Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Б в е д е п и е .............................................................................................................

Г л а в а 1. Поршневые компрессорные у ст а н о в к и .............................

1. Классификация компрессорных м а ш и н .....................................

С.

ч

ССсо

2.

Основные

параметры

и

направления

совершенствования порш

11

 

 

новых компрессорных

 

м а ш и н ....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Характеристика

оппознтпых

компрессоров

и

газомотокомпрес-

20

4.

с о р о в ........................................................................................................................

 

передвижные

и полупередвижные

компрессорные

Современные

 

 

установки

 

. . .

 

 

 

.

............................................................32

 

Г л а в а

2.

Свободпопоршиевые

 

дизель-компрессоры

 

.

. .

.

44

Г л а в а

3.

Винтовые

компрессоры

и иху с т а н о в к и .......................................

 

 

 

 

50

1.

Основные

параметры,

определяющие

производительность вин­

 

2.

тового

к о м п р ессо р а ................................................................................

 

 

типоразмсрпых

рядов

 

53

 

Технические

характеристики

винтовых

58

 

компрессоров

 

.....................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

4.

Ротационные

пластинчатые к ом п р ессор ы .....................................

 

 

 

 

70

1.

Основные параметры, определяющие производительность рота­

73

2.

 

ционного

компрессора

 

................................................................................

и конструктивные

особенности ро­

Технические

характеристики

76

 

 

тационных

компрессоров

 

.........................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

5.

Центробежные компрессорные м а ш и н ы .....................................

 

 

 

 

90

1.

Основные

параметры

центробежных

компрессоров

 

. .

.

92

2. Технические показатели центробежных компрессоров

 

. .

.

102

3.

Основные

конструктивные

элементы

центробежных

компрессо­

111

 

 

ров

высокого

давления

 

................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

6.

Осевые

компрессоры

.......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

123

1.

Схема

и

принцип д е й с т в и я .......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

124

2.

Технические

показатели

осевых к о м п р ессо р о в ....................................

 

 

 

 

130

3.

Регулирование

осевых

компрессоров.........................................................

 

 

 

 

 

на 3 стр, обл.

131

Список ли тературы ..............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИХАИЛ МЕН31IK013114 ХУШПУЛЯН

 

 

 

 

 

ТЕХ НИ КО-» К ОИ ОМИЧ ЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ СОВРЕМЕН НЫХ

 

КОМ П РЕССО РО В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И УСТАНОВОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор

издательства С. .-1. Дреицеп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технический редактор Л. В. Дунаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректор В. П. Крымова

 

 

 

 

 

 

 

Сдано

в набор

6/VIII

I973 г.

 

 

 

Подписано в печать 28 IX 1973

г.

Т—15067

 

 

Издательство «Недра», 103633, Москва, К-12, Третьяковский проезд, 1/19

 

Московская типография ,\рз 32

Союзиолиграфпрома

при

Государственном

комитете

Совета

Министров

СССР

по

делам

издательств,

полиграфии

и

книжной

торговли.

 

 

 

 

Москва,

К-51,

Цветной бульвар,

д. 2б.

 

 

 

 

 

 


М. М. ХУШПУЛЯН

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОВРЕМЕННЫХ КОМПРЕССОРОВ

И УСТАНОВОК

ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А »

М о с к в а 1974

,4 4

Ь;Чуi.;-;

 

 

 

 

 

 

Чп ГА *•.

.-\»v •

. . „

 

9 ' Ь - //^ £

V

/

УДК 622.32:621.51.003.004

Хушпулян M. M. Технико-экоиомнческие показатели современных ком­ прессоров и установок. М., «Недра», 1974, 144 с.

В книге рассмотрено современное состояние и направление развития ком­ прессорных машин и их установок, применяемых в нефтегазовой промыш­ ленности. В последнее время наряду с отечественной промышленностью ком­ прессорные установки поставляют и некоторые зарубежные фирмы. Приведе­ ны основные показатели поршневых, свободнопоршневых, винтовых, ротаци­ онных, центробежных и осевых компрессоров новейших марок. Изложены преимущества и недостатки перечисленных компрессоров и их установок.

В работе отмечены конструктивные особенности и даны технические ха­ рактеристики передвижных и полупередвижных компрессорных установок ла­ базе поршневых, винтовых н ротационных компрессорных машин, являю­ щихся новым направлением в развитии современного компрессоростроения. Эти установки отвечают особенностям п требованиям нефтегазовой промыш­ ленности. их применение существенно уменьшает капитальные и эксплуатаци­ онные затраты.

Приведены данные по турбодетандерным агрегатам, использование ко­ торых в качестве привода для центробежных, осевых и винтовых компрес­ соров приводит к повышению технико-экономических показателен компри­ мирования. В работе также описаны н оригинальные центробежные ком­ прессорные установки, которые вследствие конструктивных особенностей, за­ ключающихся в объединении в едином блоке привода и компрессора, мон­ тируются в трубопроводной коммуникации.

Технико-экономические показатели приведенных компрессоров и их уста­ новок могут служить критерием для выбора оптимального варианта ком­ прессорной установки для сбора, транспорта, переработки газа, газлифтной эксплуатации скважин и закачки газа в пласт.

Книга предназначена для широкого круга инженеров — эксплуатацион­ ников. проектировщиков и конструкторов нефтегазовой промышленности.

Таблиц 37, иллюстраций 50, библиография — 8 названий.

0384 — 592

230—74

Р> Издательство «Недра», 1974.

043(01) — 74

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Высокие темпы развития нефтегазовой промышленности и, как следствие этого, необходимость компримирования огромно­ го количества нефтяного и природного газа при его сборе, тран­ спорте, переработке, закачке в пласт, газлифтной эксплуатации скважин и других технологических процессах обусловили воз­ растание производства компрессорных машин и их установок.

Специфические условия нефтегазовой промышленности, зак­ лючающиеся в территориальной разбросанности эксплуатируе­ мых объектов, переменно возрастающем и убывающем по вре­ мени характере количественных и качественных параметров компримирования газа, большом многообразии первоначальных и конечных давлений нагнетания, предопределили создание компрессорных машин, различающихся между собой как по принципу осуществляемого в них сжатия, так и по раз­ нообразию типоразмеров, давлению нагнетания и производи­ тельности .

Все компрессорные машины можно разделить на два клас­ са: в одном компримирование основано на принципе вытесне­ ния, в другом осуществляется за счет сообщения газу большой скорости с последующим преобразованием кинетической энер­ гии потока в работу сжатия нагнетаемого газа.

К первому классу компрессорных машин относятся поршне­ вые, винтовые и ротационные компрессоры, ко второму — цент­ робежные и осевые.

Общим направлением в развитии современного компрессоростроения являются обеспечение максимальных значений к. п. д., уменьшение веса компрессоров и их габаритов, достижение про­ стоты конструкций, надежной и длительной их работы. В по­ следние годы как отечественной, так и зарубежной промышлен­ ностью достигнуты значительные успехи. Высокий уровень развития технологии энергомашиностроения, обеспечение про­ мышленности высококачественными сортами стали, познание сложных газодинамических процессов в проточной части цент­ робежных и осевых компрессорных машин, а также тщательные

3

исследования и усовершенствование термодинамических про­ цессов газовых двигателей явились реальной основой для соз­ дания высокоэффективных компрессоров и их установок с отно­ сительно малыми металлоемкостью и габаритами, что имеет чрезвычайно важное технико-экономическое значение для неф­ тегазодобывающей промышленности.

Поршневые компрессоры в силу применяемого в них прин­ ципа компримирования остаются вне конкуренции в обеспече­ нии высоких и сверхвысоких давлений нагнетания, являясь в то же время относительно малопроизводительными и громоздкими машинами. Многолетние поиски, направленные на уменьшение их веса, габаритов и повышение производительности, привели к необходимости создания поршневых компрессоров с оппозитным расположением цилиндров. При этом представилось воз­ можным довести частоту вращения вала машины мощностью 2000 л. с. до 1000 об/мин (вместо 300—400 об/мин при неоппозитном расположении компрессорных цилиндров в машинах старых конструкций). Для компрессоров мощностью 5000 л. с. и выше частота вращения при оппозитном расположении ком­ прессорных цилиндров увеличена до 300—350 об/мин (против 125—180 об/мин). Это привело к значительному уменьшению веса и габаритов машин. Вес компрессора на оппозптных базах снижается вдвое, а занимаемая им площадь сокращается на 40%. В еще большей степени уменьшается масса фундамента ввиду хорошей уравновешенности сил инерции этих компрес­ соров. Эти преимущества предопределили решительный пере­ ход на выпуск поршневых компрессоров с оппозитным располо­ жением цилиндров.

Другое весьма важное направление на пути уменьшения ве­ са и габаритов компрессоров, повышения их технико-экономи­ ческой эффективности и обеспечения автономности энерго­ снабжения путем эффективного использования нефтяного и природного газа — создание газомотокомпрессорных агрега­ тов. Комплексное использование в их конструкции оппозитных баз, совместное агрегирование газового двигателя с компрессо­ ром, применение современных систем наддува к силовым ци­ линдрам газового двигателя, использование рациональных систем воздушного охлаждения компрессорной установки и пол­ ная их автоматизация явились решающими факторами, позво­ лившими создать высокоэффективные газомотокомпрессорные агрегаты и их установки с малой металлоемкостью как в ста­ ционарном, так и передвижном исполнении. Выпуск таких агре­ гатов всеми ведущими фирмами осуществляется в весьма боль­ шом типоразмерном исполнении, мощность их находится в пре­ делах от 250 до 12 500 л. с.

Существенные изменения произошли также в области про­ изводства винтовых и ротационных компрессоров. Эти маши­ ны — разновидность компрессорных машин объемного типа, в

4


которых сжатие осуществляется по принципу вытеснения, но без наличия в их конструкции кривошипно-шатунного механиз­ ма. Это обеспечило возможность применения больших скоро­ стей и, как следствие этого, достижения большой производи­ тельности при малых весе и габаритах. Использование специ­ альных сталей, высокая точность изготовления сопряженных деталей и узлов позволили современной промышленности нала­ дить выпуск большого типоразмерного ряда винтовых и рота­ ционных компрессорных машин с диапазоном производительно­ сти от 66 до 700 м3/мин и давлением нагнетания от 3 до 10 кгс/'см2. Возможность эффективного использования в винто­ вых и ротационных компрессорах избыточных давлений нефтя­ ного газа при столь значительных степенях сжатия предопреде­ лили их широкое применение в системах сбора и транспорта нефтяного газа. Важное преимущество ротационных компрессо­ ров, заключающееся в возможности их использования в каче­ стве вакуумных агрегатов, открывает широкие перспективы для их применения на нефтегазовых промыслах с целью более эф­ фективной вакуумной стабилизации нефти. Одновременно с этим обеспечивается полная ликвидация потерь легких углево­ дородов, исключается необходимость применения сложных уст­ ройств для герметизации систем сбора, транспорта и хранения нефти.

За последние 10—15 лет достигнуты значительные успехи в производстве центробежных компрессоров, в основном высоко­ напорных с давлением нагнетания до 350 кгс/см2. Рост мощно­ сти технологических установок современной многоотраслевой промышленности, интенсификация производственных процессов, неразрывно связанная с потреблением огромных количеств газа с высокими давлениями нагнетания, необходимость непрерывной подачи компримируемого потока и существенного уменьше­ ния площади компрессорных цехов явились основными предпо­ сылками создания высоконапорных центробежных компрессо­ ров. Б ■нефтегазовой промышленности их применение имеет большое технико-экономическое значение, поскольку в таких технологических процессах, как закачка огромных количеств газа в пласт для интенсификации нефтеотдачи и подземно­ го хранения газа, способствует существенному уменьшению ка­ питальных и эксплуатационных затрат по сравнению с установ­ ками, оборудованными поршневыми компрессорами.

Весьма важно использование высоконапорных центробеж­ ных компрессорных машин для морских месторождений нефти и газа вследствие высокой стоимости площади морских осно­ ваний.

Качественные изменения произошли также в области совер­ шенствования осевых компрессорных машин в связи с резким увеличением агрегатной мощности газовых турбин.

Вследствие существенного увеличения производительности,

5


давления нагнетания и к. п. д. современных компрессоров зна­ чительно расширились ранее обусловленные пределы их при­ менения. Поэтому выбор класса и типа компрессорных машин для конкретно рассматриваемой технологической установки с целью обеспечения максимального технико-экономического эффекта должен решаться с учетом технического уровня совре­ менного компрессоростроения.

Поскольку среди потребителей компрессорных машин неф тегазодобывающая и нефтехимическая промышленность зани­ мают одно из ведущих мест, а компрессорные установки харак­ теризуются большой мощностью, выбор как типа компрессора, так и агрегатной мощности должен осуществляться путем .соот­ ветствующих технико-экономических расчетов.

Вместе с отечественными компрессорами и их установками на объектах нефтегазодобывающей и нефтехимической промыш­ ленности применяется и компрессорное оборудование, произве­ денное некоторыми зарубежными фирмами.

Для достижения высоких экономических показателей комп­ римирования многими фирмами наряду с компрессорами по­ ставляются и приводы соответствующего типа или даются рекомендации по применению того или иного вида привода. На­ пример, в установках, где имеются отходящие газы с избыточ­ ным давлением от 3 до 11 кгс/см2 и температурой от 400 до 600° С в качестве привода к центробежным и осевым компрес­ сорам используют рекуперационную турбину. В установках, где требуется расширение сжатого газа для его разделения, в ка­ честве привода применяются турбодетандеры, которые, как по­ казывает опыт эксплуатации, обеспечивают высокие техникоэкономические показатели компрессорных установок. Мощность современных рекуперациониых и турбодетандерных приводов, по данным зарубежных фирм, находится в пределах от 1000 до

20 000 л. с.

Стремление максимально уменьшить капитальные и эксплуа­ тационные затраты привело к созданию специальных компрес­ сорных установок для нефтегазовой и нефтехимической промыш­ ленности. К числу таких конструктивных решений могут быть отнесены центробежные компрессорные установки фирмы «Ингерсолл-Рэид». Они состоят из электродвигателя и центро­ бежного компрессора, агрегированных вместе и вмонтирован­ ных в цельнометаллический цилиндрический корпус.

Применение таких компрессорных установок в качестве бустерных на магистральных газопроводах увеличивает их пропускную способность, исключает необходимость сооружения капиталоемких компрессорных станций, сокращает эксплуата­ ционные расходы, что способствует существенному уменьшению себестоимости компримирования. По данным фирмы, мощность указанных компрессорных установок достигает 5000 л. с.

6