ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
При поступлении Машины на склад для хранения необходимо проверить ее комплектность и техническое состояние. Одновременно с машиной осмотру следует подвергнуть КИП и ЗИП. Особое вин мание при осмотре должно уделяться качеству консервации.
Стойки ЭЦВМ при длительном хранении освобождают от транс портной упаковки *. Приборы, ЗИП и блоки остаются в транспорт ной упаковке.
Стойки располагаются на полу (на деревянных брусках) и ук рываются чехлами. Ящики с приборами и блоками при их неболь шом весе и габаритах могут устанавливаться на стеллажах.
Стеллажи должны располагаться таким образом, чтобы рас
стояние |
между ними |
было не менее полутора метров н от стены |
они отстояли не менее чем на 0,6 м. |
||
При |
нахождении |
машины на складе необходимо регулярно сле |
дить за условиями ее хранения м проводить техническое обслужи вание ЭЦВМ. Обслуживание машины осуществляется путем осмот ров, которые бывают ежедневными, контрольными и техническими. При ежедневных осмотрах производится проверка внешнего вида ЭЦВМ и контролируются температура и влажность в помещении. Результаты контроля заносятся в журнал или регистрируются иа специальных графиках.
При контрольных осмотрах проверяется наличие н правиль ность хранения вычислительной техники. Контрольные осмотры про водятся 1 раз в квартал.
При технических осмотрах, проводимых 1 раз в 6 мес., прове ряется исправность монтажа и отсутствие механических поврежде нии в устройствах и блоках машины, осматривается весь ЗИП и контрольно-измерительные приборы.
При обнаружении неисправностей в ЭЦВМ дефектные блоки и приборы отправляются для их восстановления в ремонтные органы.
До 5% деталей и узлов ЭЦВМ, законсервированных смазками, подвергаются при техническом осмотре проверке на предмет нали чия на них коррозии. Если при выборочном контроле будут обнару жены следы коррозии, то 100% деталей и узлов подлежат раскон сервации и проверке. Обнаруженье следы коррозии необходимо удалить.
В зависимости от материала, из которого изготовлены те или иные узлы ЭЦВМ, удаление коррозии осуществляется разными методами.
Для узлов и деталей, изготрвленных из чугуна и стали, широкое распространение при удалении коррозии получил химический метод. Суть этого метода состоит в том, что пораженный коррозией уча сток сначала обезжиривается, а затем протирается ветошью, смочен ной химическим составом. Эатем поверхность, обработанная хими ческим составом, нейтрализуется, насухо протирается и покрывается смазкой.
В качестве химического состава часто используют ортофосфор ную кислоту, а в качестве ее нейтрализатора — раствор буры и нитрита натрия.
Удаление коррозии с поверхностей, изготовленных из алюминие вых и магниевых сплавов, производится с помощью наждачной бу-
1 При кратковременном хранении стойки хранятся в транспорт ной упаковке.
254
магм, после чего зачищенные места покрываются лаком типа СБ-1с с последующей его сушкой в, специальной камере при температуре 40—45 °С в течение 10— 12 ч.
Иногда при хранении на узлах, и деталях ЭЦВМ,' имеющих за щитные покрытия из цветных металлов, можно обнаружить потем нение или налет различного цвета. Потускнение серебряных покры тий и образование цветов побежалости на бериллиевых поверхно стях не являются признаками коррозии. Однако потемнение посе ребренных контактов может привести к увеличению переходного со противления, Поэтому с посеребренных контактов потемнение уда ляется путем промывки их спиртом. Потемнение никелевых покры тий не снижает их защитных свойств, а потому устранению не под лежат.
При длительном хранении ЭЦВМ кроме периодических осмот ров проводят ее перекоисервацию. Переконсервация осуществляется не реже 1 раза в 12 мес. и выполняется в следующем лорядке: рас консервация деталей, узлов и устройств ЭЦВМ; контроль и сорти ровка; консервация.
Рассмотрим эти операции подробнее.
При расконсервации детали, узлы и устройства ЭЦВМ тщатель но промываются в чистом бензине до полного удаления смазки. Промывка модулей и блоков осуществляется этиловым спиртом. Применение для этих целей других растворителей не разрешается. Расконсервированные детали сортируются на пораженные и не по раженные коррозией. Детали, узлы и устройства, не пораженные коррозией, просушиваются и консервируются, а пораженные — от правляются для удаления с них коррозии.
В зависимости от материалов, из которых изготовлены детали, приборы, узлы и устройства ЭЦВМ, а также от их защитных по крытий применяют следующие виды консервации: нанесение смазки,
обезжиривание, обертка |
в бумагу, упаковка в полихлорвиниловые |
чехлы. |
N |
Консервации путем нанесения смазки подвергаются металли ческие поверхности, которые не имеют защитных покрытий; имеют химические защитные покрытия; имеют гальванические защитные покрытия (кроме серебряных, палладиевых, бериллиевых и цинко
вых), если они не заключаются в |
герметическую оболочку. |
В зависимости от габаритов |
консервируемых деталей смазка |
наносится методом погружения или кистью. Методом погружения консервируются мелкие металлические детали (крепеж россыпью, инструмент и т. п.). Для этого детали помещают в специальные сетчатые корзины, промывают в авиационном бензине, просушивают в течение 10^—15 мин и погружают в смазку «Нефтегаз-20ЗБ» на 10—15 сек. Затем детали вынимают из смазки, контролируют каче ство консервации и обертывают пергаментной или парафинирован ной бумагой.
Способом нанесения смазки кистью консервируют крупные де тали и узлы ЭЦВМ, а также устройства, требующие частичной смазки. Поверхности, подлежащие консервации, протираются чистой сухой ветошью, тщательно обезжириваются бензином, просуши ваются, а затем с помощью кисти на них ровным слоем наносится смазка. Для консервации данным, способом применяют смазку АФ-70 или ЦИАТИМ-201.
Консервация деталей, узлов и приборов, имеющих серебряные, ралладиевьш и бериллиев.ые докрытая, заключается р обезщцрива-
255
шш их спиртом, сушке в течение 20—30 мин, обертке в пергамент ную бумагу или упаковке в полихлорвиииловые чехлы.
Консервация монтажных проводов, кабелей, жгутов и т. п. производится путем обертывания их в катушках или мотках пара финированной бумагой, которая крепится с помощью шпагата. Ка бельные разъемы обертываются парафинированной или пергамент ной бумагой.
Для защиты деталей и элементов ЭЦВМ от вредного воздей ствия окружающей среды их помещают в полихлорвиниловые чех лы, которые могут быть изготовлены по следующей технологии: раскрой чехла согласно чертежу; протирка авиационным бензином кромок полотнищ, подлежащих сварке; наложение прокладки из папиросной бумаги ширимой 8— 10 см\ сварка шва с помощью утю
га-полоза |
контроль качества сварного |
соединения. |
Таким |
способом консервируются в |
основном модули и блоки |
ЭЦВМ. Для поддержания внутри упаковки низкой влажности широ ко используют влагопоглощающпе вещества. На практике наиболее часто в качестве влагопоглотителя используют силикагель (SiCK). Силикагель закладывают в упаковку из расчета 600 г иа 1 мг по верхности чехла или 6—10 г иа 1-Д«3.
По окончанию консервации ЭЦВМ к ес устройствам крепятся ярлыки с указанием даты и фамилии, лица, ответственного за консервацию, а также делается отметка в формулярах о проделан ной работе.
Материалы и инструмент, применяемые при хранении и консер вации ЭЦВМ, указаны в приложении 4.
В процессе храпения ЭЦВМ должна вестись отчетно-техниче ская документация. Докѵментацию необходимо вести следующим образом.
При поступлении ЭЦВМ на хранение заполняется раздел фор муляров «Сведения по хранению машины».
При проведении профилактических осмотров заполняются раз делы формуляров «Учет технического обслуживания (регламентных работ, профилактических осмотров)».
При ремонте вычислительной машины или замене ее составных частей заполняются разделы формуляров «Сведения о ремонте ма шины» или «Сведения о замене составных частей ЭЦВМ за время ее эксплуатации и хранения».
6-3. ДЕМОНТАЖ И ТРАНСПОРТИРОВКА ЭЦВМ
Вычислительные машины в своем большинстве предназначены для работы в стационарных условиях. Однако бывают случаи, ког да после некоторого периода работы ЭЦВМ иа одном месте ее де монтируют и отправляют к новому месту эксплуатации. Можно рекомендовать такой порядок демонтажа вычислительных машин:
подготовить помещение, инструмент и тару для упаковки бло ков, стоек и устройств;
отсоединить от распределительных щитов кабели питания всех устройств ЭЦВМ;
вынуть из стоек и устройств ЭЦВМ все блоки;
1 Температура утюга-полоза при сварке должна быть в пределах 230—250 °С, а окружающей среды — не ниже 15 °С.
256
произвести демонтаж межшкафных соединений; отсоединить стойки ЭЦВМ от системы охлаждения;
отвинтить болты, крепящие стойку к установочным рамам; удалить с монтажа блоков пыль с помощью пылесоса.
Если после демонтажа ЭЦВМ будет перебазироваться и затем какое-то время храниться, то подготовка к транспортировке вклю чает в себя ее консервацию и упаковку.
Консервация осуществляется методами, изложенными в § 6-2. Двери стоек в нескольких местах крепятся киперной лентой.
Для упаковки ЭЦВМ лучше всего использовать штатную тару. Упа ковка ЭЦВМ, запасного имущества и контрольно-измерительных приборов должна производиться согласно комплекту поставки, ука занному в формуляре (паспорте) или соответствующих ведомостях. В первое место отправляемого комплекта должна быть уложена упаковочная ведомость, согласно которой осуществляется упаковка и маркировка номеров мест ящиков. Маркировка номеров упаковоч ного ящика производится в виде дроби, в числителе которой поряд
ковый номер ящика, |
а в знаменателе — количество |
ящиков в комп |
лекте. |
упаковки ЭЦВМ в транспортировочную тару |
|
После окончания |
||
и ее маркировки вычислительная машина готова |
к погрузке на |
транспортные средства.
Погрузка должна производиться с соблюдением необходимых мер предосторожности и надежности закрепления упаковок, а так же требований уставов транспортных служб.
Ящики с упакованной вычислительной машиной должны быть уложены на транспортное средство плотно и не иметь возможности перемещаться и ударяться друг о друга. При необходимости ящики укрепляются планками, распорками или тросами.
В случае транспортировки ЭЦВМ на открытых автомашинах ящики должны быть укрыты брезентом.
Скорость движения при перевозке машины и особые условия транспортировки определяются инструкцией по эксплуатации на каждый тип ЭЦВМ.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЦВМ
7-1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Поддержание ЭЦВМ в работоспособном состоянии и эффективное их использование с минимальными эко номическими затратами требуют рациональной органи зации эксплуатации ЭЦВМ.
Организация эксплуатации ЭЦВМ включает в себя: выбор структуры (схемы) обслуживания; определение необходимого количества обслуживаю
щего персонала и его квалификации; организацию и планомерное проведение обучения
обслуживающего персонала;
17— 180 |
257 |
материальное обеспечение обслуживания ЭЦВМ; ■планирование эксплуатации ЭЦВМ; учет и анализ результатов эксплуатации ЭЦВМ.
Пути решения поставленных вопросов могут быть самыми ра ѵінчными. Они определяются в основном типом предприятия, в котором эксплуатируются вычис лительные средства, характером решаемых задач, клас сом и назначением ЭЦВМ, их эксплуатационными свой ствами, составом и объемом дополнительного оборудо вания п т. д.
Наиболее характерным типом предприятия, занима ющегося эксплуатацией ЭЦВМ, можно считать совре менные вычислительные центры (ВЦ). Как правило, это мощные учреждения, оснащенные большим количеством различных вычислительных средств.
По характеру решаемых задач и составу оборудова ния различают вычислительные центры общего назна чения, ВЦ обработки информации и центры автоматизи рованного управления объектами или технологическими процессами.
Вычислительные центры общего назначения оснаща ются универсальными ЭЦВМ и используются для реше ния математических и научно-технических задач. Специ фичным для них является необходимость проведения большого объема работ, связанных с подготовкой рабо чих программ II исходной информации.
Вычислительные центры обработки информации спе циализируются на выполнении плановых расчетов, обра ботки статистического материала, отчетных документов и экономической информации, расчетов заработной пла ты и т. д. В них используются ЭЦВМ с очень развитым внешним полем. Это связано с необходимостью ввода — вывода и хранения в машине большого количества ин формации. Обмен информацией с абонентами в этих случаях происходит автоматически через разветвленную сеть вводных и выводных устройств.
Центры автоматизированного управления объектами или технологическими процессами оснащаются управля ющими цифровыми вычислительными машинами, свя занными с управляемыми объектами линиями передачи кодовой информации. Обработка информации в них ве дется в реальном масштабе времени. Характерным для таких центров является то, что используемые в ЭЦВМ программы (так называемые управляющие -программы)
258
Составляются заранее и в процессе эксплуатации замене или изменению практически не подлежат.
По оснащенности вычислительными средствами и об служивающему персоналу ВЦ разделяются условно на три категории. К первой категории относятся такие центры, в которых эксплуатируются 6—8 ЭЦВМ с быст
родействием 30—50 |
тыс. операций |
в |
секунду |
(типа |
|||
«Минск-32», М-220, БЭСМ-4 |
и т. п.) |
или 2—3 |
ЭЦВМ |
||||
с быстродействием |
600—800 |
тыс. операций |
в секунду |
||||
(типа БЭСМ-6). Штат ВЦ первой категории |
(для ВЦ |
||||||
общего |
назначения) |
состоит из 50—100 научных |
работ |
||||
ников, |
100—200. инженеров |
и 200—300 |
техников, |
лабо |
рантов и вспомогательных работников. Вычислительные центры второй и третьей категорий имеют примерно вдвое-втрое меньшую оснащенность ЭЦВМ и числен ность обслуживающего персонала.
Структура обслуживания и количество персонала, обеспечивающего работу ЭЦВМ, зависит от характера
решаемых задач |
(главным |
образом от степени их по |
вторяемости), от |
режима работы (односменная или |
|
круглосуточная), |
от класса |
вычислительных машин |
и т. д.
Обычно вычислительные центры имеют три основных подразделения: сектор технического обслуживания ЭЦВМ, сектор математической подготовки задач и про граммирования и сектор вспомогательных работ (под готовки к вводу в машину данных, обеспечения электро питанием, климатического режима и т. д.). ВЦ обработ ки информации, кроме того, могут иметь специализи рованные подразделения по типам решаемых задач (планирования, материально-технического учета, подго товки и унификации первичных документов, норматив ного хозяйства и т. д.).
Центры автоматизированного управления объектами или технологическими процессами не имеют больших подразделений программистов. Основным подразделе нием в ВЦ подобного типа является сектор технического обслуживания ЭЦВМ и аппаратуры системы приема и передачи данных.
Современная ЭЦВМ независимо от ее назначения и области использования может рассматриваться как си стема, состоящая из двух равноценных частей: аппара турной и программной. Для определения рациональной структуры эксплуатации гтакой системы необходимо учи-
17* |
259 |