Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ОГЛАВЛЕНИЕ
Б в е д е п и е .............................................................................................................
Г л а в а 1. Поршневые компрессорные у ст а н о в к и .............................
1. Классификация компрессорных м а ш и н .....................................
С.
ч
ССсо
2. |
Основные |
параметры |
и |
направления |
совершенствования порш |
11 |
||||||||||||||
|
|
новых компрессорных |
|
м а ш и н .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
3. |
Характеристика |
оппознтпых |
компрессоров |
и |
газомотокомпрес- |
20 |
||||||||||||||
4. |
с о р о в ........................................................................................................................ |
|
передвижные |
и полупередвижные |
компрессорные |
|||||||||||||||
Современные |
|
|||||||||||||||||||
|
установки |
|
. . . |
|
|
|
. |
............................................................32 |
|
|||||||||||
Г л а в а |
2. |
Свободпопоршиевые |
|
дизель-компрессоры |
|
. |
. . |
. |
44 |
|||||||||||
Г л а в а |
3. |
Винтовые |
компрессоры |
и иху с т а н о в к и ....................................... |
|
|
|
|
50 |
|||||||||||
1. |
Основные |
параметры, |
определяющие |
производительность вин |
|
|||||||||||||||
2. |
тового |
к о м п р ессо р а ................................................................................ |
|
|
типоразмсрпых |
рядов |
|
53 |
|
|||||||||||
Технические |
характеристики |
винтовых |
58 |
|||||||||||||||||
|
компрессоров |
|
..................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Г л а в а |
4. |
Ротационные |
пластинчатые к ом п р ессор ы ..................................... |
|
|
|
|
70 |
||||||||||||
1. |
Основные параметры, определяющие производительность рота |
73 |
||||||||||||||||||
2. |
|
ционного |
компрессора |
|
................................................................................ |
и конструктивные |
особенности ро |
|||||||||||||
Технические |
характеристики |
76 |
||||||||||||||||||
|
|
тационных |
компрессоров |
|
......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Г л а в а |
5. |
Центробежные компрессорные м а ш и н ы ..................................... |
|
|
|
|
90 |
|||||||||||||
1. |
Основные |
параметры |
центробежных |
компрессоров |
|
. . |
. |
92 |
||||||||||||
2. Технические показатели центробежных компрессоров |
|
. . |
. |
102 |
||||||||||||||||
3. |
Основные |
конструктивные |
элементы |
центробежных |
компрессо |
111 |
||||||||||||||
|
|
ров |
высокого |
давления |
|
................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Г л а в а |
6. |
Осевые |
компрессоры |
....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
123 |
|||||||
1. |
Схема |
и |
принцип д е й с т в и я ....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
124 |
||||||||
2. |
Технические |
показатели |
осевых к о м п р ессо р о в .................................... |
|
|
|
|
130 |
||||||||||||
3. |
Регулирование |
осевых |
компрессоров......................................................... |
|
|
|
|
|
на 3 стр, обл. |
131 |
||||||||||
Список ли тературы .............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
МИХАИЛ МЕН31IK013114 ХУШПУЛЯН |
|
|
|
|
|
||||||||||
ТЕХ НИ КО-» К ОИ ОМИЧ ЕСКИЕ |
ПОКАЗАТЕЛИ СОВРЕМЕН НЫХ |
|
КОМ П РЕССО РО В |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И УСТАНОВОК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Редактор |
издательства С. .-1. Дреицеп |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Технический редактор Л. В. Дунаева |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Корректор В. П. Крымова |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Сдано |
в набор |
6/VIII |
I973 г. |
|
|
|
Подписано в печать 28 IX 1973 |
г. |
Т—15067 |
|||||||||||
|
|
Издательство «Недра», 103633, Москва, К-12, Третьяковский проезд, 1/19 |
|
|||||||||||||||||
Московская типография ,\рз 32 |
Союзиолиграфпрома |
при |
Государственном |
комитете |
||||||||||||||||
Совета |
Министров |
СССР |
по |
делам |
издательств, |
полиграфии |
и |
книжной |
торговли. |
|||||||||||
|
|
|
|
Москва, |
К-51, |
Цветной бульвар, |
д. 2б. |
|
|
|
|
|
|
М. М. ХУШПУЛЯН
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОВРЕМЕННЫХ КОМПРЕССОРОВ
И УСТАНОВОК
ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А »
М о с к в а 1974
,4 4 |
Ь;Чуi.;-; |
|
|
|
|
|
|
|
Чп ГА *•. |
.-\»v • |
. . „ |
|
9 ' Ь - //^ £ |
V |
/ |
УДК 622.32:621.51.003.004
Хушпулян M. M. Технико-экоиомнческие показатели современных ком прессоров и установок. М., «Недра», 1974, 144 с.
В книге рассмотрено современное состояние и направление развития ком прессорных машин и их установок, применяемых в нефтегазовой промыш ленности. В последнее время наряду с отечественной промышленностью ком прессорные установки поставляют и некоторые зарубежные фирмы. Приведе ны основные показатели поршневых, свободнопоршневых, винтовых, ротаци онных, центробежных и осевых компрессоров новейших марок. Изложены преимущества и недостатки перечисленных компрессоров и их установок.
В работе отмечены конструктивные особенности и даны технические ха рактеристики передвижных и полупередвижных компрессорных установок ла базе поршневых, винтовых н ротационных компрессорных машин, являю щихся новым направлением в развитии современного компрессоростроения. Эти установки отвечают особенностям п требованиям нефтегазовой промыш ленности. их применение существенно уменьшает капитальные и эксплуатаци онные затраты.
Приведены данные по турбодетандерным агрегатам, использование ко торых в качестве привода для центробежных, осевых и винтовых компрес соров приводит к повышению технико-экономических показателен компри мирования. В работе также описаны н оригинальные центробежные ком прессорные установки, которые вследствие конструктивных особенностей, за ключающихся в объединении в едином блоке привода и компрессора, мон тируются в трубопроводной коммуникации.
Технико-экономические показатели приведенных компрессоров и их уста новок могут служить критерием для выбора оптимального варианта ком прессорной установки для сбора, транспорта, переработки газа, газлифтной эксплуатации скважин и закачки газа в пласт.
Книга предназначена для широкого круга инженеров — эксплуатацион ников. проектировщиков и конструкторов нефтегазовой промышленности.
Таблиц 37, иллюстраций 50, библиография — 8 названий.
0384 — 592 |
230—74 |
Р> Издательство «Недра», 1974. |
|
043(01) — 74 |
|||
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Высокие темпы развития нефтегазовой промышленности и, как следствие этого, необходимость компримирования огромно го количества нефтяного и природного газа при его сборе, тран спорте, переработке, закачке в пласт, газлифтной эксплуатации скважин и других технологических процессах обусловили воз растание производства компрессорных машин и их установок.
Специфические условия нефтегазовой промышленности, зак лючающиеся в территориальной разбросанности эксплуатируе мых объектов, переменно возрастающем и убывающем по вре мени характере количественных и качественных параметров компримирования газа, большом многообразии первоначальных и конечных давлений нагнетания, предопределили создание компрессорных машин, различающихся между собой как по принципу осуществляемого в них сжатия, так и по раз нообразию типоразмеров, давлению нагнетания и производи тельности .
Все компрессорные машины можно разделить на два клас са: в одном компримирование основано на принципе вытесне ния, в другом осуществляется за счет сообщения газу большой скорости с последующим преобразованием кинетической энер гии потока в работу сжатия нагнетаемого газа.
К первому классу компрессорных машин относятся поршне вые, винтовые и ротационные компрессоры, ко второму — цент робежные и осевые.
Общим направлением в развитии современного компрессоростроения являются обеспечение максимальных значений к. п. д., уменьшение веса компрессоров и их габаритов, достижение про стоты конструкций, надежной и длительной их работы. В по следние годы как отечественной, так и зарубежной промышлен ностью достигнуты значительные успехи. Высокий уровень развития технологии энергомашиностроения, обеспечение про мышленности высококачественными сортами стали, познание сложных газодинамических процессов в проточной части цент робежных и осевых компрессорных машин, а также тщательные
3
исследования и усовершенствование термодинамических про цессов газовых двигателей явились реальной основой для соз дания высокоэффективных компрессоров и их установок с отно сительно малыми металлоемкостью и габаритами, что имеет чрезвычайно важное технико-экономическое значение для неф тегазодобывающей промышленности.
Поршневые компрессоры в силу применяемого в них прин ципа компримирования остаются вне конкуренции в обеспече нии высоких и сверхвысоких давлений нагнетания, являясь в то же время относительно малопроизводительными и громоздкими машинами. Многолетние поиски, направленные на уменьшение их веса, габаритов и повышение производительности, привели к необходимости создания поршневых компрессоров с оппозитным расположением цилиндров. При этом представилось воз можным довести частоту вращения вала машины мощностью 2000 л. с. до 1000 об/мин (вместо 300—400 об/мин при неоппозитном расположении компрессорных цилиндров в машинах старых конструкций). Для компрессоров мощностью 5000 л. с. и выше частота вращения при оппозитном расположении ком прессорных цилиндров увеличена до 300—350 об/мин (против 125—180 об/мин). Это привело к значительному уменьшению веса и габаритов машин. Вес компрессора на оппозптных базах снижается вдвое, а занимаемая им площадь сокращается на 40%. В еще большей степени уменьшается масса фундамента ввиду хорошей уравновешенности сил инерции этих компрес соров. Эти преимущества предопределили решительный пере ход на выпуск поршневых компрессоров с оппозитным располо жением цилиндров.
Другое весьма важное направление на пути уменьшения ве са и габаритов компрессоров, повышения их технико-экономи ческой эффективности и обеспечения автономности энерго снабжения путем эффективного использования нефтяного и природного газа — создание газомотокомпрессорных агрега тов. Комплексное использование в их конструкции оппозитных баз, совместное агрегирование газового двигателя с компрессо ром, применение современных систем наддува к силовым ци линдрам газового двигателя, использование рациональных систем воздушного охлаждения компрессорной установки и пол ная их автоматизация явились решающими факторами, позво лившими создать высокоэффективные газомотокомпрессорные агрегаты и их установки с малой металлоемкостью как в ста ционарном, так и передвижном исполнении. Выпуск таких агре гатов всеми ведущими фирмами осуществляется в весьма боль шом типоразмерном исполнении, мощность их находится в пре делах от 250 до 12 500 л. с.
Существенные изменения произошли также в области про изводства винтовых и ротационных компрессоров. Эти маши ны — разновидность компрессорных машин объемного типа, в
4
которых сжатие осуществляется по принципу вытеснения, но без наличия в их конструкции кривошипно-шатунного механиз ма. Это обеспечило возможность применения больших скоро стей и, как следствие этого, достижения большой производи тельности при малых весе и габаритах. Использование специ альных сталей, высокая точность изготовления сопряженных деталей и узлов позволили современной промышленности нала дить выпуск большого типоразмерного ряда винтовых и рота ционных компрессорных машин с диапазоном производительно сти от 66 до 700 м3/мин и давлением нагнетания от 3 до 10 кгс/'см2. Возможность эффективного использования в винто вых и ротационных компрессорах избыточных давлений нефтя ного газа при столь значительных степенях сжатия предопреде лили их широкое применение в системах сбора и транспорта нефтяного газа. Важное преимущество ротационных компрессо ров, заключающееся в возможности их использования в каче стве вакуумных агрегатов, открывает широкие перспективы для их применения на нефтегазовых промыслах с целью более эф фективной вакуумной стабилизации нефти. Одновременно с этим обеспечивается полная ликвидация потерь легких углево дородов, исключается необходимость применения сложных уст ройств для герметизации систем сбора, транспорта и хранения нефти.
За последние 10—15 лет достигнуты значительные успехи в производстве центробежных компрессоров, в основном высоко напорных с давлением нагнетания до 350 кгс/см2. Рост мощно сти технологических установок современной многоотраслевой промышленности, интенсификация производственных процессов, неразрывно связанная с потреблением огромных количеств газа с высокими давлениями нагнетания, необходимость непрерывной подачи компримируемого потока и существенного уменьше ния площади компрессорных цехов явились основными предпо сылками создания высоконапорных центробежных компрессо ров. Б ■нефтегазовой промышленности их применение имеет большое технико-экономическое значение, поскольку в таких технологических процессах, как закачка огромных количеств газа в пласт для интенсификации нефтеотдачи и подземно го хранения газа, способствует существенному уменьшению ка питальных и эксплуатационных затрат по сравнению с установ ками, оборудованными поршневыми компрессорами.
Весьма важно использование высоконапорных центробеж ных компрессорных машин для морских месторождений нефти и газа вследствие высокой стоимости площади морских осно ваний.
Качественные изменения произошли также в области совер шенствования осевых компрессорных машин в связи с резким увеличением агрегатной мощности газовых турбин.
Вследствие существенного увеличения производительности,
5
давления нагнетания и к. п. д. современных компрессоров зна чительно расширились ранее обусловленные пределы их при менения. Поэтому выбор класса и типа компрессорных машин для конкретно рассматриваемой технологической установки с целью обеспечения максимального технико-экономического эффекта должен решаться с учетом технического уровня совре менного компрессоростроения.
Поскольку среди потребителей компрессорных машин неф тегазодобывающая и нефтехимическая промышленность зани мают одно из ведущих мест, а компрессорные установки харак теризуются большой мощностью, выбор как типа компрессора, так и агрегатной мощности должен осуществляться путем .соот ветствующих технико-экономических расчетов.
Вместе с отечественными компрессорами и их установками на объектах нефтегазодобывающей и нефтехимической промыш ленности применяется и компрессорное оборудование, произве денное некоторыми зарубежными фирмами.
Для достижения высоких экономических показателей комп римирования многими фирмами наряду с компрессорами по ставляются и приводы соответствующего типа или даются рекомендации по применению того или иного вида привода. На пример, в установках, где имеются отходящие газы с избыточ ным давлением от 3 до 11 кгс/см2 и температурой от 400 до 600° С в качестве привода к центробежным и осевым компрес сорам используют рекуперационную турбину. В установках, где требуется расширение сжатого газа для его разделения, в ка честве привода применяются турбодетандеры, которые, как по казывает опыт эксплуатации, обеспечивают высокие техникоэкономические показатели компрессорных установок. Мощность современных рекуперациониых и турбодетандерных приводов, по данным зарубежных фирм, находится в пределах от 1000 до
20 000 л. с.
Стремление максимально уменьшить капитальные и эксплуа тационные затраты привело к созданию специальных компрес сорных установок для нефтегазовой и нефтехимической промыш ленности. К числу таких конструктивных решений могут быть отнесены центробежные компрессорные установки фирмы «Ингерсолл-Рэид». Они состоят из электродвигателя и центро бежного компрессора, агрегированных вместе и вмонтирован ных в цельнометаллический цилиндрический корпус.
Применение таких компрессорных установок в качестве бустерных на магистральных газопроводах увеличивает их пропускную способность, исключает необходимость сооружения капиталоемких компрессорных станций, сокращает эксплуата ционные расходы, что способствует существенному уменьшению себестоимости компримирования. По данным фирмы, мощность указанных компрессорных установок достигает 5000 л. с.
6