Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
ВОЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ТЫЛА И ТРАНСПОРТА
Е. И. ГУЛИН, А. Ф. ГОРЕНКОВ, А. П. ЛЕСНИКОВ, В. К. НОВИКОВ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ГОРЮЧЕГО, СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Л е н и н г р а д
1 974
А?
3 £ ¥ 3 й
Учебное пособие предназначено для слушателей Военной орде на Ленина академии тыла и транспорта и военных училищ, обучаю щихся по специальности военный инженер-механик.
В книге изложены способы получения, эксплуатационные свой ства, применение и контроль качества основных сортов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Пособие написано авторским коллективом кафедры применения горючего, смазочных материалов и спецжидкостей. Отдельные гла вы написали:
—введение, главы 1—4, 8, 9, 15, 22 и 23 — кандидат технических наук подполковник-инженер Горенков А. Ф.;
—главы 5—7, 10 и 11 — профессор, доктор технических наук
генерал-майор технических войск Гулин Е. И.;
—главы 12—14 — доцент, кандидат технических наук полков ник-инженер Лесников А. П.;
—главы 16—21— доцент, кандидат технических наук полков
ник-инженер Новиков В. К.
Редактор — профессор, доктор технических наук генерал-майор технических войск Гулин Е. И.
Учебное пособие утвердил 22 января 1974 г. начальник акаде мии доцент генерал-полковник Абрамов К. Н.
В в е д е н и е
XXIV съезд КПСС наметил грандиозную программу дальней шего общественного и экономического развития нашей страны. Со вершенствование производственных отношений развитого социа листического общества открывает широкие возможности для уско рения темпов современной научно-технической революции и наи более полного использования ее плодов в интересах общества. Важнейшей особенностью научно-технической революции является непрерывный и все ускоряющийся рост производства и потребле ния энергии.
С середины XX столетия первое место в мировом производстве энергии принадлежит нефтяным и газовым ресурсам, являющимся важнейшим стратегическим и промышленным сырьем, обеспечива ющим успешное развитие многих отраслей промышленности, сель ского хозяйства и транспорта. Это обусловливает ведущее значе ние нефти и газа в экономике индустриально развитых стран. Так, в топливном балансе Советского Союза доля нефти и газа в 1975 го ду составит 67%, а добыча нефти достигнет 500 млн. тонн в год.
В настоящее время роль и значение горючего, смазочных мате риалов и специальных жидкостей в обеспечении потребностей че ловека коренным образом изменились. Особенно возросла роль го рючего как одного из основных видов материально-технических средств, поступающих на обеспечение Вооруженных Сил страны. В результате повседневной заботы партии и правительства Совет ская Армия и Военно-Морской Флот постоянно оснащаются новей шим оружием и современной военной техникой. При эксплуатации всей этой многообразной военной техники и вооружения расходует ся значительное количество горючего, смазочных материалов и спе циальных жидкостей *.
Одновременно с ростом количества потребляемых продуктов возрастают требования к их качеству, что является важнейшим
* Б дальнейшем для краткости в аналогичных случаях применяется термин «горючее и смазочные материалы».
3
условием обеспечения высокой надежности и эффективности бое вой и вспомогательной техники.
Винтересах быстрого освоения и полного использования бое вых и технических возможностей современных самолетов, танкоз, быстроходных кораблей и другой техники, поступающей на воору жение, требуются постоянное повышение качества горючего, масел, смазок и специальных жидкостей, правильное их применение и раз работка новых, более совершенных видов горючего и масел.
Впоследние годы значительно возросло производство всех ви дов нефтепродуктов, жизненно необходимых для народного хозяй ства, а также для обеспечения боеготовности Советской Армии и Военно-Морского Флота. Особенно значительно увеличилось про изводство автомобильных бензинов, дизельных топлив и смазоч ных масел. Больше стало производиться топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов и флотского мазута, существен но увеличилась выработка зимних и специальных сортов дизель
ного топлива.
Горючее, смазочные материалы и специальные жидкости в на стоящее время стали одним из основных видов материальных средств, необходимых для обеспечения боевой учебы, проведения войсковых маневров и учений.
Все это способствует успешному развитию новой отрасли зна ний— науки о применении горючего и смазочных материалов, ко торая изучает горючее, масла, смазки и специальные жидкости, их свойства и рациональные способы использования. Эта научная дис циплина базируется и развивается на данных различных отраслей знаний: физики, химии, технологии нефти, теплотехники, термоди намики, машиноведения, экономики и т. д. Поэтому она в первую очередь использует понятия, сформулированные указанными нау ками. В то же время в применение горючего и смазочных материа лов вводится ряд новых понятий, например, «эксплуатационное свойство» (детонационная стойкость, противоизносные свойства). Понятие «эксплуатационное свойство» определяет совокупность специфических свойств горючего, масла, смазки, специальной жид кости, обусловливающих эффективность данного физического, хи мическою или физико-химического процесса, протекающего при транспортировке, хранении и применении.
В свою очередь, совокупность эксплуатационных свойств обус ловливает качество горючего, смазочных материалов и специаль ных жидкостей в целом. Введение понятия «эксплуатационное свойство» позволило, наряду с дальнейшим углубленным исследо ванием отдельных физико-химических свойств конкретных сортов горючего и смазочных материалов, перейти к обобщенному иссле дованию качества всех видов горючего и всех видов смазочных ма териалов. При этом глубокий анализ общих эксплуатационных свойств создает условия более полной, всесторонней оценки каче ства конкретных сортов горючего, масел, смазок и специальных жидкостей.
4
Основными задачами науки о применении горючего и смазоч ных материалов являются:
—установление оптимальных требований к качеству горючего, обеспечивающих заданную надежность и эффективность двигате лей, агрегатов и машин;
—изучение качества существующих и разработка нозых сор
тов горючего;
— разработка способов прогнозирования поведения горючего
вусловиях хранения, транспортировки и применения;
—совершенствование способов контроля и восстановления ка чества горючего.
Указанные задачи решаются изучением физико-химических пре вращений, протекающих в процессе хранения, транспортировки и применения горючего, смазочных материалов и специальных жид костей; выявлением зависимостей между физико-химическими ха рактеристиками эксплуатационных свойств этих продуктов гг их поведением при использовании; установлением злияния эксплуата ционных свойств на показатели работы технических средств, а так же совершенствованием методов использования горючего и сма зочных материалов.
В настоящем пособии описаны способы производства основных сортов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, используемых на технике Советской Армии и Военно-Морского Флота; изложены теоретические основы применения этих продук тов, их эксплуатационные свойства, методы контроля и восстанов
ления качества.
г
Раздел I. ПРОИЗВОДСТВО ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Г л а в а 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ НЕФТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Виды горючего. С развитием двигателей внутреннего сгорания, увеличением видов машин, агрегатов и технических устройств воз растает количество отдельных сортов и марок, усложняется состав горючего и смазочных материалов. Совершенствование рабо чего процесса поршневых, газотурбинных и воздушно-реактивных двигателей сопровождается повышением требований к качеству применяемых на них топлив и смазочных материалов, что вызывает расширение их ассортимента. Одновременно сглаживаются разли чия е уровне некоторых эксплуатационных свойств, что создает осноцу для унификации отдельных видов горючего и смазочных материалов.
Современный ассортимент горючего и смазочных материалов в общих чертах сложился в начале текущего века, хотя потребность в отдельных видах горючего и масел за это время значительно из менялась. Например, если первым целевым продуктом переработки нефти был осветительный керосин, то после изобретения электри ческих ламп накаливания потребность в нем по сравнению с дру гими видами нефтепродуктов снизилась. Появление авиационных воздушно-реактивных двигателей привело к резкому возрастанию потребности в керосине. Если ранее среди смазочных масел наи больший удельный вес занимали индустриальные масла, то сейчас на первом месте по потреблению находятся моторные масла.
Качество отдельных сортов горючего должно удовлетворять как общим, так и специфическим требованиям, вытекающим из особен ностей рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания и то почных устройств, а именно:
6
— иметь высокие энергетические характеристики, определяе мые запасом химической энергии и термодинамическими свойства ми продуктов сгорания горючей смеси;
—обеспечивать оптимальное значение скорости горения и вы сокую эффективность процесса на всех режимах работы двигателя;
—обладать хорошей прокачиваемостью, оптимальной испаряе мостью, минимальной коррозионностью, высокой стабильностью и минимальной токсичностью.
Указанным требованиям в полной мере обычно не может удов летворить какое-либо индивидуальное вещество,, поэтому в качест ве горючего, как правило, используются сложные смеси различных углеводородов нефтяного происхождения. Индивидуальные веще ства, имеющие значительную стоимость, но обладающие стабиль ными физико-химическими свойствами, используются в основном, в качестве присадок, компонентов и эталонов при анализах.
Классификация различных видов горючего в зависимости от способов воспламенения и горения (окисления) при преобразова нии химической энергии топлива в другие виды энергии, а также в зависимости от условий их применения приведена на схеме; 1.
Виды смазочных материалов. В зависимости от назначения и области применения к смазочным материалам предъявляются раз нообразные требования. Наиболее общие из них:
—сокращение затрат энергии на трение в результате замены трения сухих деталей на трение в слое смазки;
—уменьшение изнашивания трущихся деталей разобщением трущихся поверхностей слоем смазки или образованием на них но вых материалов с более благоприятными противоизносными свой
ствами; |
W |
—защита конструкционных материалов от коррозионного воз действия внешней среды;
—удаление с трущихся поверхностей абразивных продуктов износа и других загрязнений;
—уплотнение сопряженных деталей от прорыва газов, паров или жидкостей;
—сохранение работоспособности в соответствующих условиях применения в течение заданного промежутка времени.
На основе указанных требований и производственных возмож ностей выпускается значительное количество различных видов сма зочных материалов, которые по основному назначению делятся на антифрикционные и противоизноеные, защитные, гидравлические, уплотнительные, электроизоляционные, технологические и меди цинские. Наибольшее распространение получили антифрикционные и противоизноеные масла, которые служат для снижения затрат энергии на трение, уменьшения изнашивания трущихся деталей и для отвода от них тепла.
Основными смазочными маслами являются: моторные, реактив ные, индустриальные, турбинные, компрессорные, трансмиссион ные и приборные.
7
Схема 1. Классификация жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания, топочных и специальных устройств
Многие узлы трения машин и механизмов по конструктивным или экономическим соображениям нельзя смазывать жидкими мас лами. Для этих узлов применяют мазеобразные, пластичные сма зочные материалы, получившие название «консистентные» или «пла стичные смазки».
Защитные смазочные материалы включают, кроме пластичных смазок, консервационные и рабоче-консервационные масла, а так же масла для гидравлических подъемников погрузочных и строи тельных машин. В качестве уплотнительных материалов исполь зуют пластичные смазки. В группу электроизоляционных входят трансформаторные и конденсаторные масла. Технологические мас ла используют при термической закалке металлов, а также при обработке металлов резанием и давлением с целью смазки и охлаж дения инструмента и обрабатываемого материала.
8
НЕФТЬ — ВАЖНЕЙШЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ И ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Структура топливно-энергетического баланса. В различные исторические периоды развития человеческого общества одни ис точники энергии сменяли другие, и в настоящее время основная доля в мировом топливно-энергетическом балансе приходится на уголь, нефть и природный газ (табл. 1).
Т а б л.и ц а I Структура мирового топливно-энергетического баланса (в процентах)
В и д |
т о п л и в а |
|
|
Г о д ы |
|
|
||
1900 |
1913 |
1950 |
1965 |
1970 |
2000 |
|||
|
|
|||||||
Нефть |
|
3,0 |
4,9 |
23,8 |
34,5 |
40,1 |
30,0 |
|
Уголь |
|
76,1 |
80,0 |
54,1 |
38,2 |
30,4 |
22,0 |
|
Газ (естественный) |
0,9 |
1,4 |
9,0 |
16,6 |
19,7 |
25,'1 |
||
Электроэнергия |
атомных и гидро- |
1,7 |
2,9 |
6,6 |
6,1 |
6,1 |
23,0 |
|
электростанций |
|
|
|
|
|
|
||
Дрова |
|
17,6 |
10,4 |
5,9 |
4,3 |
3,4 |
|
|
Торф |
|
0,7 |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
— |
Не<фть известна человеку с древнейших времен. Более 2 тысяч лет тому назад она стала применяться в строительстве, военном деле и в медицине. Промышленное значение она приобрела прежде всего в России, где в конце XVIII в. был построен первый нефтепе регонный завод, на котором от нефти отгоняли осветительный ке росин, а низкокипящие продукты и тяжелый остаток, не находив шие ппименения, сжигали.
После изобретения в 1876 г. В. Г. Шуховым форсунки основной балласт производства — мазут — стал применяться в качестве топ лива для паровых котлов. В том же году Д. И. Менделеев показал возможность получения из мазута минеральных смазочных масел путем перегонки его в вакууме или в токе водяного пара. Нефтяные масла быстро вытеснили животные жиры и растительные смазоч ные масла почти из всех отраслей техники. С появлением карбюра торного двигателя была решена проблема потребления и головного продукта перегонки нефти — бензина.
Из таблицы 1 видно, что уже в 30-х годах XX в. начался спад темпов развития добычи угля и уменьшилось его значение в миро вом производстве энергии. В это же время нефтяное топливо стало вытеснять уголь в ведущих отраслях промышленности и транспорта. Народнохозяйственное значение нефти продолжает возрастать так же благодаря постоянному расширению применения продуктов ее переработки в качестве ценного сырья для многих отраслей хими ческой промышленности.
9