Файл: Похмурский, В. И. Коррозионно-усталостная прочность сталей и методы ее повышения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

это явление усиливается. В коррозионной среде (3% - ный

раствор

NaCI) влияние прессовых насадок на выносливость стали

сказыва­

ется слабее, чем в воздухе. Материал насадок (сталь, латунь, фто­ ропласт, резина) заметно влияет на усталостную прочность образ­ цов в воздухе, но не оказывает существенного в л и я н и я на изме­ нение условного предела коррозионной усталости образцов из

стали 35 [184]. Во всех случаях условный предел

 

коррозионной

усталости в 3%-ном растворе NaCI при базе 5 X 107 циклов

на

40—50%

меньше,

чем

для

образцов

без

насадок.

Н а

 

основа-

нии этих экспериментов

сделано

за­

|

 

 

 

 

 

 

 

 

ключение,

что

основной

причиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

X /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,11 0,37

 

 

 

 

 

19

3,5

7,0

 

10,5

 

Ч,кГ/смг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

Рис. 37. Зависимость предела усталост­

Рис. 38.

Зависимость

предела

ной прочности образцов от длины (а)

и

усталостной

прочности

образ­

толщины (б) насаженной стальной втул­

цов из стали

45

от условного

ки

в

воздухе (1)

и коррозионной сре­

давления в зоне трения и ка­

де

(2)

[84].

 

 

 

 

 

чества

масла:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 — масло

вазелиновое

 

(неактив­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное); г — масло машинное СУ (све­

снижения

долговечности

деталей

с

жее); з

— масло

СУ, отработанное

I картере ДВС в течение

30 ч;

4 —

насадками в коррозионной среде яв ­

масло СУ, отработанное в редукторе

ляются щелевая коррозия и разру ­

в течение

150

ч.

 

 

 

 

 

шение

окисных

пленок

в результате

трения между

контактирую­

щими деталями, а не наличие электрохимических

пар или влия ­

ние концентрации

напряжений .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концентрация напряжений — фактор, выполняющий

основную

роль при циклическом деформировании деталей в условиях фре- тинг-коррозии в воздухе.

В работах

[81, 110, 111] исследована выносливость

стали

45 в различном

структурном состоянии, а т а к ж е сталей с

различ­

ным содержанием углерода при циклическом чистом изгибе с вра­ щением образцов, находящихся под одновременным воздействием трения — скольжения по методике, описанной в гл. I I . Резуль ­ таты испытаний показали, что при небольших удельных давлениях в зоне трения в условиях хорошей смазки имеет место некоторое упрочнение образца в этой зоне за счет его поверхностного накле­ па. С увеличением удельного давления в зоне трения так ж е , как при использовании отработанных или содержащих воду масел, выносливость образцов при наличии очага внешнего трения — скольжения существенно уменьшается (рис. 38).

76


В случае использования свежих масел снижение выносливости образцов при повышении давления на них бронзовых вкладышей вызвано разупрочнением поверхностных слоев металла вследствие перенаклепа, а также схватыванием контактирующих тел, что приводит к местному разрушению образцов и образованию задиров, приводящих к ускорению усталостного разрушения . Приме­ нение масел с повышенной поверхностной активностью сдвигает момент схватывания вращающегося образца и вкладышей в сто­ рону больших удельных давлений.

Т а б л и ц а 14

Изменение состава и электрохимической активности машинного масла СУ в зависимости от условий эксплуатации

Состояние

масла

 

Содержание,

%

серы

воды

механи­ ческих примесей

33

О,

Значение электродного потенциала стали 45, мв

Чистое

 

 

 

0,20

0,09

0,043

8,35

около 0

Отработанное в редукторе

 

 

0,39

0,56

0,062

8,10

—120

Отработанное в картере

бензино­

0,33

 

 

 

 

вого ДВС около 30 ч

 

 

6,60

0,98

8,0

—410

Коррозионно-усталостные процессы могут также

возникать

при циклическом нагружении деталей в маслах, которым

присуща

нестабильность.

Обычно

в процессе

эксплуатации

масел умень­

шается их поверхностная

активность, увеличивается содержание

воды и механических

примесей,

меняется

р Н и т. п. Все это при­

водит к тому, что смазочные масла наряду с чисто

адсорбционным

влиянием могут

обусловливать

и коррозионно-усталостные про­

цессы. Поэтому исследование выносливости деталей без очагов внешнего трения, а также при наличии трущихся пар с учетом изменения состава некоторых смазок — актуальная проблема. Установлено, например, что масло СУ в исходном состоянии со­ держит незначительное количество серы, воды и механических примесей (табл. 14). Эксплуатация масла в редукторе в течение 125 ч увеличивает в нем содержание воды в 5—6 раз, а т а к ж е ме­

ханических примесей и серы. Пр и эксплуатации

масла в картере

двигателя уж е через 30 ч резко увеличивается

содержание воды

(с 0,09 до 6,6%) и особенно механических примесей

(больше, чем

на порядок). Пр и работе двигателя на пониженном

тепловом ре­

жиме и на холостом ходу масло загрязняется больше, образуются так называемые низкотемпературные осадки. Кроме того, в этом случае в масло попадает вода вследствие конденсации водяных иаров в картере. Присутствие в применяемых маслах различных кислот, воды и серы усиливает электрохимическую активность среды, что вызывает более резкое проявление гетерогенности ме­ талла, связанной, в частности, с его деформацией и выходом на

77


поверхность дислокаций. Измерение общего электродного потен­ циала поверхности металла в зависимости от качества смазки (см. табл. 14) дает возможность приближенно судить о взаимодей­ ствии между ними. Сдвиг электродных потенциалов в отработан­ ных маслах в отрицательную сторону подтверждает наличие на­

ряду с адсорбционной усталостью стали процессов

электрохими­

ческой коррозии. Этим, в частности, можно

объяснить снижение

усталостной прочности при

использовании

отработанных

масел

на величину, значительно большую, чем может вызвать

чисто

адсорбционное действие среды, особенно в условиях

одновремен­

ного действия на образец

циклических изгибных

напряжений

и трения — скольжения . Из приведенных

данных

следует, что

выносливость стальных деталей существенно зависит от интен­ сивности процесса фретинг-коррозии, развивающегося в местах

контакта деталей. С другой

стороны, фретинг-процесс

определяет­

ся

природой контактируемых тел, в частности —

промежуточ­

ных

прокладок. Интересно

было выяспить, как влияет состояние

поверхности деталей на проявление фретинг-коррозии.

Проведенные нами исследования показали, что фретинг-корро- зию можно существенно уменьшить с помощью диффузионного

насыщения деталей некоторыми химическими элементами

[421.

Д л я проведения исследований была принята схема контакта

«ша­

рик — плоскость». Материалом иидентора (шарика) служил твер­ дый сплав ВК - 8 . Величина повреждения замерялась на профило-

графе — профилометре

модели М201. Эксперименты проводили на

установке,

созданной

на базе

промышленного

виброэлектроцина-

мического

стенда

ВДЭС-100А,

которая позволяла менять частоту

в пределах

от 5 до 5000 гц, амплитуду смещения от 0,1 до 1,0 мм,

нагрузку от 0 до 200 кГ/мм2.

При исследованиях частоту прини­

мали равной около 100 гц,

амплитуду смещения

— 0,25 мм, уско­

рение 215—3720 мм/сек2,

нормальную нагрузку на индентор —

0,5 кГ (И9

кГ/мм2

по Герцу). Износостойкость

определялась ве­

личиной повреждаемости

стали и диффузионных покрытий. Б а з а

испытаний составляла 400 тысяч циклов нагружения с замером величины повреждения через каждые 100 тысяч циклов. Исследо­ вания проводили на широко распространенной в машиностроении стали 45. Диффузионное насыщение стали осуществляли бором [50], хромом [40], ванадием [82], а также комплексное насыщение бором и медью [158], хромом и углеродом [159]. Образцы иссле­ довали без термической обработки, а также с последующей закалкой с низким (200° С) или высоким (560° С) отпуском. Резуль­ таты исследований показали, что наиболее склонны к поврежда­ емости образцы без термообработки (рис. 39). Термообработка уве­ личивает стойкость стали против фретинг-процесса, однако с увеличением температуры отпуска повреждаемость возрастает, что объясняется снижением твердости материала. Процесс активации поверхностных слоев стали без термообработки происходит в зна­ чительно большей степени, чем закаленных и отпущенных. В ак-

78


тивированных слоях происходит схватывание в точках контакта с дальнейшим разрывом мест связи, а также интенсивное окисле­ ние с образованием толстых хрупких пленок окислов.

На основании электронномикроскопического исследования зон фактического контакта и зон первичного влияния, в которых

интенсивно

протекают

коррозионно-окислительные

процессы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сопровождающие

фретинг-

0,12

 

 

г

 

о --1

 

 

коррозию,

в

работах

(6—8]

 

 

 

 

 

 

о --2

 

 

установлено,

что

при

фре-

 

 

 

 

 

 

• -

 

 

%0,08

 

 

 

 

 

 

 

тинг-коррозии

циклические

 

 

 

 

 

 

 

И

контактные

нагрузки

подго­

 

 

 

 

 

 

 

тавливают

приповерхностные

 

 

 

 

 

 

 

слои металла для интенсив­

 

 

 

 

 

 

 

ного окисления. Аморфияиро-

 

 

 

 

 

 

 

ванное

состояние

поверх­

 

 

 

 

 

 

 

ностных

объемов

металла,

 

 

 

 

1

 

 

 

поверхностных

слоев

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10" 20"

30"

40*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N,циклоЬ

0

 

В

 

 

16

24

Г, мин

Рве.

39.

Изменение степени

повреждае­

Рис.

40.

Изменение

силы тока в

мости стали

45 в

зависимости от числа

зоне

контакта

в зависимости

ог

циклов нагружения и термической

об­

времени

испытания:

 

 

 

работки

(1 — без

термообработки; 2

1 — хромированная

сталь; 2 — бори-

закалка,

отпуск

200° С; 3 — закалка,

Рованная

сталь;

 

3

ненасыщенная

сталь

45.

 

 

 

 

 

 

 

отпуск 560° С):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

ненасыщенные;

б — хромирование;

в —•

фретинг-коррозии

с л у ж и т

цементация, хромирование;

г — ванадирова-

н и е -

а борирование; е

боромеднение.

причиной их повышенной

хи­

мической

активности.

Установлено, что

при

фретинг-коррозии

в поверхностных слоях протекают процессы упрочнения и раз­ упрочнения, что свойственно усталостным явлениям.

Диффузионное насыщение стали 45 хромом, бором, ванадием, а также комплексное насыщение бором и медью, хромом и угле­ родом резко повышают стойкость стали к повреждаемости. Это можно объяснить высокой твердостью и износостойкостью диф­ фузионных слоев. Кроме того, интерметаллические соединения, образующиеся в результате диффузионного насыщения, имеют высокую стойкость против окисления. Поэтому при фретинг-про- цессе для ненасыщенных сталей, где преобладает динамическое окисление и лунка повреждения может иметь характерный корич­ нево-красный цвет, лунки повреждения на диффузионных покры­ тиях имеют темно-блестящий цвет. Процесс окисления деформи­ рованного металла, т. е. образование и разрушение окисных

79


пленок, резко затормаживается. В этом случае разрушение идет, в основном, с преобладанием схватывания в зоне контакта. Кине­ тика образования и разрушения окисных пленок контролирова­ лась по изменению контактного электросопротивления (рис. 40). Продукты разрушения диффузионных слоев уже не имеют харак ­ терного цвета ржавчины, а представляют собой темно-серый по­ рошок с некоторым изменением цвета дл я каждого диффузионного покрытия .

Термообработка диффузионно насыщенных сталей существенно повышает их стойкость против фретинг-процесса (за исключением борирования), что можно объяснить повышением твердости серд­ цевины основного металла. При этом с увеличением твердости стойкость повышается. Если твердость сердцевины низкая (Нц =

= 170—200 кПмм2),

сравнительно

тонкие

диффузионные

слои

(например, после хромирования толщина карбидной

зоны

А =

== 0,02—0,025 мм)

продавливаются

под воздействием

нагрузки,

в них образуются

трещины, возле которых происходит, помимо

истирания, выкрашивание карбидных составляющих

слоя. Так,

на хромированной

стали диффузионный слой

разрушается

менее

чем за 100 тысяч циклов нагружения . Последующая термообработ­ ка повышает стойкость хромированной стали в 3—4 раза . После карбохромирования толщина диффузионного слоя больше, больше и карбидная составляющая слоя (А = 0,04 мм) и процесс разру ­ шения идет менее интенсивно, чем после хромирования. Ванадирование с последующей термообработкой увеличивает стойкость стали против фретинг-процесса в 10—11 раз по сравнению с не­ насыщенной сталью. Если диффузионные слои имеют глубину около 0,15 мм (борирование, боромеднение), при принятых удель­ ных нагрузках они довольно успешно сопротивляются фретингпроцессу, причем боромеднение придает образцам несколько мень­ шую стойкость, что объясняется присутствием в диффузионном слое пластичной меди. В результате термообработки борированной стали стойкость ее к повреждаемости несколько снижается, несмотря на увеличение твердости основного металла. Это проис­ ходит вследствие образования большого числа трещин в слое, вызванных различными коэффициентами объемного расширения для боридов и стали. Таким образом, для боромедненных образ­ цов термообработка несколько повышает стойкость к повреждае­ мости при фретинг-процессе. Это можно объяснить еще и тем, что включения меди, я в л я я с ь как бы буферными участками, умень­ шают количество трещин в диффузионном слое по сравнению с чис­ тым борированием. С увеличением количества циклов нагружения повреждаемость изменяется по прямолинейному закону. При

этом угол

наклона

прямых к оси

абсцисс характеризует интен­

сивность

процесса

разрушения

каждого

диффузионного по­

крытия .

 

 

 

 

Н а основании

проведенных исследований

можно заключить,

что диффузионное

насыщение сталей указанными элементами яв-

80