ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 5
П оказат ели |
|
|
Реж им |
м акси м ал ьн ого вы х о д а |
||
|
|
бен зи н а |
с р ед н его |
сж иж енного |
||
Выход, % (по массе): |
|
|
|
дистиллята |
га з а |
|
|
|
|
|
|
|
|
сухого газа ................................. |
|
|
3,0 |
1,8 |
|
4.9 |
пропана .................................. |
|
|
2,6 |
U |
|
5,6 |
пропилена ................................. |
|
|
7,0 |
3,9 |
|
12,0 |
изобутана .................................. |
|
|
8,1 |
4,4 |
|
14,0 |
н - б у т а н а .................................. |
|
|
1,4 |
0,8 |
|
3,2 |
бутнленов .................................. |
|
бензина . |
п,о |
5,0 |
• |
15,2 |
дебутаннзированного |
71,1 |
47,0 |
55,7 |
|||
легкого газойля |
. . . . |
7,0 |
39,0 |
|
7,0 |
|
тяжелого газойля . . . . |
3.0 |
3,0 |
|
3.0 |
||
кокса ........................................ |
|
% (объемн.) |
7,6 |
7,5 |
|
8,5 |
Глубина превращения, |
90 |
58 |
|
90 |
Каталитический крекинг будет развиваться и в дальнейшем как путем реконструкции действующих, так и строительства новых, бо лее совершенных установок с применением кристаллических .(цео литсодержащих) катализаторов с добавками окисей редкоземель ных элементов при возрастающей роли крекинга в лифт-реакторе.
§ 25. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РИФОРМИНГ
Назначение и характеристика процесса
При первичной перегонке большинства нефтей, особенно серни стых парафинистых, получаются бензиновые фракции с низким ок тановым числом. При помощи каталитического риформинга низко октановые бензиновые фракции превращают в- высокооктановые компоненты автомобильного и даже авиационного бензина. Наря ду с этим при риформинге, особенно более узких бензиновых фрак ций, можно получать ароматические углеводороды (бензол, толуол и ксилолы), являющиеся важным сырьем для органического синте за. В настоящее время получение ароматических углеводородов при помощи каталитического риформинга является наиболее эконо
мичным. |
Поэтому каталитический риформинг стал сейчас одним из |
|
ведущих |
процессов нефтеперерабатывающей |
промышленности. |
С его помощью решаются важные проблемы, |
имеющие большое |
значение для развития народного хозяйства: получение ароматиче ских углеводородов, улучшение качества автомобильных бензинов и даже возможность получения авиационных бензинов.
Одно время на установках для термического крекинга осуществ лялся комбинированный процесс легкого крекинга тяжелого неф тяного сырья (мазута, полугудрона и гудрона) и термического ри форминга бензина прямой перегонки нефти. По сравнению с ката литическим риформингом при термическом риформинге выход бензинов меньше на 20—27% и октановое число их ниже на 5—7 пунктов; кроме того, бензин термического риформинга крайне нестабилен при хранении. Этим объясняется то, что каталитический риформинг вытеснил из промышленной практики термический ри форминг.
12 |
179 |
Особенностью процесса каталитического риформинга является то, что он протекает в среде водорода при высоких температурах и давлении и с применением специальных катализаторов.
В зависимости от системы и типа установки технологический ре жим осуществляется в условиях циркуляции водородсодержащего газа— 1400—1800 м3/м3 сырья (молярное отношение водорода к сырью до 9 : 1) при температуре от 470 до 530° С, давлении от 9 до35 кгс/см2 и объемной скорости подачи сырья 1,5—2 ч-1. В зависи мости от свойств катализатора и сырья, а также технологического режима выход бензина может колебаться в широких пределах — от 73 до 90% при'октановых его числах по моторному методу от 78 до 90 и по исследовательскому методу в пределах 95—103 пункта без ТЭС. Содержание ароматических углеводородов в бензинах риформинга достигает 67%, а при переработке с целью получения ароматических углеводородов выход бензола, толуола и ксилолов может достигать 60%.
Определенный объем каталитического риформинга имеется прак тически на каждом современном нефтеперерабатывающем заводе.
Надо отметить, что бензин, полученный при риформинге, может быть использован в качестве высокооктанового базового авиацион ного бензина в дополнение к базовому авиационному бензину, по лучаемому при каталитическом крекинге в две ступени, или взамен его.
Важной особенностью каталитического риформинга является также и то, что при этом процессе образуется избыточное количе ство водорода. Этот водород значительно дешевле водорода, полу чаемого на специальных установках. Поэтому использование водо рода каталитического риформинга при гидроочистке нефтяных дис тиллятов значительно сокращает капиталовложения и уменьшает эксплуатационные затраты на этих установках.
Основные реакции каталитического риформинга
В начале XX в. знаменитый русский химик Н. Д. Зелинский установил, что в присутствии платиновых и палладиевых катали заторов без побочных реакций протекают реакции каталитической дегидрогенизации (дегидрирования) шесгичленных нафтеновых уг леводородов с образованием ароматических углеводородов. Эти исследования, явившиеся научными основами развития процесса каталитического риформинга, так же как и другие работы советских и зарубежных ученых, позволили разработать ряд периодических и непрерывных процессов каталитического риформинга с разными катализаторами (алюмоплатиновыми, алюмохромовыми, алюмомолибденовыми и др.). Наибольшее значение приобрели процессы ка талитического риформинга с использованием алюмоплатиновых и биметаллических катализаторов. Ниже в основном описывается каталитический риформинг с применением этих катализаторов.
Напомним, что процесс каталитического риформинга на плати новых катализаторах проводится при температуре 470—530° С, под давлением 14—35 кгс/см2 и при рециркуляции водородсодержащего
180
газа 1400—1800 м3/м3 сырья. В этих условиях на платиновом ката лизаторе могут протекать многие реакции, среди которых 'наиболь шее значение имеют реакции: дегидрирования нафтеновых углево дородов, гидрокрекинга, дегидроциклизации, изомеризации и гидри рования сернистых соединений.
Реакции дегидрирования нафтеновых углеводородов (ароматиза ции) приводят к образованию ароматических углеводородов и вы делению водорода. Например, циклогексан превращается в бензол и водород:
|
,0-12 |
|
СН |
|
|
/ \ |
|
/ \ |
|
||
И.,С |
СИ, |
— |
НС |
СН |
+зн2 |
‘I |
I |
I ' |
II |
||
Н,,С |
СНо |
|
НС |
,СН |
|
\ |
/ |
|
\ |
/ |
|
|
с н 2 |
|
СН |
|
Реакция дегидрирования нафтеновых углеводородов играет весь ма важную роль в образовании ароматических углеводородов. У нафтеновых углеводородов наиболее полно и быстро протекает дегидрирование шестичленных соединений. При высоком содержа нии нафтеновых углеводородов в сырье резко увеличивается выход ароматических углеводородов в продуктах каталитического рифор минга (риформатах).
Реакции гидрокрекинга. В результате этих реакций, протекаю щих при взаимодействии высокомолекулярных, особенно парафино вых углеводородов с водородом, образуются два или несколько угле водородов. Например, нонан превращается в бутан и пентан: С9Н20 + Н2 -> С 4Ню + С5Н12. Эта реакций, которую иногда назы вают деструктивным гидрированием, имеет наряду с дегидрирова нием и дегидроциклизацией особенно большое значение лри рифор минге сырья с большим содержанием парафиновых углеводородов. Преимущество реакции гидрокрекинга уменьшается, если образует ся слишком много низкомолекулярных продуктов (Ci—С3).
Однако если сырье для каталитического риформинга применяет ся более тяжелое и состоит из углеводородов Сэ—С12, то высокий выход углеводородов С4—Сд оказывается выгодным, несмотря на одновременное образование пропана.
Реакции дегидроциклизации парафиновых углеводородов. При дегидрировании парафиновых углеводородов часто-вначале образу ются нафтеновые (циклические) углеводороды, которые при даль нейшем дегидрировании превращаются в ароматические углеводо
роды. Например, |
гептан превращается в толуол и водород: |
||||
|
|
СНо |
|
|
|
|
|
СН |
|
с—сн3 |
|
с7н,6- |
Н9С/ |
\ СН2 |
нс/ \ СН |
|
|
Н2С |
сн2 |
Но |
СН |
4 Но |
|
НС |
|||||
|
\ |
/ |
\ |
/ |
|
|
|
сн2 |
|
СН |
181 |
Иногда эти две реакции объединяют вместе, тогда реакция но сит название дегидроциклизации.
Аналогично протекает реакция дегидроциклизацин н-гексана с образованием бензола и водорода. Общее число молей продуктов реакции в обоих случаях в 5 раз превышает число молей исходного сырья.
Реакции изомеризации приводят к изменению строения молекулы углеводородов и образованию изомерных углеводородов. В усло виях каталитического риформинга реакции изомеризации играют подсобную роль. Изомеризации частично подвергаются углеводоро ды Н-С4Н10 и 11-С5Н12, частично изомернзуются пятнчленные нафте новые углеводороды в шестичленные, которые, как показано выше, легко дегидрируются в ароматические углеводороды.
Реакции гидрирования сернистых соединений, протекающие при взаимодействии этих соединений с водородом, приводят к снижению содержания серы в сырье (продукте) и образованию сероводорода. Например, бутнлмеркаптан в присутствии водорода превращается в бутан и сероводород: C4H9SH + Н а-^С ^ю + H2S. Следует под черкнуть, что независимо от того, каким было исходное сернистое соединение, при этой реакции образуется сероводород.
При каталитическом риформинге с использованием катализато ров, содержащих платину, надо иметь в виду, что такие катализа торы легко и быстро отравляются в присутствии серы, поэтому в промышленности эти рёакции осуществляют в виде самостоятельно го процесса: для очистки сырья (процесс гидроочистки) перед ката литическим риформингом или для очистки от сероводорода (обра зующегося в процессе риформинга) циркулирующего водородсодер жащего газа.
В процессе каталитического риформинга некоторая часть аро матических углеводородов, содержащихся в сырье и образующихся в процессе риформинга, разлагается. Очевидно, уменьшение содер жания ароматических углеводородов Сд—Сю и выше при большой жесткости режима объясняется отщеплением боковых цепей (реак ция деалкилирования, о чем будет сказано ниже) и даже разры вом бензольного ядра.
Важно отметить, что реакции, протекающие при каталитическом риформинге (за исключением реакции изомеризации), эндотермичны, поэтому в условиях промышленных установок для каталитиче ского риформинга проблема подвода тепла, необходимого для про текания реакции, имеет исключительно важное значение. От ее ре шения может зависеть и тип реакторов и другие особенности про цесса.
Правильно подбирая сырье, катализатор и условия процесса риформинга, можно регулировать протекание рассмотренных выше реакций. Получаемый при каталитическом риформинге бензин (ри формат) является смесью многих углеводородов, среди которых преобладают ароматические и частично изопарафиновые углеводо роды, поэтому он обладает высокими антидетонационными свойст вами. Он очень стабилен и почти не содержит серы.
182