ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
го
ТО
я
Я
Ч
\о
со
Н
о
CJ
KZ ю Я с
£2 .0
(3 о.
А П
С
га
я
я
*3*
m C f СГ)
к
ч
«=Г
ТО |
1 |
|
|
cf |
о |
|
|
о |
я |
|
|
я |
то |
|
|
о |
со |
|
|
U |
о |
|
|
О |
и |
|
|
Ж |
О |
|
|
ж |
Ж |
|
|
то |
то |
|
|
о |
|
||
о |
ж |
|
|
Он |
о |
|
|
я |
Си |
|
|
я |
Я |
|
|
я |
я |
|
|
я |
' S * |
|
|
ч |
я |
|
|
о |
ч |
|
|
25 |
о |
|
|
2 |
2 |
|
|
Ж |
|
||
2 |
2 |
|
|
га |
га |
|
|
и |
И |
то |
|
о |
|||
о |
Ч |
||
га |
га |
ж |
|
си |
яя со
жX то
га |
га Тон |
жя
га |
|
|
га |
о |
2 |
|
|
2 |
£ |
я |
|
|
я |
|
CU |
|
|
О. Ш |
|
с |
|
|
С |
|
к |
к |
|
я |
2 |
и |
|
|||
S |
га |
|
я |
|
|
|
|
га |
Ч |
|
|
|
S |
га |
|
то |
|
га |
о, |
3 га |
|
Ч |
О |
|
|
к |
я |
||
|
га си |
|||
|
|
|
си о |
|
|
|
|
га |
Qj |
к |
|
|
Си п |
|
|
|
g |
Е- |
|
5 1 |
|
|||
’к га |
|
Я |
О |
|
Я |
н |
|
CU X |
|
Я |
Я |
|
га |
о |
га |
я |
Е- |
н |
я |
2 |
2 |
О |
о |
о |
о |
са |
Ога |
|
|
C L |
|
|
|
|
*="51 |
О |
ч |
|
|
я |
|
5 |
5 а |
|
|
|
S |
|
|
я^
ч |
ж |
*га |
f- |
о |
о |
Xо |
|
|
|
о |
Ч |
|
|
ь |
ч |
|
|
<у |
О |
га |
я |
|
. |
5. І |
|
- |
|
|
JD К |
||
га |
си |
S |
o |
га |
а>a |
||
|
я га |
° * |
я |
га Ос Й1н
я
я3
о
я
яя
га |
|
ято |
|
СП |
|
я |
га |
|
я |
то |
|
га |
я |
|
|
|
2 |
|
|
Xси |
|
|
о |
,
ж
си
со
то
: си |
|
|
X |
< |
* |
О |
к |
|
я |
|
|
3 |
|
|
си |
|
|
то |
S |
|
н |
|
|
и |
Я |
|
то |
|
|
со |
|
|
я |
|
|
то |
|
|
то |
|
|
то |
2 |
2 |
2 |
||
га |
й) |
~ |
X |
X |
5 |
и |
О |
2 |
ж |
|
|
о |
|
Я |
н |
|
|
га |
|
Я |
ж |
|
|
я |
|
|
га |
|
|
2 |
Я |
5 |
Я |
||
си |
Cu Ä |
Сс
|
га |
I |
|
К |
<D |
О |
|
° |
3 |
|
X |
и |
и |
|
S |
*5 |
|
Я |
Я |
О |
|
§ |
ю |
|
<и |
Ш |
S |
|
|
S |
R |
CJ |
||
|
о |
ея- |
|
с- |
о га |
|
|
|
|р |
||||
|
« Й |
|
о |
|
Ь |
|
|
|
|
|
|
||
|
и |
fe |
|
|
|
о |
|
tt) |
>-. |
|
к |
|
|
Ч |
“ |
га |
|
|
3 |
|
, |
а; |
|
ч |
|
||
* |
|
|
к* |
|
et |
|
|
|
|
|
2 га |
к |
|
|
|
|
|
си |
||
|
|
|
|
га |
||
то 5_ 2 |
|
я н то |
||||
|
3 |
то |
си |
|||
|
|
|
|
§ “ |
|
|
Іяга я |
|
2 |
*о |
|
||
|
3*4 £ |
|||||
о . « |
Й |
|
|
|
5 |
|
2 а |
? |
1 |
о |
> * |
||
*сг |
|
га |
|
2 с |
||
|
|
|
т - Ѳ * « |
3 |
||
| |
в |
« |
|
я ^ ТО |
||
|
|
га |
|
|
|
ь |
R |
S |
3 |
|
ж |
в |
° |
га |
Я |
л |
|
то . |
|
|
я |
я |
5 |
|
Я га о |
||
|
S |
П |
к |
|||
—г га о |
|
О |
Я |
н |
||
Г Ч 'О |
|
И |
со |
О |
||
w . |
^ |
|
||||
и г га |
|
|
|
|
||
|
*3 § я 3 о. |
|||||
га |
Я |
га |
S |
- s £ |
||
я |
га |
| 2 |
s |
h |
||
я |
я |
m |
5 g-« о |
|||
|
с и ... |
|||||
|
ѵ |
га си m |
||||
с и я |
3 |
-ч |
в |
га |
га |
|
|
га |
га |
||||
|
я |
я |
|
|
я |
ч. я |
|
о |
о |
|
|
о Тоэ* |
га
я |
S |
ж |
L, |
га |
Я |
Ч |
а |
га |
я |
t f |
О |
:Я
О
ь
я
я
ТО
СП
га
Я
Ога
ш
то
Ч
га
СО
Я
СП
я
Ч
то
я
сога |
|
|
множимогоанализасхемаПрименяетсяи |
нульнамножителя |
делимомантиссанаЛизасхемаПрименяется нульнаделителяиго |
О |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
то |
|
|
|
|
|
то |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
си |
|
|
|
|
|
Я |
о |
|
|
|
|
Ч |
я |
|
|
|
|
о |
ч |
|
|
|
|
2 |
к |
|
|
|
|
_ |
О н |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
га |
га |
|
|
|
|
и |
я |
|
|
|
|
0 к |
|
|
|
|
|
я |
си |
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
и га |
|
|
|
|
|
ь |
си |
|
|
|
|
га |
о |
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
S |
га |
|
|
|
|
1 2 |
|
|
|
|
|
I § |
|
|
|
|
|
си * |
|
|
|
|
|
|
|
получится больше представимого Множимое или множитель (или оба вместе) равны |
нулю |
Мантиссы делимого либо делителя равны нулю |
|
га |
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
га |
|
Умножение |
|
Деление |
|
>» |
|
|
|
||
я |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
*о |
га |
|
|
|
|
ж |
я |
|
|
|
|
2 |
ж |
|
|
|
|
140
ния операций © арифметическом устройстве, и способы фиксации этих ситуаций сведены в табл. 3-11.
Схемы фиксации аварийной ситуации при возникно вении таковой выдают сигнал запрета выполнения дан ной операции.
3-3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
С повышением требований к надежности работы вы числительных машин проблема восстановления отказав шей ЭЦВМ приобретает особое значение. Время восста новления складывается из времени поиска вышедшего из строя элемента1 и времени, необходимого на его за мену. Отыскание места неисправности — это медленный и утомительный процесс, заключающийся в опознании неисправных элементов, которые не отвечают требуемой реакции на заданное воздействие.
Как показывает опыт, более 70% общего времени, необходимого для восстановления вычислительной маши ны, затрачивается на локализацию неисправности. В связи с этим вопрос организации рациональной про цедуры диагностического контроля является чрезвычайно актуальным. Особенно высокие требования в этом отно шении -предъявляются к системе поиска и устранения не исправностей в управляющих цифровых вычислительных машинах. ■
Основным фактором, определяющим практическую ценность системы диагностического контроля, является то, насколько быстро она позволяет обнаружить и устра нить неисправный элемент.
На время восстановления машины большое влияние оказывает квалификация обслуживающего персонала, поэтому необходимо постоянно стремиться к ее повыше нию. Однако далеко не всегда молено надеяться на то, что весь обслуживающий персонал будет иметь достаточ но большой опыт эксплуатации машины.
-С целью уменьшения времени восстановления необхо димо -систематизировать способы поиска неисправных элементов для каждого конкретного типа машины. В ре зультате систематизации должны быть выработаны ре
1 Под элементом при поиске места неисправности будем пони мать такую самостоятельную конструктивную часть, которая в слу чае наличия в ней неисправности полностью заменяется. Это может быть блок, плата, модуль и т. д.
141
комендации обслуживающему персоналу, предусматри вающие эффективную стратегию поиска.
Практически поиск места неисправности может быть реализован вручную — с помощью инструкции.
При составлении инструкции необходимо для получе ния эффективной стратегии поиска иметь список возмож ных неисправностей, вероятностное распределение для них и список возможных проверок. Наилучшая инструк ция может быть составлена высококвалифицированными спецналистами-эксплуатацнонпиками в содружестве со специалистами в области статистической оптимизации процесса поиска места неисправности. Инструкция долж на предусматривать использование проверочных тестов, контрольно-измерительной аппаратуры, а если есть воз можность, то и имитаторов.
Поиск места неисправности обычно начинается после непрохожденпя проверочного теста. Как уже отмечалось в § 3-2, хорошо составленный проверочный тест должен обладать в какой-то степени диагностическими свойства ми и указывать место неисправности с точностью до устройства. Исходя из этого, инструкцию по поиску удоб но составлять не на машину в целом, а на отдельные устройства. При составлении инструкции необходимо предварительно установить степень детализации места неисправности, т. е. глубину поиска. Целесообразно уста навливать глубину поиска с точностью до сменного бло ка или платы. В этом случае последствия отказа ликви дируются простой заменой неисправного блока (платы) ' на исправный, взятый из ЗИП, с последующим ремонтом неисправного. Естественно, такая замена может быть произведена при условии наличия в ЗИП комплекта сменных блоков или плат.
Несмотря на принципиальную возможность «ручного» контроля отказавших элементов обслуживающим персо налом, возрастание сложности вычислительных машин и условий их применения все больше исключает такой кон троль даже при самой современной его организации. В связи с этим в последнее время все шире начинает внедряться в процесс эксплуатации ЭЦВМ автоматиче ская диагностика неисправностей с помощью самой от казавшей машины (самодиагностика). При самодиагно стике система диагностического контроля органически использует возможности самой вычислительной машины по максимальной локализации неисправности.
142
Как показано в § 3-1, диагностический контроль де лится на программный, аппаратный и программно-аппа ратный.
Программный диагностический контроль осуществля ется с помощью диагностических тестов. Диагностические тесты обычно разрабатываются не на машину в целом, а на отдельные устройства и применяются после того, как с помощью теста будет определено неисправное устройство.
Разработка диагностических тестов для устройств ма шины, насчитывающих большое количество элементов, весьма трудоемка и требует от их разработчика хороше го знания машины и большого опыта ее эксплуатации.
Достоинством диагностических тестов является то, что они не требуют дополнительной аппаратуры и изменения структуры машины.
Аппаратный диагностический контроль осуществляет ся с помощью введенного в структуру машины дополни тельного контрольного оборудования, причем чем выше степень локализации неисправностей, тем больше вели чина аппаратурных затрат.
К достоинствам аппаратного диагностического кон троля можно отнести отсутствие задержки в определении места неисправности.
Однако такой вид диагностики сложен в реализации, так как требует принципиально нового подхода к выбору логических и конструктивных элементов, узлов и струк туры машины.
Программно-аппаратный диагностический контроль является комбинацией двух предыдущих видов диагно стического контроля. Разумное совмещение программно го и аппаратного методов диагностического контроля позволяет в значительной степени реализовать положи тельные качества каждого из них.
При исправном состоянии устройств машины между входными и выходными величинами всех элементов схе мы существует вполне определенная логическая зави симость. В случае появления неисправности в одном из элементов устройства' эта зависимость изменяется, вызы вая нарушение логических функций схемы, что в свою очередь приводит к появлению ошибки при выполнении на машине определенного примера или группы примеров. Эта закономерность может быть положена в основу диагностики места неисправности.
143
Таким образом, при составлении диагностических тестов задачу можно свести к нахождению связи между определенными неисправностями и теми ошибками, кото рые они вызывают.
Составлению диагностических тестов должна предше ствовать большая работа по определению всех наиболее вероятных физических неисправностей и соответствую щих нм примеров, выполняющихся невернопри воз никновении каждой из неисправностей. На основа нии проведенной работы для каждого типа ЭЦВМ со ставляется своя, так называемая диагностическая таб лица.
При составлении диагностической таблицы следует пользоваться статистикой о количестве и видах неисправ ностей, полученной в процессе эксплуатации ЭЦВМ, и методами физического моделирования работы машины при внесении в нее различных неисправностей.
Метод физического моделирования заключается в ис кусственном внесении неисправностей в устройство и определении реакции на нее примера, выполняемого на машине.
В диагностическую таблицу следует включать только неисправности, приводящие к предельному изменению параметров, а следовательно, к стабильному изменению логической структуры устройства.
Диагностика неисправностей, являющихся следствием количественных изменений параметров и проявляющих ся под воздействием случайных причин, требует приме нения специальных, так называемых профилактических режимов. Поиск неисправности в этом случае ведется при пониженном или повышенном против нормы питаю щем напряжении. При таком режиме неустойчивые не исправности могут приводить к стабильному изменению логической структуры и обнаруживаться с помощью диагностического теста.
При определении перечня возможных неисправностей для диагностической таблицы необходимо иметь в виду, что существует группа неисправностей, локализация ко торых на неисправной машине с помощью диагностиче ских тестов выполнена быть не может. К таким неисправ ностям, которые приводят к полному нарушению работы машины, можно отнести неисправность цепей литания, дешифратора кода операции, генератора тактовых им пульсов и т. д. ,
144
При составлении диагностических таблиц можно ре комендовать следующую методику [Л. 18]. В верхнюю строку таблицы 3-12 заносятся все возможные неисправ ности N-i, Nz, ..., АД, которые могут возникнуть в контро лируемом устройстве ЭЦВМ.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-12 |
|
|
|
Неисправность |
|
|
|
Тест-программы |
Отсут |
А', |
А'а |
|
|
|
|
ствует |
|
|
"к |
||
Р\ |
0 |
о- 1 |
0 0 0 . 1 . |
0 |
||
Р2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 0 . 0 . |
0 |
■ Р 3 |
0 |
0 |
0 |
1 0 1 . о. |
1 |
|
|
ч |
|
|
|
|
|
Рі |
6 6 і 0 |
0 0 . 0 . |
6 |
|||
Рк |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 0 . 0 . |
1 |
Для каждой неисправности отводится один столбец таблицы. Теперь в заведомо исправное устройство вве дем неисправность Ni и выполним на машине какуюлибо, по возможности короткую, программу (тест) АД Если при наличии неисправности АД программа Р* вы полнена верно, то на пересечении столбца, соответствую щего неисправности Nі и строки, соответствующей про грамме Рі ставится нуль, а при неверном выполнении программы Рі — единица. Затем устраняется неисправ ность АД, вводится неисправность АД и проверяется ре акция программы 'P1 на неисправность АД. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет выяснено, как реагирует программа Рі на все Nh неисправностей. Да лее берется программа Р2 к проверяется ее реакция на все неисправности поочередно от Ni до АД. Выбор оче редных программ и проверку воздействия на них не исправностей Ni, Nz, ..., Nh надо проводить до тех пор, пока в каждом столбце, таблицы не появится хотя бы одна единица. Может случиться так, что в отдельных столбцах единица не появится. Это значит, что програм му, реагирующую на данную неисправность, подобрать не удалось. Такие неисправности следует отнести к раз-
10— 180 |
145 |