Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Этой же фирмой выпускаются центробежные машины, скон струированные по тому же принципу, но рассчитанные на более высокие давления нагнетания — от 300 до 325 кгс/см2. Эти уста новки применяются главным образом на промыслах для сбора, транспорта, закачки газа в пласт и газлифтной эксплуатации скважин.
Такое качественно новое и прогрессивное направление со временного компрессоростроения обеспечивает существенное уменьшение себестоимости компримирования и быстрый ввод в эксплуатацию установок. Выбор того или иного компрессор ного агрегата и установки должен осуществляться после соот ветствующих технико-экономических расчетов, учитывающих конкретные условия и требования нефтегазовой промышлен ности.
I
Г Л А В А 1
ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ УСТАНОВКИ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН
Все существующие компрессорные машины можно разде лить на два класса в соответствии с принципом осуществляемо го в них компримирования: компрессоры вытеснения и ком прессоры газодинамические.
К компрессорам вытеснения относятся собственно поршне вые компрессоры с возвратно-поступательным движением порш ня и другие разновидности машин, в которых сжатие осуще ствляется также по принципу вытеснения. К их числу могут быть отнесены винтовые и ротационные компрессорные ма шины.
Одно из важных преимуществ компрессоров вытеснения — стабильность газового потока на всех режимах работы, т. е. отсутствие помпажных зон.
Поршневые компрессоры с поступательно-возвратным дви жением поршня определили свое ведущее положение в промыш ленности как машины, способные создавать высокие и сверхвы сокие давления независимо от производительности.
Основным определяющим фактором производительности поршневого компрессора является средняя скорость поршня, ко торая по условиям необходимости обеспечения оптимальных технико-экономических показателей лежит в пределах 3,5— 5 м/с, тогда как в газодинамических компрессорах окружная скорость, являющаяся определяющим фактором их производи тельности, находится в пределах 300—350 м/с. Поэтому области применения рассматриваемых компрессоров по производитель ности и давлению сжатия могут быть разделены сравнительно просто: высокие давления сжатия создаются исключительно поршневым компрессором, а для подачи большого количества газа при относительно небольших давлениях сжатия использу ются центробежные и осевые компрессоры. Другие виды ком прессоров, работающих на принципе вытеснения, например
8
Да !} п е н и е н а г н е т а п а я , к г с / с м
Рис. 1. Ориентировочная область применения компрессорных машин:
1 — многоступенчатый газомотокомпрессор с |
V-образно расположен |
ными силовыми и оппознтно компрессорными |
цилиндрами; 2 — много |
ступенчатый электропрнводной компрессор с оппознтно расположенными компрессорными цилиндрами; 3 — свободнопоршневой дизель-компрессор;
4 — одно- и |
двухступенчатые |
компрессоры типа V или W с воздуш |
|||||
ным охлаждением; |
5 — одно-, |
двух-, трех- и четырехступенчатые ком |
|||||
прессоры типа V или W; |
6 — трех- и четырехступенчатые одноцилинд |
||||||
рового |
исполнения |
горизонтальные |
компрессоры |
однокрнвошнпного |
|||
типа; |
7 — трехступенчатый |
поршневой |
компрессор |
двойного действия |
|||
с оппознтно |
расположенными |
цилиндрами; 8 — трех- и шестиступенча |
тые поршневые компрессоры двойного действия с Г-образнр располо
женными цилиндрами; 9 — одно- и двухступенчатые ротационные |
ком |
|||
прессоры с воздушным н водяным |
охлаждением; 10 — одно- и |
двух |
||
ступенчатые винтовые |
компрессоры; |
11 — многоступенчатые центробеж |
||
ные компрессоры с |
вертикальным |
разъемом; |
12 — многоступенчатые |
|
центробежные компрессоры с горизонтальным |
разъемом; 13 — односту |
пенчатая воздуходувка с двухсторонним всасыванием с приводом через повышающий редуктор; 14 — одноступенчатая центробежная спиральная воздуходувка с двухсторонним всасыванием; 15 — многоступенчатые центробежные компрессоры без охлаждения н с охлаждением; 16 — че тырехступенчатый центробежный компрессор двухзального исполнения;
17 — многоступенчатый осевой компрессор без охлаждения.
9*»
ротационные, винтовые, вследствие преимуществ перед газоди намическими компрессорами применяются в установках, где требуются относительно небольшое давление и производитель ность.
Области предпочтительного использования компрессорных машин по производительности и давлению нагнетания при дав лении всасывания 1 кгс/см2 представлены на рис. 1.
Как,видно из рис. 1, только поршневые компрессоры обеспе чивают наиболее высокое давление нагнетания по сравнению ■со всеми другими компрессорными машинами. Верхняя граница давлений нагнетания (2500 кгс/см2) для поршневого компрес сора не является пределом. Такие высокие давления сжатия при одновременно относительно большой производительности
.достигнуты в результате перехода на оппозитное расположение компрессорных цилиндров.
Как видно из приведенной диаграммы (см. рис. 1), зоны производительностей и давлений нагнетания компрессорных машин взаимно в определенных пределах перекрываются, при чем в связи с совершенствованием компрессорных машин диа пазоны взаимных зон перекрытия значительно расширились. Например, если раньше при однокорпусном исполнении макси мальное давление нагнетания центробежного компрессора не превышало 8—10 кгс/см2, то сейчас путем применения двух трехкорпусных схем компримирования обеспечивается давление нагнетания от 52 до 350 кгс/см2.
Поэтому в области высоких давлений имеет место перекры тие зон поршневых и центробежных компрессоров. На диаграм ме (см. рис. 1) показаны, кроме того, зоны перекрытия поршне вых, ротационных, винтовых и центробежных компрессоров, а также многоступенчатых осевых компрессоров с центробеж ными. Заштрихованная площадь за кривой линией АВ харак теризует зону перекрытия центробежных компрессорных машин многоступенчатыми осевыми компрессорами. Таким образом, поскольку можно использовать для одних и тех же давлений нагнетания и производительностей различные компрессорные машины, выбор той или иной компрессорной машины с целью обеспечения минимальной себестоимости компримирования при заданных значениях производительности и давления нагнетания должен осуществляться соответствующими технико-экономиче скими расчетами.
Диаграмма на рис. 1 рассматривает тот стандартный случай, когда давление на приеме компрессоров не превышает 1 кгс/см2. Однако в условиях нефтегазодобывающей промышленности, где компрессоры могут работать с различными первоначальными давлениями, диапазоны конечных давлений и производительно сти компрессоров могут значительно отличаться от их номи нальных величин. В этом случае соответственно должна быть изменена и методика технико-экономических расчетов по выбору
J0
компрессорной машины. Кроме того, при отсутствии избыточ ных давлений на всасывании компрессора и необходимости компримирования больших количеств газа до средних и высо ких давлений нагнетания применение комбинированных систем, т. е. установок, в которых разумно сочетается последователь ная совместная работа соответствующих компрессорных машин, может обеспечить значительное расширение зон производитель ности и давлений нагнетаний дожимных компрессоров в преде лах обусловленной их мощности с высокими технико-экономиче скими показателями. В этом случае общей методике расчета выбора компрессорной машины должно предшествовать опреде ление типоразмера компрессоров, намечаемых для совмест ной последовательной работы. Теоретическими и эксперимен тальными исследованиями установлено, что применение комби нированных компрессорных установок значительно уменьшает себестоимость компримирования, вес и габариты комбиниро ванной компрессорной установки по сравнению с установками,
•оборудованными однотипными компрессорами. Особенно целе сообразно использование комбинированных компрессорных ус тановок в качестве передвижных и полупередвижных.
Одной из разновидностей специальных компрессорных ма шин, нашедших широкое применение в нефтегазодобывающей промышленности, являются газомотокомпрессоры.
В связи с необходимостью всемерного удешевления стоимо сти компримирования путем использования дешевого и эффек тивного топлива, каким является нефтяной газ, и принимая во внимание автономность работы газомотокомпрессоров, послед ние выпускаются большого типоразмерного ряда по мощности и производительности.
2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН
Поршневая компрессорная машина является проточной ма шиной, в которой принцип компримирования основан на вытес нении сжимаемого газа поршнем, соединенным с криво шипно-шатунным механизмом. Этот принцип компримирования вследствие поступательно-возвратного движения кривошипно шатунного механизма является первопричиной, ограничиваю щей увеличение средней скорости поршня и, как следствие, производительности этого компрессора. По условиям обеспече ния оптимальных технико-экономических показателей поршне вых компрессорных машин средняя скорость поршня обычно не превышает 3,5—5 м/с. Поэтому, как следует из выражения производительности двухстороннего реального компрессора
V = УД = 1,57D\SnpBCX, |
( 1) |