ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 5
Катализаторы риформинга
Катализаторы риформинга обычно обладают двумя основными функциями: кислотностью и дегидрированием.
Кислотной функцией обладает носитель катализатора — окись алюминия, активированная добавлением галоида — фтора или хло ра *. Иногда для увеличения кислотной функции в качестве носи теля применяют алюмосиликат. Активность катализатора, обуслов ленная кислотностью, вызывает реакции гидрокрекинга парафино вых углеводородов, а также изомеризации парафиновых и пятичлен ных нафтеновых углеводородов с переводом последних в шести членные (при дегидрировании).
Дегидрирующую функцию в катализаторе обычно выполняют металлы VIII группы периодической системы Менделеева. В каче стве дегидригующего компонента применяют главным образом платину, молибден и никель.
Наибольшим дегидрирующим свойством обладает платиновый компонент. Его функцией является ускорение реакций дегидрирова ния и гидрирования, что способствует образованию ароматических углеводородов, непрерывному гидрированию и частичному удалению промежуточных продуктов реакций, ведущих к коксообразованию.
Содержание платины в катализаторе может быть различным, обычно оно составляет 0,3—0,6%. Пониженное содержание плати ны уменьшает устойчивость катализатора против ядов. При повы шении содержания платины в катализаторе обнаруживается тен денция к усилению реакций деметилирования, а также реакций, ве дущих к раскрытию кольца нафтеновых углеводородов. Другим фактором, лимитирующим содержание платины в катализаторе, яв ляется его дороговизна.
Активность, обусловленную платиной, можно регулировать пу тем подбора ее концентрации, уменьшения содержания ядов в сырье (применение гидроочистки сырья перед каталитическим риформин гом), а также повышения дисперсности платины в химическом комплексе, образуемом ею с окисью алюминия и галоидом, содер жащимся в катализаторе (иногда комплекс платины с хлором назы вают растворимой платиной).
При катализаторе, сочетающем обе функции (его обычно назы вают бифункциональным), осуществляются такие важные реакции, как дегидроциклизации, особенно необходимые при переработке сырья с высоким содержанием парафиновых углеводородов.
Надо иметь в виду, что обе функции катализатора способствуют протеканию не только желательной реакции, но и таких нежела тельных побочных реакций, как крекинг, полимеризация и образо вание кокса; последнее наблюдается при повышении температуры и особенно при снижении давления в системе. Вот почему для до стижения оптимальных результатов переработки того или иного
* В последнем случае для поддержания кислотности в сырье обычно добав ляют некоторое количество вещества, содержащего хлор, например дихлорэтана.
183
сырья при выбранных условиях процесса необходимо найти опти мальное сочетание свойств бифункционального катализатора.
Основными критериями для оценки катализаторов служат: объ емная скорость подачи сырья, выход стабильного риформата (ката лизата), октановое число продукта или выход ароматических угле водородов, содержание легких фракций в риформате, выход и со став газа, а также срок службы катализатора.
Все промышленные катализаторы риформинга можно условно разбить на следующие основные группы: платиновые, палладиевые, сернистые вольфрамоникелевые, окисные алюмомолибденовые, алюмохромовые и алюмокобальтмолибденовые. В качестве носителей этих катализаторов используют окись алюминия или алюмосиликат. Платиновые катализаторы для усиления кислотной функции промотируются (улучшаются) галоидами.
Примерные свойства некоторых платиновых катализаторов при водятся в табл. 1 1 .
Т а б л и ц а 11. Примерные свойства платиновых катализаторов риформинга*
Показатели |
АП-64 |
8815-С |
RD=150 |
RD-I50C |
(СССР) |
(ГДР) |
(США) |
(ФРГ) |
Состав, % (по массе):
P t ........................................ |
|
0 , 6 0 — 0 ,6 5 |
0 , 5 7 |
0 , 6 0 |
0 , 3 5 |
F e ......................................... |
|
0 , 0 2 |
0 , 0 7 |
< 0 , 0 1 |
< 0 , 0 2 |
N a ......................................... |
(галоген) |
0 , 0 2 |
0 , 0 2 |
< 0 , 0 1 |
< 0 , 0 1 |
промотор |
Хлор |
Фтор |
Хлор |
Хлор |
|
Свойства: |
плотность, г/см3 |
|
|
|
|
насыпная |
0 , 6 0 — 0 , 6 5 |
0 , 7 2 |
0 , 8 0 |
0 , 7 5 — 0 , 8 5 |
|
размер таблеток, мм: |
|
|
|
|
|
д и а м е т р ........................... |
1 ,8 |
2 , 0 |
1 ,5 |
1 ,5 |
|
в ы с о т а ........................... |
---* |
--* |
4 , 5 |
4 , 5 |
|
удельная |
поверхность, м2/г |
180 |
190 |
330 |
300 |
индекс прочности, кг/мм . |
1 ,0 |
1 ,0 |
1 , 0 |
1 , 0 |
* В качестве носителя используют окись алюминия.
В последнее время появились катализаторы, в которых содер жание платины.снижено до 0,30%- В некоторые из них введены окиси редкоземельных элементов, например в катализаторе рифор минга содержится рений. В ближайшее время можно ожидать появ ления промышленных катализаторов, в которых в качестве носителя будут использованы различные цеолиты. Таким образом, каталити ческий риформинг, так же как и каталитический крекинг, вскоре будет переведен на кристаллические катализаторы.
Сырье и продукты, получаемые при каталитическом риформинге
В качестве сырья для процесса каталитического риформинга ис пользуют бензиновые фракции с пределами выкипания от 62 до 180° С, при этом для получения ароматических углеводородов ис-
1 8 4
пользуют фракции, выкипающие от 62 до 140° С, для получения высокооктановых бензинов — фракции от 85 до 180° С. На установках с хорошей ректификацией такие фракции получают непосредст венно при первичной перегонке нефти.
В ряде случаев на установке для первичной перегонки нефти по лучают более широкую фракцию — 62—180° С, а затем на установ ках для вторичной перегонки отбирают необходимые фракции. Можно, как уже отмечалось, подвергать каталитическому рифор мингу и эту широкую фракцию, как бы объединяя оба назначения процесса каталитического риформинга. В этом случае выделяют из-, получаемого риформинг-бензина бензол и толуол, а к остатку до бавляют головную фракцию (н. к. — 62° С) и высокооктановые до бавки. Правда, этот вариант исключает возможность получения, ксилолов из всего сырья, подвергнутого такой переработке.
Наряду с применением в качестве сырья фракций, полученных при прямой перегонке нефти, можно применять и бензиновые фрак ции, полученные от вторичных процессов — таких, как термический крекинг и коксование. Однако из-за. наличия в них олефиновых и, диолефиновых углеводородов, которые очень быстро отравляют катализатор, особенно платиновый, эти фракции предварительно- (перед каталитическим риформингом) подвергают гидроочистке.. При гидроочистке непредельные углеводороды насыщаются водо родом, превращаясь в предельные — парафиновые углеводороды;, кроме того, удаляются другие вредные примеси (сернистые и азо тистые соединения).
Сернистых и азотистых соединений во фракциях, полученных при переработке сернистых и особенно высокосернистых нефтей, содер жится значительно больше, чем в соответствующих фракциях, по лученных из малосернистых нефтей. Поэтому для предупреждения отравления платинового катализатора и улучшения тем самым пока зателей работы установок для каталитического риформинга сырье,, получаемое из сернистых и высокосернистых нефтей, так же как и сырье от вторичных процессов, перед каталитическим риформингом подвергают гидроочистке.
Снижение содержания серы в сырье для риформинга с 0,15 до- 0,01% дает возможность увеличить выход бензина более чем на 5% и одновременно улучшить его антидетонационные свойства. Ката литический риформинг сырья, содержащего более 0,07% серы, не целесообразен, такое сырье следует обязательно подвергать гидро очистке. Сырье с содержанием серы 0,05—0,07% можно перераба тывать с удовлетворительными показателями лишь при условии очи стки циркулирующего иа установке водородсодержащего газа отсероводорода.
Иногда на гидроочистку поступает смесь сырья, полученного припервичной переработке нефти (или смеси нефтей), с бензиновыми фракциями, полученными при вторичных процессах переработки нефти.
Гидроочистка бензиновых фракций осуществляется в отдельномреакторе на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибде
185,
новом катализаторе при 360—400° С, давлении 30—36 кгс/см2, объ емной скорости подачи сырья 3,5—5 ч-1 и циркуляции водородсо держащего газа 450—700 м3/м3 сырья.
После гидроочистки содержание серы в сырье, поступающем на каталитический риформинг, снижается до 0 ,0 0 1 —0 ,0 0 2 %.
Получение высокооктанового компонента при каталитическом риформинге широких бензиновых фракций. В Советском Союзе вы сококачественные автомобильные сорта бензина получают в основ ном при каталитических процессах. Наибольший удельный вес имеет каталитический риформинг низкооктановых бензинов сернистых нефтей на алюмоплатиновых катализаторах при давлении в системе
до 35 кгс/см2.
На показатели работы катали тического риформинга влияют мно гие факторы, в том числе фракцион ный и особенно химический состав сырья.
Общей закономерностью являет ся ухудшение селективности про цесса при облегчении фракционного состава сырья, особенно парафино вого основания (рис. 94). Как видно из этого рисунка, выходы бензина и водорода при риформинге возраста ют по мере утяжеления фракцион ного состава перерабатываемой фракции. Октановые числа бензинов при равном выходе из сырья тем вы ше, чем более тяжелое по фракцион ному составу сырье перерабатыва лось. Так, снижение начальной тем пературы кипения сырья со 105 до 85° С приводит к уменьшению выхо да бензина на 3%. при дальнейшем снижении температуры от 85 до 60°С — почти на 4%. В результате выход бензина с октановым числом
95 по исследовательскому методу приблизительно на 7% меньше при риформинге фракции 60—180°С, чем фракции 105—180°С.
Таким образом, для получения максимального выхода высоко октанового бензина и водорода каталитическому риформингу луч ше подвергать сырье более тяжелого фракционного состава. Это правило действительно для всех случаев, когда ресурсы сырья поз воляют полностью загрузить мощности установок для каталитиче ского риформинга.
Каталитический риформинг на более тяжелом по фракционному составу сырье выгоден также в тех случаях, когда низкокипящие фракции используют в качестве сырья для получения индивидуаль ных ароматических углеводородов.
186
|
Т а б л и ц а 12. |
Каталитический риформинг бензиновых |
|
||||
|
|
фракций 85—180°С различных нефтей |
|
|
|||
|
|
|
|
Парафинистые |
Малосернистыс нефти |
||
|
|
|
|
нефти |
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
Показатели |
|
высоко- |
|
ъысокопа- |
|
|
|
|
|
|
сернистые |
нафтено* |
||
|
|
|
|
сернистые |
рафиннстые |
/вые |
|
Характеристика сырья: |
|
|
|
|
|
||
ПЛОТНОСТЬ |
20 |
|
|
0 ,7 3 8 |
0 ,7 3 9 |
0 ,7 4 8 |
0 ,7 5 4 |
Р 4 |
........................................ |
|
|||||
углеводородный состав, % (по мас |
|
|
|
|
|||
се) : |
|
|
|
|
|
|
|
ароматические . . . . . |
6 ,5 |
8 , 7 |
1 0,0 |
1 1,8 |
|||
н а ф т е н о в ы е .................................. |
|
2 6 ,0 |
2 7 ,2 |
3 1 ,0 |
3 7 ,2 |
||
парафиновые |
.................................. |
|
6 7 ,5 |
64,1 |
5 9 ,0 |
5 1 ,0 |
|
октановое число по исследователь- |
|
|
|
|
|||
скому методу без ТЭС |
|
3 7 ,0 |
3 9 ,5 |
3 3 ,8 ■ |
4 4 ,5 |
||
Выход, % (по массе): |
|
|
|
|
|
||
дебутанизированного бензина . |
7 5 ,0 |
77,1 |
7 9 ,8 |
8 3 ,8 |
|||
водорода |
........................................ |
|
|
1 ,2 |
1 ,3 |
1 .5 |
1 ,7 |
Характеристика дебутанизированного |
|
|
|
|
|||
бензина: |
20 |
|
|
|
|
|
|
ПЛОТНОСТЬ |
|
|
0 ,7 8 5 |
0 ,7 9 2 |
0 ,7 9 6 |
0 ,8 0 0 |
|
Р 4 |
........................................ |
|
|||||
фракционный состав, °С: |
|
|
|
|
|
||
н. к. |
|
.................................. |
50 |
52 |
52 |
47 |
|
выкипает 1 0 % |
........................................... |
|
82 |
86 |
85 |
83 |
|
выкипает 5 0 % |
........................................... |
|
124 |
126 |
123 |
120 |
|
К. К................................................................ |
|
состав, |
% (по |
202 |
204 |
200 |
193 . |
углеводородный |
|
|
|
|
|||
массе): |
|
. , " . |
|
|
|
|
|
непредельных |
|
1 ,2 |
0 , 8 |
0 ,8 |
0 , 6 |
||
ароматических................................. |
|
6 4 ,5 |
6 5 ,1 |
6 7 ,4 |
6 6 |
||
парафиновых . . . . |
3 4 ,5 |
3 4,1 |
3 1 ,8 |
3 3 ,4 |
|||
октановое число |
по исследователь- |
|
|
|
|
||
скому методу |
(без ТЭС) . |
95 |
95 |
95 |
95 |
На результаты каталитического риформинга большое влияние оказывает углеводородный состав сырья. При переработке сырья с большим содержанием нафтеновых углеводородов ароматические углеводороды образуются почти целиком за счет дегидрирования нафтеновых. Следовательно, чем больше в сырье нафтеновых угле водородов, тем больше в полученном бензине ароматических угле водородов и тем выше его октановое число. С увеличением содер жания в сырье парафиновых углеводородов усиливается роль реак ции гидрокрекинга. Часть ароматических углеводородов образуется за счет дегидрирования и дегидроциклизации парафиновых углево дородов. Эти закономерности можно проиллюстрировать показате лями каталитического риформинга фракций 85—180° С, полученных из сернистых парафинистых (массовое сырье в СССР) и высокосернистых нефтей (табл. 12). Для сопоставимости результатов и исключения влияния серы все виды сырья перед каталитическим риформингом подвергались гидроочистке; кроме того, во всех слу чаях риформинга бензин имел примерно одинаковый конец кипения и октановое число 95 по исследовательскому методу без ТЭС, что
187