Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го

ТО

я

Я

Ч

со

Н

о

CJ

KZ ю Я с

£2 .0

(3 о.

А П

С

га

я

я

*3*

m C f СГ)

к

ч

«=Г

ТО

1

 

cf

о

 

о

я

 

я

то

 

о

со

 

U

о

 

О

и

 

Ж

О

 

ж

Ж

 

то

то

 

о

 

о

ж

 

Он

о

 

я

Си

 

я

Я

 

я

я

 

я

' S *

 

ч

я

 

о

ч

 

25

о

 

2

2

 

Ж

 

2

2

 

га

га

 

и

И

то

о

о

Ч

га

га

ж

си

яя со

жX то

га

га Тон

жя

га

 

 

га

о

2

 

 

2

£

я

 

 

я

CU

 

 

О. Ш

с

 

 

С

 

к

к

 

я

2

и

 

S

га

 

я

 

 

 

га

Ч

 

 

 

S

га

 

то

 

га

о,

3 га

 

Ч

О

 

к

я

 

га си

 

 

 

си о

 

 

 

га

Qj

к

 

 

Си п

 

 

g

Е-

5 1

 

’к га

 

Я

О

Я

н

 

CU X

Я

Я

 

га

о

га

я

Е-

н

я

2

2

О

о

о

о

са

Ога

 

C L

 

 

 

*="51

О

ч

 

я

 

5

5 а

 

 

S

 

 

я^

ч

ж

*га

f-

о

о

 

 

о

Ч

 

 

ь

ч

 

 

О

га

я

 

.

5. І

 

-

 

JD К

га

си

S

o

га

а>a

 

я га

° *

я

га Ос Й1н

я

я3

о

я

яя

га

 

ято

 

СП

я

га

 

я

то

га

я

 

 

2

 

 

Xси

 

 

о

,

ж

си

со

то

: си

 

 

X

<

*

О

к

я

 

 

3

 

 

си

 

 

то

S

 

н

 

и

Я

 

то

 

 

со

 

 

я

 

 

то

 

 

то

 

 

то

2

2

2

га

й)

~

X

X

5

и

О

2

ж

 

 

о

 

Я

н

 

га

 

Я

ж

 

 

я

 

 

га

 

 

2

Я

5

Я

си

Cu Ä

Сс

 

га

I

 

К

<D

О

 

°

3

 

X

и

и

 

S

*5

 

Я

Я

О

 

§

ю

 

Ш

S

 

 

S

R

CJ

 

о

ея-

 

с-

о га

 

 

 

« Й

 

о

 

Ь

 

 

 

 

 

 

и

fe­

 

 

 

о

 

tt)

>-.

 

к

 

 

Ч

га

 

 

3

,

а;

 

ч

 

*

 

 

к*

 

et

 

 

 

 

2 га

к

 

 

 

 

си

 

 

 

 

га

то 5_ 2

 

я н то

 

3

то

си

 

 

 

 

§ “

 

Іяга я

 

2

 

 

3*4 £

о . «

Й

 

 

 

5

2 а

?

1

о

> *

*сг

 

га

 

2 с

 

 

 

т - Ѳ * «

3

|

в

«

 

я ^ ТО

 

 

га

 

 

 

ь

R

S

3

 

ж

в

°

га

Я

л

 

то .

 

я

я

5

 

Я га о

 

S

П

к

—г га о

 

О

Я

н

Г Ч 'О

 

И

со

О

w .

^

 

и г га

 

 

 

 

 

*3 § я 3 о.

га

Я

га

S

- s £

я

га

| 2

s

h

я

я

m

5 g-« о

 

с и ...

 

ѵ

га си m

с и я

3

в

га

га

 

га

га

 

я

я

 

 

я

ч. я

 

о

о

 

 

о Тоэ*

га

я

S

ж

L,

га

Я

Ч

а

га

я

t f

О

О

ь

я

я

ТО

СП

га

Я

Ога

ш

то

Ч

га

СО

Я

СП

я

Ч

то

я

сога

 

 

множимогоанализасхемаПрименяетсяи

нульнамножителя

делимо­мантиссанаЛизасхемаПрименяется нульнаделителяиго

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

си

 

 

 

 

 

Я

о

 

 

 

 

Ч

я

 

 

 

 

о

ч

 

 

 

 

2

к

 

 

 

 

_

О н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

га

га

 

 

 

 

и

я

 

 

 

 

0 к

 

 

 

 

я

си

 

 

 

 

со

 

 

 

 

и га

 

 

 

 

ь

си

 

 

 

 

га

о

 

 

 

 

я

 

 

 

 

S

га

 

 

 

 

1 2

 

 

 

 

I §

 

 

 

 

си *

 

 

 

 

 

 

получится больше представимого Множимое или множитель (или оба вместе) равны

нулю

Мантиссы делимого либо делителя равны нулю

га

 

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

га

 

Умножение

 

Деление

 

 

 

я

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

*о

га

 

 

 

ж

я

 

 

 

 

2

ж

 

 

 

 

140


ния операций © арифметическом устройстве, и способы фиксации этих ситуаций сведены в табл. 3-11.

Схемы фиксации аварийной ситуации при возникно­ вении таковой выдают сигнал запрета выполнения дан­ ной операции.

3-3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

С повышением требований к надежности работы вы­ числительных машин проблема восстановления отказав­ шей ЭЦВМ приобретает особое значение. Время восста­ новления складывается из времени поиска вышедшего из строя элемента1 и времени, необходимого на его за­ мену. Отыскание места неисправности — это медленный и утомительный процесс, заключающийся в опознании неисправных элементов, которые не отвечают требуемой реакции на заданное воздействие.

Как показывает опыт, более 70% общего времени, необходимого для восстановления вычислительной маши­ ны, затрачивается на локализацию неисправности. В связи с этим вопрос организации рациональной про­ цедуры диагностического контроля является чрезвычайно актуальным. Особенно высокие требования в этом отно­ шении -предъявляются к системе поиска и устранения не­ исправностей в управляющих цифровых вычислительных машинах. ■

Основным фактором, определяющим практическую ценность системы диагностического контроля, является то, насколько быстро она позволяет обнаружить и устра­ нить неисправный элемент.

На время восстановления машины большое влияние оказывает квалификация обслуживающего персонала, поэтому необходимо постоянно стремиться к ее повыше­ нию. Однако далеко не всегда молено надеяться на то, что весь обслуживающий персонал будет иметь достаточ­ но большой опыт эксплуатации машины.

-С целью уменьшения времени восстановления необхо­ димо -систематизировать способы поиска неисправных элементов для каждого конкретного типа машины. В ре­ зультате систематизации должны быть выработаны ре­

1 Под элементом при поиске места неисправности будем пони­ мать такую самостоятельную конструктивную часть, которая в слу­ чае наличия в ней неисправности полностью заменяется. Это может быть блок, плата, модуль и т. д.

141

комендации обслуживающему персоналу, предусматри­ вающие эффективную стратегию поиска.

Практически поиск места неисправности может быть реализован вручную — с помощью инструкции.

При составлении инструкции необходимо для получе­ ния эффективной стратегии поиска иметь список возмож­ ных неисправностей, вероятностное распределение для них и список возможных проверок. Наилучшая инструк­ ция может быть составлена высококвалифицированными спецналистами-эксплуатацнонпиками в содружестве со специалистами в области статистической оптимизации процесса поиска места неисправности. Инструкция долж­ на предусматривать использование проверочных тестов, контрольно-измерительной аппаратуры, а если есть воз­ можность, то и имитаторов.

Поиск места неисправности обычно начинается после непрохожденпя проверочного теста. Как уже отмечалось в § 3-2, хорошо составленный проверочный тест должен обладать в какой-то степени диагностическими свойства­ ми и указывать место неисправности с точностью до устройства. Исходя из этого, инструкцию по поиску удоб­ но составлять не на машину в целом, а на отдельные устройства. При составлении инструкции необходимо предварительно установить степень детализации места неисправности, т. е. глубину поиска. Целесообразно уста­ навливать глубину поиска с точностью до сменного бло­ ка или платы. В этом случае последствия отказа ликви­ дируются простой заменой неисправного блока (платы) ' на исправный, взятый из ЗИП, с последующим ремонтом неисправного. Естественно, такая замена может быть произведена при условии наличия в ЗИП комплекта сменных блоков или плат.

Несмотря на принципиальную возможность «ручного» контроля отказавших элементов обслуживающим персо­ налом, возрастание сложности вычислительных машин и условий их применения все больше исключает такой кон­ троль даже при самой современной его организации. В связи с этим в последнее время все шире начинает внедряться в процесс эксплуатации ЭЦВМ автоматиче­ ская диагностика неисправностей с помощью самой от­ казавшей машины (самодиагностика). При самодиагно­ стике система диагностического контроля органически использует возможности самой вычислительной машины по максимальной локализации неисправности.

142


Как показано в § 3-1, диагностический контроль де­ лится на программный, аппаратный и программно-аппа­ ратный.

Программный диагностический контроль осуществля­ ется с помощью диагностических тестов. Диагностические тесты обычно разрабатываются не на машину в целом, а на отдельные устройства и применяются после того, как с помощью теста будет определено неисправное устройство.

Разработка диагностических тестов для устройств ма­ шины, насчитывающих большое количество элементов, весьма трудоемка и требует от их разработчика хороше­ го знания машины и большого опыта ее эксплуатации.

Достоинством диагностических тестов является то, что они не требуют дополнительной аппаратуры и изменения структуры машины.

Аппаратный диагностический контроль осуществляет­ ся с помощью введенного в структуру машины дополни­ тельного контрольного оборудования, причем чем выше степень локализации неисправностей, тем больше вели­ чина аппаратурных затрат.

К достоинствам аппаратного диагностического кон­ троля можно отнести отсутствие задержки в определении места неисправности.

Однако такой вид диагностики сложен в реализации, так как требует принципиально нового подхода к выбору логических и конструктивных элементов, узлов и струк­ туры машины.

Программно-аппаратный диагностический контроль является комбинацией двух предыдущих видов диагно­ стического контроля. Разумное совмещение программно­ го и аппаратного методов диагностического контроля позволяет в значительной степени реализовать положи­ тельные качества каждого из них.

При исправном состоянии устройств машины между входными и выходными величинами всех элементов схе­ мы существует вполне определенная логическая зави­ симость. В случае появления неисправности в одном из элементов устройства' эта зависимость изменяется, вызы­ вая нарушение логических функций схемы, что в свою очередь приводит к появлению ошибки при выполнении на машине определенного примера или группы примеров. Эта закономерность может быть положена в основу диагностики места неисправности.

143

Таким образом, при составлении диагностических тестов задачу можно свести к нахождению связи между определенными неисправностями и теми ошибками, кото­ рые они вызывают.

Составлению диагностических тестов должна предше­ ствовать большая работа по определению всех наиболее вероятных физических неисправностей и соответствую­ щих нм примеров, выполняющихся невернопри воз­ никновении каждой из неисправностей. На основа­ нии проведенной работы для каждого типа ЭЦВМ со­ ставляется своя, так называемая диагностическая таб­ лица.

При составлении диагностической таблицы следует пользоваться статистикой о количестве и видах неисправ­ ностей, полученной в процессе эксплуатации ЭЦВМ, и методами физического моделирования работы машины при внесении в нее различных неисправностей.

Метод физического моделирования заключается в ис­ кусственном внесении неисправностей в устройство и определении реакции на нее примера, выполняемого на машине.

В диагностическую таблицу следует включать только неисправности, приводящие к предельному изменению параметров, а следовательно, к стабильному изменению логической структуры устройства.

Диагностика неисправностей, являющихся следствием количественных изменений параметров и проявляющих­ ся под воздействием случайных причин, требует приме­ нения специальных, так называемых профилактических режимов. Поиск неисправности в этом случае ведется при пониженном или повышенном против нормы питаю­ щем напряжении. При таком режиме неустойчивые не­ исправности могут приводить к стабильному изменению логической структуры и обнаруживаться с помощью диагностического теста.

При определении перечня возможных неисправностей для диагностической таблицы необходимо иметь в виду, что существует группа неисправностей, локализация ко­ торых на неисправной машине с помощью диагностиче­ ских тестов выполнена быть не может. К таким неисправ­ ностям, которые приводят к полному нарушению работы машины, можно отнести неисправность цепей литания, дешифратора кода операции, генератора тактовых им­ пульсов и т. д. ,

144


При составлении диагностических таблиц можно ре­ комендовать следующую методику [Л. 18]. В верхнюю строку таблицы 3-12 заносятся все возможные неисправ­ ности N-i, Nz, ..., АД, которые могут возникнуть в контро­ лируемом устройстве ЭЦВМ.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3-12

 

 

 

Неисправность

 

 

Тест-программы

Отсут­

А',

А'а

 

 

 

 

ствует

 

 

Р\

0

о- 1

0 0 0 . 1 .

0

Р2

0

1

0

0

1 0 . 0 .

0

Р 3

0

0

0

1 0 1 . о.

1

 

ч

 

 

 

 

 

Рі

6 6 і 0

0 0 . 0 .

6

Рк

0

0

0

0

0 0 . 0 .

1

Для каждой неисправности отводится один столбец таблицы. Теперь в заведомо исправное устройство вве­ дем неисправность Ni и выполним на машине какуюлибо, по возможности короткую, программу (тест) АД Если при наличии неисправности АД программа Р* вы­ полнена верно, то на пересечении столбца, соответствую­ щего неисправности Nі и строки, соответствующей про­ грамме Рі ставится нуль, а при неверном выполнении программы Рі — единица. Затем устраняется неисправ­ ность АД, вводится неисправность АД и проверяется ре­ акция программы 'P1 на неисправность АД. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет выяснено, как реагирует программа Рі на все Nh неисправностей. Да­ лее берется программа Р2 к проверяется ее реакция на все неисправности поочередно от Ni до АД. Выбор оче­ редных программ и проверку воздействия на них не­ исправностей Ni, Nz, ..., Nh надо проводить до тех пор, пока в каждом столбце, таблицы не появится хотя бы одна единица. Может случиться так, что в отдельных столбцах единица не появится. Это значит, что програм­ му, реагирующую на данную неисправность, подобрать не удалось. Такие неисправности следует отнести к раз-

10— 180

145