЛИИЖТа провела целый ряд опытов с бы­

стро твердеющим раствором

молотой извести.

Раствор

вводили

в полости между кладкой стен и штукатуркой

и таким

методом укрепляли

многие картины.

Затем

ре­

ставраторы принимались за

восстановление самой

жи­

вописи. Для пропитки шелушившегося красочного слоя был разработан специальный состав из воска, скипи­ дара, канифоли. Водоустойчивость воска и смолы преду­ преждала разрушение живописи на многие годы. ■

В ряде картин были большие утраты красочного слоя. Художникам пришлось воссоздать заново целые фрагменты росписей «Страшный суд», «Сотворение ми­ ра», «Видение пророка Иезекииля».

При восстановлении огромного плафона «Видение пророка Иезекииля» реставраторы, когда поднялись на леса, увидели, что голова пророка написана грубо и резко отличается от остальной живописи. Научные со­ трудники музея долго искали объяснение этой загадки в архивных документах. И вот наконец секрет росписи был раскрыт. Оказалось, что в 1910 году центр плафона находился в угрожаемом состоянии. Реставратор С. Егорнов снял штукатурку, на которой была изображена го­ лова пророка. Этот кусок, вмонтированный в деревян­ ный щит, унесли в мастерскую реставратора. Затем Егорнов заново написал утраченный фрагмент, мало за­ ботясь о сходстве с подлинником. Лишь после долгих поисков удалось обнаружить подлинную роспись Бруни в фондах Русского музея. Реставратор А. Н. Ступин воспроизвел голову пророка, в точности копируя ориги­ нал. .

В двух парусах главного купола северного придела

протечки совершенно

погубили живопись. Художники

В. Г. Корбан и Я. А.

Казаков заново написали утрачен­

92