Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
По нашему мнению, понятие «технологическая наследственность» условное. Ее проявление будет определяться соотношением глубин изменений физико-механических и электрохимических свойств ме талла при предшествующей и последующей обработках. Если фи нишная операция, например шлифовка, предусматривает удаление
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
сравнительно толстого слоя метал |
||||||||||||||
|
|
о |
|
|
|
1 |
|
ла, |
глубина |
которого |
превышает |
||||||||||||
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
глубину 1 |
деформации металла |
при |
||||||||||||
|
>V\ ч о |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
предшествующей |
механической |
||||||||||||||||
•н |
|
|
|
|
обработке, |
явления |
технологиче |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
3 |
|
С>-»- |
|
ской |
наследственности |
может |
не |
|||||||||||
26 |
|
|
|
|
|
|
—1 |
|
наблюдаться. |
Если общая толщи |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
о/ |
|
ь |
|
|
на (снятого |
и |
деформированного) |
|||||||||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
слоя |
|
при |
финишной |
|
обработке |
||||||||
|
|
|
V» |
|
|
|
|
|
меньше, чем |
глубина |
проникнове |
||||||||||||
|
|
|
|
А |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ния деформации при предшествую |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
18 |
|
|
|
|
|
|
V о |
|
|
щей |
обработке, |
явление |
техноло |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гической наследственности |
должно |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
/// |
|
|
|
|
иметь |
место. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многие детали |
машин |
и |
аппа |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
* |
ратов |
в |
процессе |
их |
|
транспорти |
||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
ровки, |
хранении, |
а также |
эксплу |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
1» |
|
|
атации |
подвергаются |
|
коррозион |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ному поражению. Предваритель |
|||||||||||||
|
|
0,2 |
0,4 |
1,0 |
2 |
4 |
Ю |
N, |
млн. |
н а я |
коррозия может |
|
существенно |
||||||||||
|
|
снизить усталостную и коррози |
|||||||||||||||||||||
Рис. 36. |
Кривые |
усталости |
шли- |
||||||||||||||||||||
онно-усталостную |
прочность |
дета |
|||||||||||||||||||||
фовагшы* |
после |
|
скоростного |
лей. |
В |
|
отдельных |
случаях |
это |
||||||||||||||
(1, |
1), |
обычного |
(2, |
II) и силово |
|
||||||||||||||||||
снижение |
|
достигает 80% |
и |
более |
|||||||||||||||||||
го |
(3, |
III) |
точения |
образцов из |
|
||||||||||||||||||
нормализованной стали 45, |
испы |
[69]. Степень опасности предва |
|||||||||||||||||||||
танных в воздухе (1—3) и 3%-ном |
рительной |
коррозии |
определяется |
||||||||||||||||||||
растворе |
NaCl (/—///) при |
чис |
многими |
|
факторами: |
|
видом |
|
кор |
||||||||||||||
тоте поверхности |
V 9 |
[69]. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
розии, |
чувствительностью |
металла |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
к |
межкристаллитной коррозии, |
концентрацией |
папряжений, |
|
экс |
||||||||||||||||||
плуатационными |
условиями и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее опасный вид поражения — ножевая и язвенная кор розия, так как в этом случае поражения либо резко уменьшают живое сечение детали, либо выступают в роли эффективных кон центраторов напряжений, существенно снижающих выносливость сталей. Наименее безопасной является равномерная коррозия .
Вид коррозионного поражения зависит, главным образом, от химической и структурной однородности металла, технологии об работки деталей, условий воздействия среды и т. д. Влияние пред-
1 Имеется в виду не только толщина слоя, структура которого при метал лографическом анализе отличается от структуры сердцевинных зон металла, но и более глубокие изменения в тонкой структуре, неразличимые при ме таллографическом анализе.
72
варительной коррозии на прочностные свойства материалов по дробно рассмотрено в [13, 67].
В работе [13] изучено влияние предварительной коррозии в атмосферных условиях и при периодическом смачивании 3 % - н ы м раствором NaCl на усталостную и коррозионно-усталостную проч ность образцов (диаметр рабочей части 20 мм) из стали 45 после различных режимов механической обработки (табл. 13).
Поскольку силовое резание создает более значительную гете рогенность структуры поверхностных слоев, предварительная кор розия сказывается заметнее на уменьшении предела усталостной прочности стали в воздухе, чем после обычного или скоростного
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
|
Влияние |
обработки |
на |
предел |
усталости |
(кГ/мм?) |
образцов |
|||||
|
из стали |
45 |
[13] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В воздухе |
|
|
|
В 3%-ном растворе NaCl |
||||
Вид точения |
без предвари |
после |
атмо |
после корро |
без предвари |
после корро |
||||||
|
|
тельной кор |
сферной кор зии в растворе |
тельной кор |
зии в раство |
|||||||
|
|
розии |
розии |
NaCl |
|
розии |
ре NaCl |
|||||
Обычное |
27,0 |
27,0 |
22,0 |
|
|
11,5 |
11,5 |
|||||
Силовое |
24,5 |
19,5 |
19,5 |
|
|
8,5 |
9,5 |
|||||
Скоростное |
28,0 |
|
|
25,5 |
|
|
12,0 |
12,0 |
||||
точения. П р и обычном и скоростном точении образцов |
структур |
|||||||||||
но-напряженное состояние поверхностных слоев металла |
более |
|||||||||||
однородно, |
поэтому съем |
металла с |
поверхности при |
предвари |
||||||||
тельной коррозии |
также идет более равномерно, |
меньше |
образует |
|||||||||
ся |
опасных |
концентраторов н а п р я ж е н и я . |
Коррозионная |
среда |
||||||||
частично нивелирует влияние состояния поверхности, |
определяе |
|||||||||||
мой |
технологией |
изготовления |
образцов |
и |
их |
предварительной |
||||||
коррозией, на коррозионно-усталостную |
прочность. Н а |
основании |
анализа имеющихся данных можно заключить, что изменение чи
стоты поверхности деталей не оказывает существенного |
в л и я н и я |
на их выносливость в коррозионной среде. Повышение |
чистоты |
деталей из углеродистых и легированных сталей, работающих в
коррозионных |
средах (V8—V12), не оправдано, так как после |
107 — 5 X 107 |
циклов нагружения в коррозионной среде чистота |
их поверхности снижается до V3 и ниже независимо от исходной |
|
чистоты детали. |
|
4. |
Фретинг-коррозия |
Фретинг-коррозия является особым видом поверхност ного разрушения соприкасающихся поверхностей номинально не
подвижных между собой, а фактически подверженных |
микроско |
|
пическому перемещению, приводящему в условиях трения к |
акти |
|
вации металла и облегчению его окисления. Этот вид |
р а з р у |
ш е н и я |
73
охватывает одновременно два процесса: механический и физико-
химический. |
Такой процесс разрушения |
широко |
распространен |
в различных |
машинах и аппаратах и |
возникает |
при наличии |
вибрирующих деталей, находящихся в контакте с другими дета лями (листовые рессоры; валы и оси с насаженными на них ше
стернями, дисками, подшипниками, муфтами |
и т. п. заклепоч |
|
ные |
соединения; нахлесточные соединения, |
выполненные точеч |
ной |
сваркой; гребные валы, пшицевые соединения и т. п.). |
Фретинг-коррозия протекает как в воздухе, так и в присут ствии различных газообразных и жидких сред, а также в вакууме. Она является предметом широких исследований советских и зару бежных ученых. К настоящему времени выдвинуто ряд гипотез, объясняющих явления фретинг-коррозии, получен обширный экс периментальный материал по изучению влияния различных фак торов на этот процесс разрушения . Значительно меньше работ посвящено влиянию фретинг-процесса на несущую способность деталей, особенно в присутствии различных коррозионных сред.
В работе [100] исследовано влияние на фретинг-коррозию про кладок из различных материалов, помещенных в зону контакта. Опыты проводились на плоских стальных образцах из стали Ст.З сечением 50 X 75 мм, подвергнутых чистому изгибу в одной пло скости с частотой 33,3 гц при базе 107 циклов. Прокладки помеща лись между образцами и захватами машины. Контактное нормаль ное давление составляло около 9 кГ'/мм2. Установлено, что поме щение в зону контакта прокладок из прессшпана толщиной 0,4; 0,8 и 1,5 мм увеличивает предел выносливости образцов по тре-
щинообразованию |
соответственно с 72 (без прокладок) до |
9,2; |
|
11,5 и 12,5 |
кГ/мм2. |
Предел выносливости гладких образцов со |
|
ставлял 16 |
кГ/мм2. |
На основании того что прессшпановые |
про |
кладки при самой малой толщине (0,4 мм) в случае поломки образцов оставались не разрушенными, авторы работы [100 ] прихо дят к выводу, что защита поверхности образца от электроэрозион ного разрушения достигается уже при малых толщинах прокладок. Повышение же предела выносливости образцов с увеличением тол щины прессшпановых прокладок объясняется причинами, не свя занными с электроэрозией. Мехапизм повышения выносливости образцов с помещенными в зону контакта прессшпановыми про кладками еще не раскрыт.
Существенное повышение выносливости, достигаемое помеще нием в зону контакта прокладок из цинка, в работе [54] объясня ется своего рода протектированием. Полояштелыюе влияние, ока зываемое на повышение выносливости прокладок из углеродистой и нержавеющей стали, а также алюминия и меди, еще точно не установлено.
Наличие в зоне контакта продуктов коррозии, возникающих при предварительной коррозии, так же как и окалины, оставшейся после прокатки, препятствует электроэрозионному процессу и
74
б л а г о п р и я т но влияет на усталостную прочность деталей в зоне контакта. Предварительная коррозия не оказывает положитель ного в л и я н и я на усталостную прочность деталей, если они в зоне контакта у ж е были предварительно упрочнены с помощью поверх ностного наклепа. В работе [1001 указывается, что причина сни жения усталостной прочности стальных деталей в зоне контакта — совместное действие таких факторов, как концентрация напряже ний, электроэрозия, механическое истирание поверхности и фретинг-коррозия. На наш взгляд, такое разделение факторов яв ляется чисто условным, ибо при циклическом деформировании об разца с насадками одновременно действует ряд факторов, хотя в зависимости от условий испытании ведущую роль может воспол нить какой-нибудь один фактор.
В результате экспериментов, проведенных на листовых образ цах из стали Ст.З, сваренных внахлестку точечной сваркой (тол
щина листа 2 мм, ширина образца 20 мм, |
длина нахлестки 25 мм, |
|
шов однорядный, нагружение — циклическое осевое |
растяжение, |
|
коррозионная среда — 3%-ный раствор |
NaCl, база |
испытаний |
107 циклов), было установлено, что наличие такого сварного со
единения заметно снижает коррозионно-усталостную |
прочность |
||
образцов [209]. У ж е |
при базе 107 циклов нагружения |
условный |
|
предел коррозионной |
усталости составлял около 1,5 кПмм2. |
Б ы |
строму развитию разрушения в данном случае способствует имею щая место фретинг-коррозия на сопрягаемых поверхностях.
Введение клеевой прослойки из эпоксидного клея холодного отверждения ВК-9 в зазор между свариваемыми листами повышает их усталостную и коррозионно-усталостную прочность, хотя по абсолютному значению условный предел коррозионно-усталост ной прочности по-прежнему остается низким и составляет прибли зительно 7 кГ/мм2. Усталостная и коррозионно-усталостная проч ность стальных образцов с насаженными на них втулками в зависимости от натяга — зазора в соединении вал — насадка, гео метрии и природы материала втулки с учетом масштабного фактора изучена в работах [84, 143]. Исследования проводились при чистом
изгибе с вращением образцов при частоте 50 гц |
и базе |
испытания |
|
в воздухе 107 , а в коррозионной среде (3%-ный |
раствор NaCl) — |
||
5 X 20' циклов нагружения . |
|
|
|
При исследовании выносливости образцов из стали 35 с наса |
|||
женными втулками различных размеров было |
определено |
[84], |
|
что в воздухе увеличение длины и толщины насаженной |
посредине |
||
длины образца металлической втулки (увеличение |
жесткости |
||
соединения) плавно снижает предел усталостной |
прочности образ |
||
цов диаметром 27 мм при чистом их изгибе с вращением |
(рис. |
37). |
|
В 3%-ном растворе NaCl при наличии стальных пасадок |
условный |
||
предел коррозионно-усталостной прочности существенно |
снижает |
||
ся и не зависит в исследуемом интервале ни от длины, |
ни от |
тол |
щины втулки. Влияние прессовых насадок на выносливость об разцов наблюдается даже в нейтральной среде (аргон). В воздухе
75