Файл: Суханов, В. П. Переработка нефти учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пени очистки, не отвечают этим требованиям. Поэтому в смазочные масла вводят специальные вещества — добавки (присадки), улуч­ шающие различные эксплуатационные свойства масел. Присадки представляют собой сложные химические вещества, получаемые специальными синтезами.

Моюще-диспергирующие и нейтрализующие присадки способны как бы растворять и нейтрализовать кислые соединения, образую­ щиеся из масла при высоких температурах. Все эти соединения как бы смываются с клапанов и других поверхностей, обеспечивая тем самым более длительную работу двигателя или механизма. Наибо­ лее часто применяемые присадки этой группы синтезируют на осно­ ве алкилфенолятов бария, магния и кальция. Например, присадки ВНИИ НП-370 (Са) и ВНИИ НП-371 (Ва) или сульфанатные при­ садки, представляющие собой соли алкилсульфокислот различных металлов (Са и Ва), обладают не только высокими моющими (дис­ пергирующими) свойствами, но и способствуют уменьшению нага­ ров в камере сгорания двигателя. Еще лучшими свойствами обла­ дают беззольные диспергирующие присадки типа сукцинимидов (АСБ и MACK), представляющие собой производные имиды ян­ тарной кислоты. Одним из путей их синтеза являются соединения полимера бутиленов или изобутилена с молекулярным весом 600—1000 с малеиновым ангидридом. К получаемому веществу при­ соединяют долиалкиламины.

Антиокислительно-антикоррозионные присадки защищают сма­ зываемые металлические поверхности от коррозии кислыми продук­ тами, образующимися в масле в процессе его эксплуатации. В каче­ стве таких присадок применяют производные серы, фосфора, фе­ нольные соединения, нафтенаты алюминия и хрома и др. Предпола­ гается, что присадки образуют на поверхности металла предохрани­ тельные пленки. К числу эффективных присадок этого типа относят­ ся ДФ-11 и диофенольные МБ-1 и НГ-2240 (беззольные).

Применение этих присадок, а также присадки ионол [ее получа­ ют алкилированием технической крезольной фракции изобутиленом с последующей нейтрализацией, выделением целевой фракции (145—148° С) и дальнейшей ее кристаллизацией] удлиняет срок ра­ боты турбинных и особенно трансформаторных масел. Ионол добав­ ляют к маслам в количестве 0,1—0,2%, а ДФ-11 — 1 —1,5%.

Противозадирно-противоизносные присадки улучшают показате­ ли работы индустриальных и трансмиссионных (в том числе гипо­ идных) масел. Они наиболее эффективны тогда, когда изготовляют­ ся на очищенном масле с добавлением соединений серы и фосфора.

Вязкостные присадки применяют для получения зимних и аркти­ ческих сортов масел, имеющих высокий индекс вязкости (до 140) и низкую температуру застывания. Загущающими средствами слу­ жат полиизобутилен (молекулярный вес 18—20 тыс.) и поли­ метакрилаты. Эти масла называются всесезонными, так как их мож­ но использовать в любое время года. В качестве масляной основы берут очищенный дистиллят с вязкостью при 50° С 4—6 условных единиц.

311


Депрессорные присадки понижают температуру застывания. К ним относится депрессатор АзНИИ, представляющий собой диалкилпроизводное нафталина, получаемое конденсацией хлорирован­ ного парафина с нафталином в присутствии хлористого алюминия. Добавление к маслу 0,2—1% депрессатора понижает его температу­ ру застывания на 10—12° С.

Производство пластичных (консистентных) смазок

Консистентные смазки состоят из двух и более компонентов. Од­ ним из основных компонентов обычно является масляная жидкость, вторым — загуститель.

Кроме минеральных масел применяют синтетические масла на основе кремнийорганических (силиконов), фторорганических и дру­ гих соединений, позволяющих готовить смазки, работающие при низких и высоких температурах двигателей, механизмов и машин.

По роду загустителей консистентные смазки делятся на мыль­ ные, загущаемые мылами (натриевые, кальциевые, алюминиевые, бариевые, литиевые, свинцовые мыла органических кислот) и угле­ водородные, в которых загустителями являются парафины, петрола­ тумы и церезины.

В смазках специального назначения, работающих в тяжелых условиях, в качестве загустителя применяют бентонитовые глины

(специально подготовленные), а также синтетические

загустите­

ли — карбамидные смолы и фталоциановые соединения.

Эти загу­

стители применяют также для загущения синтетических масел. Процесс производства консистентных смазок слагается, из сле­

дующих операций: подготовки компонентов (расплавление, обезво­ живание и подогрев до необходимой температуры), дозировки ком­ понентов в варочном аппарате, варки, охлаждения и слива смазки. Качество смазки, прочность ее коллоидной структуры зависят не только от состава смазки, но и от технологии изготовления, а глав­ ное — от режима охлаждения.

По области применения консистентные смазки делятся на сле­ дующие основные классы: 1) антифрикционные, снижающие трение

и износ трущихся деталей; 2)

фрикционные, увеличивающие трение

для предотвращения скольжения; такие

смазки необходимы для

смазывания шкивов ременных

передел,

трансмиссий и т. д.; 3) за­

щитные (протекционные), предохраняющие детали от

коррозии;

4) диспергирующие, улучшающие приработку трущихся

поверхно­

стей деталей. Большинство смазок относится к классу антифрикци­ онных, многие из них обладают также хорошими защитными свой­ ствами. Такие смазки называются универсальными.


' Г л а в а 11

ПРОИЗВОДСТВО БИТУМА, ПАРАФИНА И ЦЕРЕЗИНА

§ 45. ПРОИЗВОДСТВО БИТУМА

Нефтяные битумы, как уже говорилось, являются важными про­ дуктами нефтепереработки. Их применяют в гидротехническом и дорожном строительстве, в шинной, резиновой, лесной, химической и многих других отраслях народного хозяйства.

Битумы представляют собой сложную коллоидную систему. В их состав входят в основном масла, смолы, асфальтены. Асфальтены в битуме влияют на его твердость и температуру размягчения: чем больше.в битуме асфальтенов, тем он тверже. Смолы повышают эла­ стичность и цементирующие свойства битумов. Масла в битуме яв­

ляются разжижающей средой, в которой

растворяются смолы

и набухают асфальтены.

и ряда зарубежных

Исследовательские работы БашНИИ НП

исследователей показали, что чем выше в нефти отношение асфаль­ тенов к смолам и ниже содержание твердых парафинов, тем выше качество получаемых из нее битумов. Для улучшения качества би­ тумов (особенно адгезии — прочного и устойчивого сцепления с су­ хой и влажной поверхностью различных материалов) в них вводят анионоили катионоактивные присадки, в том числе кубовые остат­ ки от перегонки синтетических жирных кислот.

В настоящее время для производства битумов в основном при­ меняют (раздельно и в сочетании) следующие процессы: 1) глубо­ кую концентрацию нефтяных остатков, 2) выделение асфальтов при деасфальтизации гудронов и концентратов нефти, 3) окисление воз­ духом при высокой температуре остатков от переработки нефти.

Битумы, получаемые с применением первых двух процессов, на­ зывают остаточными, а последнего — окисленными. Остаточные би­ тумы имеют большей частью низкие температуры размягчения, а окисленные — высокие.

При производстве высокоплавких битумов в результате окисле­ ния воздухом при более высоких температурах гудронов или легко­ плавких битумов в битумах значительно увеличивается содержание смол и асфальтенов за счет превращения части углеводородов в продукты уплотнения.

Лучшие сорта битумов получают из остатков высокосмолистых малопарафинистых нефтей, содержащих многокольчатые нафтено­ ароматические углеводороды. В битумах из остатков других нефтей при окислении образуется большое количество асфальтенов и по­

3 1 3


вышенное количество карбенов, поэтому битумы, особенно высоко­ плавкие, получаются хрупкими и малоэластичными.

Нефти, из остатков которых вырабатывают битумы, должны быть хорошо обессолены. Наличие сернистых соединений в сырье не оказывает вредного влияния на товарные качества окисленных

битумов.

Повышение температуры ускоряет процесс окисления, однако при слишком высоких температурах увеличивается образование карбенов и карбоидов. Обычно окисление остатков из высокосмоли­ стых асфальтовых и смешанных нефтей ведут при 240—280, а окис­ ление остатков парафинистых нефтей при 270—300° С.

Рис. 132. Принципиальная технологическая схема установки для непрерывного окисления битумов:

]. 2,

10— насосы; 3 — теплообменник; 4,

8 — сепараторы; 5 — трубчатая печь; 6 — колонна

для

окисления битума; 7 — конденсатор;

Р —промывная колонна; линии: / — сырья; II —

вывода товарного битума; III — воды; /V — сброса воды в канализацию; V — сброса га­

 

зов в атмосферу; VI — вывода отгона «черной солярки»; VII — ввода воздуха

При слишком большой подаче воздуха температура в реакцион­

ном пространстве может подняться выше допустимой. При ведении

процесса окисления с подачей большого количества воздуха избы­ точное тепло снимают, пропуская часть продукта через холодиль­ ник. Общий расход воздуха за время окисления составляет

400—500 м3 на 1 т битума.

Окислительный куб (вертикальный или горизонтальный) пред­ ставляет собой полый стальной аппарат, оборудованный маточни­ ками для подачи воздуха в его нижнюю часть, а сырья сверху. Объем современных окислительных кубов от 50 до 250 м3.

На рис. 132 приведена принципиальная технологическая схема установки для непрерывного окисления битумов.

Непрерывный метод окисления битумов имеет большие преиму­ щества по сравнению с периодическим. При-его использовании по­ вышается производительность установки, снижаются капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Установка может быть же­ стко (без промежуточных резервуаров) связана с атмосферно­ вакуумной (или вакуумной) установкой, что позволяет использовать тепло гудрона.

314


Режим получения окислением битумов различных марок на од-

[

приводится ниже.

П оказат ели

Б Н -П Б Н -Ш Б Н -V

Производительность установки, г/сут . . . .

600

400

200

Температура в реакционном пространстве, °С .

260

265

290

Расход воздуха, м3/ ч ...............................................

1750

1750

2000-

Уровень продукта в колонне, м . . . . .

7,5

7,5

7,5

Содержание кислорода в газообразных продуктах

3

3

9—11

окисления, °/о .............................................................

Как видно из приведенных данных, при получении более туго­ плавких битумов температура в реакционном пространстве и рас­ ход воздуха, так же как и содержание кислорода в газообразных продуктах, увеличиваются, а производительность установки сни­ жается.

§ 46. ПРОИЗВОДСТВО ПАРАФИНА И ЦЕРЕЗИНА

Общие сведения

Сырьем для производства обезмасленных парафинов и церези­ нов являются гачи и петролатумы: из гача дистиллятных масел вы­ рабатывают парафин, а из петролатумов остаточных масел — церезшк

В гачах содержатся в основном парафины; в зависимости от фракционного состава фракции, взятой для очистки, они имеют температуру кипения от 370 до 560° С, температуру плавления от 30 до 70° С и молекулярный вес от 300 до 500.. В петролатуме содер­ жатся главным образом церезины, имеющие температуру кипения 500—700° С, температуру плавления 65—85° С л выше и молекуляр­ ный вес 500—700.

Обезмасливание гачей и петролатумов производят в основном в присутствии тех жерастворителей, которые применяют при депа­ рафинизации масел.

Однако парафин и церезин можно получать и другими метода­ ми. По одному из них парафин выделяют путем охлаждения мало­ вязкого масляного дистиллята с последующим отделением выде­ лившихся кристаллов фильтрацией и обезмасливания парафина в камерах потения. Этим методом можно получать только парафин. Церезины получают, обезмасливая озокерит (горный воск), который напоминает своим видом, особенно после очистки, и некоторыми физическими свойствами пчелиный воск. Добытую породу с озоке­ ритом вываривают в горячей воде или извлекают озокерит экстрак­ цией бензином. Полученный продукт обезмасливают и очищают.

Кроме указанных методов, парафин и церезин можно получать синтезом из синтез-газа СО + Н2. Такой церезин имеет температуру каплепадення 110° С и выше.

315