ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Воронихина и Росси, широко применил металлические фермы. По сохранившейся и экспонируемой в музее ра бочей модели можно четко представить конструкцию купола. Он состоит из трех концентрических сводов: внутреннего, украшенного живописью; среднего, поддер живающего фонарик; наружного, состоящего из желез ных стропил и облицованного медными золочеными листами. Между чугунными ребрами внутреннего и среднего сводов имеется кладка из «гончаров»— 100 ты сяч полых глиняных горшков. Эта кладка кроме облег чения веса сводов дает теплоизоляцию и прекрасный резонанс.
Строительство собора закончилось в основном к кон цу 1841 года, но декоративные работы продолжались еще 17 лет.
Сооружение Исаакиевского собора явилось важным этапом в развитии русского строительного искусства. К разработке конструкций этого здания привлекались крупнейшие архитекторы, инженеры, математики; архи
текторы А. У. Адамини и В. Н. |
Глинка руководили уста |
||
новкой колонн; Г. Ламе и |
П. |
Клапейрон, |
математики |
с мировым именем, делали |
статический |
расчет сво |
дов; инженеры К- И. Опперман и Л. Л. Карбоньер раз рабатывали вопросы, связанные с кладкой фундаментов; инженер П. К. Ломновский выполнял расчет веса метал лических ферм купола.
Грандиозный размах строительства дал толчок к по явлению целого ряда технических усовершенствований. Шагом вперед было широкое применение металлических связей и перекрытий, сложное решение конструкций купола. Современники отмечали как интересные новше ства изобретенный купцом Сухановым способ вырубки гранитных монолитов и специальные конструкции лесов для подъема колонн, предложенные инженером Бетан куром. Доставка мрамора осуществлялась из Карелии при помощи первых в России буксирных судов. Неда
16
ром Монферран в своей книге «Исаакиевский собор» с гордостью заявлял о том, что при сооружении зда ния собора использованы последние технические от крытия.
Однако все усилия архитекторов и инженеров были бы тщетными без мастерства и таланта тысяч безвестных русских рабочих-строителей. Каждая мраморная плита, великолепно обтесанная и отшлифованная, свидетель ствует о необыкновенном искусстве каменщиков; все железные связи ковались вручную на заводе Берда. Кузнецы изготовляли из металла любые профили, не уступавшие по качеству прокатному железу. Выходец из крепостных крестьян Зайцев успешно руководил кладкой гигантского купола из пустотелых горшков-гон- чаров; крепостные мастера Балин и братья Дылевы, а также ярославские резчики по камню исполняли леп ные и мраморные орнаменты, соперничавшие с работой специально выписанных флорентийских мастеров. Плот ники с риском для жизни работали на большой высоте.
Современники неоднократно восхищались смекалкой и глазомером народных умельцев. «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибе гать к различным измерительным инструментам: пыт ливо взглянув на указанный план или модель, они точно копировали их».
Это поразительное искусство являлось результатом опыта многих поколений. Часто рабочие-строители, в основном оброчные крестьяне, были потомственными мастерами. Особенно славились плотники из Костром ской губернии, каменотесы из Архангельской, Вологод ской, Олонецкой губерний. Строительство собора дало работу тысячам таких умельцев, направлявшихся в сто лицу в поисках заработка. Ежегодно около 2 тысяч чело век было занято сооружением самого собора. Кроме того, 1000—1500 человек трудились на ломках мрамора и гра нита в Карелии и в Финляндии™”" ~ — — ------
2 «Исаакиевский собор»
Рабочие нанимались на строительство через подряд чиков, среди которых находились купцы, чиновники, от ставные военные: купцы Суханов и ШихИн, Молчанов, капитан Даршау, поручик Богданов и другие. Подряд чики покупали материалы, платили жалованье рабочим. От Комиссии по строительству собора им отпускались средства, намного превышающие эти расходы. На Рускиальских ломках подрядчики получали в месяц за ка менотеса около 85 рублей, за кузнеца 100 рублей, а пла тили самым опытным мастер,ам не более двух рублей
всутки,
Вотдельных случаях подрядчики сразу получали от Комиссии деньги на определенный вид работы. Так, ку пец С. Суханов при выломке гранита получал определен ную сумму за каждый монолит для колонны и деньги нг. производство работ. Но в положении рабочих это ничего не меняло. На ломках «комиссионера» Суханова рабочим было так же тяжело, как и на ломках подрядчика Шихина. И тут и там платили нищенское жалованье, а тру диться заставляли по 13 часов в день и даже по празд никам. За больного должны были полностью отрабо тать товарищи по артели. Широко практиковались штрафы.
Жильем рабочих обеспечивала Комиссия. Однако на ломках существовало только два тесных деревянных ба рака. Сотни людей ютились в жилищах, напоминавших убежища первобытного человека. Это были хижины, сло женные из каменных глыб и топившиеся по-черному. Для сохранения тепла их изнутри обмазывали глиной. Можно себе представить, как промерзал такой каменный «ша лаш» в суровые карельские зимы. Освещался он чадя щей сосновой лучиной. Работы начинались в 4 часа утра, невзирая на мороз или дождь. Сохранившиеся архивные
документы — жалобы и прошения — свидетельствуют о частых болезнях из-за отсутствия теплой одежды и медицинской помощи. Из этих же документов мы уз
18
наем, что в таких тяжелых условиях работали не только взрослые, но и дети. На ломках Суханова трудились мальчики 14—15 лет.
Судьба подрядчика Суханова любопытна. В то время как большинство приходивших на заработки крепостных и государственных крестьян вело нищенскую жизнь, от дельные предприимчивые, неразборчивые в средствах люди вырывались из общей массы и наживали крупные состояния. Суханов был одним из них.
Сын беднейших вологодских крестьян, он ушел из родных мест, ходил матросом на барках по Каме и- Волге, охотился на Шпицбергене. Скопив тяжелым про мыслом небольшую сумму, Суханов уехал в Петербург и через 7 лет стал крупным подрядчиком. Он сам рабо тал как резчик по мрамору и, несомненно, обладал худо жественным дарованием. В 1820— 1830 годах этот та лантливый мастер руководил выломкой колонн для Исаакиевского собора. 'Именно он изобрел остроумный способ раскалывания гранитных глыб клиньями. И в то же время, это был жадный и жестокий предпринима тель, беспощадно притеснявший рабочих. Архивные до кументы свидетельствуют, что Суханов часто задержи вал выплату денег и взимал штрафы за малейшие про ступки.
Условия, которые подрядчики создавали рабочим на стройке собора в Петербурге, немногим отличались от быта на ломках. Поступавшие на строительство кресть яне сдавали паспорта. Специальная охрана, состоявшая из солдатской инвалидной команды, следила за ними, не выпуская с обнесенной забором территории. Провини вшихся не только штрафовали, но и секли. Полицейский отводил наказанного на «съезжий двор», где с ним «по ступали по закону», то есть били шпицрутенами или
розгами.
Жили рабочие в сырых и полутемных двухэтажных казармах. Нары располагались в два яруса. Теснота
3 «Исаакиевский собор: |
19 |
была такой, что спать приходилось только на боку. Эк зекутор Евдаков, следивший за порядком на постройке, составил рапорт, в котором указал, что в казарме вместо 333 записанных проживало 486 человек; стены, потолки, полы гнили от сырости.
Питались рабочие артелью, на свои деньги нанимая стряпуху. Обедали летом на улице, зимой — в грязной казарме-столовой. В 30-х годах сотни строителей погибли во время свирепствовавшей в Петербурге эпидемии хо леры. Наводнение 1824 года также принесло немало горя: пострадало убогое имущество рабочих, деревянные стены казарм, пропитавшись водой, быстро разруша лись. Инженер Ломновский, освидетельствовавший ка зармы в 1830 году, подтвердил их полную ветхость. Од нако строители собора продолжали жить в этих разва линах.
Всякие жалобы на несправедливость и грубость на чальства вели лишь к разорению тех, кто жаловался: любая тяжба требовала бесконечных подачек полицмей стеру и чиновникам.
Часты были и несчастные случаи на строительстве. Комиссия и подрядчики мало заботились о безопасности рабочих, трудившихся на большой высоте. Лестницы между площадками делались наспех, иногда без перил. Ряд документов свидетельствует о падениях плотников и мраморщиков с лесов.
Но особенно тяжел был труд позолотчиков. Купола собора золотились так называемым «огневым способом».
На листы |
меди наносилась амальгама — раствор золота |
и ртути; |
затем листы нагревались, ртуть испарялась, |
а золото тонким ровным слоем покрывало поверхность. Чтобы предохранить рабочих от ядовитых ртутных па ров, им выдавали особые стеклянные маски с висящей вниз трубкой для дыхания. Эти примитивные приспособ ления плохо помогали. По свидетельству современников, более 60 позолотчиков умерли от отравления ртутью.
20
Медицинская помощь больным оказывалась редко и неискусно. В 1819 году на строительство был нанят лишь один «лекарский ученик». Через 20 лет, в 1838 году, после многочисленных жалоб Комиссия по строительству собора дала указание устроить «временный госпиталь», состоявший всего из одной комнаты.
Ответом на жестокую эксплуатацию явились проте сты и побеги рабочих. Бежавших ловили, наказывали, затем снова возвращали на строительство.
20 июля 1824 года произошло возмущение рабочих на каменоломнях купца Шихина. В донесении Комиссии Шихин сообщал, что бунт был прекращен с помощью вызванных властей, и просил принять меры, к розыску скрывшихся рабочих. Полиция вернула бежавших об ратно на каменоломню. При допросе рабочие показали, что они «учинили отлучку за утеснение в работе и неотдачу денег».
Во время восстания декабристов 14 декабря 1825 го да, когда на Сенатскую площадь (ныне площадь Декаб ристов) вышли восставшие полки, работные люди сорвали замок с ворот и смешались с толпой. При по явлении царя со стороны строительства полетели по ленья и камни. Николай I в своих мемуарах оставил следующие строки: «Рабочие Исаакиевского собора изза забора начали кидать в нас поленьями. Надо было решиться положить сему скорый конец, иначе бунт мог сообщиться черни, и тогда окруженные ею войска были б в самом трудном положении».
После подавления восстания на строительстве собора велись следствие и розыск «бунтовщиков». Режим стал еще более жестоким.
Но даже в тяжелых условиях николаевской реакции
строители Исаакия сохраняли |
любовное отношение |
||
к своей работе, веками |
выработанные навыки |
мастер |
|
ства. «Русские рабочие |
честны, |
мужественны |
и терпе- |
22
ливы... отличаются добротой и простодушием, кои очень располагают к ним», — писал Монферран.
Гигантское здание собора увековечило труд несколь ких поколений народных умельцев. Один из них, быв ший крепостной резчик по дереву М. Т. Салин, с ювелир ной точностью исполнял модели собора, предназначав шиеся для рассмотрения различных вариантов оформле ния здания. Эти модели, сделанные по заказу Монферрана, являются не только образцом искусства талант ливого резчика. Они наряду с чертежами раскрывают длительный процесс создания архитектурного облика собора. В музее экспонируется одна из моделей, из ли пового дерева, в ‘/ т натуральной величины.
■ |
АРХИТЕКТУРА И НАРУЖНОЕ |
|
УБРАНСТВО СОБОРА |
Анализ архитектуры собора сложен, так как его со оружение длилось почти полвека. Проектирование зда ния относится к 20-м годам XIX века, когда в Петер бурге шло интенсивное строительство, менявшее весь облик столицы. Такие талантливые зодчие, как Захаров, Воронихин, Тома де Томон, Росси, решая новые градо строительные задачи, создавали здания, формирующие целые кварталы города. Казанский собор преобразил большой участок Невского проспекта. Возник парадный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Строились величественные корпуса Адмиралтейства. Архитекторы этой эпохи создали лучшие образцы русского класси цизма. Новаторски используя античные традиции, зод чие возводили постройки, отличавшиеся гармонией пропорций и величавой строгостью форм. Ансамбли, относящиеся ко времени, последовавшему за победой над наполеоновской Францией, придали Петербургу особую торжественность: архитектурные образы воплотили пат риотические идеи о могуществе России, о ее победе в освободительной войне.
24
Исаакиевский собор во многом уступает этим шедев рам. Его фасады утяжеляют громоздкие скульптурные украшения; чрезмерно вычурно обрамление окон. Нару шение гармонии в облике собора объясняется и усло виями задания, полученного Монферраном. Архитектор обязан был увеличить высоту корпуса здания, сохраняя старые алтарные части. Выполнить это требование он мог только за счет высоты аттика. Между тем тяжелый десятиметровый аттик и соответствующие ему громозд кие фронтоны нарушали масштабность постройки: ги гантский купол, колонны, двери, стены издали кажутся меньше своих действительных размеров, и только вблизи можно ощутить огромную величину архитектурных форм здания. Однако, несмотря на все недостатки, Исаакиевский собор занял значительное место в русской архитектуре XIX века: это последнее крупное сооруже ние Петербурга, построенное в стиле классицизма.
Собор имеет строгий, четкий силуэт. Над массив ными стенами возвышаются слегка удлиненный купол и четыре небольшие легкие колокольни, которые подчер кивают вертикальные членения здания. Портики укра шают монолитные гранитные колонны коринфского ордера. 48 семнадцатиметровых по высоте монолитов образуют могучие колоннады, оформляющие все четыре фасада. 24 колонны меньших размеров окружают бара бан купола. Над ним на балюстраде установлены статуи ангелов, которые как бы продолжают вертикали колонн. Углы кровли завершают группы ангелов со светильни ками. Эти скульптуры придают зданию стройность, смяг чают чрезмерную массивность его форм.
В облике собора есть еще одна черта, искупающая многие недостатки: сами материалы, употребленные при его постройке — серый мрамор, красный гранит, позоло ченная медь, бронза, — дают богатые по оттенкам, краси вые сочетания красок. Летом яркое солнечное освещение усиливает блеск позолоты и полированного гранита,
25