Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

tbiBaTb три стороны ее обслуживания: оперативную, тех­ ническую и математическую.

Оперативное обслуживание состоит в подготовке и вводе в ЭЦВМ исходной информации, контроля за ходом вычислительного процесса, во вмешательстве в него по мере необходимости.

Техническое обслуживание преследует цель поддер­ жания в готовности к. использованию ЭЦВМ посредст­ вом проведения профилактических работ и текущего ремонта.

Математическое обслуживание обеспечивает подго­ товку задач к реализации их на ЭЦВМ.

При круглосуточном режиме работы ЭЦВМ, который следует признать наиболее экономичным, обслужива­ ние ЭЦВМ ведется дежурными группами (сменами). В обязанности дежурных групп входит обеспечение ис­ пользования ЭЦВМ по назначению. Это связано с не­ обходимостью проведения оперативного п частично (в части текущего ремонта) технического обслуживания. Будем говорить, что дежурная группа проводит опера­ тивно-техническое обслуживание ЭЦВМ. Профилакти­ ческие работы в этом случае проводятся отдельной внесменной группой. Эта же группа привлекается к ремон­ ту ЭЦВМ, если дежурная группа не может его провести своими силами.

Использование универсальных ЭЦВМ, решающих широкий круг задач, требует непрерывного оперативнотехнического и математического обслуживания. Специа­ лизированные ЭЦВМ решают одни и те же задачи в те­ чение длительного времени. Математическое обслужива­ ние специализированных машин, как правило, проводит­ ся в период отладки рабочих программ и программ, обеспечивающих проведение функционального контроля и диагностики неисправностей в ЭЦВМ.

Основой качественного обслуживания ЭЦВМ являет­ ся высокая квалификация обслуживающего персонала. Любая вычислительная машина требует от обслуживаю­ щего персонала специальных знаний и практической подготовки. Степень его подготовки во многом опреде^ ляет эффективность использования машинного времени. Особенно это сказывается на времени отыскания мест неисправности в процессе текущего ремонта ЭЦВМ.

Качество эксплуатации ЭЦВМ в большой степени зависит от обеспечения ее запасными элементами, конт­

260


рольно-измерительными приборами, инструментом, при­ способлениями и расходными материалами. Большое значение также имеет создание необходимых условий для нормального функционирования вычислительных средств. Сюда относится поддержание нормального кли­ матического режима, обеспечение требующимися по номиналу и стабильности напряжениями.

Необходимым условием качественного обслуживания является создание надлежащих санитарно-гигиениче­ ских условий для обслуживающего персонала (по осве­ щенности, уровню шумов и т. п.).

Эксплуатация ЭЦВМ должна планироваться. Плани­ рование, являясь частью производственной деятельности обслуживающего персонала, включает в себя разнооб­ разный круг вопросов, относящихся к составлению об­ щей программы работы ВЦ, распределению машинного времени и работы обслуживающего персонала.

Рациональная организация эксплуатации должна предусматривать накопление статистического материала по результатам эксплуатации ЭЦВМ с целью его обоб­ щения, анализа и выработки рекомендаций по совер­ шенствованию структуры обслуживания, повышению эффективности использования ЭЦВМ, снижению эксп­ луатационных затрат.

Определив в основном содержание некоторых сторон организации эксплуатации ЭЦВМ, рассмотрим более подробно некоторые из них.

7-2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Обслуживание ЭЦВМ организуется с целью их ра­ ционального использования и поддержания в состоянии работоспособности. Различают оперативно-техническое и математическое обслуживание.

Оперативно-техническое обслуоісивание ЭЦВМ ведет­ ся обслуживающим персоналом непрерывно в течение всего времени использования машины по назначению и направлено на обеспечение условий, необходимых для успешного хода вычислительного процесса.

Оперативно-техническое обслуживание включает в себя проведение следующих мероприятий: задание режимов работы ЭЦВМ, подготовка и ввод в ЭЦВМ исходной информации, контроль за ходом решения за­ дачи, наблюдение за системой индикации средств аппа­ ратного и программного контроля, контроль техническо­

261

го состояния машины, периодический контроль занапрй* жением источников питания и климатическим режимом работы устройств машины, восстановление работоспо­ собности ЭЦВМ в случае ее отказа, проведение профи­ лактических мероприятий, ведение учетной документа­ ции.

Существо и порядок выполнения всех вышеперечис­ ленных работ изложены в предыдущих главах книги и инструкциях по эксплуатации ЭЦВМ. В данном пара­ графе остановимся лишь на организационной стороне оперативно-технического обслуживания.

Центральным вопросом организации оперативно-тех­ нического обслуживания ЭЦВМ является вопрос опреде­ ления рациональной численности, квалификации и схе­ мы расстановки специалистов для его проведения.

При круглосуточной работе ЭЦВМ оперативно-тех­ ническое обслуживание ведется сменным персоналом, организованным в дежурные группы, и группой (брига­ дой) профилактики и ремонта.

Для обеспечения непрерывной работы ЭЦВМ удобно иметь несколько (3—4) дежурных групп (смен), спомощыо которых можно легко организовать восьмичасовую или двенадцатнчасовую сменную работу обслуживающе­ го персонала.

При сменной работе следует обращать особое вни­ мание на необходимость контроля работоспособности вычислительных машин при передаче их от одной де­ журной смены к другой. Для контроля работоспособно­ сти ЭЦВМ используются специальные тесты.

Как правило, передаваемые по дежурству ЭЦВМ находятся во включенном состоянии. Если при этом на машине идет решение какой-либо задачи, то запускать проверочные тесты нет необходимости, так как конт­ роль работоспособности машины может быть проведен по результатам обработки информации. Результаты контроля работоспособности ЭЦВМ и факт передачи дежурства следует оформлять документально.

Численность и квалификация обслуживающего пер­ сонала, входящего в дежурные группы, а также группы профилактики и ремонта определяются типом и классом эксплуатируемых ЭЦВМ, количеством их в вычислитель­ ном центре, режимами работы, характеристиками на­ дежности, степенью резервирования, составом и качест­ вом ЗИП, кругом решаемых на ЭЦВМ задач и т. п.

262


Обычно численность п специализация инженернотехнического персонала, .необходимого для технического обслуживания ЭЦВМ, указывается в эксплуатационной

документации на машину.

 

 

 

и

В табл. 7-1 для

ориентировки приведены состав

численность обслуживающего персонала

(без учета опе­

раторов) некоторых,

наиболее

распространенных

в

на­

стоящее время типов отечественных ЭЦВМ.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7-1

Должность

 

 

Типы ЭЦВМ

 

 

 

.Минск-2 3 " „Урал-М*

М-2 2 0

 

 

Начальник машины

 

1

1

1

!

Начальник смены (инженер смены)

4

3

3

J

Инженер-механик (электрик)

4

4

. 1

Техник по электронной аппаратуре

2

3

4

 

Техник-механик (слесарь точной ме­

4 .

2

2

 

ханики, электромеханик)

 

 

 

 

И т о г о ..............................

15

9

14

 

Следует иметь в виду, что при комплектации вычис­ лительных центров несколькими однотипными и даже разнотипными ЭЦВМ не следует пропорционально уве­ личивать численность обслуживающего персонала. При­ близительная степень увеличения его численности может быть определена с помощью табл. 7-2, в которой приве­ дено соотношение численности обслуживающего персо­ нала (только для обслуживания ЭЦВМ), необходимого для технической эксплуатации ВЦ с различным количе­ ством ЭЦВМ.

Приведенный в табл. 7-1 и 7-2 состав должностных лиц является характерным для обслуживания многих типов машин.

Из указанной численности комплектуются как груп­ пы для проведения оперативно-технического обслужи­ вания, так и группа профилактики и ремонта. Следует заметить, что группа профилактики и ремонта может и не создаваться. Это имеет место в том случае, когда в эксплуатации находится лишь одна ЭЦВМ или когда работа ведется только в одну смену. При такой системе обслуживания профилактические работы и ремонт ма­ шины проводит одна из усиленных дежурных смен или весь обслуживающий персонал ВЦ под руководством начальника ЭЦВМ.

263


Обслуживание больших или средних полупроводни­ ковых ЭЦВМ может проводить дежурная группа, в со­ став которой входят начальник смены (инженер смены), один или два инженера (техника), операторы ЭЦВМ и электромеханических устройств.

 

 

Таблица 7-2

Должность

Количество Э Ц ВМ в В Ц

1—2

3 - 4

 

Начальник машины

1

2

Начальник смены (инженер смены)

4

6

Инженер-механик (электрик)

4

6

Техник по электронной аппаратуре

2

3

Техник-механик (слесарь точной меха­

4

5

ники, электромеханик)

 

 

И т о г о ..............................

15

2 2

Оперативно-техническое обслуживание малых ЭЦВМ обычно проводят дежурный техник и операторы.

Руководство дежурной группой осуществляет на­ чальник смены (инженер смены). Он является ответст­ венным лицом за выполнение всех работ, проводимых на ЭЦВМ во время дежурства его группы. Начальник смены должен организовать работу обслуживающего персонала своей группы, следить за выполнением запла­ нированных на смену работ, проводить инструктаж опе­ раторов и программистов, выполняющих работы за пультом управления, принимать меры по своевременно­ му устранению неисправностей в ЭЦВМ. Он же несет ответственность за соблюдение обслуживающим персо­ налом правил инструкции по эксплуатации машины, вы­ полнением техники безопасности и правил противопо­ жарных мероприятий.

Инженерно-технический состав, входящий в дежур­ ную группу, обеспечивает проведение систематического контроля правильности функционирования ЭЦВМ; теку­ щее техническое обслуживание машины; контроль усло­

вий эксплуатации ЭЦВМ (напряжения

источников пи­

тания, климатических режимов).

оперативно-тех­

При возникновении отказа группой

нического обслуживания должны быть

приняты меры

по ремонту ЭЦВМ. Восстановление, работоспособности

производится

путемотыскания неисправного элемента

и замены его

на исправный, взятый из аварийного ЗИП,

264


Назначение операторов состоит в контроле н в слу­ чае необходимости оперативном вмешательстве в ход вычислительного процесса.

При эксплуатации универсальных вычислительных машин, предназначенных для решения широкого круга разнообразных задач, указанные функции обычно выпол­

няет программист или

оператор из группы

математи­

ческого

обслуживания.

В его обязанности,

кроме того,

входит

ввод в ЭЦВМ

программы

и исходных данных,

запуск

ЭЦВМ, наблюдение за

системой

индикации

средств аппаратного и программного контроля, анализ промежуточных и итоговых результатов решения.

Максимальное количество операторов в смене обу­ словлено числом рабочих мест1 и средним временем эф­ фективной непрерывной работы одного оператора. Коли­ чество рабочих мест операторов определяется числом и типом запланированных для работы машин.

Время эффективной работы оператора за пультом зависит от степени его участия в вычислительном про­ цессе. Средняя величина времени эффективности работы оператора составляет 3 — 4 ч.

Операторы электромеханических устройств (электро­ механики) в процессе оперативно-технического обслу­ живания периодически контролируют техническое со­ стояние устройств ввода — вывода информации, осуще­ ствляют заправку бумажной и копировальной (крася­ щей) ленты, выполняют чистку и смазку лентопротяж­ ных механизмов.

Численный состав и классификация специалистов группы (бригады) профилактики « ремонта определяется трудоемкостью выполняемых работ, которая в свою оче­ редь зависит от ремонтопригодности ЭЦВМ, количества входящих в нее устройств, сложности функционального и конструктивного построения машины. За каждым спе­ циалистом группы профилактики и ремонта закрепляет­ ся некоторое количество устройств, за техническое об­ служивание которых он несет ответственность Из опы­ та эксплуатации современных ЭЦВМ известно, что ус­ пешное решение задач группой профилактики и ремонта может быть обеспечено, если в ней имеются квалифици­ рованные специалисты (инженеры или техники, или те

1 Под рабочим местом оператора понимается математический пульт, а там, где таких пультов нет, — пульт управления машиной.

265