Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

исследуемых металлов (рис. 18). Момент нагружения характеризо­ вался мгновенным сдвигом потенциала в отрицательную сторону, возрастающим с увеличением н а п р я ж е н и я , и снижением прочности исследуемых металлов (табл. 5). В дальнейшем интенсивность сдвига потенциала заметно снижалась и в течение некоторого вре­ мени изменялась незначительно. Время, в течение которого по­ тенциал оставался относительно стабильным, увеличивалось со

снижением уровня напряжений и повышением прочности

металла.

С увеличением

количества

циклов нагружения вновь наблюдалось

более заметное

смещение

потенциала в отрицательную

сторону,

затухающее перед резким сдвигом, соответствующим полному раз ­ рушению образца. При снижении напряжений и с увеличением

прочности металла разность потенциалов от момента

нагружения

до начала полного разрушения образца уменьшается.

Несмотря на различную интенсивность, характер

протекания

процессов коррозионной усталости остается одинаковым для ме­

талл >в с различными

содержание

углерода

и уровнями

напря­

жений, что, в частности, подтверждается идентичным

изменением

общих электродных

потенциалов.

Д л я

того

чтобы

проследить

взаимосвязь коррозионной усталости и

изменения общего

элект­

родного потенциала в процессе циклического нагружения образца, кривую потенциал — время разделили на несколько характерных участков (рис. 18, б). Резкий сдвиг потенциала на / участке, ха­ рактеризующем момент нагружения, вызван понижением термо­ динамической устойчивости металла, разрушением окисной плен­ ки, образовавшейся на рабочей поверхности образца с появлением ювенильных участков металла. Пассивация этих участков по­ нижает интенсивность дальнейшего сдвига потенциала. Однако он не возвращается к исходному значению (о = О кГ/мм2), так как процесс пассивации и процессы, происходящие при ускоренном сдвигообразовании в результате адсорбции поверхностно-актив­ ных элементов коррозионной среды на поверхности циклически деформируемого металла, протекают со сравнительно равной ин­ тенсивностью, обеспечивающей относительную стабилизацию об­ щего электродного потенциала на / / участке. Металлографиче­ ские исследования поверхности образцов на этом участке пока­ зали отсутствие коррозионно-усталостиых трещин.

Сравнительно резкое смещение потенциала в отрицательную сторону на / / / участке вызвано возникновением большого коли­ чества внутрикристаллитных микротрещин вследствие развития ножевой коррозии при одновременном действии циклического на­ гружения и коррозионной среды NaCI. Это объясняется, по-види­ мому, постоянным разрушением пассивной пленки, образующейся

на

ювенильных

поверхностях стенок трещин при периодическом

их

смыкании.

На данном этапе смыкание практически

полное,

так как трещины сравнительно малы по размерам и, как

показали

результаты

металлографических исследований, в их устьях, оче­

видно, еще

не

скопились продукты коррозии.

 

40


Постепенное снижение интенсивности сдвига потенциала вплоть до относительной стабилизации его на IV участке связано с уве­ личением глубины трещин и уменьшением чувствительности об­ щего электродного потенциала к появлению ювенильных поверх­ ностей в тупиковой части развитых трещин [198]. Кроме того, продукты коррозии, постепенно скапливающиеся в устье трещин, препятствуют их смыканию и пассивная пленка на их стенках, таким образом, не разрушается .

Характер изменения потенциала на V участке подобен его изменению в момент нагружения, однако вызван другими причи­ нами. Разблагораживание металла в этом случае связано с ката­ строфическим развитием магистральной трещины до полного разрушения образца и мгновенным образованием больших незапассивированных участков металла. После полного разрушения об­ разца смещение потенциала в сторону отрицательных значений прекращается и на VI участке происходит пассивация места долома.

Полученные данные показывают, что смещение электродного потенциала в момент нагружения образца, а также разность по­

тенциалов от момента нагружения

до полного разрушения умень­

шаются с увеличением содержания углерода

в отожженной стали

с 0,02 до 0,5%. С увеличением

содержания

углерода

время до

разрушения при коррозионной усталости в исследуемом

диапазо­

не возрастает д л я всех уровней

циклического нагружения .

В литературе имеются сведения, что умеренное легирование стали хромом, молибденом, никелем, алюминием и другими эле­ ментами (если сталь не переходит в класс нержавеющих) не ока­ зывает существенного в л и я н и я на коррозионную выносливость нормализованных или отожженных образцов. Однако системати­ зированных данных по этому вопросу нет, результаты были по­ лучены разными авторами, работающими по различным методи­ кам. Поэтому данные о влиянии легирования на коррозионную выносливость трудно сопоставимы.

Д л я решения указанного вопроса на базе стали 45 было вы­ плавлено ряд специальных плавок, содержащих различное коли­ чество хрома, никеля, марганца, кремния, молибдена и других наиболее часто применяющихся при легировании сталей элемен­ тов [170] (табл. 6). Исследование проводили на отожженных об­

разцах диаметром 10 мм при чистом изгибе и вращении с

частотой

50 гц.

В качестве коррозионной среды использовали 3%-ный рас­

твор

NaCl. Б а з а испытаний в воздухе

составляла

107 , а

в корро­

зионной среде — 5 X Ю 7 циклов. При

испытании

было

установ­

лено (табл. 6), что легирование стали хромом, никелем, марган­ цем, кремнием, молибденом и ванадием до 5% пе повышает кор­ розионной выносливости отожженной среднеуглеродистой стали.

При введении 1—2% каждого из легирующих

элементов

условный

предел выносливости, как правило,

уменьшается с

8 до 3—

5 кГ 1мм2, а при легировании ванадием

— до

1 кГ/мм2.

Опреде-

41


Влияние

химического

состава

на механические

свойства,

усталостную

 

 

Химический состав, %

 

 

Условная

 

 

 

 

 

 

марка стали

С

Si

Мп

Сг

Ni

S

 

45

0,46

0,28

0,42

 

 

0,033

45Х

0,45

0,17

0,33

0,98

 

0,032

45X2

0,45

0,19

0,47

2,28

 

0,030

45X5

0,42

0,31

0,38

4,75

 

0,033

45Н

0,45

0,18

0,53

 

0,97

0,034

45Н2

0,45

0,19

0,51

 

1,98

0,032

45Н5

0,41

0,22

0,32

 

5,18

0,031

45Г

0,45

0,20

0,76

 

 

0,032

45Г2

0,46

0,19

1,94

 

 

0,033

45Г5

0,41

0,23

4,97

 

 

0,032

45С

0,46

1,09

0,49

 

 

0,033

0,44

2,10

0,51

 

 

0,032

45С2

 

 

0,45

4,32

0,43

 

 

0,029

45С5

 

 

0,43

0,25

0,35

 

 

0,030

45М

 

 

0,44

0,21

0,39

 

 

0,028

45Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а в [ и е. Мо содер)-кится только в стали 45М (0,93%), V — в стали 45Ф (1,2%).

л е н н ой взаимосвязи между пределом прочности, пределом вынос­ ливости и коррозионной выносливости не обнаружено.

Комплексное легирование марганцем (0,9—1,2%) и вольфра­ мом (0,1—1,2%) стали ШХ15 способствует повышению ее зака­ ливаемости, заметно улучшает теплостойкость, плотность, приво­ дит к существенному повышению усталостной прочности в воздухе и коррозионной стойкости в серной кислоте, но практически не оказывает влияния на коррозионно-усталостную прочность стали в 3%-ном растворе NaCl [55]. Н е зависимо от комплексного леги­

р о в а н и я

указанными элементами, а также рафинирования

(двух­

кратный

вакуумный переплав) сталь ШХ15 обладает

весьма

низким

условным пределом коррозионно-усталостной прочности

в коррозионной среде, имитирующей морскую воду (около 6 кГ 1мм2 при N = 5 X 107 циклов).

Результаты

испытаний

образцов

из сталей

35ХНМА,

20ГС,

35 и 3 8 Х Н М А , из которых

были изготовлены гребные валы круп­

ных судов («Ленинский комсомол»,

«Равенство»,

«София»

и др . ),

т а к ж е показали

отсутствие

влияния

среднего и

низкого

легиро­

вания на коррозионно-усталостную прочность этих сталей [89]. Условный предел коррозионной выносливости при базе 5 X 107

циклов в среде,

имитирующей

по агрессивности

морскую

воду,

д л я

исследуемых

сталей составлял 10—11 кГ/мм2.

Авторы

работы

[89]

утверждают,

что, хотя результаты

коррозионно-усталостных

испытаний, проведенных на

образце

диаметром

рабочей

части

50 мм, гораздо точнее характеризуют выносливость металла круп ­ ных деталей, чем испытания малых образцов, все же величину предела усталости (10 кГ/мм2), полученную на базе 5 X 107 цик -

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

и коррозионно-усталостную прочность

сталей

 

 

 

 

 

 

Механические свойства

 

 

р

"в-

°0,2>

б, %

Ч>, %

 

o_t ,

° - 1 с >

кГ/мм*

кГ/мм*

кГ/мм'

 

KJ'/JHM*

кГ/жм*

 

 

0,022

60,5

27,5

14

42,0

5,2

21

8

0,025

57,0

29,0

14

42,5

7,2

20

5

0,025

67,5

34,5

13

49,0

9,0

27

8

0,026

79,0

42,5

16

58,5

7,0

28

7

0,023

52,0

30,0

15

43,0

5,5

18

5

0,024

54,0

31,5

15,5

44,0

6,0

19

3

0,028

68,5

37,0

19

52,0

6,5

30

8

0,027

65,0

32,0

14

41,0

5,0

24

6

0,028

79,0

43,5

12

37,0

4,0

27

5

0,026

182,0

 

0

0

0,3

44

8

0,026

67,5

37,0

14

40,0

5,5

31

3

0,024

72,5

47,0

13

32,0

2,5

31

7

0,022

80,0

63,0

5

9,5

0,2

35

8

0,031

69,5

44,5

9,5

41,5

3,8

34

7

0,025

54,5

31,5

19,0

60,0

7,2

24

1

лов н а г р у ж е н и я , нельзя считать как абсолютное значение напря ­ ж е н и я , при котором гребные валы не будут разрушаться . Это объясняется тем, что база испытаний как во времени, так и по числу циклов н а г р у ж е н и я была значительно меньшей, чем база эксплуатации натурных валопроводов. Таким образом, подтверж­ ден вывод, что преимущества сталей повышенных категорий проч­

ности не могут быть реализованы в условиях

работы валопроводов

в случае

возможного

контакта с коррозионной

средой.

 

В отличие от стали 45 для стали

ЗОХГСНА

вакуумно-дугового

переплава

(ВДП) показано, что наивысшим

пределом

усталостной

прочности

при чистом

изгибе с вращением

обладает

сталь,

зака­

ленная

и отпущенная

при

150° С, т. е. сталь

со

структурой от­

пущенного мартенсита

х

= 68 кГ/мм2).

Результаты

коррозион­

но-усталостных испытаний гладких и надрезанных

образцов [188]

значительно отличаются от полученных

для стали

45 [187]. Во-

первых,

значительно

уменьшилась

абсолютная

величина

услов­

ных пределов коррозионной усталости, а во-вторых, в интервале температур отпуска 20—600° С (через каждые 50° С) коррозион- но-усталостная прочность гладких образцов монотонно увеличи­ вается.

Коррозионно-усталостная прочность образцов из сталей 40У, 2 0 Х Н , 15НМ и 36М17, используемых для изготовления глубиннонасосных штанг, исследована в (189]. В качестве коррозионной среды применялись 3%-ный раствор NaCl, а т а к ж е 0,1%-ны'[ ра­ створ H 2 S 0 4 , имитирующие до некоторой степени по агрессивности пластовые жидкости Ишимбаевского месторождения, где концент­ рация H 2 S может достигать 450—500 мг/л и выше. Испытания

42

43


Химический состав нержавеющих сталей, %

Марка стали

Вид выплавки

с

Мп

Si

Сг

2X13

Открытая

0,22

0,32

0,33

13,31

1Х12Н2ВМФ

»

0,15

0,37

0,29

12,00

1Х12Н2МВФБА

»

0,15

0,32

0,28

12,53

15Х16Н2М

э ш п

0,15

0,35

0,30

12,33

Открытая

0,14

0,37

0,35

16,25

 

ЭШП

0,14

0,33

0,42

16,05

Х17

Открытая

0,12

0,35

0,40

16,90

Х17Н2

»

0,12

0,40

0,56

17,28

Х17Н5МЗ

»

0,09

0,30

0,28

16,08

Пр и м е ч а н и е . В стали 2X13 содержится 0,11% Си.

проводились при чистом изгибе с вращением образцов диаметром 7,52 мм при частоте 5000 об/мин. Результаты исследования по­ казали существенное изменение выносливости сталей под воздей­ ствием коррозионных сред, особенно под воздействием водородсодержащей среды, где при базе около 106 циклов нагружения наблюдается катастрофическое снижение выносливости, что мож­ но объяснить проявлением водородной усталости. Существенных преимуществ степени легирования с точки зрения изменения кор­ розионной выносливости также не выявлено. Несмотря на то что нержавеющие стали используются, в основном, для работы в раз ­ личных коррозионных средах, их коррозионно-усталостная проч­ ность изучена меньше, чем углеродистых и низколегированных сталей. Первые результаты по исследованию коррозионной вы­ носливости нержавеющих сталей приводятся в работах [26, 219— 222, 242 и др. ] . Из этих данных следовало, что нержавеющие стали

имеют высокую коррозионно-усталостную прочность в парах воды,

в

пресной воде и других аналогичных малоагрессивных

средах,

а

также в 3%-ном растворе NaCl. Увеличение содержания

хрома

в

хромистой стали с 12,7 до 24,7% привело

к повышению

услов­

ного предела коррозионной выносливости в

соленой

воде с 16 до

21

кГ/мм2.

Сравнительно неплохо сопротивляются

коррозионно-

усталостному разрушению стали, содержащие хром, никель и дру­ гие элементы.

Склонность аустенитных сталей типа 1Х18Н9 к с н и ж е н и ю усталостной прочности при воздействии морской воды зависит от их структурного состояния [29]. Условный предел коррозион- но-усталостной прочности аустенизированной стали, охлажденной в воде до 1050—1070° С, снижается несколько меньше (примерно на 20—25%), чем той же стали, подвергнутой отпуску при 650°С (35%). Аустенизированная литая сталь хуже сопротивляется коррозионно-усталостному разрушению в 3%-ном растворе NaCl, чем к о в а н а я аустенизированная, что объясняется благоприятным влиянием ковки на уменьшение внутрикристаллической ликвации .

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

Mo

W

 

Nb

 

 

0,15

 

 

 

 

 

0,007

1,75

0,42

1,7

0,25

 

 

0,008

1,73

1,40

0,84

0,25

0,24

0,06

0,011

1,76

1,46

0,81

0,23

0,24

0,06

0,009

2,17

1,33

 

 

 

0,10

0,012

2,17

1,43

 

 

 

0,12

0,010

ОД)

 

 

 

 

 

0,012

1,84

 

 

 

 

 

0,010

4,85

3,40

 

 

 

 

0,023

To обстоятельство, что сталь 1Х18Н9 после отпуска 650° С склонна к межкристаллитной коррозии, а коррозионно-усталост-

ное разрушение ее носит транскристаллитный

характер,

в работе

[29]

объясняется

выделением

карбидов

^

 

 

 

при

отпуске не только

по границам зе-

|

 

 

 

рен, но и по границам

мозаичных

бло-

9

 

 

 

ков, по которым

и

может

происходить

©

 

 

 

разрушение.

 

 

 

 

 

 

gJ

 

 

 

 

Некоторые

сведения о

в л и я н и и хи­

 

 

 

 

мического состава

нержавеющих сталей

^fcgL.

 

 

на их работоспособность

в

соляной и

 

 

 

 

морской

воде

можно

получить из ра­

 

 

 

 

бот

[26, 175].

Однако

приведенные в

 

 

 

 

этих

работах

данные

на

современном

 

 

 

 

уровне

развития

н а у к и и техники

уж е

^

 

 

 

не удовлетворяют

существующим

тре­

 

 

 

 

бованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 19.

Кривые усталостной

и коррозионно-

 

 

 

 

усталостной прочности

закаленной с 1020° С

 

 

 

 

(1, I;

2,

II;

VI) п с ИЗО0 С (3, III;

4, IV; 5, V)

 

 

 

 

стали 1Х12Н2МВФБА с последующим отпус­

 

 

 

 

ком при 600° С (2, II;

4,

IV),

660° С

(1, I;

 

 

 

 

3, III; VI)

и 700°

(5)

(VI — открытая вы­

 

 

 

 

плавка, остальное — ЭШП; 1—5 — испытание

 

 

 

 

в воздухе,

I—VI

— в 3%-ном растворе

NaCl).

 

0,5 1

5

10 Ы,мпн.

В работах [5, 57, 186] изучено влияние термической

обработки,

степень

легирования,

а также рафинирования

электрошлаковым

переплавом (ЭШП) нержавеющих сталей 2X13, 1Х12Н2ВМФ, 1Х12Н2МВФБА, 15Х16Н2М, Х17, Х 1 7 Н 2 , Х17Н5МЗ и других (табл. 7) на их выносливость. Стали 2X13, 1Х12Н2ВМФ, 1Х12Н2МВФБА закаливали и отпускали на две ступени прочности (табл. 8) о в = 120—130 кГЫм2' ж ов = 95—120 кГ/мм2.

44

45