Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метром 10 и 60 мм

(гладких

и с концентратором напряжений?

из стали 1Х18Н9Т,

имеющей

высокую коррозионно-усталостную

прочность в 3%-ном

растворе NaCl при чистом изгибе с вращением,

подтвердили правильность такого предположения. При испыта­

нии

образцов

диаметром

10

мм

было

± б, к

Г/мм2

 

 

 

 

установлено (рис. 33), что

коррозион­

 

 

 

 

 

 

 

-

,1

 

ная среда практически не снижает пре­

35,

 

 

 

дела

усталостной

прочности

гладких

SO

 

 

 

 

 

2'

 

образцов

и катастрофически

снижает

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выносливость

образцов

с

концентрато­

 

 

 

 

 

 

 

 

ром

напряжений,

т.

е.

наблюдается

20

 

 

 

 

 

 

 

картина,

противоположная той,

кото­

 

 

 

jar

 

 

 

 

р а я

имеет

место д л я

углеродистых и

15

 

 

0 \\ Р

 

 

 

 

многих легированных сталей. Столь не­

 

 

 

 

%

 

 

обычный

результат

можно

объяснить

10

 

 

 

 

 

 

протеканием щелевой коррозии в вер­

 

 

 

 

 

 

 

 

шине

трещины

[27). Склонность

стали

 

 

 

0

 

\

 

 

1 Х 1 8 Н 9 Т

к

щелевой

коррозии

была

 

 

 

 

 

 

подтверждена

специальными

опытами

 

ю5

 

 

 

Ш7 N, млн.

по созданию искусственной щели на

Рис. 33.

Кривые

усталости

гладких образцах с эбонитовой втулкой

и протекторной защитой.

Можно

так­

гладких

(7, 2)

и с надрезом

(3,

4)

образцов

 

диаметром

ж е допустить,

что при наличии эбони­

 

10 мм пз стали 1Х18Н9Т

[27]:

товой втулки

на

образце

 

вследствие

1,3

— в

воздухе;

 

г.

4 —, в

отдельных контактов ее с поверхностью

3%-ном

растворе

NaCl.

4

рабочей части образца непосредственно или через продукты кор­ розии протекал фретинг-процесс, который существенно снижает усталостную прочность сталей [184].

Анализ литературных данных и результаты исследований ряда нержавеющих сталей и титановых сплавов, обладающих высокой коррозионно-усталостной прочностью, позволяют заключить, что коррозионная среда типа нейтральных электролитов ослабляет действие концентраторов н а п р я ж е н и я с точки зрения изменения выносливости образцов.

3. Состояние поверхности

Состояние поверхности — важнейший фактор, оказы­ вающий существенное влияние на усталостную и коррозионноусталостную прочность сталей, поскольку этот процесс разруше ­ ния, как правило, начинается с поверхности [63,67,177 и др.].

Понятие «состояние поверхности»

включает в себя широкий

круг вопросов, связанных с физико-химическим состоянием

тон­

кого приповерхностного слоя материала

изделия,

возникающего

в результате той или иной обработки

(изменение количества

и пе­

рераспределение дислокаций

и вакансий,

изменепие

химического

состава, электрохимической

активности,

остаточных

напряжений

и др.). Кроме указанных факторов, которые могут упрочнять

или

67


р а з у п р о ч н я ть поверхностные слои, понятие «состояние поверх­ ности» включает также такие геометрические факторы, как чистота поверхности, величина и форма выступов и впадин и т. п. Вопросу исследования в л и я н и я состояния поверхности на усталостную и

коррозионно-уеталостную прочность стальных изделий

посвящены

работы

Г.

В. Карпенко, И. В . Кудрявцева,

Е .

М.

Шевандина,

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю. И. Б а б е я ,

И. А. Одинга

и мно­

 

 

 

 

 

 

 

 

гих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние

параметров

резания

 

 

 

 

 

 

 

 

на структуру, остаточные напря­

 

 

 

 

 

 

 

 

жения, физические и электрохи­

 

 

 

 

 

 

 

 

мические

свойства,

усталостную

 

 

 

 

 

 

 

 

и коррозионно-уеталостную

проч­

 

 

 

 

 

 

 

 

ность

углеродистых

и

низколеги­

 

 

 

 

 

 

 

 

рованных сталей

рассматривалось

 

 

 

 

 

 

 

 

в работе [69]. Известно, что ми-

 

 

 

 

 

 

 

 

крогеометрия

поверхности

 

детали

 

 

 

 

 

 

 

 

оказывает

существенное

влияние

 

 

 

 

 

 

 

 

на их

выносливость в воздухе: чем

 

 

 

 

 

 

 

 

выше чистота,

тем больше

 

вынос­

 

 

 

 

 

 

 

 

ливость. Однако в коррозионной

 

 

 

 

 

 

 

 

среде такой закономерности не на­

 

 

 

 

 

 

 

 

блюдается. Часто у деталей

с луч­

 

 

 

 

 

 

 

 

шей чистотой

поверхности

 

корро­

 

 

 

 

 

 

 

 

зионная выносливость ниже, чем у

 

 

0,2

Oft

1,0 2

4

10

Ы,млн.

детали с худшей чистотой

поверх­

 

 

ности, но

в

приповерхностных

Рис.

34.

Кривые

усталости точе­

слоях которой действуют

остаточ­

ных образцов из нормализованной

ные сжимающие напряжения . Было

стали

45, испытанных в

воздухе

(13)

и

3%-ном

растворе NaCl

установлено,

что

при

 

одинаковой

(/—///) при чистоте поверхности

чистоте поверхности (V 5) скорост­

V 5

[69]:

 

 

точение;

2, I I —

ное

точение

повышает,

а

сило­

1,

1 — скоростное

вое — снижает усталостную и кор­

обычное точение; з,

I I I — силовое то­

чение.

 

 

 

 

 

 

розионно-уеталостную

прочность

образцов из нормализованной стали 45 [69]

(рис. 34).

Объясня­

ется

это тем, что

при

силовом точении

возникает

значительная

неоднородность физико-химических свойств поверхностных слоев металла, дефектность структуры и т. п., вызывающие ухудшение несущей способности деталей при их циклическом деформирова­ нии в воздухе и коррозионной среде.

Скоростное точение является упрочняющим видом обработки, повышающей не только производительность труда, но и улучшаю­ щей качество поверхности. При скоростном резании возникают, как правило, остаточные н а п р я ж е н и я сжатия, при силовом — рас­

тяжения .

 

 

Коррозионно-усталостная прочность

сталей также

зависит

от вида финишной операции — шлифования, т. е. от того,

какими

кругами проводилось шлифование. Д л я

закаленной стали

Ш Х 1 5

68


условный предел коррозионпо-усталостной прочности в 3% - ном растворе NaCl при базе 5 X 107 циклов после шлифования алмаз­ ным, борозонным и электрокорундовым кругами составляет соот­ ветственно 6,5; 2,5 и 1,75 кГ/мм2 [12]. Д л я закаленной стали 40Х наблюдается т а к а я же закономерность, однако различие в величи­ не условного предела коррозионной усталости значительно мень­

ше. Анализ микротвердости и остаточных н а п р я ж е н и й

I

рода

показал [12], что при электрокоруидовом

шлифовании

произо­

шел отпуск закаленных сталей

на глубину

110—150 мм,

микро ­

твердость поверхностных слоев

уменьшилась на 17—22%

и

воз­

никли растягивающие остаточные н а п р я ж е н и я 37—57 кГ 1мм2

[12].

П р и алмазном шлифовании вследствие лучших р е ж у щ и х свойств алмазов температура и давление в зоне контакта круга и изделия меньше, чем при электрокорундовом. Поэтому в поверх­ ностных слоях закаленных сталей обнаружено некоторое повыше­ ние микротвердости и наличие остаточных сжимающих н а п р я ­ жений до 90—120 кГ 1мм2. Появление сжимающих н а п р я ж е н и й объясняется [12] благоприятными фазовыми превращениями в по­ верхностных слоях в результате пластической деформации, что при­ водит к уменьшению количества остаточного аустенита. Пр и элект­ рокорундовом шлифовании количество остаточного аустенита уве­ личилось. Остается неясным, почему при столь значительных сжимающих напряжениях, возникающих в поверхностных слоях об­ разцов в результате алмазного шлифования, были получены такие ничтожные приращения предела усталостной прочности (в воздухе на 6%, а в коррозионной среде на 1—4,5 кГ/мм2). Это тем более непонятно, если учесть, что чистота и качество поверхности стали после алмазного шлифования выше, чем при шлифовании электро­ корундовыми кругами .

Влияние технологии изготовления образцов из н е р ж а в е ю щ и х сталей на их усталость в воздухе и коррозионной среде нами изу ­ чалось на сталях Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ [155]. Образцы изготовлялись по следующим технологическим вариантам .

Сталь Х17Н2 . Первый

вариант. Заготовки образцов

закали ­

вали от 1000° С в масле

и

отпускали при 580° С с

охлаждением

в воде (выдержка образцов

при 1000° С составляла

1,5

ч, при

580° С — 2 ч). После этого образцы проходили окончательную то­ карную обработку и для снятия технологического наклепа от то­ чения повторно отпускались при 550° С (выдержка 2 ч). В каче­ стве финишной обработки применяли механическую шлифовку.

Второй вариант. Образцы проходили такую ж е термическую обработку, как при первом варианте, только повторный отпуск при 550° С осуществлялся уж е после шлифовки. Финишная обра­ ботка заключалась в зачистке рабочей поверхности образцов от окислов тонкой шлифовальной шкуркой .

Сталь Х17Н5МЗ . Первый вариант. Заготовки нормализо­ вали при 950° С в течение 1,5 ч с последующей обработкой хо­ лодом (—70° С) в продолжение 2 ч, после чего осуществляли

68


окончательную обточку. Д л я дальнейшего упрочнения, а также для снятия технологического наклепа и остаточных напряжений от токарной обработки образцы отпускались при 450° С в течение 2 ч. Окончательной операцией при изготовлении образцов была шлифовка.

Второй

вариант.

В

отличие

от

первого

варианта

отпуск про­

водили

при

450° С после

шлифовки. В

качестве

финишной

обра­

 

 

 

 

 

ботки

также

была принята

очистка

по­

 

 

 

 

 

верхности

рабочей

части

образцов

от

 

 

 

 

 

окислов тонкой шлифовальной шкур ­

 

 

 

 

 

кой. Поверхность рабочей части образ­

 

 

 

 

 

цов,

 

изготовленных

 

по

первому

ва­

 

 

 

 

 

рианту,

имела

 

8—9

класс

чистоты

по

 

 

 

 

 

ГОСТ

2789-59,

а

при

изготовлении

по

 

 

 

 

 

второму

варианту

— несколько

 

выше.

 

 

 

 

 

Результаты

 

исследования

 

показали

 

 

 

 

 

(рис.

 

35),

что

 

предел

выносливости

 

 

 

 

 

сталей Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ

 

при

изго­

 

 

 

 

 

товлении

образцов

по первому

 

техно­

 

 

 

 

 

логическому

 

варианту,

взятому

из ти­

 

 

 

 

 

повой технологии, составляет соответ­

 

 

 

 

 

ственно

39

и

42,5

 

кПмм2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выше

было

показано,

что

финиш­

 

 

 

 

 

ная

обработка,

в частности

шлифовка,

 

 

 

 

 

Рис.

35. Кривые усталости в воздухе

(15) и

 

 

 

 

 

в

3%-ном

растворе

NaCl

образцов из сталей

 

 

 

 

 

Х17Н2 (1—3,

I—II)

и Х17Н5МЗ (4,

5,

IV,

V),

0,1

0,51,0

5 10 М,млн.

 

изготовленных

по

первому

(1,

4,

I,

IV), вто­

 

рому (2, 5, II,

 

V)

и третьему (3)

вариантам.

 

 

 

 

 

 

может

существенно

влиять

на

структурно-напряженное

состоя­

ние приповерхностных

слоев,

а

следовательно,

и

 

на

цикли­

ческую

прочность

стали.

Д л я

снятия

возможных

напряжений

растяжения,

возникающих

при

шлифовке,

был

введен

 

в

ка­

честве финишной термической обработки отпуск

готовых образцов

при 550° С в течение 2 ч с последующей зачисткой

поверхности

от

окислов шлифовальной

шкуркой .

Такой

 

отпуск,

как

показали

результаты металлографических исследований, не внес существен­ ных изменений в структуру сердцевины образцов, однако вызвал повышение предела выносливости стали Х17Н2 и Х17Н5МЗ соот­ ветственно до 49 и 50 кГ/мм2, что составляет более 25%. Если учесть, что при изготовлении образцов применялась одинаковая термическая и механическая обработка, то существенное повыше­ ние предела выносливости сталей, обработанных по второму тех­ нологическому варианту, следует отнести за счет снятия при по­ вторном отпуске в поверхностных слоях образцов остаточных на­ пряжений растяжения, которые возникают при шлифовке, а также в результате повышения на 2—3 класса чистоты поверхности ра-

70


бочей части образцов. Поскольку повышение выносливости стали,

обработанной по второму

технологическому варианту,

вызвано

двумя факторами (повышением чистоты

поверхности

образцов

и снятием растягивающих

напряжений в

поверхностных

слоях),

интересно оценить долю влияния каждого фактора в отдельности.

Д л я решения этой задачи мы исключили

один

фактор — снятие

внутренних напряжений от шлифовки.

 

 

 

Исследования образцов с такой же чистотой

поверхности,

как

и при втором технологическом варианте,

но без вторичного

от­

пуска (третий технологический вариант) показали (см. рис. 35), что в этом случае вследствие повышения чистоты поверхности

предел

выносливости стали

Х

1 7 Н 2 увеличивается с 39

до

45,5 кГ/мм2. Остальную

долю

повышения предела выносливости

(около

4 кГ 1мм2) можно

отнести

за счет снятия внутренних

на­

пряжений . Необходимо отметить, что на статическую прочность при кратковременном разрыве исследуемые технологические ва­ рианты изготовления образцов не оказывают существенного влия­ ния. На основании полученных результатов д л я повышения вы­ носливости указанных сталей нами был предложен дополнитель­ ный отпуск для снятия остаточных растягивающих напряжений, возникающих при шлифовке. В присутствии коррозионной среды (3%-ный водный раствор NaCl) условный предел коррозионной выносливости сталей Х 1 7 Н 2 , Х17Н5МЗ резко (в 2,5—3 раза) снижается и приближается к значениям, полученным для нелеги­ рованной углеродистой стали с перлитоферритной или сорбитной структурой, обладающей коррозионной стойкостью в десятки раз меньшей, чем нержавеющие стали. Таким образом, еще раз подтвер­

ждается вывод об отсутствии

корреляции

между

коррозионной

стойкостью сталей в ненапряженном состоянии и

коррозионной

выносливостью. Полученные

результаты также показывают, что

в данном случае технология

изготовления

образцов

значительно

меньше влияет на коррозионную выносливость сталей, чем на их выносливость в воздухе, что, очевидно, связано со значительно

меньшим влиянием чистоты поверхности и остаточных

напряжений

на коррозионную выносливость.

 

Н е л ь з я принимать, что финишная обработка всегда

окончатель­

но формирует физико-механические свойства деталей [67 ]. Н а вы­ носливость существенное влияние будет оказывать предшествую­ щая обработка (например, параметры точения), т. е. проявляется так называемая технологическая наследственность.

Шлифованные образцы из стали 45 имеют предел усталости и коррозионной усталости меньший, если предшествующая меха­ ническая обработка осуществляется силовым резанием; если точе­ ние проводилось скоростным методом, то после шлифовки упроч­ нение, внесенное предшествующей механической обработкой, со­ храняется (рис. 36). По абсолютному значению величина пределов выносливости как в воздухе, так и в коррозионной среде несколько иная, чем без шлифовки [69].

71