Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
температурой двигателей лесотранспортных машин является температура охлаждающей жидкости в радиаторе 85—90° С и температура масла в поддоне картера двигателя 80—85° С. При таком тепловом режиме двигатель развивает наибольшую мощность, работает с высокой топливной экономичностью и имеет малые износы деталей цилиндро-поршневой группы.
Тепловое состояние двигателей зависит от нагрузочных и скоростных режимов. С ростом нагрузки тепловое состояние двигателя растет. При увеличении числа оборотов без измене ния нагрузки тепловое состояние двигателя не только не повы шается, но, наоборот, становится несколько ниже вследствие того, что интенсивность отвода тепла от радиатора вентилято ром резко возрастает. '
В результате сгорания топлива во время работы двигателя образуются пары воды, которые при нормальном тепловом ре жиме выбрасываются из цилиндров двигателя с отработанными газами. Если двигатель работает на пониженном тепловом ре жиме, часть паров воды конденсируется на холодных стенках его цилиндров, вызывая усиленную коррозию их поверхностей, т. е. износ, который резко возрастает уже при понижении тем пературы охлаждающей жидкости ниже плюс 70° С. Значитель ная часть водяных паров при этом попадает в картер двигателя, в котором, смешиваясь с моторным маслом, пары образуют эмульсию масла с водой, способствующую образованию липких и шламовых осадков в масле, т. е. происходит старение масла, ухудшение его физико-химических свойств. Применение такого масла приводит к износу деталей и усиленному отложению осадка и шлама в поддоне картера и роторе центрифуги.
Учитывая то обстоятельство, что в холодный период года рабочая температура охлаждающей жидкости и масла ниже ре комендуемых, необходимо в процессе эксплуатации машин осо бое внимание уделять снижению потерь тепла в окружающую среду, для чего следует применять утепляющие чехлы и капоты. В условиях низких температур тяговые качества, производи тельность и экономичность машин в значительной степени за висят от работы силовой передачи и ходовой системы.
Износ деталей силовой передачи зимой возрастает в 1,5— 2,0 рдза, а к. п. д. снижается на 20—30% по сравнению с лет ними условиями эксплуатации [5].
Это объясняется тем, что понижение температуры окружаю щего воздуха вызывает изменение температурных режимов ра боты узлов машин. Изменять температурный режим узлов си ловой передачи и. ходовой системы можно, меняя степень за грузки и скорость передвижения машины, а также применяя трансмиссионные смазки с определенными вязкостно-температ турными свойствами. Известно, что загрузку и скорость пере движения машины в производственных условиях не всегда удается изменить по целому ряду причин.
9
Нагрузки на поверхностях трения деталей силовой передачи иногда достигают 10—50 тыс. кгс/см2 и более, в связи с чем бы вает невозможно обеспечить жидкостный режим смазки между трущимися поверхностями.
При столь высоких удельных давлениях масляная пленка разрушается, поверхности трущихся деталей в отдельных точ ках контактируют и в месте контакта возникают высокие тем пературы. Иногда в месте контакта наблюдается сваривание, т. е. образование мостиков сварки. В процессе работы мостики разрушаются, поверхности деталей повреждаются, на них обра зуются задиры и детали выходят из строя. Поэтому необхо димо следить за соответствием сортов смазки температурному режиму, так как применение несоответствующих сортов смазки увеличивает скорость изнашивания деталей.
Двигатели внутреннего сгорания лесотранспортных машин, как правило, рассчитываются для нормальных летних условий. Несмотря на большую работу, проводимую научно-исследова тельскими институтами и заводами-изготовителями по улучше нию приспособляемости этих машин к работе в зимних условиях, они еще обладают низкой эксплуатационной надеж ностью и требуют дополнительных технических и организацион ных мероприятий, обеспечивающих их сохранность, долговеч ность и высокую производительность.
С понижением температуры возрастает вязкость дизельного масла и топлива, ухудшаются пусковые качества бензина. В сильные морозы нередки случаи отказов систем подачи топ лива как у карбюраторных, так и у дизельных двигателей. У карбюраторных двигателей происходит образование ледяных пробок в трубопроводах или оледенение диафрагм топливопод качивающих насосов, у дизельных двигателей наблюдается за густение топлива в трубопроводах или забивание фильтров вы падающими из топлива частицами парафина.
Опыт зимней эксплуатации техники показывает, что при сложившейся в отрасли организации межсменного хранения машин на открытых площадках нельзя оставлять воду в сис теме охлаждения. В зимнее время нередки случаи выхода дви гателя из строя в результате закоксовывания поршневых колец, заклинивания поршней и коленчатого вала или зависания впускных клапанов. При низкой температуре охлаждающей жидкости на стенках цилиндров конденсируется топливо, кото рое. смывает слой смазки с зеркала цилиндра и снижает его стойкость против износа и коррозии. Трудности зимней экс плуатации лесотранспортных машин усугубляются еще и тем, что до настоящего времени отрасль не получает загущенных
дизельных масел, а получаемые горюче-смазочные |
материалы |
не имеют необходимых качеств, позволяющих без |
затрудне |
ний эксплуатировать их в зимнее время. |
|
10
Выполнение технических уходов и эксплуатационных ре монтов в пунктах технического обслуживания на лесосеке и в гаражах лесозаготовительных предприятий в период отрица тельных температур связано с трудностями организационного и технического характера.
Климатические условия оказывают значительное влияние на техническое состояние отдельных агрегатов лесотранспортной машины в целом и по существу определяют срок ее службы. '
Затраты на техническое обслуживание и ремонт, по данным ГОСНИТИ, зимой в 1,7—2,2 раза выше, чем летом.
Характеристикой надежности и долговечности машины яв ляется количество полных отказов (поломок) и частичных от казов (неисправностей).
СевНИИП в Савинском опытном леспромхозе (Архангельская область) организовал сбор статистических данных путем систе матических наблюдений за работой тракторов ТДТ-55, машин ЛП-2, К-700 (ЛТ-48) и лесовозных автомобилей ЗИЛ-157 и МАЗ-509. Анализ наблюдений показал, что номенклатура де фектов, возникающих при работе этих машин как в летний, так и в зимний периоды, примерно одинакова, но с понижением температуры частота отказов (поломок) узлов и деталей резко возрастает. Процент выхода из строя деталей лесовозных авто мобилей зимой в 3 раза выше, чем летом.
Чтобы выявить эксплуатационную надежность валочно-паке- тирующих машин ЛП-2 в условиях рядовой эксплуатации, ин ститут в течение 1971—1973 гг. проводил систематический сбор информаций по всем имевшим место поломкам и отказам. Под наблюдением находилось 12 машин ЛП-2. Анализ зимней эксплуатации ЛП-2 показывает, что климатические условия оказывают значительное влияние на их эксплуатационную на дежность (табл. 1).
Эксплуатационная надежность машин* К-700 (ЛТ-48) также резко снижается при отрицательных температурах (табл. 2).
Нарушение правил зимней эксплуатации лесотранспортных машин часто вызывает серьезные неисправности в двигателе, узлах силовой передачи и ходовой части. Так, заводка трак тора, погрузчика или автомобиля буксировкой приводит к из
носу трущихся |
деталей двигателя |
из-за недостаточной смазки. |
С понижением |
температуры масла |
и возрастанием нагрузки |
ухудшается стойкость зубчатых пар против задиров. Износ аг регатов силовой передачи'увеличивается и в том случае, если двигатель разогрет, а силовая передача холодная и машина (трактор, погрузчик, автомобиль) сразу же включается в ра боту под нагрузкой.
При работе в условиях низких температур после стоянки движение рекомендуется начинать с пониженной скоростью.
В практике эксплуатации лесотранспортных машин для пол ного исключения или ограничения влияния низких температур
11
Т а б л и ц а !
Влияние зимних условий эксплуатации на поломки и отказы машин ЛП-2
Наименование отказов систем, агрегатов, узлов
Количество отказов в зимний период по отношению к летнему периоду, %
рост коли |
снижение |
увеличение |
средней нара |
||
чества отка |
ботки на |
простоя |
зов и поломок |
отказ |
на отказ |
Гидросистема, всего ............................ |
|
188,5 |
142,1 |
147,6 |
|||
в том числе: |
|
|
|
182,8 |
127,3 |
282,3 |
|
гидроцилиндры |
................................. |
|
|||||
трубопроводы |
................................. |
|
169,2 |
142,9 |
145,5 |
||
ш л а н ги |
............................................... |
|
кольца |
|
187,8 |
146,5 |
55,0 |
Уплотнительные |
................... |
223,0 |
119,3 |
133,3 |
|||
Пильный механизм, всего................... |
184,0 |
145,9 |
142,1 |
||||
в том числе: |
|
|
|
166,7 |
91,2 |
203,8 |
|
рама пильного механизма . . . . |
|||||||
кронштейн |
крепления |
пилы . . - . |
184,6 |
115,9 |
120,4 |
||
ведущая звездочка............................ |
|
188,9 |
130,8 |
128,9 |
|||
Аутригеры |
|
.......................................... |
|
|
181,3 |
112,2 |
96,1 |
Стрела, |
всего ..................................... |
стрелы |
207,7 |
81,5 |
127 |
||
нижняя |
секция |
160,0 |
144,1 |
311,1 |
|||
верхняя |
секция |
стрелы |
................... |
2 20,0 |
143,8 |
105,6 |
|
кронштейн крепления секции стрелы |
266,7 |
122,8 |
327,8 |
||||
Захват, всего.......................................... |
|
' |
194,4 |
146,2 |
1 2 2 ,0 |
||
в том числе: |
|
|
|
105,4 . |
153,8 |
||
рама |
захвата |
................................. |
|
150,0 |
|||
зажимные |
к р ю к и ............................ |
всего . . . |
150,0 |
107,4 |
207,5 |
||
Поворотная |
платформа, |
171,4 |
129,0 |
134,7 |
|||
коник |
|
|
|
|
166,7 |
127,9 |
108,7 |
Рама трактора ..................................... |
|
|
300,0 |
138,2 |
125,0 |
||
Двигатель ............................ |
С М Д -1 4 |
|
220 ,0 |
121,1 |
106,9. |
||
В ..........................................с е г о |
|
|
190,7 |
125,5 |
114,8 |
Т а б л и ц а 2
Влияние зимних условий эксплуатации на поломки и отказы машин К-700 (ЛТ-48)
Наименование отказов системы, агрегата, узла
Количество отказов в зимний период по отношению к летнему периоду, %
рост коли- |
снижение |
увеличение |
средней нара- |
||
чества отка- |
ботки на |
простоя |
зов и поломок |
отказ |
на отказ |
Г идросистем а..................................... |
122,2 |
120,6 |
119,6 |
Клещевой за х в а т ................................. |
100,0 |
149,5 |
108,1 |
Лебедка с приводом............................ |
300,0 |
160,9 |
120,2 |
Ходовая часть ..................................... |
133,3 |
135,0 |
145,5 |
Двигатель............................ .... |
200,0 |
133,0 |
109,2 |
12