Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

словливает коррозионно-усталостное разрушение как углероди­ стых и низколегированных,. так и нержавеющих сталей. Корро - зионно-усталостному разрушению в указанных условиях подвер­ гаются также такие коррозионно-стойкие материалы, как титано­

вые

сплавы [18].

 

 

Величина снижения выносливости стали под действием

в л а ж ­

ного

воздуха

существенно зависит от ее

химического

состава

(рис.

22). Д л я

высокопрочных закаленных

сталей ШХ15

после

различных методов рафинирования относительное снижение вы­ носливости во влажном воздухе значительно больше, чем, напри ­

мер, нержавеющих сталей. Рафини-

 

 

 

 

 

 

 

 

рование

стали

ШХ15

с помощью

^

 

 

 

 

 

 

 

ЭШП, а также

с помощью

ЭШП и

 

 

 

 

 

 

 

 

двойного

вакуумного

переплава

"о* \

 

 

 

 

 

 

 

(ВП) повышает предел выносли-

^

 

 

 

 

 

 

 

вости при чистом изгибе образцов

 

 

 

 

 

 

 

 

диаметром

10

мм

в

воздухе с

 

 

 

 

 

 

 

 

7 4 к Г / м м 2 (для обычной плавки) со-

щ

 

 

 

 

 

 

 

ответственно до 82 и 9 7 кГ 1мм2, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

предел

выносливости

увеличива­

зв

 

 

 

 

 

 

 

ется

на

23

кГ/мм2.

Во

влажном

 

 

 

 

Ы,млн.

 

воздухе при базе 5

X 107

 

циклов

0,1 0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

условный

предел

выносливости

Рис.

23.

Кривые усталости

в су­

увеличивается с 70 до 78 кГ

/мм2.

хом

(13)

и

влажном

(/—///)

воздухе:

 

 

 

 

 

Следовательно,

можно

 

заклю­

 

 

 

 

 

 

1,1 — сталь

1Х12Н2ВМФ,

закалка с

чить,

 

что

такая

относительно

1020° С,

отпуск

при 570° С;

2,

II

 

то же,

отпуск

при 660° С;

з,

III

слабо агрессивная среда, как влаж ­

сталь 2Xi3 закалка с 1050° С, отпуск

ный

воздух,

существенно

сни­

при 660"

С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жает предел выносливости низколегированных углеродистых ста­ лей, находящихся в закаленном состоянии, и значительно умень­ шает эффект рафинирования сталей, хотя различие в условных пределах выносливости в зависимости от чистоты сталей по со­ держанию газов и неметаллических включений составляет всего около 8 кГ'/мм2. С увеличением агрессивности коррозионной среды

(3%-ный раствор

NaCl) для

закаленных сталей ШХ15 наблюдает­

ся катастрофическое снижение выносливости

и практически пол­

ностью пропадает

эффект от

рафинирования.

Д л я нержавеющих

сталей Х17Н2 и Х17Н5МЗ, термически обработанных по оптималь­ ным режимам, влажный воздух также обусловливает коррозионноусталостное разрушение, хотя снижение выносливости значитель­ но меньше, чем в 3%-ном растворе NaCl, что объясняется низкой агрессивностью влажного воздуха но отношению к этим сталям.

Нами исследовано также влияние режимов термической об­ работки на коррозионно-усталостную прочность во влажном воз­

духе некоторых нержавеющих сталей мартенситного класса.

Д л я

стали 1 Х 1 2 Н 2 В М Ф ,

закаленной с 1020° С и отпущенной при

570

и

660° С,

атмосфера

влажного воздуха снижает предел усталости

а

30^35 %

при базе

испытаний 5 X 107 циклов (рис. 23)

 

51



• Отрицательное влияние влажного воздуха на

выносливость

стали 1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б А несколько уменьшается и

составляет

20—25%. Эффективность ЭШП стали 1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б А при испы­

тании во влажном воздухе, как и при испытании в

воздухе, про­

является

с

увеличением

базы

 

 

 

 

 

 

испытания (рис. 24).

 

Сталь

 

 

 

 

 

 

15Х16Н2М,

содержащая

16%

 

V ч

 

 

 

хрома, при испытании во

влаж ­

 

 

чЧ

 

 

 

ном воздухе

не обладает

каким-

 

 

1

 

 

+1

 

ч *

 

 

либо

преимуществом

 

перед

 

 

 

 

< \

\

ч

-

 

12%-ными сталями.

Кривые

64

4

 

ч

усталости

во

влажном

воздухе

 

V

 

 

У-

д л я

всех

исследуемых

 

сталей

ВО

 

 

 

 

 

не имеют истинного предела вы-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

ю>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

(

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lb.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

от\

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гх—

 

 

0,1

0,2

5 10 N, млн.

Рис.

24.

Кривые усталости сталей

ЭШП

1Х12Н2МВФБА

(1—3,

I — I I I )

и

15Х16Н2М

(4,

IV) в

сухом (I—4) и влажном (/ — I V )

воздухе:

 

 

 

 

 

 

 

1,1

закалка с 1020° С,

отпуск

при

660° С;

2,

11

— то

же,

отпуск

при

600° С;

з, I I I

— то же,

что и

г,

II,

только открытая выплавка; 4,

 

IV.—

эакалка с 1040° С, отпуск при

660° С.

40

 

 

i

V"""<r

 

 

36

 

 

 

 

 

г

 

 

32

0,1

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

1,0

5

10 N,ntm.

0,05

 

Рис.

25.

 

Кривые

усталости

сталей 1Х12Н2ВМФ

(1-3)

и

1Х12Н2МВФВА (4—12)

в воздухе

при 20° С

(1,

4,

6,10),

200° С (11)

и 400° С (2, 5, 8), с периодическим

смачиванием

при

200° С

(12)

и

400° С (3,

7,

9).

Закалка с 1020° С,

отпуск при 660° С (10—12)

и 570° С

(1—3);

закалка

с

1130° С, отпуск

при 600° С (4,5,7)

 

и 700° С (6, S,

9).

носливости и характеризуют только ограниченную выносливость сталей. Н а р я д у с этим, кривые усталости в обычно применяемом интервале 1 X 10* — 1 х Ю 7 циклов нагружения не претерпевают перелома, характерного д л я испытаний сталей в жидкой коррозион­ ной среде. Б о л ь ш а я пологость кривых усталости обусловливает ши­ рокий диапазон изменения долговечности деталей при незначитель­ ном изменении величины циклических нагрузок. Повышение тем-

52


пературы отпуска стали 1Х12Н2ВМФ от 570

до

660° С снижает

предел выносливости с 57 до 51 кГ/мм2.

Во влажном воздухе

влия­

ния температуры отпуска на выносливость

не

обнаружено.

Ус­

ловный предел выносливости при базе

5 X

107

составляет

41 —

43 кГ/мм2.

Н а том же уровне находится

также выносливость

стали 2X13, обладающей в воздухе меньшим пределом усталости. Аналогичное снижение выносливости под действием влажного воздуха наблюдается при исследовании сталей 1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б А и 15Х16Н2М.

Обобщая полученные данные, можно заключить, что выносли­ вость сталей во влажном воздухе имеет коррозионпо-усталостную природу . Величина снижения выносливости определяется относи­ тельной агрессивностью влажного воздуха, структурным состоя­

нием

и химическим составом

стали.

В

работе [80] исследовано

влияние повышенной температуры

и периодического смачивания коррозионной средой нагретых об­ разцов на коррозионпо-усталостную прочность нержавеющих и углеродистых сталей.

Мартенситные нержавеющие стали обладают хорошими упру­ гими свойствами и высокой прочностью при повышенных темпера­ турах . Однако свойства их могут меняться при повышенных температурах вследствие применения различной термической обра­ ботки. Учитывая, что данных о механической прочности при по­ вышенных температурах для этого класса сталей мало, нами было исследовано влияние термической обработки на усталостную проч­ ность при повышенных температурах некоторых нержавеющих мартенситных сталей. Результаты испытаний показали (рис. 25),

что при

температуре

400° С

предел

выносливости

стали

1 Х 1 2 Н 2 В

М Ф снижается

с 57 до

40 кГ'/мм2.

Это обстоятельство

объясняется интенсификацией диффузионных процессов, обусловлеын й повышением температуры и механической активацией, ко­ торая приводит к более заметному разупрочнению стали. Перио­ дическое смачивание водой образцов, нагретых до 400° С, вызывает

дальнейшее

снижение условного

предела выносливости

при

базе

2 х

107 циклов с 40 (без подачи коррозионной среды) до 36

кГ/мм2.

Сталь 1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б А , дополнительно легированная

ниобием

и азотом, обладает большей термостойкостью структуры

и

при

той

же температуре

испытания

лучше сопротивляется

усталост­

ному

разрушению. Д л я этой стали,

отпущенной при

700° С,

сни­

жение предела усталостной прочности составляет лишь 15%

(с 44

до

38

кГ 1мм2). С

понижением

температуры

отпуска

до

600° С

при

тех же

условиях

испытания

предел выносливости

снижается

с 62 до 50 кГ 1мм2.

Следовательно, при повышенных

температурах

испытания

снижение

усталостной

прочности

тем

больше,

чем

ниже температура отпуска стали. При температуре отпуска 600° С в стали образуются упрочняющие фазы, по-видимому, оптимальной степени дисперсности, обусловливающие высокую циклическую прочность стали при комнатной температуре. С повышением

53


температуры испытания до 400° С выносливость стали уменьшается за счет коагуляции упрочняющих фаз до размеров, которые не могут оказывать должного сопротивления движению дислокаций. По имеющимся данным 116], при повышенных температурах ис­

пытаний происходит перераспределение и рекомбинация

дислока­

ций

в процессе

переползания и уменьшение их плотности. Ком­

плекс этих факторов и предопределяет разупрочнение

 

стали,

отпущенной при 600° С. Сталь, отпущенная при 700° С,

меняет

предел усталости

незначительно (см. рис. 25)

благодаря

более

уравновешенной структуре. Все же абсолютные значения

предела

усталости стали

1 Х 1 2 Н 2 М В Ф Б А , отпущенной

при

600° С,

независимо от температуры испытания (200

или

400°С)

нахо­

дятся

значительно выше, чем после отпуска

при

700°

С.

Д л я

определения коррозионной выносливости этих сталей при повышен­

ных температурах использовалась методика,

изложенная в

гл.

I I ,

сущность которой заключалась в том, что на

нагретые до 200

или

400° С циклически деформируемые образцы

периодически

пода­

валась вода. В случае периодического смачивания водой нагретых до 200° С образцов из стали 1Х12Н2МВФБА коррозионная среда более чем на 20% снижает их условный предел усталости (см. рис. 25). Дополнительное снижение предела усталости при смачивании нагретых образцов объясняется образованием в по­ верхностных слоях высоких напряжений, вызывающих образо­ вание трещин во всей периферийной области образца и разрушение при низких напряжениях (рис. 26). При температуре испытания

400° С предел усталости стали 1Х12Н2МВФБА,

закаленной с

1130° С и отпущенной при 600 и 700° С, снижается

соответственно

до 50 и 44 кГ'/мм2. Смачивание образцов, нагретых до 400° С, обу­ словило дополнительное снижение условного предела усталости

стали, отпущенной при 600° С, на 10%,

а при 700° С — на 15%.

Д л я объяснения снижения усталостной

прочности при повышен­

ных температурах в воздухе и с периодическим смачиванием во­

дой

нами проведены фрактографические

исследования образцов

(см.

рис. 26). П р и температуре испытания

400° С с периодическим

смачиванием водой образцы имеют хрупкий многолопастный излом в периферийной части в отличие от изломов образцов, полученных при высокотемпературном (400° С) испытании в воздухе.

Зона зарождения трещины в воздухе представляет собой ти­ пичную картину усталостного разрушения . Н а отдельных фасет­ ках просматриваются специфические для усталости металла бо­

роздки, расстояние

(шаг) между которыми очень

малое (до

0,01 мкм). Местами

видно релаксированные участки,

обусловлен­

ные низкой скоростью распространения трещины. В зоне распро­ странения трещины четко видны нарушения регулярности уста­ лостных бороздок (увеличение шага между ними), что свидетель­ ствует об ускорении развития трещин. На поверхности излома образцов, испытанных при температуре 400° С с периодическим смачиванием водой, вообще отсутствуют усталостные бороздки.

54