Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, понятие «технологическая наследственность» условное. Ее проявление будет определяться соотношением глубин изменений физико-механических и электрохимических свойств ме­ талла при предшествующей и последующей обработках. Если фи­ нишная операция, например шлифовка, предусматривает удаление

 

 

 

 

 

1

 

 

 

сравнительно толстого слоя метал­

 

 

о

 

 

 

1

 

ла,

глубина

которого

превышает

 

 

 

 

/

 

 

 

 

глубину 1

деформации металла

при

 

>V\ ч о

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

предшествующей

механической

•н

 

 

 

 

обработке,

явления

технологиче­

 

 

 

 

 

3

 

С>-»-

 

ской

наследственности

может

не

26

 

 

 

 

 

 

—1

 

наблюдаться.

Если общая толщи­

 

 

 

 

 

о/

 

ь

 

 

на (снятого

и

деформированного)

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слоя

 

при

финишной

 

обработке

 

 

 

 

 

 

 

 

меньше, чем

глубина

проникнове­

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния деформации при предшествую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

V о

 

 

щей

обработке,

явление

техноло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гической наследственности

должно

 

 

 

 

 

///

 

 

 

 

иметь

место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие детали

машин

и

аппа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

ратов

в

процессе

их

 

транспорти­

10

 

 

 

 

 

 

ровки,

хранении,

а также

эксплу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

атации

подвергаются

 

коррозион­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ному поражению. Предваритель­

 

 

0,2

0,4

1,0

2

4

Ю

N,

млн.

н а я

коррозия может

 

существенно

 

 

снизить усталостную и коррози­

Рис. 36.

Кривые

усталости

шли-

онно-усталостную

прочность

дета­

фовагшы*

после

 

скоростного

лей.

В

 

отдельных

случаях

это

(1,

1),

обычного

(2,

II) и силово­

 

снижение

 

достигает 80%

и

более

го

(3,

III)

точения

образцов из

 

нормализованной стали 45,

испы­

[69]. Степень опасности предва­

танных в воздухе (1—3) и 3%-ном

рительной

коррозии

определяется

растворе

NaCl (/—///) при

чис­

многими

 

факторами:

 

видом

 

кор­

тоте поверхности

V 9

[69].

 

 

 

 

 

 

 

розии,

чувствительностью

металла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

межкристаллитной коррозии,

концентрацией

папряжений,

 

экс­

плуатационными

условиями и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее опасный вид поражения — ножевая и язвенная кор­ розия, так как в этом случае поражения либо резко уменьшают живое сечение детали, либо выступают в роли эффективных кон­ центраторов напряжений, существенно снижающих выносливость сталей. Наименее безопасной является равномерная коррозия .

Вид коррозионного поражения зависит, главным образом, от химической и структурной однородности металла, технологии об­ работки деталей, условий воздействия среды и т. д. Влияние пред-

1 Имеется в виду не только толщина слоя, структура которого при метал­ лографическом анализе отличается от структуры сердцевинных зон металла, но и более глубокие изменения в тонкой структуре, неразличимые при ме­ таллографическом анализе.

72



варительной коррозии на прочностные свойства материалов по­ дробно рассмотрено в [13, 67].

В работе [13] изучено влияние предварительной коррозии в атмосферных условиях и при периодическом смачивании 3 % - н ы м раствором NaCl на усталостную и коррозионно-усталостную проч­ ность образцов (диаметр рабочей части 20 мм) из стали 45 после различных режимов механической обработки (табл. 13).

Поскольку силовое резание создает более значительную гете­ рогенность структуры поверхностных слоев, предварительная кор­ розия сказывается заметнее на уменьшении предела усталостной прочности стали в воздухе, чем после обычного или скоростного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

 

Влияние

обработки

на

предел

усталости

(кГ/мм?)

образцов

 

из стали

45

[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В воздухе

 

 

 

В 3%-ном растворе NaCl

Вид точения

без предвари­

после

атмо­

после корро­

без предвари­

после корро­

 

 

тельной кор­

сферной кор­ зии в растворе

тельной кор­

зии в раство­

 

 

розии

розии

NaCl

 

розии

ре NaCl

Обычное

27,0

27,0

22,0

 

 

11,5

11,5

Силовое

24,5

19,5

19,5

 

 

8,5

9,5

Скоростное

28,0

 

 

25,5

 

 

12,0

12,0

точения. П р и обычном и скоростном точении образцов

структур ­

но-напряженное состояние поверхностных слоев металла

более

однородно,

поэтому съем

металла с

поверхности при

предвари­

тельной коррозии

также идет более равномерно,

меньше

образует­

ся

опасных

концентраторов н а п р я ж е н и я .

Коррозионная

среда

частично нивелирует влияние состояния поверхности,

определяе­

мой

технологией

изготовления

образцов

и

их

предварительной

коррозией, на коррозионно-усталостную

прочность. Н а

основании

анализа имеющихся данных можно заключить, что изменение чи­

стоты поверхности деталей не оказывает существенного

в л и я н и я

на их выносливость в коррозионной среде. Повышение

чистоты

деталей из углеродистых и легированных сталей, работающих в

коррозионных

средах (V8—V12), не оправдано, так как после

107 — 5 X 107

циклов нагружения в коррозионной среде чистота

их поверхности снижается до V3 и ниже независимо от исходной

чистоты детали.

4.

Фретинг-коррозия

Фретинг-коррозия является особым видом поверхност­ ного разрушения соприкасающихся поверхностей номинально не­

подвижных между собой, а фактически подверженных

микроско­

пическому перемещению, приводящему в условиях трения к

акти­

вации металла и облегчению его окисления. Этот вид

р а з р у

ш е н и я

73


охватывает одновременно два процесса: механический и физико-

химический.

Такой процесс разрушения

широко

распространен

в различных

машинах и аппаратах и

возникает

при наличии

вибрирующих деталей, находящихся в контакте с другими дета­ лями (листовые рессоры; валы и оси с насаженными на них ше­

стернями, дисками, подшипниками, муфтами

и т. п. заклепоч­

ные

соединения; нахлесточные соединения,

выполненные точеч­

ной

сваркой; гребные валы, пшицевые соединения и т. п.).

Фретинг-коррозия протекает как в воздухе, так и в присут­ ствии различных газообразных и жидких сред, а также в вакууме. Она является предметом широких исследований советских и зару­ бежных ученых. К настоящему времени выдвинуто ряд гипотез, объясняющих явления фретинг-коррозии, получен обширный экс­ периментальный материал по изучению влияния различных фак­ торов на этот процесс разрушения . Значительно меньше работ посвящено влиянию фретинг-процесса на несущую способность деталей, особенно в присутствии различных коррозионных сред.

В работе [100] исследовано влияние на фретинг-коррозию про­ кладок из различных материалов, помещенных в зону контакта. Опыты проводились на плоских стальных образцах из стали Ст.З сечением 50 X 75 мм, подвергнутых чистому изгибу в одной пло­ скости с частотой 33,3 гц при базе 107 циклов. Прокладки помеща­ лись между образцами и захватами машины. Контактное нормаль­ ное давление составляло около 9 кГ'/мм2. Установлено, что поме­ щение в зону контакта прокладок из прессшпана толщиной 0,4; 0,8 и 1,5 мм увеличивает предел выносливости образцов по тре-

щинообразованию

соответственно с 72 (без прокладок) до

9,2;

11,5 и 12,5

кГ/мм2.

Предел выносливости гладких образцов со­

ставлял 16

кГ/мм2.

На основании того что прессшпановые

про­

кладки при самой малой толщине (0,4 мм) в случае поломки образцов оставались не разрушенными, авторы работы [100 ] прихо­ дят к выводу, что защита поверхности образца от электроэрозион­ ного разрушения достигается уже при малых толщинах прокладок. Повышение же предела выносливости образцов с увеличением тол­ щины прессшпановых прокладок объясняется причинами, не свя­ занными с электроэрозией. Мехапизм повышения выносливости образцов с помещенными в зону контакта прессшпановыми про­ кладками еще не раскрыт.

Существенное повышение выносливости, достигаемое помеще­ нием в зону контакта прокладок из цинка, в работе [54] объясня­ ется своего рода протектированием. Полояштелыюе влияние, ока зываемое на повышение выносливости прокладок из углеродистой и нержавеющей стали, а также алюминия и меди, еще точно не установлено.

Наличие в зоне контакта продуктов коррозии, возникающих при предварительной коррозии, так же как и окалины, оставшейся после прокатки, препятствует электроэрозионному процессу и

74


б л а г о п р и я т но влияет на усталостную прочность деталей в зоне контакта. Предварительная коррозия не оказывает положитель­ ного в л и я н и я на усталостную прочность деталей, если они в зоне контакта у ж е были предварительно упрочнены с помощью поверх­ ностного наклепа. В работе [1001 указывается, что причина сни­ жения усталостной прочности стальных деталей в зоне контакта — совместное действие таких факторов, как концентрация напряже ­ ний, электроэрозия, механическое истирание поверхности и фретинг-коррозия. На наш взгляд, такое разделение факторов яв ­ ляется чисто условным, ибо при циклическом деформировании об­ разца с насадками одновременно действует ряд факторов, хотя в зависимости от условий испытании ведущую роль может воспол­ нить какой-нибудь один фактор.

В результате экспериментов, проведенных на листовых образ­ цах из стали Ст.З, сваренных внахлестку точечной сваркой (тол­

щина листа 2 мм, ширина образца 20 мм,

длина нахлестки 25 мм,

шов однорядный, нагружение — циклическое осевое

растяжение,

коррозионная среда — 3%-ный раствор

NaCl, база

испытаний

107 циклов), было установлено, что наличие такого сварного со­

единения заметно снижает коррозионно-усталостную

прочность

образцов [209]. У ж е

при базе 107 циклов нагружения

условный

предел коррозионной

усталости составлял около 1,5 кПмм2.

Б ы ­

строму развитию разрушения в данном случае способствует имею­ щая место фретинг-коррозия на сопрягаемых поверхностях.

Введение клеевой прослойки из эпоксидного клея холодного отверждения ВК-9 в зазор между свариваемыми листами повышает их усталостную и коррозионно-усталостную прочность, хотя по абсолютному значению условный предел коррозионно-усталост­ ной прочности по-прежнему остается низким и составляет прибли­ зительно 7 кГ/мм2. Усталостная и коррозионно-усталостная проч­ ность стальных образцов с насаженными на них втулками в зависимости от натяга — зазора в соединении вал — насадка, гео­ метрии и природы материала втулки с учетом масштабного фактора изучена в работах [84, 143]. Исследования проводились при чистом

изгибе с вращением образцов при частоте 50 гц

и базе

испытания

в воздухе 107 , а в коррозионной среде (3%-ный

раствор NaCl) —

5 X 20' циклов нагружения .

 

 

 

При исследовании выносливости образцов из стали 35 с наса­

женными втулками различных размеров было

определено

[84],

что в воздухе увеличение длины и толщины насаженной

посредине

длины образца металлической втулки (увеличение

жесткости

соединения) плавно снижает предел усталостной

прочности образ­

цов диаметром 27 мм при чистом их изгибе с вращением

(рис.

37).

В 3%-ном растворе NaCl при наличии стальных пасадок

условный

предел коррозионно-усталостной прочности существенно

снижает­

ся и не зависит в исследуемом интервале ни от длины,

ни от

тол­

щины втулки. Влияние прессовых насадок на выносливость об­ разцов наблюдается даже в нейтральной среде (аргон). В воздухе

75