Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При поступлении Машины на склад для хранения необходимо проверить ее комплектность и техническое состояние. Одновременно с машиной осмотру следует подвергнуть КИП и ЗИП. Особое вин мание при осмотре должно уделяться качеству консервации.

Стойки ЭЦВМ при длительном хранении освобождают от транс­ портной упаковки *. Приборы, ЗИП и блоки остаются в транспорт­ ной упаковке.

Стойки располагаются на полу (на деревянных брусках) и ук­ рываются чехлами. Ящики с приборами и блоками при их неболь­ шом весе и габаритах могут устанавливаться на стеллажах.

Стеллажи должны располагаться таким образом, чтобы рас­

стояние

между ними

было не менее полутора метров н от стены

они отстояли не менее чем на 0,6 м.

При

нахождении

машины на складе необходимо регулярно сле­

дить за условиями ее хранения м проводить техническое обслужи­ вание ЭЦВМ. Обслуживание машины осуществляется путем осмот­ ров, которые бывают ежедневными, контрольными и техническими. При ежедневных осмотрах производится проверка внешнего вида ЭЦВМ и контролируются температура и влажность в помещении. Результаты контроля заносятся в журнал или регистрируются иа специальных графиках.

При контрольных осмотрах проверяется наличие н правиль­ ность хранения вычислительной техники. Контрольные осмотры про­ водятся 1 раз в квартал.

При технических осмотрах, проводимых 1 раз в 6 мес., прове­ ряется исправность монтажа и отсутствие механических поврежде­ нии в устройствах и блоках машины, осматривается весь ЗИП и контрольно-измерительные приборы.

При обнаружении неисправностей в ЭЦВМ дефектные блоки и приборы отправляются для их восстановления в ремонтные органы.

До 5% деталей и узлов ЭЦВМ, законсервированных смазками, подвергаются при техническом осмотре проверке на предмет нали­ чия на них коррозии. Если при выборочном контроле будут обнару­ жены следы коррозии, то 100% деталей и узлов подлежат раскон­ сервации и проверке. Обнаруженье следы коррозии необходимо удалить.

В зависимости от материала, из которого изготовлены те или иные узлы ЭЦВМ, удаление коррозии осуществляется разными методами.

Для узлов и деталей, изготрвленных из чугуна и стали, широкое распространение при удалении коррозии получил химический метод. Суть этого метода состоит в том, что пораженный коррозией уча­ сток сначала обезжиривается, а затем протирается ветошью, смочен­ ной химическим составом. Эатем поверхность, обработанная хими­ ческим составом, нейтрализуется, насухо протирается и покрывается смазкой.

В качестве химического состава часто используют ортофосфор­ ную кислоту, а в качестве ее нейтрализатора — раствор буры и нитрита натрия.

Удаление коррозии с поверхностей, изготовленных из алюминие­ вых и магниевых сплавов, производится с помощью наждачной бу-

1 При кратковременном хранении стойки хранятся в транспорт­ ной упаковке.

254


магм, после чего зачищенные места покрываются лаком типа СБ-1с с последующей его сушкой в, специальной камере при температуре 40—45 °С в течение 10— 12 ч.

Иногда при хранении на узлах, и деталях ЭЦВМ,' имеющих за­ щитные покрытия из цветных металлов, можно обнаружить потем­ нение или налет различного цвета. Потускнение серебряных покры­ тий и образование цветов побежалости на бериллиевых поверхно­ стях не являются признаками коррозии. Однако потемнение посе­ ребренных контактов может привести к увеличению переходного со­ противления, Поэтому с посеребренных контактов потемнение уда­ ляется путем промывки их спиртом. Потемнение никелевых покры­ тий не снижает их защитных свойств, а потому устранению не под­ лежат.

При длительном хранении ЭЦВМ кроме периодических осмот­ ров проводят ее перекоисервацию. Переконсервация осуществляется не реже 1 раза в 12 мес. и выполняется в следующем лорядке: рас­ консервация деталей, узлов и устройств ЭЦВМ; контроль и сорти­ ровка; консервация.

Рассмотрим эти операции подробнее.

При расконсервации детали, узлы и устройства ЭЦВМ тщатель­ но промываются в чистом бензине до полного удаления смазки. Промывка модулей и блоков осуществляется этиловым спиртом. Применение для этих целей других растворителей не разрешается. Расконсервированные детали сортируются на пораженные и не по­ раженные коррозией. Детали, узлы и устройства, не пораженные коррозией, просушиваются и консервируются, а пораженные — от­ правляются для удаления с них коррозии.

В зависимости от материалов, из которых изготовлены детали, приборы, узлы и устройства ЭЦВМ, а также от их защитных по­ крытий применяют следующие виды консервации: нанесение смазки,

обезжиривание, обертка

в бумагу, упаковка в полихлорвиниловые

чехлы.

N

Консервации путем нанесения смазки подвергаются металли­ ческие поверхности, которые не имеют защитных покрытий; имеют химические защитные покрытия; имеют гальванические защитные покрытия (кроме серебряных, палладиевых, бериллиевых и цинко­

вых), если они не заключаются в

герметическую оболочку.

В зависимости от габаритов

консервируемых деталей смазка

наносится методом погружения или кистью. Методом погружения консервируются мелкие металлические детали (крепеж россыпью, инструмент и т. п.). Для этого детали помещают в специальные сетчатые корзины, промывают в авиационном бензине, просушивают в течение 10^—15 мин и погружают в смазку «Нефтегаз-20ЗБ» на 10—15 сек. Затем детали вынимают из смазки, контролируют каче­ ство консервации и обертывают пергаментной или парафинирован­ ной бумагой.

Способом нанесения смазки кистью консервируют крупные де­ тали и узлы ЭЦВМ, а также устройства, требующие частичной смазки. Поверхности, подлежащие консервации, протираются чистой сухой ветошью, тщательно обезжириваются бензином, просуши­ ваются, а затем с помощью кисти на них ровным слоем наносится смазка. Для консервации данным, способом применяют смазку АФ-70 или ЦИАТИМ-201.

Консервация деталей, узлов и приборов, имеющих серебряные, ралладиевьш и бериллиев.ые докрытая, заключается р обезщцрива-

255


шш их спиртом, сушке в течение 20—30 мин, обертке в пергамент­ ную бумагу или упаковке в полихлорвиииловые чехлы.

Консервация монтажных проводов, кабелей, жгутов и т. п. производится путем обертывания их в катушках или мотках пара­ финированной бумагой, которая крепится с помощью шпагата. Ка­ бельные разъемы обертываются парафинированной или пергамент­ ной бумагой.

Для защиты деталей и элементов ЭЦВМ от вредного воздей­ ствия окружающей среды их помещают в полихлорвиниловые чех­ лы, которые могут быть изготовлены по следующей технологии: раскрой чехла согласно чертежу; протирка авиационным бензином кромок полотнищ, подлежащих сварке; наложение прокладки из папиросной бумаги ширимой 8— 10 см\ сварка шва с помощью утю­

га-полоза

контроль качества сварного

соединения.

Таким

способом консервируются в

основном модули и блоки

ЭЦВМ. Для поддержания внутри упаковки низкой влажности широ­ ко используют влагопоглощающпе вещества. На практике наиболее часто в качестве влагопоглотителя используют силикагель (SiCK). Силикагель закладывают в упаковку из расчета 600 г иа 1 мг по­ верхности чехла или 6—10 г иа 1-Д«3.

По окончанию консервации ЭЦВМ к ес устройствам крепятся ярлыки с указанием даты и фамилии, лица, ответственного за консервацию, а также делается отметка в формулярах о проделан­ ной работе.

Материалы и инструмент, применяемые при хранении и консер­ вации ЭЦВМ, указаны в приложении 4.

В процессе храпения ЭЦВМ должна вестись отчетно-техниче­ ская документация. Докѵментацию необходимо вести следующим образом.

При поступлении ЭЦВМ на хранение заполняется раздел фор­ муляров «Сведения по хранению машины».

При проведении профилактических осмотров заполняются раз­ делы формуляров «Учет технического обслуживания (регламентных работ, профилактических осмотров)».

При ремонте вычислительной машины или замене ее составных частей заполняются разделы формуляров «Сведения о ремонте ма­ шины» или «Сведения о замене составных частей ЭЦВМ за время ее эксплуатации и хранения».

6-3. ДЕМОНТАЖ И ТРАНСПОРТИРОВКА ЭЦВМ

Вычислительные машины в своем большинстве предназначены для работы в стационарных условиях. Однако бывают случаи, ког­ да после некоторого периода работы ЭЦВМ иа одном месте ее де­ монтируют и отправляют к новому месту эксплуатации. Можно рекомендовать такой порядок демонтажа вычислительных машин:

подготовить помещение, инструмент и тару для упаковки бло­ ков, стоек и устройств;

отсоединить от распределительных щитов кабели питания всех устройств ЭЦВМ;

вынуть из стоек и устройств ЭЦВМ все блоки;

1 Температура утюга-полоза при сварке должна быть в пределах 230—250 °С, а окружающей среды — не ниже 15 °С.

256


произвести демонтаж межшкафных соединений; отсоединить стойки ЭЦВМ от системы охлаждения;

отвинтить болты, крепящие стойку к установочным рамам; удалить с монтажа блоков пыль с помощью пылесоса.

Если после демонтажа ЭЦВМ будет перебазироваться и затем какое-то время храниться, то подготовка к транспортировке вклю­ чает в себя ее консервацию и упаковку.

Консервация осуществляется методами, изложенными в § 6-2. Двери стоек в нескольких местах крепятся киперной лентой.

Для упаковки ЭЦВМ лучше всего использовать штатную тару. Упа­ ковка ЭЦВМ, запасного имущества и контрольно-измерительных приборов должна производиться согласно комплекту поставки, ука­ занному в формуляре (паспорте) или соответствующих ведомостях. В первое место отправляемого комплекта должна быть уложена упаковочная ведомость, согласно которой осуществляется упаковка и маркировка номеров мест ящиков. Маркировка номеров упаковоч­ ного ящика производится в виде дроби, в числителе которой поряд­

ковый номер ящика,

а в знаменателе — количество

ящиков в комп­

лекте.

упаковки ЭЦВМ в транспортировочную тару

После окончания

и ее маркировки вычислительная машина готова

к погрузке на

транспортные средства.

Погрузка должна производиться с соблюдением необходимых мер предосторожности и надежности закрепления упаковок, а так­ же требований уставов транспортных служб.

Ящики с упакованной вычислительной машиной должны быть уложены на транспортное средство плотно и не иметь возможности перемещаться и ударяться друг о друга. При необходимости ящики укрепляются планками, распорками или тросами.

В случае транспортировки ЭЦВМ на открытых автомашинах ящики должны быть укрыты брезентом.

Скорость движения при перевозке машины и особые условия транспортировки определяются инструкцией по эксплуатации на каждый тип ЭЦВМ.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЦВМ

7-1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Поддержание ЭЦВМ в работоспособном состоянии и эффективное их использование с минимальными эко­ номическими затратами требуют рациональной органи­ зации эксплуатации ЭЦВМ.

Организация эксплуатации ЭЦВМ включает в себя: выбор структуры (схемы) обслуживания; определение необходимого количества обслуживаю­

щего персонала и его квалификации; организацию и планомерное проведение обучения

обслуживающего персонала;

17— 180

257


материальное обеспечение обслуживания ЭЦВМ; ■планирование эксплуатации ЭЦВМ; учет и анализ результатов эксплуатации ЭЦВМ.

Пути решения поставленных вопросов могут быть самыми ра ѵінчными. Они определяются в основном типом предприятия, в котором эксплуатируются вычис­ лительные средства, характером решаемых задач, клас­ сом и назначением ЭЦВМ, их эксплуатационными свой­ ствами, составом и объемом дополнительного оборудо­ вания п т. д.

Наиболее характерным типом предприятия, занима­ ющегося эксплуатацией ЭЦВМ, можно считать совре­ менные вычислительные центры (ВЦ). Как правило, это мощные учреждения, оснащенные большим количеством различных вычислительных средств.

По характеру решаемых задач и составу оборудова­ ния различают вычислительные центры общего назна­ чения, ВЦ обработки информации и центры автоматизи­ рованного управления объектами или технологическими процессами.

Вычислительные центры общего назначения оснаща­ ются универсальными ЭЦВМ и используются для реше­ ния математических и научно-технических задач. Специ­ фичным для них является необходимость проведения большого объема работ, связанных с подготовкой рабо­ чих программ II исходной информации.

Вычислительные центры обработки информации спе­ циализируются на выполнении плановых расчетов, обра­ ботки статистического материала, отчетных документов и экономической информации, расчетов заработной пла­ ты и т. д. В них используются ЭЦВМ с очень развитым внешним полем. Это связано с необходимостью ввода — вывода и хранения в машине большого количества ин­ формации. Обмен информацией с абонентами в этих случаях происходит автоматически через разветвленную сеть вводных и выводных устройств.

Центры автоматизированного управления объектами или технологическими процессами оснащаются управля­ ющими цифровыми вычислительными машинами, свя­ занными с управляемыми объектами линиями передачи кодовой информации. Обработка информации в них ве­ дется в реальном масштабе времени. Характерным для таких центров является то, что используемые в ЭЦВМ программы (так называемые управляющие -программы)

258

Составляются заранее и в процессе эксплуатации замене или изменению практически не подлежат.

По оснащенности вычислительными средствами и об­ служивающему персоналу ВЦ разделяются условно на три категории. К первой категории относятся такие центры, в которых эксплуатируются 6—8 ЭЦВМ с быст­

родействием 30—50

тыс. операций

в

секунду

(типа

«Минск-32», М-220, БЭСМ-4

и т. п.)

или 2—3

ЭЦВМ

с быстродействием

600—800

тыс. операций

в секунду

(типа БЭСМ-6). Штат ВЦ первой категории

(для ВЦ

общего

назначения)

состоит из 50—100 научных

работ­

ников,

100—200. инженеров

и 200—300

техников,

лабо­

рантов и вспомогательных работников. Вычислительные центры второй и третьей категорий имеют примерно вдвое-втрое меньшую оснащенность ЭЦВМ и числен­ ность обслуживающего персонала.

Структура обслуживания и количество персонала, обеспечивающего работу ЭЦВМ, зависит от характера

решаемых задач

(главным

образом от степени их по­

вторяемости), от

режима работы (односменная или

круглосуточная),

от класса

вычислительных машин

и т. д.

Обычно вычислительные центры имеют три основных подразделения: сектор технического обслуживания ЭЦВМ, сектор математической подготовки задач и про­ граммирования и сектор вспомогательных работ (под­ готовки к вводу в машину данных, обеспечения электро­ питанием, климатического режима и т. д.). ВЦ обработ­ ки информации, кроме того, могут иметь специализи­ рованные подразделения по типам решаемых задач (планирования, материально-технического учета, подго­ товки и унификации первичных документов, норматив­ ного хозяйства и т. д.).

Центры автоматизированного управления объектами или технологическими процессами не имеют больших подразделений программистов. Основным подразделе­ нием в ВЦ подобного типа является сектор технического обслуживания ЭЦВМ и аппаратуры системы приема и передачи данных.

Современная ЭЦВМ независимо от ее назначения и области использования может рассматриваться как си­ стема, состоящая из двух равноценных частей: аппара­ турной и программной. Для определения рациональной структуры эксплуатации гтакой системы необходимо учи-

17*

259