Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Катализаторы риформинга

Катализаторы риформинга обычно обладают двумя основными функциями: кислотностью и дегидрированием.

Кислотной функцией обладает носитель катализатора — окись алюминия, активированная добавлением галоида — фтора или хло­ ра *. Иногда для увеличения кислотной функции в качестве носи­ теля применяют алюмосиликат. Активность катализатора, обуслов­ ленная кислотностью, вызывает реакции гидрокрекинга парафино­ вых углеводородов, а также изомеризации парафиновых и пятичлен­ ных нафтеновых углеводородов с переводом последних в шести­ членные (при дегидрировании).

Дегидрирующую функцию в катализаторе обычно выполняют металлы VIII группы периодической системы Менделеева. В каче­ стве дегидригующего компонента применяют главным образом платину, молибден и никель.

Наибольшим дегидрирующим свойством обладает платиновый компонент. Его функцией является ускорение реакций дегидрирова­ ния и гидрирования, что способствует образованию ароматических углеводородов, непрерывному гидрированию и частичному удалению промежуточных продуктов реакций, ведущих к коксообразованию.

Содержание платины в катализаторе может быть различным, обычно оно составляет 0,3—0,6%. Пониженное содержание плати­ ны уменьшает устойчивость катализатора против ядов. При повы­ шении содержания платины в катализаторе обнаруживается тен­ денция к усилению реакций деметилирования, а также реакций, ве­ дущих к раскрытию кольца нафтеновых углеводородов. Другим фактором, лимитирующим содержание платины в катализаторе, яв­ ляется его дороговизна.

Активность, обусловленную платиной, можно регулировать пу­ тем подбора ее концентрации, уменьшения содержания ядов в сырье (применение гидроочистки сырья перед каталитическим риформин­ гом), а также повышения дисперсности платины в химическом комплексе, образуемом ею с окисью алюминия и галоидом, содер­ жащимся в катализаторе (иногда комплекс платины с хлором назы­ вают растворимой платиной).

При катализаторе, сочетающем обе функции (его обычно назы­ вают бифункциональным), осуществляются такие важные реакции, как дегидроциклизации, особенно необходимые при переработке сырья с высоким содержанием парафиновых углеводородов.

Надо иметь в виду, что обе функции катализатора способствуют протеканию не только желательной реакции, но и таких нежела­ тельных побочных реакций, как крекинг, полимеризация и образо­ вание кокса; последнее наблюдается при повышении температуры и особенно при снижении давления в системе. Вот почему для до­ стижения оптимальных результатов переработки того или иного

* В последнем случае для поддержания кислотности в сырье обычно добав­ ляют некоторое количество вещества, содержащего хлор, например дихлорэтана.

183


сырья при выбранных условиях процесса необходимо найти опти­ мальное сочетание свойств бифункционального катализатора.

Основными критериями для оценки катализаторов служат: объ­ емная скорость подачи сырья, выход стабильного риформата (ката­ лизата), октановое число продукта или выход ароматических угле­ водородов, содержание легких фракций в риформате, выход и со­ став газа, а также срок службы катализатора.

Все промышленные катализаторы риформинга можно условно разбить на следующие основные группы: платиновые, палладиевые, сернистые вольфрамоникелевые, окисные алюмомолибденовые, алюмохромовые и алюмокобальтмолибденовые. В качестве носителей этих катализаторов используют окись алюминия или алюмосиликат. Платиновые катализаторы для усиления кислотной функции промотируются (улучшаются) галоидами.

Примерные свойства некоторых платиновых катализаторов при­ водятся в табл. 1 1 .

Т а б л и ц а 11. Примерные свойства платиновых катализаторов риформинга*

Показатели

АП-64

8815-С

RD=150

RD-I50C

(СССР)

(ГДР)

(США)

(ФРГ)

Состав, % (по массе):

P t ........................................

 

0 , 6 0 — 0 ,6 5

0 , 5 7

0 , 6 0

0 , 3 5

F e .........................................

 

0 , 0 2

0 , 0 7

< 0 , 0 1

< 0 , 0 2

N a .........................................

(галоген)

0 , 0 2

0 , 0 2

< 0 , 0 1

< 0 , 0 1

промотор

Хлор

Фтор

Хлор

Хлор

Свойства:

плотность, г/см3

 

 

 

 

насыпная

0 , 6 0 — 0 , 6 5

0 , 7 2

0 , 8 0

0 , 7 5 — 0 , 8 5

размер таблеток, мм:

 

 

 

 

д и а м е т р ...........................

1 ,8

2 , 0

1 ,5

1 ,5

в ы с о т а ...........................

---*

--*

4 , 5

4 , 5

удельная

поверхность, м2/г

180

190

330

300

индекс прочности, кг/мм .

1 ,0

1 ,0

1 , 0

1 , 0

* В качестве носителя используют окись алюминия.

В последнее время появились катализаторы, в которых содер­ жание платины.снижено до 0,30%- В некоторые из них введены окиси редкоземельных элементов, например в катализаторе рифор­ минга содержится рений. В ближайшее время можно ожидать появ­ ления промышленных катализаторов, в которых в качестве носителя будут использованы различные цеолиты. Таким образом, каталити­ ческий риформинг, так же как и каталитический крекинг, вскоре будет переведен на кристаллические катализаторы.

Сырье и продукты, получаемые при каталитическом риформинге

В качестве сырья для процесса каталитического риформинга ис­ пользуют бензиновые фракции с пределами выкипания от 62 до 180° С, при этом для получения ароматических углеводородов ис-

1 8 4


пользуют фракции, выкипающие от 62 до 140° С, для получения высокооктановых бензинов — фракции от 85 до 180° С. На установках с хорошей ректификацией такие фракции получают непосредст­ венно при первичной перегонке нефти.

В ряде случаев на установке для первичной перегонки нефти по­ лучают более широкую фракцию — 62—180° С, а затем на установ­ ках для вторичной перегонки отбирают необходимые фракции. Можно, как уже отмечалось, подвергать каталитическому рифор­ мингу и эту широкую фракцию, как бы объединяя оба назначения процесса каталитического риформинга. В этом случае выделяют из-, получаемого риформинг-бензина бензол и толуол, а к остатку до­ бавляют головную фракцию (н. к. — 62° С) и высокооктановые до­ бавки. Правда, этот вариант исключает возможность получения, ксилолов из всего сырья, подвергнутого такой переработке.

Наряду с применением в качестве сырья фракций, полученных при прямой перегонке нефти, можно применять и бензиновые фрак­ ции, полученные от вторичных процессов — таких, как термический крекинг и коксование. Однако из-за. наличия в них олефиновых и, диолефиновых углеводородов, которые очень быстро отравляют катализатор, особенно платиновый, эти фракции предварительно- (перед каталитическим риформингом) подвергают гидроочистке.. При гидроочистке непредельные углеводороды насыщаются водо­ родом, превращаясь в предельные — парафиновые углеводороды;, кроме того, удаляются другие вредные примеси (сернистые и азо­ тистые соединения).

Сернистых и азотистых соединений во фракциях, полученных при переработке сернистых и особенно высокосернистых нефтей, содер­ жится значительно больше, чем в соответствующих фракциях, по­ лученных из малосернистых нефтей. Поэтому для предупреждения отравления платинового катализатора и улучшения тем самым пока­ зателей работы установок для каталитического риформинга сырье,, получаемое из сернистых и высокосернистых нефтей, так же как и сырье от вторичных процессов, перед каталитическим риформингом подвергают гидроочистке.

Снижение содержания серы в сырье для риформинга с 0,15 до- 0,01% дает возможность увеличить выход бензина более чем на 5% и одновременно улучшить его антидетонационные свойства. Ката­ литический риформинг сырья, содержащего более 0,07% серы, не­ целесообразен, такое сырье следует обязательно подвергать гидро­ очистке. Сырье с содержанием серы 0,05—0,07% можно перераба­ тывать с удовлетворительными показателями лишь при условии очи­ стки циркулирующего иа установке водородсодержащего газа отсероводорода.

Иногда на гидроочистку поступает смесь сырья, полученного припервичной переработке нефти (или смеси нефтей), с бензиновыми фракциями, полученными при вторичных процессах переработки нефти.

Гидроочистка бензиновых фракций осуществляется в отдельномреакторе на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибде­

185,


2 — 85—180° С; 105—180° С
/ — 60—180° С;
3 —
Вашельсному методу Ш ТЗС
Рис. 94. Зависимость между окта­ новым числом бензина по исследо­ вательскому методу без ТЭС, его выходом и выходом водорода при риформинге фракций ромашкин-
ской нефти:

новом катализаторе при 360—400° С, давлении 30—36 кгс/см2, объ­ емной скорости подачи сырья 3,5—5 ч-1 и циркуляции водородсо­ держащего газа 450—700 м33 сырья.

После гидроочистки содержание серы в сырье, поступающем на каталитический риформинг, снижается до 0 ,0 0 1 0 ,0 0 2 %.

Получение высокооктанового компонента при каталитическом риформинге широких бензиновых фракций. В Советском Союзе вы­ сококачественные автомобильные сорта бензина получают в основ­ ном при каталитических процессах. Наибольший удельный вес имеет каталитический риформинг низкооктановых бензинов сернистых нефтей на алюмоплатиновых катализаторах при давлении в системе

до 35 кгс/см2.

На показатели работы катали­ тического риформинга влияют мно­ гие факторы, в том числе фракцион­ ный и особенно химический состав сырья.

Общей закономерностью являет­ ся ухудшение селективности про­ цесса при облегчении фракционного состава сырья, особенно парафино­ вого основания (рис. 94). Как видно из этого рисунка, выходы бензина и водорода при риформинге возраста­ ют по мере утяжеления фракцион­ ного состава перерабатываемой фракции. Октановые числа бензинов при равном выходе из сырья тем вы­ ше, чем более тяжелое по фракцион­ ному составу сырье перерабатыва­ лось. Так, снижение начальной тем­ пературы кипения сырья со 105 до 85° С приводит к уменьшению выхо­ да бензина на 3%. при дальнейшем снижении температуры от 85 до 60°С — почти на 4%. В результате выход бензина с октановым числом

95 по исследовательскому методу приблизительно на 7% меньше при риформинге фракции 60—180°С, чем фракции 105—180°С.

Таким образом, для получения максимального выхода высоко­ октанового бензина и водорода каталитическому риформингу луч­ ше подвергать сырье более тяжелого фракционного состава. Это правило действительно для всех случаев, когда ресурсы сырья поз­ воляют полностью загрузить мощности установок для каталитиче­ ского риформинга.

Каталитический риформинг на более тяжелом по фракционному составу сырье выгоден также в тех случаях, когда низкокипящие фракции используют в качестве сырья для получения индивидуаль­ ных ароматических углеводородов.

186


 

Т а б л и ц а 12.

Каталитический риформинг бензиновых

 

 

 

фракций 85—180°С различных нефтей

 

 

 

 

 

 

Парафинистые

Малосернистыс нефти

 

 

 

 

нефти

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

высоко-

 

ъысокопа-

 

 

 

 

 

сернистые

нафтено*

 

 

 

 

сернистые

рафиннстые

/вые

Характеристика сырья:

 

 

 

 

 

ПЛОТНОСТЬ

20

 

 

0 ,7 3 8

0 ,7 3 9

0 ,7 4 8

0 ,7 5 4

Р 4

........................................

 

углеводородный состав, % (по мас­

 

 

 

 

се) :

 

 

 

 

 

 

 

ароматические . . . . .

6 ,5

8 , 7

1 0,0

1 1,8

н а ф т е н о в ы е ..................................

 

2 6 ,0

2 7 ,2

3 1 ,0

3 7 ,2

парафиновые

..................................

 

6 7 ,5

64,1

5 9 ,0

5 1 ,0

октановое число по исследователь-

 

 

 

 

скому методу без ТЭС

 

3 7 ,0

3 9 ,5

3 3 ,8 ■

4 4 ,5

Выход, % (по массе):

 

 

 

 

 

дебутанизированного бензина .

7 5 ,0

77,1

7 9 ,8

8 3 ,8

водорода

........................................

 

 

1 ,2

1 ,3

1 .5

1 ,7

Характеристика дебутанизированного

 

 

 

 

бензина:

20

 

 

 

 

 

 

ПЛОТНОСТЬ

 

 

0 ,7 8 5

0 ,7 9 2

0 ,7 9 6

0 ,8 0 0

Р 4

........................................

 

фракционный состав, °С:

 

 

 

 

 

н. к.

 

..................................

50

52

52

47

выкипает 1 0 %

...........................................

 

82

86

85

83

выкипает 5 0 %

...........................................

 

124

126

123

120

К. К................................................................

 

состав,

% (по

202

204

200

193 .

углеводородный

 

 

 

 

массе):

 

. , " .

 

 

 

 

 

непредельных

 

1 ,2

0 , 8

0 ,8

0 , 6

ароматических.................................

 

6 4 ,5

6 5 ,1

6 7 ,4

6 6

парафиновых . . . .

3 4 ,5

3 4,1

3 1 ,8

3 3 ,4

октановое число

по исследователь-

 

 

 

 

скому методу

(без ТЭС) .

95

95

95

95

На результаты каталитического риформинга большое влияние оказывает углеводородный состав сырья. При переработке сырья с большим содержанием нафтеновых углеводородов ароматические углеводороды образуются почти целиком за счет дегидрирования нафтеновых. Следовательно, чем больше в сырье нафтеновых угле­ водородов, тем больше в полученном бензине ароматических угле­ водородов и тем выше его октановое число. С увеличением содер­ жания в сырье парафиновых углеводородов усиливается роль реак­ ции гидрокрекинга. Часть ароматических углеводородов образуется за счет дегидрирования и дегидроциклизации парафиновых углево­ дородов. Эти закономерности можно проиллюстрировать показате­ лями каталитического риформинга фракций 85—180° С, полученных из сернистых парафинистых (массовое сырье в СССР) и высокосернистых нефтей (табл. 12). Для сопоставимости результатов и исключения влияния серы все виды сырья перед каталитическим риформингом подвергались гидроочистке; кроме того, во всех слу­ чаях риформинга бензин имел примерно одинаковый конец кипения и октановое число 95 по исследовательскому методу без ТЭС, что

187