Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище

имени В.И.Ленина

В.И.БЕРЕЗИН, Р .М .БАСИЛЬЕВ-ЩИН, Ю.А.ГРОМЦЕВ, Е.И.СОЛОВЬЕВ, А.Н.ЧЕРНЫШЕВ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Л е к ц и и

(Под общей редакцией*Р.М.Васильева-Южина)

Ленинград

1974

621.431.74

Э41

< 4 *

Редактор Р. М. Васильев-Юхин Технический редактор Г. П. Одинкова Корректор ЕДВикторова

Подписано к печати 1.02.1974 г.

Объем

26,3

печ. л.

Г-394012

Форм. бум. 60x90/16

Заказ

1075

 

©

Типография ЛЕВИНУ им.

В.И.Ленина

 

Цена для внутриведомственной продажи

руб.

коп.

В в е д е н и е

Успешное выполнение деректив Х Ж съезда КПСС в части, касакхцейся увеличения моторесурса дизелей в 1,5-3 раза, позволило ХХ1У съезду выдвинуть новую задачу по дальнейше­ му увеличению ресурса двигателей внутреннего сгорания в

1,5-2 раза.

Проблема повышения надежности и ресурса корабельных дизелей разрешается путем осуществления широкого комплекса мероприятий включающего совершенствование рабочего про­ цесса и технологии изготовления двигателей, улучшение качества применяемых топлив и масел, повышение уровня технического обслуживания в процессе эксплуатации. Оче­ видно, что решение поставленной задачи возможно только совместными усилиями ученых, работников промышленности

и эксплуатационников. В связи с этим директивами X X U съез­ да КПСС по плану развития народного хозяйства предусматри­ вается "уделить особое внимание развитию дизелестроения..."

Обеспечение надежной работы современных форсированных корабельных дизелей требует высокого технического уровня подготовки всего личного состава БЧ-5 и презде всего самого инженера-механика. Среди специальных дисциплин, формирующих у будущего командира электромеханической боевой части корабля высокие качества, необходимые ему как организатору повседневной и боевой эксплуатации

дизельной энергетической установки, особое место отводится разделу "Эксплуатация корабельных ДВС". Одной из основных задач этого раздела является обучение курсанта использова-

3


иию полученных ш знаний по общественным, общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам для решения практических задач по организации эксплуатации корабельных двигателей внутреннего сгорания.

Лекции по разделу "Эксплуатация корабельных ДВС" пред­ ставляют собой систематизированное изложение материала, читаемого по программам специализаций ИДИ и ИДП. В под­ готовке лекций к изданию участвовали: В.И.Березин (гла­ вы I, П, Ш, 1У), Р.М.Васильев-Южин (глава У и общая редакция), Ю.А.Громцеь (главы УП, IX, X, XI, ХП, Х1У), Е.И.Соловьев (глава ХШ), А.НЛернышев (главы I, У1, УШ,

ХУ и заключение).

Авторы отдают себе отчет в том, что публикуемые лек­ ции не лишены недостатков как в методическом отношении, так и с точки зрения полноты изложения. Вместе с тем оче­ видно, что дальнейшему улучшению постановки раздела курса и написанию более совершенного учебного пособия по экс­ плуатации корабельных ДВС способствовало бы обстоятельное обсуждение изучаемого материала. Авторы выражают' надежду, что издание лекций позволит привлечь к такому обсуждению широкий крут преподавателей, спепиалистов-эксплуатационни- ков и будут благодарны за все сделанные замечания .

4

Г Л А В А

I

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА "ЭКСПЛУАТАЦИЯ Ш Р А Е Е Д Ы Ш Х ДВС"

§ I. Содержание и задачи раздела

Раздел "Эксплуатация корабельных ДВС" содержит приклад­ ные вопросы, связанные с непосредственным обслуживанием главных и вспомогательных двигателей на надводных кораблях

иподводных лодках.Он базируется на ранее изученных раз­ делах курса "Корабельные двигатели внутреннего сгорания"

иявляется завершающей его частью. Таким образом, раздел "Эксплуатация корабельных ДВС” подводит итог подготовки корабельного инженера-механика, специалиста по дизельным энергетическим установкам надводных кораблей и подводных лодок.

Теоретические основы эксплуатации ДВС предполагают безусловное знание конструкции и основных положений тео­ рии рабочих процессов в ДВС, агрегатов наддува и газовых турбин, автоматического регулирования и других вопросов.

Практика эксплуатации дизельной установки основыва­ ется на опыте использования корабельных двигателей в повседневных и боевых условиях, на результатах заводских и лабораторных исследований. Этот опыт нашел свое отра­ жение в инструкциях по эксплуатации двигателей, в настав­ лениях по использованию средств движения и в друччгт документах.

Опыт эксплуатации корабельных двигателей внутреннего сгорания имеет более чем семидесятилетнюю историю. С пер­ вых дней использования двигателей были созданы руководст­ ва и инструкции по их эксплуатации, которые из года в год совершенствовались, отражая накапливаемый опыт по обслужи­ ванию в различных условиях. Устаревшие положения исключа­ лись, и каждый новый пункт и раздел вносились только после

5


того, как практика эксплуатации показывала назревщую необ­ ходимость данного изменения. Многие положения инструкции записаны после появления поломок, аварий, в результате большой научно-исследовательской работы, доказывающей необходимость того или иного изменения. Эта работа продол­ жается в настоящее время и будет проводится в будущем по мере совершенствования конструкции, технологии изготов­

ления и практики эксплуатации двигателей внутреннего сго­ рания.

Таким образом, ни один пункт инструкции не написан напрасно, каждый из них прошел многолетнюю проверку, каж­ дый как бы "выстрадан" в течение длительного времени.

Это обстоятельство требует от молодых специалистов отно­ ситься к инструкции с большим почтением, внимательно

ее изучать, четко понимать требования всех ее положений

инеукоснительно выполнять ее в течение всего времени эксплуатации двигателей. Опыт показывает, что недопустимо любое нарушение инструкции. Невыполнение хотя бы незначи­ тельного, на первый взгляд,пункта иногда не сразу, но неизбежно приведет к поломкам, авариям, выходу двигателя из строя, срыву выполнения кораблем боевой задачи, а иногда и к тяжелым последствиям вплоть до человеческих

жертв и гибели корабля.

Под эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания понимается использование их по назначению в повседневных и боевых условиях согласно инструкциям и наставлениям, выполнение которых позволяет обеспечить:

а) поддержание ДВС в исправности и установленной боевой готовности;

б) получение проектной мощности двигателей для обеспечения заданной скорости корабля;

в) получение проектной экономичности работы двига­ телей и обеспечение соответствующей дальности плавания корабля;

г) предотвращение возможных перегрузок и обеспечение

6

на этой основе установленной надежности работы и долговеч­ ности двигателя.

Надежная и длительная работа дизельной установки обеспечивается главным образом проектными, конструктивными и технологическими факторами, однако не менее важными ' являются также эксплуатационные факторы, высокий уровень подготовки обслуживающего личного состава, технически грамотное обслуживание двигателей. Опыт работы корабельных инженеров-механиков показывает, что эффективная и квали­ фицированная эксплуатация корабельной дизельной энергети­ ческой установки возможна только в том случае, если

обслуживающий установку личный состав обладает определен­ ными знаниями и практическими навыками.

Личный состав должен:

-знать конструкцию двигателей и энергетической установки в целом;

-иметь четкое представление о физических процессах, происходящих в двигателе;

-знать, как взаимодействуют составные элементы энергетической установки на различных режимах работы;

-знать и учитывать влияние различных эксплуатацион­ ных факторов на работу главных и вспомогательных двигате­ лей;

-своевременно проводить профилактические осмотры

иремонты, обнаруживать и устранять неисправности двига­ телей;

-применять топливо, масло и охлаждающую воду тако­ го качества, которое удовлетворяет техническим требовани­ ям;

-точно и сознательно выполнять инструкцию по

эксплуатации двигатели.

Технические знания и хорошая практическая подготовка личного состава позволяют находить новые пути использова­ ния энергетической установки и удлинения срока ее службы.

7


Всегда следует помнить о том, что эксплуатационные инструкции и наставления не могут предусмотреть всех случаев, которые могут встретиться при работе двигателей, аоэтому личный состав на основе своих знаний должен быть подготовлен к правильному и быстрому принятию решений в условиях повседневной и боевой эксплуатации установки. Следует также учитывать, что заводские инструкции иногда не учитывают особенностей энергетической установки корабля, что усложняет эксплуатацию двигателей и требует принятия самостоятельных решений по многим вопросам их обслуживания.

Во всех случаях эксплуатация ДВС осуществляется на основе единых документов и инструкций, выполнять которые обязательно как в повседневных,так и в боевых условиях. Эксплуатация двигателей в боевых условиях определяется задачами корабля. Все возможные режимы работы, характер­ ные для боевых условий, должны отрабатываться повседневно на тренировках и учениях. Во время выполнения боевых задач характерны такие режимы работы, как экстренное приготов­ ление, пуск и прогрев главных и вспомогательных двигате­ лей, работа при наличии повреждений отдельных элементов двигателя и систем, работа при отсутствии освещения в машинном отделении, обеспечение работы на нестандартном топливе и даже на масле, которое может быть использовано вместо топлива, обслуживание двигателей при отсутствии части личного состава и другие. В бою главные двигатели могут длительно работать на максимальных нагрузках и на режимах экстренного разгона и реверсирования. Командиру

корабля предоставляется право кратковременно превышать заградительные параметры двигателей и использовать их, когда повреждены отдельные узлы.

Боевые условия характеризуются также большим психиче­ ским напряжением личного состава, находящегося под воздей­ ствием боевых средств противника, и обслуживающего ДВС при боевых повреждениях, пожарах, при поступлении воды

8

в помещения корабля. Действия личного состава в этих ус­ ловиях по управлению двигателями, устранению повреждений, тушению пожаров и по борьбе с водой должны быть отработа­ ны в повседневных условиях во время проведения тренировок и боевых учений. Все основные приемы обслуживания двигате­ лей должны быть отработаны до автоматизма.

Не менее сложными являются условия эксплуатации дви­ гателей при плавании в штормовую погоду, когда под влия­ нием ветра и качки резко увеличивается нагрузка на глав­ ные двигатели, режим работы становится неустановивпшмея. Штормовые условия плавания вызывают резкое увеличение утомляемости, снижение внимания и даже полную неработо­ способность личного состава. Вероятность выхода из строя отдельных элементов систем и узлов двигателя, вспомога­ тельных механизмов и электрооборудования увеличивается. Практика эксплуатации двигателей показывает, что в этих условиях обеспечение надежной работы энергетической установки и выполнение боевой задачи может быть обеспече­ но только знающим и хорошо подготовленным личным составом.

В результате изучения раздела "Эксплуатация корабель­ ных ДВС" каждый курсант должен знать особенности работы и правила эксплуатации двигателей в корабельных условиях.

Каждый курсант должен научиться:

-организовывать технически грамотную эксплуатацию дизельной установки;

-лично готовить ДВС к пуску, пускать и обслуживать двигатели во время работы;

-сообразуясь с условиями эксплуатации, устанавли­ вать такие режимы работы двигателей, которые исключали бы их перегрузку и выход из строя;

-регулировать, оценивать нагрузку и определять

мощность двигателей; - определять и устранять возникающие неисправности,

оценивать техническое состояние двигателей и определять возможность его дальнейшей эксплуатации;

9