Файл: Пирумов, А. И. Обеспыливание воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

люзи, увлекаются потоком и остаются в очищенном воздухе. Как видно из описанного механизма сепарации, эффективность ж а­ люзийных пылеуловителей зависит не только от крупности, но и от упругих свойств пыли: она очень низка в области частиц раз­ мером 20 мкм, достигая 95—97% при упругих частицах размером

40—50 мкм [111].

Окончательное осаждение пыли происходит в циклоне. Компактность жалюзийных пылеуловителей вновь вызвала к

ним интерес в 40-е годы1. С 1943 г. получили распространение так называемые инерционные пылеуловители типа ИП (рис. III. 14)

Воздух проходит через жалюзийную решетку пылеуловителя, которая представляет собой конус, выполненный под углом 14° из стальных конусных колец убы­

 

вающего

диаметра,

изготовленных

 

_ из

стальных

пластин

толщиной

 

2 мм. Кольца установлены так, что

 

образуют угол 120° с направлени­

 

ем движения воздуха. Зазоры меж­

 

ду

кольцами

составляют

около

 

4 мм. Выделенный

здесь

пылевой

 

концентрат объемом до 10% обще­

 

го количества

очищаемого

воздуха

 

отводится

в

небольшой циклон, в

 

котором происходит

отделение пы-

f)

 

 

Г-Г

 

Рис.

III.14. Ж а­

 

 

 

 

 

люзийный пыле­

 

 

 

 

 

уловитель

типа

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

а — схема;

б —

 

 

 

 

 

конструкция

ж а­

!! 1■g Vi 4j

—-—

 

 

 

люзийной решет­

 

 

 

ки;

1 — вентиля­

 

 

 

 

 

тор;

2 — циклон;

L

bJ

 

 

 

3

— жалюзийная

 

 

 

решетка

 

ли. Очищенный в циклоне воздух присоединяется к основному потоку и выбрасывается вентилятором.

При установке пылеуловителей после вентилятора на нагне­ тательной части аспирационной системы пылевой концентрат вводится в циклон под напором вентилятора, а воздух, очищен­ ный в циклоне, отводится к всасывающему отверстию вентиля­ тора.

Пылеуловители типа ИП производства Лисичанского литей­ но-механического завода имеют девять типоразмеров (табл.

I I I . 8 ) .

1 Одно из первых описаний жалюзийных пылеуловителей относится к

19.30 г.

120



Технические показатели пылеуловителей типа ИП

ТА БЛ И Ц А I I I .8

 

 

 

Основные размеры, мм

Пропускная способность, м3/ч ,

 

 

при скорости воздуха во входном

 

Типоразмер

 

 

 

сечении, м/с

Масса,

 

 

 

 

 

диаметр вход­

длина

 

 

 

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного отверстия с

фланцами

15

20

25

 

 

D

L

 

 

 

 

ИП-1-115

115

342

560

746

934

2,7

ИП-2-135

135

405

772

1030

1290

3,5

ИП-3-175

175

532

1300

1730

2160

5,5

ИП-4-215

215

661

1950

2600

3260

10,1

ИП-5-255

255

788

2760

3670

4580

13,2

ИП-6-355

355

1042

4750

6340

7920

20,9

ИП-7-415

415

1298

7300

9400

12 150

39,8

ИП-8-475

475

1488

9550

12 750

15 930

49,5

ИП-9-515

515

1615

11250

15 000

18 750

56,2

Коэффициент местного сопротивления конусов, отнесенный к

скорости во входном сечении, принимают равным 2.

типа

Пылеуловители типа

ИП

комплектуются

циклонами

ЦИП. Для пылеуловителей от ИП-1 по ИП-7 включительно при­ меняются циклоны с соответствующими обозначениями — ог ЦИП-1 по ЦИП-7. Пылеуловитель ИП-8 агрегируется с двумя циклонами ЦИП-6, а пылеуловитель ИП-9 — с двумя циклонами ЦИП-7. Коэффициент местного сопротивления циклонов, отне­ сенный к скорости воздуха во входном патрубке, равен 3,6. По данным Е. В. Рекка, эффективность пылеуловителей при искус­ ственном запылении воздуха цементом составляет 92%.

С течением времени практика показала, что, будучи по эф­ фективности равноценны циклонам, жалюзийные пылеуловители несколько уступают им по надежности. В связи с этим примене­ ние пылеуловителей типа ИП в аспирационных системах сокра­ тилось.

В последние годы в связи с широким освоением пустынных и полупустынных районов, характеризующихся высокой запылен­ ностью воздуха во время пыльных бурь, а также в связи с созда­ нием мощных строительных машин, вызывающих сильное пылеобразование при рыхлении и погрузке грунтов, возникла потреб­ ность в простых и прочных пылеотделителях для защиты обору­ дования от крупнодисперсной пыли. В отличие от пылеуловите­ ле!! в этих аппаратах улавливания отделенной пыли не произ­ водится. При необходимости их объединяют с уловителями, на­

пример, циклонного типа.

Жалюзийные решетки по своим компоновочным и другим особенностям оказались очень удобными для применения в ка­ честве пылеотделителей, в связи с чем они начали вновь полу­ чать распространение. Не исключается применение таких реше­ ток также для предварительной очистки воздуха в вентиляцион­ ных системах. Один из случаев применения жалюзийной решет­

12!


ки для очистки воздуха, потребляемого компрессорной установ­ кой, описан в главе IV.

Жалюзийные пылеотделители Даст Лавр фирмы «ААФ». Пы-

леотделитель Даст Лавр представляет собой клиновидную конст­ рукцию, образованную двумя плоскими жалюзийными решетка­ ми (рис. ШЛ5). Для повышения жесткости внутреннее простран­ ство разделено плоскими перегородками. К вершине клина под­ соединен воздуховод для отсоса пылевого концентрата. Фирма рекомендует отсасывать с пылью 10% воздуха.

Пылеотделители предлагается применять для очистки за­ грязненного атмосферного воздуха при пыльных бурях в степях запада и юго-запада США, Аравии и Сахары, а также воздуха, забираемого на запыленных территориях, промышленных предприятий. 'Пылеотде­ лители Даст Лавр устанавливаются на компрессорных установках в пустынных районах в качестве первой ступени очи­ стки перед воздушными фильтрами и при

очистке воздуха в турбинах

железнодо­

рожных

локомотивов в

Южной

Африке.

 

 

Жалюзийные пылеотделители Дина — ФЭН. Фирма «Фэрр» (США) выпускает жалюзийные пылеотделители, предназна­ ченные для очистки воздуха, подаваемого л кабины локомотивов и потребляемого их двигателями.

При испытаниях этих пылеотделителей на воздухе, запыленном стандартной пылью США «Аризона-крупная» и «Ари-

зона-мелкая» (см. рис. 1.1), эффективность их составляла соот­ ветственно 95 и 80%. Начальная концентрация пыли 84 мг/м3,. объем отсасываемого концентрата примерно 10%. Скорость по­ тока запыленного воздуха 11 м/с. Сопротивление пылеоотделителя в этих условиях 50 кгс/м2 [35].

5.ПРОТИВОТОЧНЫЕ ИНЕРЦИОННЫЕ ПЫЛЕУЛОВИТЕЛИ

Впротивоточных пылеуловителях воздушный поток движет­ ся в направлении, противоположном направлению действия инер­ ционных сил, и частицы пыли приобретают отрицательное уско­

рение, т. е. тормозятся.

На рис. ШЛ6 представлена принципиальная схема противоточного пылеуловителя типа ЦРП [89]. Вентиляторное колесо,, развивающее большее разрежение, просасывает запыленный воз­ дух через второе колесо в направлении, противоположном есте­ ственному течению воздуха в рабочих колесах вентиляторов,, а именно — от периферии к центру.

122


Как известно, распределение скоростей по поперечному сече­ нию каналов центробежных машин отличается неравномерно­ стью, связанной с действием кориолисовых сил и вторичной цир­ куляцией. Очевидно, что неравномерное распределение скоростей имеет место и в каналах радиального пылеотделителя. Вследст­ вие этого значительная часть лылевых частиц увлекается воз­ душным потоком, преодолевающим действие инерционных сил и попадает в очищенный воздух.

На реальную эффективность пылеуловителей ЦРП, кроме то­ го, оказывают влияние неблагоприятные условия осаждения от­ делившейся пыли в бункере аппарата.

Рис.

III.16.

Схема

Рис. III.17.

Общий вид противоточного

пы­

противоточного

пы­

леуловителя фирмы «Холмс-Джаффер»

 

леуловителя

ЦРП

1 — патрубок

д ля входа

запыленного воздуха;

2

1 — п атрубок

для

входа

вращ аю щ ийся

барабан ;

3 — пылесборный бункер;

запыленного

воздуха;

4 — вытяжной

вентилятор

 

 

2 — ротор

пылеулови*

 

 

 

 

теля ;

3 — рабочее

ко­

 

 

 

 

лесо

вентилятора;

4

 

 

 

 

патрубок для

вы хода

 

 

 

 

очищенного воздуха

 

 

 

 

 

Аналогичный лротивоточный пылеотделитель В. С. Грищенко представляет собой барабан, собранный с небольшими зазорами из кольцевых дисков, насаженных на вал вентилятора. Торцовой диск делается глухим. Воздух, засасываемый вентилятором, мо­ жет пройти во всасывающее отверстие только через зазоры меж­ ду дисками, где закручивается и очищается от пылиЧем мень­ ше зазор между дисками, тем больше скорость закручивания, и, следовательно, центробежные силы и эффективность пылеотделения. В то же время с уменьшением зазоров возрастает расход энергии как на преодоление сопротивления трения, так и на соз­ дание скорости закручивания.

На рис. III. 17 представлен аналогичный пылеуловитель фир­ мы «Холмс—Джаффер» [66]. Запыленный воздух просасывается с помощью вентилятора через вращающийся барабан, снабжен-

123