ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
ряду неконтролируемых с помощью диагностических тес тов и вычеркнуть из диагностической таблицы.
В результате проделанной работы получится таблица, которая может содержать несколько тысяч столбцов и не один десяток, а сотню строк.
Рассмотренный выше способ предполагает одну и ту же неисправность вводить в устройство столько раз, сколько элементарных программ используется в диагно стической таблице. Процесс этот весьма трудоемок. Про ще заполнять диагностическую таблицу следующим об разом. В устройство вводится неисправность Л/4 и прове ряется реакция на нее поочередно всех элементарных программ Pu Р2, ..., Pt,. Результаты заносятся в первый столбец таблицы. Аналогичные проверки необходимо поочередно провести для всех ЙД неисправностей. В от личие от первого второй способ требует вводить в устрой ство каждую неисправность только один раз.
После составления таблицы следует произвести ее анализ. Если в таблице будут нулевые столбцы, необхо димо попробовать подобрать дополнительные элементар ные программы, реагирующие па неисправности, соответ ствующие этим столбцам. В случае невозможности подо брать такие программы нулевые столбцы из таблицы выбрасываются.
Независимо от способа составления диагностической таблицы комплекс элементарных программ Ри Л>, • ■ Pit, объединенный программой-диспетчером, может быть использован в качестве диагностического теста для лока лизации неисправностей N it N2, ..., Nh с той или иной степенью точности.
Для сокращения времени отыскания неисправности необходимо, іво-перівыХ, использовать по -возможности более короткие элементарные программы, и, во-вторых, определить оптимальную последовательность их выпол нения. Можно организовать -поиск -места неисправности При построении диагностического теста путем последова тельного анализа каждой очередной элементарной про граммы и в зависимости от исхода принимать решение на переход к очередной программе.
Используя табл. 3-12, рассмотрим принцип организа ции диагностического теста.
Схема, определяющая последовательность выполне ния элементарных программ Ри Р2, ..., Рі„ показана на рис. 3-18.
146
В первую очередь выполняется элементарная про грамма, которая реагирует на максимальное количество неисправностей. Применительно к диагностической табл. 3-12 это будет программа Р3, которая реагирует на неисправности N3, N5 и N/t. Если программа Р3 выполня ется неверно, значит, в контролируемом устройстве имеет место одна из трех неисправностей N3, УѴ5 или ЛД. Для определения, какая же из трех неисправностей имеет ме-
Рис. 3-18. Последовательность выполнения элементарных программ.
сто, необходимо найти в диагностической таблице такие программы, которые реагируют на неисправности N3, N 5 и ЛД, и перейти к одной из них. При этом следует иметь
ввиду, что в первую очередь надо выполнять програм му, реагирующую на максимальное количество неисправ ностей. В рассматриваемом случае это будет программа Ри- Если программа Pk будет выполнена неверно, значит,
вконтролируемом устройстве имеет место неисправность
Nh, а если верно — значит, неисправность N3 или N5. Из табл. 3-12 видно, что неисправности N3 и іѴ5 не
могут быть разделены программным путем. Для их раз деления нужна дополнительная диагностика.
Возвратимся вновь к программе Р3. В случае пра вильного ее выполнения можно считать, что неисправно-
10* 147
сти N3, Л/д^И Nk отсутствуют. При этом надо перейти
коли те?1011 программеРеагирующей на максимальное количество •неисправностей. Такими программами будут
программы Л , Ръ каждая из которых позволяет выявить
Д 6(=; иеиспРа'ВН0СТИ- В |
этом случае выбрать мож- |
||
ио любую из них. |
Обратимся к программе Р{. Не- |
||
о нппичтЫП0ЛИеНІІе |
ЭТ0Й |
,ІХРогРа,ммы свидетельствует |
|
МІ и N- |
'контролируемом устройстве неисправностей |
ляет^ ппДч?рПпТабЛ' ЗА2 такую программу, которая позволяет разделить неисправности N* и АД Такой програм-
этой Г * 6™ |
Пр°Гр£ШМа Рі- Правильное выполнение |
Р |
”ІЫ СВП'Л-етельствует о наличии в контроли |
руемом устройстве неисправности Nu а неверное — о на
личии неисправности N2. |
1 |
нпг™Рд/ТІ?,ал/ИЛЬН0М выполненн" программы Рі неисправ ности УѴ2 и Ni в контролируемом устройстве отсутствуют
и надо в диагностической таблице найти программу ко торая позволяет разделить неисправности Nt и N, Такой программой может быть программа Р2. Неправильное ее выполнение свидетельствует о наличии в контролируемом устройстве неисправностей N t или АД которые, так же как и неисправности N3 и N5, будут неразделимы и для
н\ локализации требуется применить какие-либо допол нительные приемы диагностики.
Правильное выполнение программы Р2 свидетельству ет о полной исправности контролируемого устройства.
Диагностический тест необходимо выполнить таким образом, чтобы результаты работы выводились на печать в виде кодов соответствующих неисправностей.
Можно рекомендовать и другой путь построения диагностического теста. Он базируется на комбинацион ном методе поиска неисправности, который характерен тем, что анализируется не каждая элементарная про грамма в отдельности, после чего принимается решение на последующие действия, а комбинация реакций этих элементарных программ на состояние устройства. После выполнения всех элементарных программ полученные комбинации единиц и нулей сравниваются с комбинация ми единиц и нулей в столбцах диагностической таблицы
и определяется неисправность, которой эта комбинация соответствует.
Процесс составления диагностической таблицы мож но автоматизировать. Для этого необходимо предвари-
148 |
* |
I |
телыю разработать специальный алгоритм, способный решать следующие задачи:
1)моделировать на ЭЦВМ работу контролируемого устройства машины;
2)моделировать работу остальных неконтролируе мых устройств машины с имитацией их воздействия на входы контролируемого устройства в той последователь ности, в какой они должны действовать в действитель ности;
3)изменять логическую структуру модели в соответ
ствии с перечнем неисправностей.
Естественно, что для разработки алгоритма необхо димо иметь перечень возможных неисправностей.
При наличии такого программно-реализованного алгоритма диагностическая таблица составляется на за ведомо исправной ЭЦВМ автоматически, не требуя вво да в контролируемое устройство реальных неисправно стей.
Однако подготовительный этап, связанный с разра боткой алгоритма и его программной реализации, очень сложен и трудоемок.
' При рассмотрении принципов построения диагности ческих тестов все рассуждения основывались на том, что в контролируемом устройстве в одно и то же время воз никает лишь одна устойчивая неисправность, под воздей ствием которой любая элементарная программа дает вполне определенный единственный результат.
Не исключен случай, когда в контролируемом устрой стве может возникнуть одновременно не одна, а несколь ко неисправностей. При этом диагностический тест мо жет не обнаружить неисправность или выдать ошибоч ный результат.
Необнаружение групповой неисправности возможно тогда, когда эти неисправности скомпенсируют друг дру га. Такой случай в принципе возможен, хотя и мало вероятен.
В общем случае можно считать, что возникновение ' групповой неисправности в устройстве не должно ском пенсировать все одиночные неисправности (Л. 18].
Исходя из этого, при наличии групповой нескомпен сированной неисправности должны выполняться, неверно те элементарные программы, которые обычно реагируют на каждую в отдельности неисправность из числа вошед ших з групповую. Поэтому при наличии групповой не-
149
исправности в результате первого выполнения диагности ческого тестаможет быть найдена, как правило, хотя бы одна неисправность, устранив которую следует выпол нить тест еще раз. В случае невозможности обнаружить групповую неисправность с помощью диагностического теста необходимо воспользоваться другими методами диагностики.
Разработать такую диагностическую таблицу, в кото рой будут предварительно проанализированы воздейст вия всех возможных комбинаций неисправностей на на бор элементарных программ, практически не представ ляется возможным.
3-4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Рассмотренные в § 3-2 и 3-3 принципы контроля тех нического состояния ЭЦВМ рассчитаны в основном на обнаружение и локализацию неисправностей, возникаю щих в результате необратимых процессов в отдельных деталях и схемах устройств машины. Такие неисправно сти очевидны и им соответствуют явно выраженные при знаки, приводящие к устойчивому изменению логической структуры устройств. Однако, как было показано выше, в машине часто возникают неисправности, обусловленные постепенным ухудшением технических параметров радио электронных деталей, окислением контактов, коррозией пайки и т. д. К таким неисправностям можно отнести нарушение слоя перехода и утечку между электродами в полупроводниковых приборах, разрегулировку и залилание контактов в электромеханических реле, нарушение эмиссионных свойств катода и нарушение вакуума в элек тровакуумных приборах и т. д. Эти явления возникают в результате медленных физико-химических изменений в структуре деталей, их старения и изменения свойств под влиянием различных внешних воздействий. По мере изменения параметров деталей и схем и приближения их к предельно допустимым (граничным) значениям да же незначительные колебания питающего напряжения, температуры, влажности и т. д. могут вызвать появление случайных сбоев в работе машины. Такие элементы являются потенциальными носителями неисправностей, так как дальнейший уход параметров может привести к устойчивому изменению логической структуры блока или устройства и к превращению эпизодически появля ющихся случайных сбоев в систематические. Опыт экс-
150
плуатации показывает, что неисправности, обусловленные постепенным уходом параметров деталей и схем, состав ляют .более половины всех возникающих в машине не исправностей. Так, например, полупроводниковые и электровакуумные приборы выходят из строя постепенно в 70—80 случаях из 100, трансформаторы, реле и пере ключатели — в 50—60, резисторы — в 20—30, а конден саторы— в 7—10 случаях из 100. Кроме того, следует иметь в виду, что к устойчивым неисправностям относят неисправности, которые происходят из-за отсутствия ин формации о постепенных изменениях состояния элемен тов машины. При наличии предупредительной информа ции основная масса постепенно возникающих и некото рая доля внезапных неисправностей может быть своевре менно предотвращена. Предупреждение возникновения неисправностей в ЭЦВМ, т. е. обнаружение и замена элементов машины, параметры которых приближаются к предельно допустимым (граничным) значениям, состав ляет основное содержание профилактического контроля. Получать предупредительную информацию или, иными словами, прогнозировать момент выхода из строя эле ментов машины можно разными методами. Один из них, именуемый инструментальным, применяется в тех случа ях, когда постепенные изменения физико-химической структуры элементов могут быть каким-либо образом проконтролированы. Инструментальное прогнозирование неисправностей производят путем измерения значений прогнозируемого параметра элемента или выходного параметра схемы (блока, устройства) машины. Прогно зируемым параметром называют такой параметр, кото рый в любой момент времени характеризует изменение физико-химической структуры элемента. В качестве про гнозируемого параметра могут быть использованы кру тизна характеристики электровакуумного прибора, ток эмиссии и нулевой ток коллектора для полупроводнико вых приборов и т. д. Выходным параметром называют такой параметр схемы, блока или устройства ЭЦВМ, который зависит от необратимых изменений структуры входящих в них элементов. Необходимым условием про гнозирования по выходному параметру является знание корреляционной зависимости между выходным парамет ром схемы, блока или устройства и показателем качест ва входящих в них элементов. Выбор параметров про-
1 гнозирования обычно осуществляется по результатам
151
накопленной в процессе эксплуатации статистики или но результатам специально проведенных измерений. Метод прогнозирования неисправностей по изменению прогно зируемого параметра требует, как правило, изъятия эле ментов из блоков и затем после проверки их с помощью специальней контрольной аппаратуры установки па свое место. Это в свою очередь может привести к появлению дополнительных неисправностей. Кроме того, измерение параметров элементов производится в условиях, отлича ющихся от реальных, так как элементы изымаются из схемы. Метод прогнозирования неисправностей по изме нению прогнозируемого параметра применяется главным образом для проверки электровакуумных приборов.
Метод прогнозирования неисправностей по изменению выходного параметра позволяет, контролировать полно стью схему, блок или устройство машины, п с этой точки зрения он предпочтительнее метода прогнозирования не исправностей .по изменению прогнозируемого параметра. Основной трудностью при применении этого метода явля ется необходимость получения на стадии разработки и изготовления машины корреляционной зависимости меж ду выходными параметрами и показателями качества входящих в блок или устройство элементов.
Определение состояния элементов по изменениям про гнозируемого и выходного параметров можно проводить как в нормальном эксплуатационном, так и в специаль ном профилактическом режимах.
При прогнозировании состояния элементов в нор мальном эксплуатационном режиме производится пери одический замер параметров (прогнозируемых или вы ходных) и затем по результатам экстраполяции хода их изменения определяется момент возможного наступления неисправности. Если момент выхода из строя ожидается до начала очередных регламентных работ, производится замена ненадежного элемента на кондиционный. Основ ным достоинством данного метода является высокая достоверность прогноза без значительного сокращения срока службы элементов, блоков и устройств машины. Однако из-за трудности определения законов изменения параметров и уровней, при которых следует считать эле мент надежным, данный метод широкого применения не нашел.
Более широкое применение нашел метод прогнозиро вания неисправностей путем измерения параметров
152
в процессе создания специальных профилактических ре жимов элементов, блоков, устройств и машины в целом. Сущность метода заключается в том, что за счет искус ственного создания утяжеленных режимов выявляются критичные элементы.
Создание профилактических режимов работы может быть осуществлено: изменением питающих напряжений блоков и устройств машины; изменением частоты глав ных синхронизирующих импульсов машины; изменением параметров сигналов, поступающих на вход элементов, блоков и устройств; изменением температурных режи мов и т. д.; встряхиванием и простукиванием отдель ных блоков машины для выявления механических де фектов, окислений разъемных контактов и коррозии пайки.
Поскольку питающее напряжение легче всего изме нить, постольку первый способ наиболее часто применя ется для создания профилактических режимов. При со здании таких режимов применяют изменения напряже нии па базах и коллекторах^транзисторов; изменение токов постоянного подмагничивания для ячеек на ферри товых сердечниках, трансфлюксорах и т. д.; изменения напряжений смещения и анодного напряжения электрон ных ламп; изменение напряжения накала электронных ламп и т. д.
Различают статические и динамические профилакти ческие режимы. При статическом режиме контрольные значения напряжении остаются постоянными в течение всего цикла профилактического контроля, а при дина мическом режиме предусматривается периодическое из менение питающего напряжения.
Увеличение частоты главных синхронизирующих им пульсов машины вызывает форсированный режим рабо ты динамических узлов (счетчиков, счетно-импульсных сумматоров и т. п.) и позволяет судить о временных ха рактеристиках элементов, т. е. контролировать запас времени для завершения переходных процессов.
Изменением температурных режимов можно пользо
ваться при |
проверке полупроводниковых приборов, |
а изменением |
влажности — при проверке изолирующей |
основы блоков и панелей. Однако в силу того, что изме нение температуры и влажности требует длительного времени и с трудом поддается регулировке, этот способ практически не применяется.
153