ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
tbiBaTb три стороны ее обслуживания: оперативную, тех ническую и математическую.
Оперативное обслуживание состоит в подготовке и вводе в ЭЦВМ исходной информации, контроля за ходом вычислительного процесса, во вмешательстве в него по мере необходимости.
Техническое обслуживание преследует цель поддер жания в готовности к. использованию ЭЦВМ посредст вом проведения профилактических работ и текущего ремонта.
Математическое обслуживание обеспечивает подго товку задач к реализации их на ЭЦВМ.
При круглосуточном режиме работы ЭЦВМ, который следует признать наиболее экономичным, обслужива ние ЭЦВМ ведется дежурными группами (сменами). В обязанности дежурных групп входит обеспечение ис пользования ЭЦВМ по назначению. Это связано с не обходимостью проведения оперативного п частично (в части текущего ремонта) технического обслуживания. Будем говорить, что дежурная группа проводит опера тивно-техническое обслуживание ЭЦВМ. Профилакти ческие работы в этом случае проводятся отдельной внесменной группой. Эта же группа привлекается к ремон ту ЭЦВМ, если дежурная группа не может его провести своими силами.
Использование универсальных ЭЦВМ, решающих широкий круг задач, требует непрерывного оперативнотехнического и математического обслуживания. Специа лизированные ЭЦВМ решают одни и те же задачи в те чение длительного времени. Математическое обслужива ние специализированных машин, как правило, проводит ся в период отладки рабочих программ и программ, обеспечивающих проведение функционального контроля и диагностики неисправностей в ЭЦВМ.
Основой качественного обслуживания ЭЦВМ являет ся высокая квалификация обслуживающего персонала. Любая вычислительная машина требует от обслуживаю щего персонала специальных знаний и практической подготовки. Степень его подготовки во многом опреде^ ляет эффективность использования машинного времени. Особенно это сказывается на времени отыскания мест неисправности в процессе текущего ремонта ЭЦВМ.
Качество эксплуатации ЭЦВМ в большой степени зависит от обеспечения ее запасными элементами, конт
260
рольно-измерительными приборами, инструментом, при способлениями и расходными материалами. Большое значение также имеет создание необходимых условий для нормального функционирования вычислительных средств. Сюда относится поддержание нормального кли матического режима, обеспечение требующимися по номиналу и стабильности напряжениями.
Необходимым условием качественного обслуживания является создание надлежащих санитарно-гигиениче ских условий для обслуживающего персонала (по осве щенности, уровню шумов и т. п.).
Эксплуатация ЭЦВМ должна планироваться. Плани рование, являясь частью производственной деятельности обслуживающего персонала, включает в себя разнооб разный круг вопросов, относящихся к составлению об щей программы работы ВЦ, распределению машинного времени и работы обслуживающего персонала.
Рациональная организация эксплуатации должна предусматривать накопление статистического материала по результатам эксплуатации ЭЦВМ с целью его обоб щения, анализа и выработки рекомендаций по совер шенствованию структуры обслуживания, повышению эффективности использования ЭЦВМ, снижению эксп луатационных затрат.
Определив в основном содержание некоторых сторон организации эксплуатации ЭЦВМ, рассмотрим более подробно некоторые из них.
7-2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Обслуживание ЭЦВМ организуется с целью их ра ционального использования и поддержания в состоянии работоспособности. Различают оперативно-техническое и математическое обслуживание.
Оперативно-техническое обслуоісивание ЭЦВМ ведет ся обслуживающим персоналом непрерывно в течение всего времени использования машины по назначению и направлено на обеспечение условий, необходимых для успешного хода вычислительного процесса.
Оперативно-техническое обслуживание включает в себя проведение следующих мероприятий: задание режимов работы ЭЦВМ, подготовка и ввод в ЭЦВМ исходной информации, контроль за ходом решения за дачи, наблюдение за системой индикации средств аппа ратного и программного контроля, контроль техническо
261
го состояния машины, периодический контроль занапрй* жением источников питания и климатическим режимом работы устройств машины, восстановление работоспо собности ЭЦВМ в случае ее отказа, проведение профи лактических мероприятий, ведение учетной документа ции.
Существо и порядок выполнения всех вышеперечис ленных работ изложены в предыдущих главах книги и инструкциях по эксплуатации ЭЦВМ. В данном пара графе остановимся лишь на организационной стороне оперативно-технического обслуживания.
Центральным вопросом организации оперативно-тех нического обслуживания ЭЦВМ является вопрос опреде ления рациональной численности, квалификации и схе мы расстановки специалистов для его проведения.
При круглосуточной работе ЭЦВМ оперативно-тех ническое обслуживание ведется сменным персоналом, организованным в дежурные группы, и группой (брига дой) профилактики и ремонта.
Для обеспечения непрерывной работы ЭЦВМ удобно иметь несколько (3—4) дежурных групп (смен), спомощыо которых можно легко организовать восьмичасовую или двенадцатнчасовую сменную работу обслуживающе го персонала.
При сменной работе следует обращать особое вни мание на необходимость контроля работоспособности вычислительных машин при передаче их от одной де журной смены к другой. Для контроля работоспособно сти ЭЦВМ используются специальные тесты.
Как правило, передаваемые по дежурству ЭЦВМ находятся во включенном состоянии. Если при этом на машине идет решение какой-либо задачи, то запускать проверочные тесты нет необходимости, так как конт роль работоспособности машины может быть проведен по результатам обработки информации. Результаты контроля работоспособности ЭЦВМ и факт передачи дежурства следует оформлять документально.
Численность и квалификация обслуживающего пер сонала, входящего в дежурные группы, а также группы профилактики и ремонта определяются типом и классом эксплуатируемых ЭЦВМ, количеством их в вычислитель ном центре, режимами работы, характеристиками на дежности, степенью резервирования, составом и качест вом ЗИП, кругом решаемых на ЭЦВМ задач и т. п.
262
Обычно численность п специализация инженернотехнического персонала, .необходимого для технического обслуживания ЭЦВМ, указывается в эксплуатационной
документации на машину. |
|
|
|
и |
|
В табл. 7-1 для |
ориентировки приведены состав |
||||
численность обслуживающего персонала |
(без учета опе |
||||
раторов) некоторых, |
наиболее |
распространенных |
в |
на |
|
стоящее время типов отечественных ЭЦВМ. |
|
|
|||
|
|
|
Т а б л и ц а |
7-1 |
|
Должность |
|
|
Типы ЭЦВМ |
|
|
|
.Минск-2 3 " „Урал-М* |
М-2 2 0 |
|||
|
|
||||
Начальник машины |
|
1 |
1 |
1 |
! |
Начальник смены (инженер смены) |
4 |
3 |
3 |
J |
|
Инженер-механик (электрик) |
4 |
— |
4 |
. 1 |
|
Техник по электронной аппаратуре |
2 |
3 |
4 |
|
|
Техник-механик (слесарь точной ме |
4 . |
2 |
2 |
|
|
ханики, электромеханик) |
|
|
|
|
|
И т о г о .............................. |
15 |
9 |
14 |
|
Следует иметь в виду, что при комплектации вычис лительных центров несколькими однотипными и даже разнотипными ЭЦВМ не следует пропорционально уве личивать численность обслуживающего персонала. При близительная степень увеличения его численности может быть определена с помощью табл. 7-2, в которой приве дено соотношение численности обслуживающего персо нала (только для обслуживания ЭЦВМ), необходимого для технической эксплуатации ВЦ с различным количе ством ЭЦВМ.
Приведенный в табл. 7-1 и 7-2 состав должностных лиц является характерным для обслуживания многих типов машин.
Из указанной численности комплектуются как груп пы для проведения оперативно-технического обслужи вания, так и группа профилактики и ремонта. Следует заметить, что группа профилактики и ремонта может и не создаваться. Это имеет место в том случае, когда в эксплуатации находится лишь одна ЭЦВМ или когда работа ведется только в одну смену. При такой системе обслуживания профилактические работы и ремонт ма шины проводит одна из усиленных дежурных смен или весь обслуживающий персонал ВЦ под руководством начальника ЭЦВМ.
263
Обслуживание больших или средних полупроводни ковых ЭЦВМ может проводить дежурная группа, в со став которой входят начальник смены (инженер смены), один или два инженера (техника), операторы ЭЦВМ и электромеханических устройств.
|
|
Таблица 7-2 |
|
Должность |
Количество Э Ц ВМ в В Ц |
||
1—2 |
3 - 4 |
||
|
|||
Начальник машины |
1 |
2 |
|
Начальник смены (инженер смены) |
4 |
6 |
|
Инженер-механик (электрик) |
4 |
6 |
|
Техник по электронной аппаратуре |
2 |
3 |
|
Техник-механик (слесарь точной меха |
4 |
5 |
|
ники, электромеханик) |
|
|
|
И т о г о .............................. |
15 |
2 2 |
Оперативно-техническое обслуживание малых ЭЦВМ обычно проводят дежурный техник и операторы.
Руководство дежурной группой осуществляет на чальник смены (инженер смены). Он является ответст венным лицом за выполнение всех работ, проводимых на ЭЦВМ во время дежурства его группы. Начальник смены должен организовать работу обслуживающего персонала своей группы, следить за выполнением запла нированных на смену работ, проводить инструктаж опе раторов и программистов, выполняющих работы за пультом управления, принимать меры по своевременно му устранению неисправностей в ЭЦВМ. Он же несет ответственность за соблюдение обслуживающим персо налом правил инструкции по эксплуатации машины, вы полнением техники безопасности и правил противопо жарных мероприятий.
Инженерно-технический состав, входящий в дежур ную группу, обеспечивает проведение систематического контроля правильности функционирования ЭЦВМ; теку щее техническое обслуживание машины; контроль усло
вий эксплуатации ЭЦВМ (напряжения |
источников пи |
тания, климатических режимов). |
оперативно-тех |
При возникновении отказа группой |
|
нического обслуживания должны быть |
приняты меры |
по ремонту ЭЦВМ. Восстановление, работоспособности
производится |
путемотыскания неисправного элемента |
и замены его |
на исправный, взятый из аварийного ЗИП, |
264