Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
метром 10 и 60 мм |
(гладких |
и с концентратором напряжений? |
из стали 1Х18Н9Т, |
имеющей |
высокую коррозионно-усталостную |
прочность в 3%-ном |
растворе NaCl при чистом изгибе с вращением, |
подтвердили правильность такого предположения. При испыта
нии |
образцов |
диаметром |
10 |
мм |
было |
± б, к |
Г/мм2 |
|
|
|
|
|||||
установлено (рис. 33), что |
коррозион |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
• |
- |
,1 |
|
||||||||||
ная среда практически не снижает пре |
35, |
|
|
|
||||||||||||
дела |
усталостной |
прочности |
гладких |
SO |
|
|
|
|
|
2' |
|
|||||
образцов |
и катастрофически |
снижает |
25 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
выносливость |
образцов |
с |
концентрато |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ром |
напряжений, |
т. |
е. |
наблюдается |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
картина, |
противоположная той, |
кото |
|
|
|
jar |
|
|
|
|
||||||
р а я |
имеет |
место д л я |
углеродистых и |
15 |
|
|
0 \\ Р |
|
|
|
|
|||||
многих легированных сталей. Столь не |
|
|
|
|
% |
|
|
|||||||||
обычный |
результат |
можно |
объяснить |
10 |
|
|
|
|
|
|
||||||
протеканием щелевой коррозии в вер |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
шине |
трещины |
[27). Склонность |
стали |
|
|
|
0 |
|
\ |
|
|
|||||
1 Х 1 8 Н 9 Т |
к |
щелевой |
коррозии |
была |
|
|
|
|
|
|
||||||
подтверждена |
специальными |
опытами |
|
ю5 |
|
|
|
Ш7 N, млн. |
||||||||
по созданию искусственной щели на |
Рис. 33. |
Кривые |
усталости |
|||||||||||||
гладких образцах с эбонитовой втулкой |
||||||||||||||||
и протекторной защитой. |
Можно |
так |
гладких |
(7, 2) |
и с надрезом |
|||||||||||
(3, |
4) |
образцов |
|
диаметром |
||||||||||||
ж е допустить, |
что при наличии эбони |
|
||||||||||||||
10 мм пз стали 1Х18Н9Т |
[27]: |
|||||||||||||||
товой втулки |
на |
образце |
|
вследствие |
1,3 |
— в |
воздухе; |
|
г. |
4 —, в |
||||||
отдельных контактов ее с поверхностью |
3%-ном |
растворе |
NaCl. |
4 |
рабочей части образца непосредственно или через продукты кор розии протекал фретинг-процесс, который существенно снижает усталостную прочность сталей [184].
Анализ литературных данных и результаты исследований ряда нержавеющих сталей и титановых сплавов, обладающих высокой коррозионно-усталостной прочностью, позволяют заключить, что коррозионная среда типа нейтральных электролитов ослабляет действие концентраторов н а п р я ж е н и я с точки зрения изменения выносливости образцов.
3. Состояние поверхности
Состояние поверхности — важнейший фактор, оказы вающий существенное влияние на усталостную и коррозионноусталостную прочность сталей, поскольку этот процесс разруше ния, как правило, начинается с поверхности [63,67,177 и др.].
Понятие «состояние поверхности» |
включает в себя широкий |
||||
круг вопросов, связанных с физико-химическим состоянием |
тон |
||||
кого приповерхностного слоя материала |
изделия, |
возникающего |
|||
в результате той или иной обработки |
(изменение количества |
и пе |
|||
рераспределение дислокаций |
и вакансий, |
изменепие |
химического |
||
состава, электрохимической |
активности, |
остаточных |
напряжений |
||
и др.). Кроме указанных факторов, которые могут упрочнять |
или |
67
р а з у п р о ч н я ть поверхностные слои, понятие «состояние поверх ности» включает также такие геометрические факторы, как чистота поверхности, величина и форма выступов и впадин и т. п. Вопросу исследования в л и я н и я состояния поверхности на усталостную и
коррозионно-уеталостную прочность стальных изделий |
посвящены |
||||||||||||||||
работы |
Г. |
В. Карпенко, И. В . Кудрявцева, |
Е . |
М. |
Шевандина, |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ю. И. Б а б е я , |
И. А. Одинга |
и мно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гих других. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние |
параметров |
резания |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
на структуру, остаточные напря |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
жения, физические и электрохи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мические |
свойства, |
усталостную |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и коррозионно-уеталостную |
проч |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ность |
углеродистых |
и |
низколеги |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рованных сталей |
рассматривалось |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
в работе [69]. Известно, что ми- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
крогеометрия |
поверхности |
|
детали |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
оказывает |
существенное |
влияние |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
на их |
выносливость в воздухе: чем |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
выше чистота, |
тем больше |
|
вынос |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ливость. Однако в коррозионной |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
среде такой закономерности не на |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
блюдается. Часто у деталей |
с луч |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
шей чистотой |
поверхности |
|
корро |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
зионная выносливость ниже, чем у |
|||||||||
|
|
0,2 |
Oft |
1,0 2 |
4 |
10 |
Ы,млн. |
детали с худшей чистотой |
поверх |
||||||||
|
|
ности, но |
в |
приповерхностных |
|||||||||||||
Рис. |
34. |
Кривые |
усталости точе |
||||||||||||||
слоях которой действуют |
остаточ |
||||||||||||||||
ных образцов из нормализованной |
|||||||||||||||||
ные сжимающие напряжения . Было |
|||||||||||||||||
стали |
45, испытанных в |
воздухе |
|||||||||||||||
(1—3) |
и |
3%-ном |
растворе NaCl |
установлено, |
что |
при |
|
одинаковой |
|||||||||
(/—///) при чистоте поверхности |
чистоте поверхности (V 5) скорост |
||||||||||||||||
V 5 |
[69]: |
|
|
точение; |
2, I I — |
ное |
точение |
повышает, |
а |
сило |
|||||||
1, |
1 — скоростное |
вое — снижает усталостную и кор |
|||||||||||||||
обычное точение; з, |
I I I — силовое то |
||||||||||||||||
чение. |
|
|
|
|
|
|
розионно-уеталостную |
прочность |
|||||||||
образцов из нормализованной стали 45 [69] |
(рис. 34). |
Объясня |
|||||||||||||||
ется |
это тем, что |
при |
силовом точении |
возникает |
значительная |
неоднородность физико-химических свойств поверхностных слоев металла, дефектность структуры и т. п., вызывающие ухудшение несущей способности деталей при их циклическом деформирова нии в воздухе и коррозионной среде.
Скоростное точение является упрочняющим видом обработки, повышающей не только производительность труда, но и улучшаю щей качество поверхности. При скоростном резании возникают, как правило, остаточные н а п р я ж е н и я сжатия, при силовом — рас
тяжения . |
|
|
Коррозионно-усталостная прочность |
сталей также |
зависит |
от вида финишной операции — шлифования, т. е. от того, |
какими |
|
кругами проводилось шлифование. Д л я |
закаленной стали |
Ш Х 1 5 |
68
условный предел коррозионпо-усталостной прочности в 3% - ном растворе NaCl при базе 5 X 107 циклов после шлифования алмаз ным, борозонным и электрокорундовым кругами составляет соот ветственно 6,5; 2,5 и 1,75 кГ/мм2 [12]. Д л я закаленной стали 40Х наблюдается т а к а я же закономерность, однако различие в величи не условного предела коррозионной усталости значительно мень
ше. Анализ микротвердости и остаточных н а п р я ж е н и й |
I |
рода |
||
показал [12], что при электрокоруидовом |
шлифовании |
произо |
||
шел отпуск закаленных сталей |
на глубину |
110—150 мм, |
микро |
|
твердость поверхностных слоев |
уменьшилась на 17—22% |
и |
воз |
|
никли растягивающие остаточные н а п р я ж е н и я 37—57 кГ 1мм2 |
[12]. |
П р и алмазном шлифовании вследствие лучших р е ж у щ и х свойств алмазов температура и давление в зоне контакта круга и изделия меньше, чем при электрокорундовом. Поэтому в поверх ностных слоях закаленных сталей обнаружено некоторое повыше ние микротвердости и наличие остаточных сжимающих н а п р я жений до 90—120 кГ 1мм2. Появление сжимающих н а п р я ж е н и й объясняется [12] благоприятными фазовыми превращениями в по верхностных слоях в результате пластической деформации, что при водит к уменьшению количества остаточного аустенита. Пр и элект рокорундовом шлифовании количество остаточного аустенита уве личилось. Остается неясным, почему при столь значительных сжимающих напряжениях, возникающих в поверхностных слоях об разцов в результате алмазного шлифования, были получены такие ничтожные приращения предела усталостной прочности (в воздухе на 6%, а в коррозионной среде на 1—4,5 кГ/мм2). Это тем более непонятно, если учесть, что чистота и качество поверхности стали после алмазного шлифования выше, чем при шлифовании электро корундовыми кругами .
Влияние технологии изготовления образцов из н е р ж а в е ю щ и х сталей на их усталость в воздухе и коррозионной среде нами изу чалось на сталях Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ [155]. Образцы изготовлялись по следующим технологическим вариантам .
Сталь Х17Н2 . Первый |
вариант. Заготовки образцов |
закали |
||
вали от 1000° С в масле |
и |
отпускали при 580° С с |
охлаждением |
|
в воде (выдержка образцов |
при 1000° С составляла |
1,5 |
ч, при |
580° С — 2 ч). После этого образцы проходили окончательную то карную обработку и для снятия технологического наклепа от то чения повторно отпускались при 550° С (выдержка 2 ч). В каче стве финишной обработки применяли механическую шлифовку.
Второй вариант. Образцы проходили такую ж е термическую обработку, как при первом варианте, только повторный отпуск при 550° С осуществлялся уж е после шлифовки. Финишная обра ботка заключалась в зачистке рабочей поверхности образцов от окислов тонкой шлифовальной шкуркой .
Сталь Х17Н5МЗ . Первый вариант. Заготовки нормализо вали при 950° С в течение 1,5 ч с последующей обработкой хо лодом (—70° С) в продолжение 2 ч, после чего осуществляли
68
окончательную обточку. Д л я дальнейшего упрочнения, а также для снятия технологического наклепа и остаточных напряжений от токарной обработки образцы отпускались при 450° С в течение 2 ч. Окончательной операцией при изготовлении образцов была шлифовка.
Второй |
вариант. |
В |
отличие |
от |
первого |
варианта |
отпуск про |
||||||||||||||
водили |
при |
450° С после |
шлифовки. В |
качестве |
финишной |
обра |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
ботки |
также |
была принята |
очистка |
по |
||||||||||||
|
|
|
|
|
верхности |
рабочей |
части |
образцов |
от |
||||||||||||
|
|
|
|
|
окислов тонкой шлифовальной шкур |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
кой. Поверхность рабочей части образ |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
цов, |
|
изготовленных |
|
по |
первому |
ва |
||||||||||
|
|
|
|
|
рианту, |
имела |
|
8—9 |
класс |
чистоты |
по |
||||||||||
|
|
|
|
|
ГОСТ |
2789-59, |
а |
при |
изготовлении |
по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
второму |
варианту |
— несколько |
|
выше. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
Результаты |
|
исследования |
|
показали |
||||||||||||
|
|
|
|
|
(рис. |
|
35), |
что |
|
предел |
выносливости |
||||||||||
|
|
|
|
|
сталей Х 1 7 Н 2 и Х17Н5МЗ |
|
при |
изго |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
товлении |
образцов |
по первому |
|
техно |
||||||||||||
|
|
|
|
|
логическому |
|
варианту, |
взятому |
из ти |
||||||||||||
|
|
|
|
|
повой технологии, составляет соответ |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
ственно |
39 |
и |
42,5 |
|
кПмм2. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
Выше |
было |
показано, |
что |
финиш |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ная |
обработка, |
в частности |
шлифовка, |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
Рис. |
35. Кривые усталости в воздухе |
(1—5) и |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
в |
3%-ном |
растворе |
NaCl |
образцов из сталей |
||||||||||||
|
|
|
|
|
Х17Н2 (1—3, |
I—II) |
и Х17Н5МЗ (4, |
5, |
IV, |
V), |
|||||||||||
0,1 |
0,51,0 |
5 10 М,млн. |
|
изготовленных |
по |
первому |
(1, |
4, |
I, |
IV), вто |
|||||||||||
|
рому (2, 5, II, |
|
V) |
и третьему (3) |
вариантам. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
может |
существенно |
влиять |
на |
структурно-напряженное |
состоя |
||||||||||||||||
ние приповерхностных |
слоев, |
а |
следовательно, |
и |
|
на |
цикли |
||||||||||||||
ческую |
прочность |
стали. |
Д л я |
снятия |
возможных |
напряжений |
|||||||||||||||
растяжения, |
возникающих |
при |
шлифовке, |
был |
введен |
|
в |
ка |
|||||||||||||
честве финишной термической обработки отпуск |
готовых образцов |
||||||||||||||||||||
при 550° С в течение 2 ч с последующей зачисткой |
поверхности |
от |
|||||||||||||||||||
окислов шлифовальной |
шкуркой . |
Такой |
|
отпуск, |
как |
показали |
результаты металлографических исследований, не внес существен ных изменений в структуру сердцевины образцов, однако вызвал повышение предела выносливости стали Х17Н2 и Х17Н5МЗ соот ветственно до 49 и 50 кГ/мм2, что составляет более 25%. Если учесть, что при изготовлении образцов применялась одинаковая термическая и механическая обработка, то существенное повыше ние предела выносливости сталей, обработанных по второму тех нологическому варианту, следует отнести за счет снятия при по вторном отпуске в поверхностных слоях образцов остаточных на пряжений растяжения, которые возникают при шлифовке, а также в результате повышения на 2—3 класса чистоты поверхности ра-
70
бочей части образцов. Поскольку повышение выносливости стали,
обработанной по второму |
технологическому варианту, |
вызвано |
|
двумя факторами (повышением чистоты |
поверхности |
образцов |
|
и снятием растягивающих |
напряжений в |
поверхностных |
слоях), |
интересно оценить долю влияния каждого фактора в отдельности.
Д л я решения этой задачи мы исключили |
один |
фактор — снятие |
|
внутренних напряжений от шлифовки. |
|
|
|
Исследования образцов с такой же чистотой |
поверхности, |
как |
|
и при втором технологическом варианте, |
но без вторичного |
от |
пуска (третий технологический вариант) показали (см. рис. 35), что в этом случае вследствие повышения чистоты поверхности
предел |
выносливости стали |
Х |
1 7 Н 2 увеличивается с 39 |
до |
|
45,5 кГ/мм2. Остальную |
долю |
повышения предела выносливости |
|||
(около |
4 кГ 1мм2) можно |
отнести |
за счет снятия внутренних |
на |
пряжений . Необходимо отметить, что на статическую прочность при кратковременном разрыве исследуемые технологические ва рианты изготовления образцов не оказывают существенного влия ния. На основании полученных результатов д л я повышения вы носливости указанных сталей нами был предложен дополнитель ный отпуск для снятия остаточных растягивающих напряжений, возникающих при шлифовке. В присутствии коррозионной среды (3%-ный водный раствор NaCl) условный предел коррозионной выносливости сталей Х 1 7 Н 2 , Х17Н5МЗ резко (в 2,5—3 раза) снижается и приближается к значениям, полученным для нелеги рованной углеродистой стали с перлитоферритной или сорбитной структурой, обладающей коррозионной стойкостью в десятки раз меньшей, чем нержавеющие стали. Таким образом, еще раз подтвер
ждается вывод об отсутствии |
корреляции |
между |
коррозионной |
стойкостью сталей в ненапряженном состоянии и |
коррозионной |
||
выносливостью. Полученные |
результаты также показывают, что |
||
в данном случае технология |
изготовления |
образцов |
значительно |
меньше влияет на коррозионную выносливость сталей, чем на их выносливость в воздухе, что, очевидно, связано со значительно
меньшим влиянием чистоты поверхности и остаточных |
напряжений |
на коррозионную выносливость. |
|
Н е л ь з я принимать, что финишная обработка всегда |
окончатель |
но формирует физико-механические свойства деталей [67 ]. Н а вы носливость существенное влияние будет оказывать предшествую щая обработка (например, параметры точения), т. е. проявляется так называемая технологическая наследственность.
Шлифованные образцы из стали 45 имеют предел усталости и коррозионной усталости меньший, если предшествующая меха ническая обработка осуществляется силовым резанием; если точе ние проводилось скоростным методом, то после шлифовки упроч нение, внесенное предшествующей механической обработкой, со храняется (рис. 36). По абсолютному значению величина пределов выносливости как в воздухе, так и в коррозионной среде несколько иная, чем без шлифовки [69].
71