Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище
имени В.И.Ленина
В.И.БЕРЕЗИН, Р .М .БАСИЛЬЕВ-ЩИН, Ю.А.ГРОМЦЕВ, Е.И.СОЛОВЬЕВ, А.Н.ЧЕРНЫШЕВ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Л е к ц и и
(Под общей редакцией*Р.М.Васильева-Южина)
Ленинград
1974
621.431.74
Э41
< 4 *
Редактор Р. М. Васильев-Юхин Технический редактор Г. П. Одинкова Корректор ЕДВикторова
Подписано к печати 1.02.1974 г. |
Объем |
26,3 |
печ. л. |
|
Г-394012 |
Форм. бум. 60x90/16 |
Заказ |
1075 |
|
© |
Типография ЛЕВИНУ им. |
В.И.Ленина |
|
Цена для внутриведомственной продажи |
руб. |
коп. |
В в е д е н и е
Успешное выполнение деректив Х Ж съезда КПСС в части, касакхцейся увеличения моторесурса дизелей в 1,5-3 раза, позволило ХХ1У съезду выдвинуть новую задачу по дальнейше му увеличению ресурса двигателей внутреннего сгорания в
1,5-2 раза.
Проблема повышения надежности и ресурса корабельных дизелей разрешается путем осуществления широкого комплекса мероприятий включающего совершенствование рабочего про цесса и технологии изготовления двигателей, улучшение качества применяемых топлив и масел, повышение уровня технического обслуживания в процессе эксплуатации. Оче видно, что решение поставленной задачи возможно только совместными усилиями ученых, работников промышленности
и эксплуатационников. В связи с этим директивами X X U съез да КПСС по плану развития народного хозяйства предусматри вается "уделить особое внимание развитию дизелестроения..."
Обеспечение надежной работы современных форсированных корабельных дизелей требует высокого технического уровня подготовки всего личного состава БЧ-5 и презде всего самого инженера-механика. Среди специальных дисциплин, формирующих у будущего командира электромеханической боевой части корабля высокие качества, необходимые ему как организатору повседневной и боевой эксплуатации
дизельной энергетической установки, особое место отводится разделу "Эксплуатация корабельных ДВС". Одной из основных задач этого раздела является обучение курсанта использова-
3
иию полученных ш знаний по общественным, общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам для решения практических задач по организации эксплуатации корабельных двигателей внутреннего сгорания.
Лекции по разделу "Эксплуатация корабельных ДВС" пред ставляют собой систематизированное изложение материала, читаемого по программам специализаций ИДИ и ИДП. В под готовке лекций к изданию участвовали: В.И.Березин (гла вы I, П, Ш, 1У), Р.М.Васильев-Южин (глава У и общая редакция), Ю.А.Громцеь (главы УП, IX, X, XI, ХП, Х1У), Е.И.Соловьев (глава ХШ), А.НЛернышев (главы I, У1, УШ,
ХУ и заключение).
Авторы отдают себе отчет в том, что публикуемые лек ции не лишены недостатков как в методическом отношении, так и с точки зрения полноты изложения. Вместе с тем оче видно, что дальнейшему улучшению постановки раздела курса и написанию более совершенного учебного пособия по экс плуатации корабельных ДВС способствовало бы обстоятельное обсуждение изучаемого материала. Авторы выражают' надежду, что издание лекций позволит привлечь к такому обсуждению широкий крут преподавателей, спепиалистов-эксплуатационни- ков и будут благодарны за все сделанные замечания .
4
Г Л А В А |
I |
СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА "ЭКСПЛУАТАЦИЯ Ш Р А Е Е Д Ы Ш Х ДВС"
§ I. Содержание и задачи раздела
Раздел "Эксплуатация корабельных ДВС" содержит приклад ные вопросы, связанные с непосредственным обслуживанием главных и вспомогательных двигателей на надводных кораблях
иподводных лодках.Он базируется на ранее изученных раз делах курса "Корабельные двигатели внутреннего сгорания"
иявляется завершающей его частью. Таким образом, раздел "Эксплуатация корабельных ДВС” подводит итог подготовки корабельного инженера-механика, специалиста по дизельным энергетическим установкам надводных кораблей и подводных лодок.
Теоретические основы эксплуатации ДВС предполагают безусловное знание конструкции и основных положений тео рии рабочих процессов в ДВС, агрегатов наддува и газовых турбин, автоматического регулирования и других вопросов.
Практика эксплуатации дизельной установки основыва ется на опыте использования корабельных двигателей в повседневных и боевых условиях, на результатах заводских и лабораторных исследований. Этот опыт нашел свое отра жение в инструкциях по эксплуатации двигателей, в настав лениях по использованию средств движения и в друччгт документах.
Опыт эксплуатации корабельных двигателей внутреннего сгорания имеет более чем семидесятилетнюю историю. С пер вых дней использования двигателей были созданы руководст ва и инструкции по их эксплуатации, которые из года в год совершенствовались, отражая накапливаемый опыт по обслужи ванию в различных условиях. Устаревшие положения исключа лись, и каждый новый пункт и раздел вносились только после
5
того, как практика эксплуатации показывала назревщую необ ходимость данного изменения. Многие положения инструкции записаны после появления поломок, аварий, в результате большой научно-исследовательской работы, доказывающей необходимость того или иного изменения. Эта работа продол жается в настоящее время и будет проводится в будущем по мере совершенствования конструкции, технологии изготов
ления и практики эксплуатации двигателей внутреннего сго рания.
Таким образом, ни один пункт инструкции не написан напрасно, каждый из них прошел многолетнюю проверку, каж дый как бы "выстрадан" в течение длительного времени.
Это обстоятельство требует от молодых специалистов отно ситься к инструкции с большим почтением, внимательно
ее изучать, четко понимать требования всех ее положений
инеукоснительно выполнять ее в течение всего времени эксплуатации двигателей. Опыт показывает, что недопустимо любое нарушение инструкции. Невыполнение хотя бы незначи тельного, на первый взгляд,пункта иногда не сразу, но неизбежно приведет к поломкам, авариям, выходу двигателя из строя, срыву выполнения кораблем боевой задачи, а иногда и к тяжелым последствиям вплоть до человеческих
жертв и гибели корабля.
Под эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания понимается использование их по назначению в повседневных и боевых условиях согласно инструкциям и наставлениям, выполнение которых позволяет обеспечить:
а) поддержание ДВС в исправности и установленной боевой готовности;
б) получение проектной мощности двигателей для обеспечения заданной скорости корабля;
в) получение проектной экономичности работы двига телей и обеспечение соответствующей дальности плавания корабля;
г) предотвращение возможных перегрузок и обеспечение
6
на этой основе установленной надежности работы и долговеч ности двигателя.
Надежная и длительная работа дизельной установки обеспечивается главным образом проектными, конструктивными и технологическими факторами, однако не менее важными ' являются также эксплуатационные факторы, высокий уровень подготовки обслуживающего личного состава, технически грамотное обслуживание двигателей. Опыт работы корабельных инженеров-механиков показывает, что эффективная и квали фицированная эксплуатация корабельной дизельной энергети ческой установки возможна только в том случае, если
обслуживающий установку личный состав обладает определен ными знаниями и практическими навыками.
Личный состав должен:
-знать конструкцию двигателей и энергетической установки в целом;
-иметь четкое представление о физических процессах, происходящих в двигателе;
-знать, как взаимодействуют составные элементы энергетической установки на различных режимах работы;
-знать и учитывать влияние различных эксплуатацион ных факторов на работу главных и вспомогательных двигате лей;
-своевременно проводить профилактические осмотры
иремонты, обнаруживать и устранять неисправности двига телей;
-применять топливо, масло и охлаждающую воду тако го качества, которое удовлетворяет техническим требовани ям;
-точно и сознательно выполнять инструкцию по
эксплуатации двигатели.
Технические знания и хорошая практическая подготовка личного состава позволяют находить новые пути использова ния энергетической установки и удлинения срока ее службы.
7
Всегда следует помнить о том, что эксплуатационные инструкции и наставления не могут предусмотреть всех случаев, которые могут встретиться при работе двигателей, аоэтому личный состав на основе своих знаний должен быть подготовлен к правильному и быстрому принятию решений в условиях повседневной и боевой эксплуатации установки. Следует также учитывать, что заводские инструкции иногда не учитывают особенностей энергетической установки корабля, что усложняет эксплуатацию двигателей и требует принятия самостоятельных решений по многим вопросам их обслуживания.
Во всех случаях эксплуатация ДВС осуществляется на основе единых документов и инструкций, выполнять которые обязательно как в повседневных,так и в боевых условиях. Эксплуатация двигателей в боевых условиях определяется задачами корабля. Все возможные режимы работы, характер ные для боевых условий, должны отрабатываться повседневно на тренировках и учениях. Во время выполнения боевых задач характерны такие режимы работы, как экстренное приготов ление, пуск и прогрев главных и вспомогательных двигате лей, работа при наличии повреждений отдельных элементов двигателя и систем, работа при отсутствии освещения в машинном отделении, обеспечение работы на нестандартном топливе и даже на масле, которое может быть использовано вместо топлива, обслуживание двигателей при отсутствии части личного состава и другие. В бою главные двигатели могут длительно работать на максимальных нагрузках и на режимах экстренного разгона и реверсирования. Командиру
корабля предоставляется право кратковременно превышать заградительные параметры двигателей и использовать их, когда повреждены отдельные узлы.
Боевые условия характеризуются также большим психиче ским напряжением личного состава, находящегося под воздей ствием боевых средств противника, и обслуживающего ДВС при боевых повреждениях, пожарах, при поступлении воды
8
в помещения корабля. Действия личного состава в этих ус ловиях по управлению двигателями, устранению повреждений, тушению пожаров и по борьбе с водой должны быть отработа ны в повседневных условиях во время проведения тренировок и боевых учений. Все основные приемы обслуживания двигате лей должны быть отработаны до автоматизма.
Не менее сложными являются условия эксплуатации дви гателей при плавании в штормовую погоду, когда под влия нием ветра и качки резко увеличивается нагрузка на глав ные двигатели, режим работы становится неустановивпшмея. Штормовые условия плавания вызывают резкое увеличение утомляемости, снижение внимания и даже полную неработо способность личного состава. Вероятность выхода из строя отдельных элементов систем и узлов двигателя, вспомога тельных механизмов и электрооборудования увеличивается. Практика эксплуатации двигателей показывает, что в этих условиях обеспечение надежной работы энергетической установки и выполнение боевой задачи может быть обеспече но только знающим и хорошо подготовленным личным составом.
В результате изучения раздела "Эксплуатация корабель ных ДВС" каждый курсант должен знать особенности работы и правила эксплуатации двигателей в корабельных условиях.
Каждый курсант должен научиться:
-организовывать технически грамотную эксплуатацию дизельной установки;
-лично готовить ДВС к пуску, пускать и обслуживать двигатели во время работы;
-сообразуясь с условиями эксплуатации, устанавли вать такие режимы работы двигателей, которые исключали бы их перегрузку и выход из строя;
-регулировать, оценивать нагрузку и определять
мощность двигателей; - определять и устранять возникающие неисправности,
оценивать техническое состояние двигателей и определять возможность его дальнейшей эксплуатации;
9