Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устройств. Как правило, на носитель (главным образом перфокарты или перфоленты) программа записывается несколько раз, желательно с помощью различных комп­ лектов перфорирующих устройств. Один комплект носителя с программой хранится как эталонный и используется в крайних случаях, лишь для контроля качеств других комплектов.

Контроль правильности набивки перфокарт может осуществляться методом «на просвет» либо с привлече­ нием специальных контролы-ю-считывающих устройств и шаблонов. Для контроля может быть использована, кро­ ме того, и сама ЭЦВМ, если ‘она снабжена несложной специально разработанной для этих целей подпрограм­ мой контроля вводимой информации.

При организации математического обслуживания должно быть обращено внимание на создание опреде­ ленных условий для хранения программ. В частности, должно быть учтено требование по поддержанию в хра­ нилище заданного климатического режима и обеспече­ нию удобства, отыскания и доступа к требуемым масси­ вам программ. Для храпения магнитных лент в на­ стоящее время разработаны специальные шкафы, в ко­ торых обеспечиваются требующиеся температура и влаж­ ность.

Этап подготовки программ к эксплуатации заканчи­ вается составлением описаний разработанных алго­ ритма и программы, а также инструкции по эксплуа­ тации данной программы, предназначенной для опера­ тора.

К математическому обслуживанию привлекаются специалисты различных профилей и категорий.

Составлением алгоритма и задания на программиро­ вание занимаются научные работники, математики и инженеры, специализированные в данной области ис­ пользования ЭЦВМ. Программирование осуществляют специально подготовленные математики, либо инженеры и техники. Для разработки отдельных несложных бло­ ков программы привлекаются лаборанты. Запись разра­ ботанных программ на носитель осуществляют, как правило, техники-операторы.

Для хранения подготовленных к эксплуатации мас­ сивов программ на перфокартах, перфолентах, магнит­ ных лентах целесообразно создавать архив и для его ведения выделять специального работника.

271


7-3. ПОДГОТОВКА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

Качество эксплуатации.ЭЦВМ в значительной степе­ ни зависит от квалификации обслуживающего персона­ ла, которая определяется общей профессиональной и специальной подготовкой.

Общая профессиональная подготовка специалиста по эксплуатации ЭЦВМ предполагает знание им таких дисциплин, как основы вычислительной техники, элек­ троники, элетротехники и т. п. Специальная подготовка сводится к изучению принципов построения эксплуати­ руемой машины и ее отдельных устройств и приобрете­ нию практических навыков по эксплуатации. Для полу­ чения права на самостоятельную эксплуатацию новой вычислительной машины обслуживающий персонал не­ зависимо от полученного образования и накопленного опыта работы на других ЭЦВМ нуждается в той или иной мере в специальной подготовке.

Специальная подготовка состоит из теоретических занятий и практической работы на машине.

Практическую работу

на машине можно .начинать до

окончания теоретических

занятий. Все виды занятий по

специальной подготовке

должны быть спланированы,

причем при составлении программы следует учесть образование, уровень специальных знаний, опыт рабо­ ты на других вычислительных машинах и будущую специализацию слушателя. Программа обучения неболь­ ших групп или отдельных лиц должна предусматривать в основном самостоятельное изучение теоретической части курса, технической и эксплуатационной докумен­ тации. Практическое освоение машины должно вестись под руководством высококвалифицированного специали­ ста. Освоение машин средней и большой производитель­ ности целесообразно вести постепенно по устройствам. После сдачи экзамена на допуск к самостоятельной эксплуатации одного устройства можно переходить к изучению следующего. Такая последовательная подго­ товка обслуживающего персонала оправдала себя на практике. Опыт показывает, что молодой инженер, толь­ ко что окончивший ВУЗ, при подобной схеме подготов­ ки полностью осваивает современную машину за 8— 12 мес. Технику, изучившему до этого какую-либо

ЭЦВМ, требуется на

подготовку

к самостоятельной

эксплуатации новой

машины в

полном

объеме 1—

1,5 года. Практически

и инженер

и техник

приступают

272


к самостоятельной работе на отдельных устройствах через 2—3 мес.

Необходимость одновременной подготовки больших групп возникает, как правило, или во вновь создава­ емых ВЦ, или при замене ЭЦВМ на новый тип. В этом

случае переподготовку целесообразно начать за

1,5—

2 мес. до развертывания новой машины с тем,

чтобы

обучающиеся, приобретя определенные знания, могли принять участие в работах по ее установке. Переподго­ товку лучше всего проводить на предприятиях, которые уже имеют ЭЦВМ подобного типа.

Пример программы подготовки специалистов для об­ служивания ЭЦВМ средней и большой производитель­ ности приведен в приложении 4. Программа учитывает специфику групп и составлена в предположении, что слушатели имеют знания по основам построения ЭЦВМ. Для чтения лекций, предусмотренных данной програм­ мой, желательно приглашать высококвалифицированных

специалистов из числа

лиц, ведущих обслуживание

этого типа машин, либо

с предприятий-разработчиков

и заводов-изготовителей..

При планировании подготовки инженеров и опера­ торов необходимо большую часть учебного времени от-., водить на изучение технических характеристик машины, ее структуры, принципов построения, состава и особен­ ностей математического обеспечения.

Программисты должны основной упор сделать на изучение внутреннего языка машины, математического обеспечения и программирования. Для техников необ­ ходимо предусмотреть подробное ознакомление с осо­ бенностями конструктивного построения машины, ее бло­ ков, модулей и узлов и их функциональными и принци­ пиальными схемами.

Электромеханики устройств должны основное внима­ ние уделить изучению электромеханических и механиче­ ских узлов устройств внешнего поля.

При организации специальной подготовки следует широко пользоваться эксплуатационной документацией, придаваемой к ЭЦВМ и содержащей основные сведения по устройству и правилам эксплуатации машины.

Состав эксплуатационной документации (ЭД) зави­ сит от класса и назначения ЭЦВМ, от сложности и тру­ доемкости всех видов обслуживания, от количества вхо­ дящих в ЭЦВМ устройств, уровня стандартизации и

18— ISO

273


унификации элементов и т. и. Как правило, самостоя­ тельные комплекты ЭД имеются на машину в целом и на отдельные ее устройства.

В комплект ЭД на вычислительную машину обычно включается техническое описание (ТО), инструкция по эксплуатации (113) и формуляр.

Для малых (настольного типа) ЭЦВМ все составля­ ющие ЭД могут быть сосредоточены в едином докумен­ те— руководстве по эксплуатации.

' В соответствии с ГОСТ 2.601-68 содержание эксплу­ атационной документации рассчитано на лиц, прошед­ ших профессиональную подготовку.

Для правильного планирования использования эксплуатационной документации при изучении ЭЦВМ рассмотрим содержание указан­ ных видов документов. Заметим при этом, что хотя эксплуатацион­ ная документация к предназначена для изучения ЭЦВМ н правил ее эксплуатации, тем не менее она не является учебником.

Формуляр ЭЦВМ является эксплуатационным документам, отра­ жающим техническое состояние машины и ее устройств в" процессе эксплуатации. В формуляре дается комплектность аппаратуры ма­ шины, и эксплуатационной документации, технические характеристи­ ки машины, данные контрольно-приемочных испытаний и гарантий­ ные обязательства завода-изготовителя.

Техническое описание ЭЦВМ содержит общие сведения о на­ значении машины, ее характеристиках, принципах работы и взаимо­

действия с

другими системами

(для специализированных

ЭЦВМ).

В описании

приводится способ

представления чисел и

команд,

а также поясняется взаимодействие устройств при выполнении раз­ личных операций (арифметических, логических, обмена и т. д.), характерных для данного типа машины.

Теоретические основы построения и объяснение принципов дей­ ствия обычно даются только для оригинальных схем, узлов и устройств машины. Описание элементов ЭЦВМ сопровождается структурными, функциональными н принципиальными схемами, а также временными диаграммами взаимодействия отдельных узлов при выполнении различных операций. Кроме того, в ТО содержатся сведения о конструктивном исполнении отдельных элементов (шка­ фов, блоков, модулей и т. п.), сопровождаемые рисунками или фото­ графиями их внешнего вида, а также электрические схемы соедине­ ний между ними.

В качестве приложений к техническому описанию могут при­ даваться описания содержательной части математического обеспе­ чения, а также различные справочные данные по упаковке, разме­ щению, монтажу, маркировке и т. п. В состав приложений к ТО могут входить описания стендовой аппаратуры, альбомы с фотогра­ фиями электрических схем блоков и модулей, всевозможные табли­ цы и т. д.

Инструкция по эксплуатации ЭЦВМ содержит сведения, необ­ ходимые для организации правильной эксплуатации машины и под­ держания ее в постоянной готовности к работе. Инструкция яв­ ляется основным руководящим документом, регламентирующим все

274