Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сов в животноводстве намного ниже, чем в растениеводстве. Важное направление интенсификации сельскохозяйственного про­ изводства — химизация земледелия. Применение минеральных и ор­ ганических удобрений, ядохимикатов, внедрение передовой агротех­ ники ведет к повышению урожайности сельскохозяйственных куль­ тур н росту продуктивности животноводства. По данным межотрас­ левого баланса химическая промышленность Восточной Сибири в фор­ мировании материальных затрат сельского хозяйства принимала довольно скромное участие — 3,7%, при 5,0 в среднем по РСФСР.

Это, естественно, вызвало

более

низкую урожайность

сельско­

хозяйственных культур в районе

по сравнению со среднереспубли­

канским показателем*.

п

с т р о и т е л ь с т в о .

Межот­

П р о м ы ш л е н н о с т ь

раслевые производственные связи строительства Восточной Сибири весьма сложны. Из числа представленных в межотраслевом балансе 97 отраслей промышленности 62 участвуют в формировании матери­ альных затрат строительства. Среди них ведущее место принадлежит промышленности строительных материалов — 41 %.

Предприятия промышленности строительных материалов и строи­ тельной нндз'стрни представляют собой единую производственную базу строительства в районе.

Для развития производственной базы строительства Восточпоп Сибири закономерен быстрый рост ее продукции, опережающий темпы развития всей промышленности и рост объема строительно-монтаж­ ных работ. Пропорциональность развития промышленности строи­ тельных материалов п строительства видна пз анализа динамики объ­ ема строительно-монтажных работ п выпуска строительных материа­ лов. С 1966 по 1969 г. промышленность строительных материалов в райопе возросла па 76,8% при росте всей промышленности на 44%, а объема строительно-монтажных работ па 12%**. Опережающий рост промышленности строительных материалов объясняется повышенной ролью материальных затрат в стоимости строительных работ и высо­ ким внутриотраслевым потреблением продукции.

Основные потребители продукции промышленности строитель­ ных материалов в районе — специализированные организации ка­ питального строительства (82,5%) на долю других отраслей, ведущих строптельство хозяйственным способом, прпходптся только 17,5%.

Промышленность строительных материалов пмеет отличительные особенности. Прежде всего это высокоматерпалоемкая отрасль. Удельный вес материальных затрат в стоим ости ее валовой продукции составляет 56%. Данная отрасль тяготеет к местным сырьевым ресур­ сам п потребителям продукции, ибо как сырье, так и готовая продук­

*Народное хозяйство РСФСР в 1971 году. Статистический ежегодник.

М., 1972, 185 с.

**Народное хозяйство РСФСР в 1971 году. Статистический ежегодппк.

М., 1972, 300 с.

156


ция отрасли очень громоздки. Учитывая перечисленные особенности, целесообразно комплексно развивать промышленность стройматериа­ лов во всех районах, в первую очередь в районах сосредоточенного строительства. Этому способствует наличие почти во всех районах п областях месторождений полезных ископаемых, используемых про­ мышленностью строительных материалов.

Восточная Сибирь — одни пз районов перспективного развития, что предопределяет большие объемы капитального строительства. Бур­ ный рост капитального строительства не осуществим без достаточно мощной промышленности строительных матерпалов. Развитию этой отрасли в Восточной Спбирн способствуют большие запасы разнооб­ разного сырья п громадные энергетические ресурсы.

Из подотраслей промышленности строительных материалов вид­ ное место в районе занимает производство сборных железобетонных конструкций. По данным межотраслевого баланса, на его долю прихо­ дится 38% валовой продукции п 2G % чистой продукции всей отрасли. В основном потребляет сборные железобетонные конструкции в рай­ оне промышленное (57,2%) п жилищное (33,7%) строительство, т. е. для района характерен высокий уровень индустриализации строи­ тельства, превращение строительных площадок в монтажные, на которых сборка зданий осуществляется из изделий заводского произ­ водства с применением машин и механизмов.

Индустриальный характер капитального строительства в Во­ сточной Сибири видоизменил и структуру производства строительных материалов, а именно: возросла степень переработки собственной продукции. Развитие производства сборных железобетонных конст­ рукций во многом обусловлено развитием цементной промышленности. В Восточной Сибпри 57,3% всего цемента потребляется в производ­ стве сборных железобетонных конструкций. За последнее десятиле­ тие производство цемента в районе возросло в 1,9 раза, а производст­ во сборпых железобетонных конструкций в 3 раза.

В Восточной Сибири развито также производство стеновых ма­ териалов, особенно строительного кирпича, выпуск которого неук­ лонно возрастает. Так, в Забайкалье производство кирпича за по­ следнее десятилетне увеличилось более чем в 1,5 раза.

Восточная Сибирь располагает всеми необходимыми сырьевыми ресурсами для эффективного развития промышленности строитель­ ных материалов. Кроме минерального сырья в районе имеются про­ мышленные отходы: зола, шлак, опилки, которые пригодны для вы­ работки строительных матерпалов, а развивающееся химическое про­ изводство будет вырабатывать сырье для новых матерпалов па основе полимеров. Пока химическая промышленность в формировании ма­ териальных затрат строительства Восточной Сибири представлена слабо (2,1%).

Своеобразны связи лесной н деревообрабатывающей промышлен­ ности Восточной Сибири со строительством, где потребляется лишь

157


8,6% продукции лесной промышленности, что значительно ниже, чем)

всреднем по РСФСР (22%). Сокращение потребления лесоматериалов

встроительстве района объясняется широким использованием сбор­ ного железобетона. В 1966 г. па 1 руб. продукции строительства в Восточной Сибири приходилось затрат лесоматериалов в 3 раза мень­ ше, чем затрат промстройматериалов, в частности сборпых железобе­ тонных конструкций.

11 р о м ы ш л е и и о с т ь ц т р а и с п о р т. Связи транспор­ та и промышленности по линии материальных затрат показывают, что основную часть средств производства транспорт получает от топлпвпой промышленности (35,9%), электроэнергетики (18,5%) и ма­ шиностроения (11,1%).

Топливно-энергетические затраты высоки на всех основных видах транспорта Восточной Сибири. Из межотраслевого баланса установлено, что соотношение продукции топливной промыш­ ленности и электроэнергетики в материальных затратах тран­ спорта для отдельных зон Восточной Сибири различное: в АнгароЕннсейском районе 54 : 46, в Забайкалье 89 : 11. Высокий удельный вес продукции топливной промышленности в транспорте Забайкалья объясняется довольно широким применением на железподорожном транспорте тепловозной тяги. В Ангаро-Енисейском районе полный перевод железнодорожного транспорта на электрическую тягу при­ вел к увеличению затрат электроэнергии в материальных затратах транспорта.

Второй по величине отраслью в материальных затратах транс­ порта стоит машиностроение. Причем железнодорожный транспорт пмеет самый низкий удельный вес продукции машиностроения в ма­ териальных затратах (7%), а автомобильный — самый высокий (20%), что свидетельствует о различных условиях работы отдельных видов транспорта. Железнодорожный транспорт Восточной Сибири имеет довольно развитое путевое хозяйство н развитую ремонтно-техниче­ скую базу. Материально-техническая база автомобильного транспор­ та района отстает в своем развитии. Так, основную долю в потреблен­ ной продукции машиностроения на автомобильном транспорте со­ ставляют запасные части к автомобилям (54%).

Химическая промышленность также формирует материальные затраты транспорта. Основным потребителем продукции химической промышленности -выступает автомобильный транспорт. Его матери­ альные затраты на 60% состоят из продукции резинотехнической промышленности.

По линии текущего производственного потребления наиболее тесные связи с транспортом имеют добывающие отрасли промышлен­ ности, из которых иа долю лесозаготовительной п деревообрабаты­ вающей промышлеиности приходится 27%.

Трудно представить развитие промышленности без участия о т- р а с л е й с ф е р ы м а т е р и а л ь н ы х у с л у г . Основная

158


функция их — доведение продукции от производства к потребителю — определяет наиболее тесную связь с отраслями, выпускающими про­ дукцию конечного потребления. По данным межотраслевого баланса, в 1966 г. 59% продукции отраслей сферы материальных услуг, уча­ ствующей в текущем производственном потреблении, было использо­ вано в легкой и пищевой промышленности.

Несколько шире связи промышленности в формировании мате­ риальных затрат отраслей сферы услуг. Так, доля легкой п пищевой промышленности составила 22%, лесной н деревообрабатывающей ■—13,6, электроэнергетики 12% в общей сумме материальных затрат.

Быстро развивающийся технический прогресс коренным образом изменяет структуру производственных связей промышленности н от­ раслей сферы материальных услуг. Например, увеличение выпуска товаров в расфасованном виде, в упаковках из синтетического мате­ риала ведет к сокращению затрат лесной п деревообрабатывающей промышленности п увеличению продукции химической промышлен­

ности.

Внутриотраслевые производственные связи. К отраслям с вы­ роним уровнем внутриотраслевого потребления относятся те отрас­ ли, в которых процесс превращения сырья в готовую продукцию происходит посредством многостадийной обработки. В Восточ­ ной Сибири — это легкая и пищевая, лесная н деревообрабаты­ вающая промышленность.

Производство в легкой промышленности построено по принципу взаимозависимости входящих в ее состав отраслей (текстильпо-швей- ная, текстильпо-кожевенно-обувная и т. д.), поэтому большая часть продукции используется внутри отрасли. В целом по легкой промыш­ ленности Восточной Сибири коэффициент внутриотраслевого потреб­ ления немногим отличается от среднереспубликанского показателя (78,9 против 89,6%), однако по отдельным ее отраслям имеются зна­ чительные отклонения. Так, соотношение швейной и текстильной про­ мышленности в потреблении хлопчатобумажных тканей в 1966 г. в РСФСР составляло 25 и 52%, в то время как в Восточной Сибири оно было 88 и 0,1%. Соответственно и ассортимент швейной промышлен­ ности района отличается большим выпуском пзделпй из хлопчатобу­ мажных тканей.

К числу внутриотраслевого потребления в пищевой промышлен­ ности можно отнестп потребление кондитерской промышленностью продукции сахарной и мукомольно-крупяной промышленности. По данным межотраслевого баланса видно, что затраты мукомольно-кру­ пяной промышленности в производстве кондитерских изделий в во­ сточных районах в 3 раза выше, а продукции сахарной промышлен­ ности в 2 раза ниже, чем в среднем по СССР. Своеобразие этих связей нашло отражение в ассортименте выпускаемой продукции. В 1966 г. удельный вес мучнистых изделий в общем выпуске кондитерских из­ делий составлял в СССР 42%, а в районах Сибири 55%.

159


Развиваясь на основе районных ресурсов, л е с н а я и д е р е ­

во о б р а б а т ы в а ю щ а я промышленность Восточной Сибири характеризуется тесными внутриотраслевыми связями. Удельный вес внутриотраслевого потребления здесь достигает более 50% обще­ го объема затрат. Вместе с тем наблюдаются некоторые недостатки

вразвитии внутриотраслевых связей. Так, большое количество дро­ вяной н нпзкотоварной древесины не находпт промышленного при­ менения.

Всилу специфики отдельных подотраслей лесной и деревообра­ батывающей промышленности наблюдается различная степень тесно­ ты их связей. Лесозаготовительная промышленность связана в основ­ ном с машиностроением и топливной промышленностью. Продукция машпностроення здесь представлена на 2/3 автомобилями, трактора­ ми п запасными частями к ним, что составляет около 10% выпуска их

врайоне. На долю топливной промышленности приходится 14% мате­ риальных затрат, в том числе 93% занимают продукты нефтеперера­ ботки.

Для отраслей лесоперерабатывающей промышленности характер­ ны тесные связи с химической промышленностью. Основным постав­ щиком для химической промышленности выступает целлюлозно-бу­ мажная отрасль и лесохимия. По данным баланса Восточной Спбпрц установлено, что целлюлозно-бумажная промышленность района составляет 40% материальных затрат при производстве хими­ ческих волокон, а удельный вес лесохимии в затратах на производ­ ство синтетического каучука около 70 %.

Основное место в производственных связях отраслей промыш­ ленности занимает э л е к т р о э н е р г е т и к а . В материальных затратах электроэнергетики Восточной Спбпри на долю топливной промышленности приходится 86,4%. Широкое использование угля для производства электроэнергии в условиях Сибири, на наш взгляд, рационально, так как здесь расположены большие запасы бурых и ка­ менных углей. Кроме того, развитие открытого способа добычи угля, при котором значительно снижается его себестоимость, обеспечивает эффективность строительства электростанций вблизи угольных раз­ резов.

Под влиянием технического прогресса непрерывно изменяется энергоемкость производства, в результате чего изменяются связи между электроэнергетикой п отраслями промышленности. Наиболее тесные связи электроэнергетики в Восточной Сибири с машинострое­ нием. Приблизительно половина потребляемой промышленностью Во­ сточной Сибнрн электроэнергии расходуется на двигательную силу. В 1966 г. в районе на технологические нужды было израсходовано око­ ло 12% использованной в текущем производственном потреблении электроэнергии.

По данным межотраслевого баланса, продукция электроэнерге­ тики составила 11% материальных затрат химической промышленно­

160