Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
это явление усиливается. В коррозионной среде (3% - ный |
раствор |
NaCI) влияние прессовых насадок на выносливость стали |
сказыва |
ется слабее, чем в воздухе. Материал насадок (сталь, латунь, фто ропласт, резина) заметно влияет на усталостную прочность образ цов в воздухе, но не оказывает существенного в л и я н и я на изме нение условного предела коррозионной усталости образцов из
стали 35 [184]. Во всех случаях условный предел |
|
коррозионной |
|||||||||||||||
усталости в 3%-ном растворе NaCI при базе 5 X 107 циклов |
на |
||||||||||||||||
40—50% |
меньше, |
чем |
для |
образцов |
без |
насадок. |
Н а |
|
основа- |
||||||||
нии этих экспериментов |
сделано |
за |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ключение, |
что |
основной |
причиной |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
X / |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,11 0,37 |
|
|
|
|
|
19 |
3,5 |
7,0 |
|
10,5 |
|
Ч,кГ/смг |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
||||||
Рис. 37. Зависимость предела усталост |
Рис. 38. |
Зависимость |
предела |
||||||||||||||
ной прочности образцов от длины (а) |
и |
усталостной |
прочности |
образ |
|||||||||||||
толщины (б) насаженной стальной втул |
цов из стали |
45 |
от условного |
||||||||||||||
ки |
в |
воздухе (1) |
и коррозионной сре |
давления в зоне трения и ка |
|||||||||||||
де |
(2) |
[84]. |
|
|
|
|
|
чества |
масла: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — масло |
вазелиновое |
|
(неактив |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное); г — масло машинное СУ (све |
||||||||
снижения |
долговечности |
деталей |
с |
жее); з |
— масло |
СУ, отработанное |
|||||||||||
I картере ДВС в течение |
30 ч; |
4 — |
|||||||||||||||
насадками в коррозионной среде яв |
масло СУ, отработанное в редукторе |
||||||||||||||||
ляются щелевая коррозия и разру |
в течение |
150 |
ч. |
|
|
|
|
|
|||||||||
шение |
окисных |
пленок |
в результате |
трения между |
контактирую |
||||||||||||
щими деталями, а не наличие электрохимических |
пар или влия |
||||||||||||||||
ние концентрации |
напряжений . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Концентрация напряжений — фактор, выполняющий |
основную |
роль при циклическом деформировании деталей в условиях фре- тинг-коррозии в воздухе.
В работах |
[81, 110, 111] исследована выносливость |
стали |
45 в различном |
структурном состоянии, а т а к ж е сталей с |
различ |
ным содержанием углерода при циклическом чистом изгибе с вра щением образцов, находящихся под одновременным воздействием трения — скольжения по методике, описанной в гл. I I . Резуль таты испытаний показали, что при небольших удельных давлениях в зоне трения в условиях хорошей смазки имеет место некоторое упрочнение образца в этой зоне за счет его поверхностного накле па. С увеличением удельного давления в зоне трения так ж е , как при использовании отработанных или содержащих воду масел, выносливость образцов при наличии очага внешнего трения — скольжения существенно уменьшается (рис. 38).
76
В случае использования свежих масел снижение выносливости образцов при повышении давления на них бронзовых вкладышей вызвано разупрочнением поверхностных слоев металла вследствие перенаклепа, а также схватыванием контактирующих тел, что приводит к местному разрушению образцов и образованию задиров, приводящих к ускорению усталостного разрушения . Приме нение масел с повышенной поверхностной активностью сдвигает момент схватывания вращающегося образца и вкладышей в сто рону больших удельных давлений.
Т а б л и ц а 14
Изменение состава и электрохимической активности машинного масла СУ в зависимости от условий эксплуатации
Состояние
масла
|
Содержание, |
% |
серы |
воды |
механи ческих примесей |
33
О,
Значение электродного потенциала стали 45, мв
Чистое |
|
|
|
0,20 |
0,09 |
0,043 |
8,35 |
около 0 |
Отработанное в редукторе |
|
|
0,39 |
0,56 |
0,062 |
8,10 |
—120 |
|
Отработанное в картере |
бензино |
0,33 |
|
|
|
|
||
вого ДВС около 30 ч |
|
|
6,60 |
0,98 |
8,0 |
—410 |
||
Коррозионно-усталостные процессы могут также |
возникать |
|||||||
при циклическом нагружении деталей в маслах, которым |
присуща |
|||||||
нестабильность. |
Обычно |
в процессе |
эксплуатации |
масел умень |
||||
шается их поверхностная |
активность, увеличивается содержание |
|||||||
воды и механических |
примесей, |
меняется |
р Н и т. п. Все это при |
|||||
водит к тому, что смазочные масла наряду с чисто |
адсорбционным |
|||||||
влиянием могут |
обусловливать |
и коррозионно-усталостные про |
цессы. Поэтому исследование выносливости деталей без очагов внешнего трения, а также при наличии трущихся пар с учетом изменения состава некоторых смазок — актуальная проблема. Установлено, например, что масло СУ в исходном состоянии со держит незначительное количество серы, воды и механических примесей (табл. 14). Эксплуатация масла в редукторе в течение 125 ч увеличивает в нем содержание воды в 5—6 раз, а т а к ж е ме
ханических примесей и серы. Пр и эксплуатации |
масла в картере |
|
двигателя уж е через 30 ч резко увеличивается |
содержание воды |
|
(с 0,09 до 6,6%) и особенно механических примесей |
(больше, чем |
|
на порядок). Пр и работе двигателя на пониженном |
тепловом ре |
жиме и на холостом ходу масло загрязняется больше, образуются так называемые низкотемпературные осадки. Кроме того, в этом случае в масло попадает вода вследствие конденсации водяных иаров в картере. Присутствие в применяемых маслах различных кислот, воды и серы усиливает электрохимическую активность среды, что вызывает более резкое проявление гетерогенности ме талла, связанной, в частности, с его деформацией и выходом на
77
поверхность дислокаций. Измерение общего электродного потен циала поверхности металла в зависимости от качества смазки (см. табл. 14) дает возможность приближенно судить о взаимодей ствии между ними. Сдвиг электродных потенциалов в отработан ных маслах в отрицательную сторону подтверждает наличие на
ряду с адсорбционной усталостью стали процессов |
электрохими |
|||
ческой коррозии. Этим, в частности, можно |
объяснить снижение |
|||
усталостной прочности при |
использовании |
отработанных |
масел |
|
на величину, значительно большую, чем может вызвать |
чисто |
|||
адсорбционное действие среды, особенно в условиях |
одновремен |
|||
ного действия на образец |
циклических изгибных |
напряжений |
||
и трения — скольжения . Из приведенных |
данных |
следует, что |
выносливость стальных деталей существенно зависит от интен сивности процесса фретинг-коррозии, развивающегося в местах
контакта деталей. С другой |
стороны, фретинг-процесс |
определяет |
|
ся |
природой контактируемых тел, в частности — |
промежуточ |
|
ных |
прокладок. Интересно |
было выяспить, как влияет состояние |
поверхности деталей на проявление фретинг-коррозии.
Проведенные нами исследования показали, что фретинг-корро- зию можно существенно уменьшить с помощью диффузионного
насыщения деталей некоторыми химическими элементами |
[421. |
Д л я проведения исследований была принята схема контакта |
«ша |
рик — плоскость». Материалом иидентора (шарика) служил твер дый сплав ВК - 8 . Величина повреждения замерялась на профило-
графе — профилометре |
модели М201. Эксперименты проводили на |
|||||
установке, |
созданной |
на базе |
промышленного |
виброэлектроцина- |
||
мического |
стенда |
ВДЭС-100А, |
которая позволяла менять частоту |
|||
в пределах |
от 5 до 5000 гц, амплитуду смещения от 0,1 до 1,0 мм, |
|||||
нагрузку от 0 до 200 кГ/мм2. |
При исследованиях частоту прини |
|||||
мали равной около 100 гц, |
амплитуду смещения |
— 0,25 мм, уско |
||||
рение 215—3720 мм/сек2, |
нормальную нагрузку на индентор — |
|||||
0,5 кГ (И9 |
кГ/мм2 |
по Герцу). Износостойкость |
определялась ве |
|||
личиной повреждаемости |
стали и диффузионных покрытий. Б а з а |
испытаний составляла 400 тысяч циклов нагружения с замером величины повреждения через каждые 100 тысяч циклов. Исследо вания проводили на широко распространенной в машиностроении стали 45. Диффузионное насыщение стали осуществляли бором [50], хромом [40], ванадием [82], а также комплексное насыщение бором и медью [158], хромом и углеродом [159]. Образцы иссле довали без термической обработки, а также с последующей закалкой с низким (200° С) или высоким (560° С) отпуском. Резуль таты исследований показали, что наиболее склонны к поврежда емости образцы без термообработки (рис. 39). Термообработка уве личивает стойкость стали против фретинг-процесса, однако с увеличением температуры отпуска повреждаемость возрастает, что объясняется снижением твердости материала. Процесс активации поверхностных слоев стали без термообработки происходит в зна чительно большей степени, чем закаленных и отпущенных. В ак-
78
тивированных слоях происходит схватывание в точках контакта с дальнейшим разрывом мест связи, а также интенсивное окисле ние с образованием толстых хрупких пленок окислов.
На основании электронномикроскопического исследования зон фактического контакта и зон первичного влияния, в которых
интенсивно |
протекают |
коррозионно-окислительные |
процессы, |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сопровождающие |
фретинг- |
|||||||
0,12 |
|
|
г |
|
о --1 |
|
|
коррозию, |
в |
работах |
(6—8] |
||||||
|
|
|
|
|
|
о --2 |
|
|
установлено, |
что |
при |
фре- |
|||||
|
|
|
|
|
|
• --з |
|
|
|||||||||
%0,08 |
|
|
|
|
|
|
|
тинг-коррозии |
циклические |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
И |
контактные |
нагрузки |
подго |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
тавливают |
приповерхностные |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
слои металла для интенсив |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного окисления. Аморфияиро- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ванное |
состояние |
поверх |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ностных |
объемов |
металла, |
||||||||
|
|
|
|
1 |
|
|
|
поверхностных |
слоев |
при |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10" 20" |
30" |
40* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
N,циклоЬ |
0 |
|
В |
|
|
16 |
24 |
Г, мин |
|||
Рве. |
39. |
Изменение степени |
повреждае |
Рис. |
40. |
Изменение |
силы тока в |
||||||||||
мости стали |
45 в |
зависимости от числа |
зоне |
контакта |
в зависимости |
ог |
|||||||||||
циклов нагружения и термической |
об |
времени |
испытания: |
|
|
|
|||||||||||
работки |
(1 — без |
термообработки; 2 |
— |
1 — хромированная |
сталь; 2 — бори- |
||||||||||||
закалка, |
отпуск |
200° С; 3 — закалка, |
Рованная |
сталь; |
|
3 — |
ненасыщенная |
||||||||||
сталь |
45. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
отпуск 560° С): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
а |
ненасыщенные; |
б — хромирование; |
в —• |
фретинг-коррозии |
с л у ж и т |
||||||||||||
цементация, хромирование; |
г — ванадирова- |
||||||||||||||||
н и е - |
а — борирование; е — |
боромеднение. |
причиной их повышенной |
хи |
|||||||||||||
мической |
активности. |
Установлено, что |
при |
фретинг-коррозии |
в поверхностных слоях протекают процессы упрочнения и раз упрочнения, что свойственно усталостным явлениям.
Диффузионное насыщение стали 45 хромом, бором, ванадием, а также комплексное насыщение бором и медью, хромом и угле родом резко повышают стойкость стали к повреждаемости. Это можно объяснить высокой твердостью и износостойкостью диф фузионных слоев. Кроме того, интерметаллические соединения, образующиеся в результате диффузионного насыщения, имеют высокую стойкость против окисления. Поэтому при фретинг-про- цессе для ненасыщенных сталей, где преобладает динамическое окисление и лунка повреждения может иметь характерный корич нево-красный цвет, лунки повреждения на диффузионных покры тиях имеют темно-блестящий цвет. Процесс окисления деформи рованного металла, т. е. образование и разрушение окисных
79
пленок, резко затормаживается. В этом случае разрушение идет, в основном, с преобладанием схватывания в зоне контакта. Кине тика образования и разрушения окисных пленок контролирова лась по изменению контактного электросопротивления (рис. 40). Продукты разрушения диффузионных слоев уже не имеют харак терного цвета ржавчины, а представляют собой темно-серый по рошок с некоторым изменением цвета дл я каждого диффузионного покрытия .
Термообработка диффузионно насыщенных сталей существенно повышает их стойкость против фретинг-процесса (за исключением борирования), что можно объяснить повышением твердости серд цевины основного металла. При этом с увеличением твердости стойкость повышается. Если твердость сердцевины низкая (Нц =
= 170—200 кПмм2), |
сравнительно |
тонкие |
диффузионные |
слои |
|
(например, после хромирования толщина карбидной |
зоны |
А = |
|||
== 0,02—0,025 мм) |
продавливаются |
под воздействием |
нагрузки, |
||
в них образуются |
трещины, возле которых происходит, помимо |
||||
истирания, выкрашивание карбидных составляющих |
слоя. Так, |
||||
на хромированной |
стали диффузионный слой |
разрушается |
менее |
чем за 100 тысяч циклов нагружения . Последующая термообработ ка повышает стойкость хромированной стали в 3—4 раза . После карбохромирования толщина диффузионного слоя больше, больше и карбидная составляющая слоя (А = 0,04 мм) и процесс разру шения идет менее интенсивно, чем после хромирования. Ванадирование с последующей термообработкой увеличивает стойкость стали против фретинг-процесса в 10—11 раз по сравнению с не насыщенной сталью. Если диффузионные слои имеют глубину около 0,15 мм (борирование, боромеднение), при принятых удель ных нагрузках они довольно успешно сопротивляются фретингпроцессу, причем боромеднение придает образцам несколько мень шую стойкость, что объясняется присутствием в диффузионном слое пластичной меди. В результате термообработки борированной стали стойкость ее к повреждаемости несколько снижается, несмотря на увеличение твердости основного металла. Это проис ходит вследствие образования большого числа трещин в слое, вызванных различными коэффициентами объемного расширения для боридов и стали. Таким образом, для боромедненных образ цов термообработка несколько повышает стойкость к повреждае мости при фретинг-процессе. Это можно объяснить еще и тем, что включения меди, я в л я я с ь как бы буферными участками, умень шают количество трещин в диффузионном слое по сравнению с чис тым борированием. С увеличением количества циклов нагружения повреждаемость изменяется по прямолинейному закону. При
этом угол |
наклона |
прямых к оси |
абсцисс характеризует интен |
|
сивность |
процесса |
разрушения |
каждого |
диффузионного по |
крытия . |
|
|
|
|
Н а основании |
проведенных исследований |
можно заключить, |
||
что диффузионное |
насыщение сталей указанными элементами яв- |
80