Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П оказат ели

 

 

Реж им

м акси м ал ьн ого вы х о д а

 

 

бен зи н а

с р ед н его

сж иж енного

Выход, % (по массе):

 

 

 

дистиллята

га з а

 

 

 

 

 

 

сухого газа .................................

 

 

3,0

1,8

 

4.9

пропана ..................................

 

 

2,6

U

 

5,6

пропилена .................................

 

 

7,0

3,9

 

12,0

изобутана ..................................

 

 

8,1

4,4

 

14,0

н - б у т а н а ..................................

 

 

1,4

0,8

 

3,2

бутнленов ..................................

 

бензина .

п,о

5,0

15,2

дебутаннзированного

71,1

47,0

55,7

легкого газойля

. . . .

7,0

39,0

 

7,0

тяжелого газойля . . . .

3.0

3,0

 

3.0

кокса ........................................

 

% (объемн.)

7,6

7,5

 

8,5

Глубина превращения,

90

58

 

90

Каталитический крекинг будет развиваться и в дальнейшем как путем реконструкции действующих, так и строительства новых, бо­ лее совершенных установок с применением кристаллических .(цео­ литсодержащих) катализаторов с добавками окисей редкоземель­ ных элементов при возрастающей роли крекинга в лифт-реакторе.

§ 25. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РИФОРМИНГ

Назначение и характеристика процесса

При первичной перегонке большинства нефтей, особенно серни­ стых парафинистых, получаются бензиновые фракции с низким ок­ тановым числом. При помощи каталитического риформинга низко­ октановые бензиновые фракции превращают в- высокооктановые компоненты автомобильного и даже авиационного бензина. Наря­ ду с этим при риформинге, особенно более узких бензиновых фрак­ ций, можно получать ароматические углеводороды (бензол, толуол и ксилолы), являющиеся важным сырьем для органического синте­ за. В настоящее время получение ароматических углеводородов при помощи каталитического риформинга является наиболее эконо­

мичным.

Поэтому каталитический риформинг стал сейчас одним из

ведущих

процессов нефтеперерабатывающей

промышленности.

С его помощью решаются важные проблемы,

имеющие большое

значение для развития народного хозяйства: получение ароматиче­ ских углеводородов, улучшение качества автомобильных бензинов и даже возможность получения авиационных бензинов.

Одно время на установках для термического крекинга осуществ­ лялся комбинированный процесс легкого крекинга тяжелого неф­ тяного сырья (мазута, полугудрона и гудрона) и термического ри­ форминга бензина прямой перегонки нефти. По сравнению с ката­ литическим риформингом при термическом риформинге выход бензинов меньше на 20—27% и октановое число их ниже на 5—7 пунктов; кроме того, бензин термического риформинга крайне нестабилен при хранении. Этим объясняется то, что каталитический риформинг вытеснил из промышленной практики термический ри­ форминг.

12

179


Особенностью процесса каталитического риформинга является то, что он протекает в среде водорода при высоких температурах и давлении и с применением специальных катализаторов.

В зависимости от системы и типа установки технологический ре­ жим осуществляется в условиях циркуляции водородсодержащего газа— 1400—1800 м33 сырья (молярное отношение водорода к сырью до 9 : 1) при температуре от 470 до 530° С, давлении от 9 до35 кгс/см2 и объемной скорости подачи сырья 1,5—2 ч-1. В зависи­ мости от свойств катализатора и сырья, а также технологического режима выход бензина может колебаться в широких пределах — от 73 до 90% при'октановых его числах по моторному методу от 78 до 90 и по исследовательскому методу в пределах 95—103 пункта без ТЭС. Содержание ароматических углеводородов в бензинах риформинга достигает 67%, а при переработке с целью получения ароматических углеводородов выход бензола, толуола и ксилолов может достигать 60%.

Определенный объем каталитического риформинга имеется прак­ тически на каждом современном нефтеперерабатывающем заводе.

Надо отметить, что бензин, полученный при риформинге, может быть использован в качестве высокооктанового базового авиацион­ ного бензина в дополнение к базовому авиационному бензину, по­ лучаемому при каталитическом крекинге в две ступени, или взамен его.

Важной особенностью каталитического риформинга является также и то, что при этом процессе образуется избыточное количе­ ство водорода. Этот водород значительно дешевле водорода, полу­ чаемого на специальных установках. Поэтому использование водо­ рода каталитического риформинга при гидроочистке нефтяных дис­ тиллятов значительно сокращает капиталовложения и уменьшает эксплуатационные затраты на этих установках.

Основные реакции каталитического риформинга

В начале XX в. знаменитый русский химик Н. Д. Зелинский установил, что в присутствии платиновых и палладиевых катали­ заторов без побочных реакций протекают реакции каталитической дегидрогенизации (дегидрирования) шесгичленных нафтеновых уг­ леводородов с образованием ароматических углеводородов. Эти исследования, явившиеся научными основами развития процесса каталитического риформинга, так же как и другие работы советских и зарубежных ученых, позволили разработать ряд периодических и непрерывных процессов каталитического риформинга с разными катализаторами (алюмоплатиновыми, алюмохромовыми, алюмомолибденовыми и др.). Наибольшее значение приобрели процессы ка­ талитического риформинга с использованием алюмоплатиновых и биметаллических катализаторов. Ниже в основном описывается каталитический риформинг с применением этих катализаторов.

Напомним, что процесс каталитического риформинга на плати­ новых катализаторах проводится при температуре 470—530° С, под давлением 14—35 кгс/см2 и при рециркуляции водородсодержащего

180



газа 1400—1800 м33 сырья. В этих условиях на платиновом ката­ лизаторе могут протекать многие реакции, среди которых 'наиболь­ шее значение имеют реакции: дегидрирования нафтеновых углево­ дородов, гидрокрекинга, дегидроциклизации, изомеризации и гидри­ рования сернистых соединений.

Реакции дегидрирования нафтеновых углеводородов (ароматиза­ ции) приводят к образованию ароматических углеводородов и вы­ делению водорода. Например, циклогексан превращается в бензол и водород:

 

,0-12

 

СН

 

/ \

 

/ \

 

И.,С

СИ,

НС

СН

+зн2

‘I

I

I '

II

Н,,С

СНо

 

НС

,СН

 

\

/

 

\

/

 

 

с н 2

 

СН

 

Реакция дегидрирования нафтеновых углеводородов играет весь­ ма важную роль в образовании ароматических углеводородов. У нафтеновых углеводородов наиболее полно и быстро протекает дегидрирование шестичленных соединений. При высоком содержа­ нии нафтеновых углеводородов в сырье резко увеличивается выход ароматических углеводородов в продуктах каталитического рифор­ минга (риформатах).

Реакции гидрокрекинга. В результате этих реакций, протекаю­ щих при взаимодействии высокомолекулярных, особенно парафино­ вых углеводородов с водородом, образуются два или несколько угле­ водородов. Например, нонан превращается в бутан и пентан: С9Н20 + Н2 -> С 4Ню + С5Н12. Эта реакций, которую иногда назы­ вают деструктивным гидрированием, имеет наряду с дегидрирова­ нием и дегидроциклизацией особенно большое значение лри рифор­ минге сырья с большим содержанием парафиновых углеводородов. Преимущество реакции гидрокрекинга уменьшается, если образует­ ся слишком много низкомолекулярных продуктов (Ci—С3).

Однако если сырье для каталитического риформинга применяет­ ся более тяжелое и состоит из углеводородов Сэ—С12, то высокий выход углеводородов С4—Сд оказывается выгодным, несмотря на одновременное образование пропана.

Реакции дегидроциклизации парафиновых углеводородов. При дегидрировании парафиновых углеводородов часто-вначале образу­ ются нафтеновые (циклические) углеводороды, которые при даль­ нейшем дегидрировании превращаются в ароматические углеводо­

роды. Например,

гептан превращается в толуол и водород:

 

 

СНо

 

 

 

 

 

СН

 

с—сн3

 

с7н,6-

Н9С/

\ СН2

нс/ \ СН

 

Н2С

сн2

Но

СН

4 Но

НС

 

\

/

\

/

 

 

 

сн2

 

СН

181


Иногда эти две реакции объединяют вместе, тогда реакция но­ сит название дегидроциклизации.

Аналогично протекает реакция дегидроциклизацин н-гексана с образованием бензола и водорода. Общее число молей продуктов реакции в обоих случаях в 5 раз превышает число молей исходного сырья.

Реакции изомеризации приводят к изменению строения молекулы углеводородов и образованию изомерных углеводородов. В усло­ виях каталитического риформинга реакции изомеризации играют подсобную роль. Изомеризации частично подвергаются углеводоро­ ды Н-С4Н10 и 11-С5Н12, частично изомернзуются пятнчленные нафте­ новые углеводороды в шестичленные, которые, как показано выше, легко дегидрируются в ароматические углеводороды.

Реакции гидрирования сернистых соединений, протекающие при взаимодействии этих соединений с водородом, приводят к снижению содержания серы в сырье (продукте) и образованию сероводорода. Например, бутнлмеркаптан в присутствии водорода превращается в бутан и сероводород: C4H9SH + Н а-^С ^ю + H2S. Следует под­ черкнуть, что независимо от того, каким было исходное сернистое соединение, при этой реакции образуется сероводород.

При каталитическом риформинге с использованием катализато­ ров, содержащих платину, надо иметь в виду, что такие катализа­ торы легко и быстро отравляются в присутствии серы, поэтому в промышленности эти рёакции осуществляют в виде самостоятельно­ го процесса: для очистки сырья (процесс гидроочистки) перед ката­ литическим риформингом или для очистки от сероводорода (обра­ зующегося в процессе риформинга) циркулирующего водородсодер­ жащего газа.

В процессе каталитического риформинга некоторая часть аро­ матических углеводородов, содержащихся в сырье и образующихся в процессе риформинга, разлагается. Очевидно, уменьшение содер­ жания ароматических углеводородов Сд—Сю и выше при большой жесткости режима объясняется отщеплением боковых цепей (реак­ ция деалкилирования, о чем будет сказано ниже) и даже разры­ вом бензольного ядра.

Важно отметить, что реакции, протекающие при каталитическом риформинге (за исключением реакции изомеризации), эндотермичны, поэтому в условиях промышленных установок для каталитиче­ ского риформинга проблема подвода тепла, необходимого для про­ текания реакции, имеет исключительно важное значение. От ее ре­ шения может зависеть и тип реакторов и другие особенности про­ цесса.

Правильно подбирая сырье, катализатор и условия процесса риформинга, можно регулировать протекание рассмотренных выше реакций. Получаемый при каталитическом риформинге бензин (ри­ формат) является смесью многих углеводородов, среди которых преобладают ароматические и частично изопарафиновые углеводо­ роды, поэтому он обладает высокими антидетонационными свойст­ вами. Он очень стабилен и почти не содержит серы.

182