Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
3. Б НЕЙМАН, В. 3, ПЕКНЕ, Л. С. МОЗ
КРУПНЫЕ
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
ЭНЕРГИЯ»
М О С К В А 1074
|
Гее. nyo^w- и |
n 1x T |
||
|
шумНв-та^ |
гая |
! |
|
6П2.1.081 |
библио |
° |
|
| |
ЭН З |
- : . - ■- |
|||
Н 46 |
ЧИТАЛЬ • |
|
{ |
|
УДК 621.313.333 |
|
|
|
|
|
М - З М |
1 3 Г |
~ |
|
4 1 |
— |
|
|
|
Нейман 3. Б. и др.
Н 46 Крупные вертикальные электродвигатели пере менного тока. М., «Энергия», 1974.
376 с. с ил.
Перед загл. авт.: 3. Б. Нейман, В. 3. Пекне, Л. С. Моз
В книге рассматриваются вопросы проектирования, монтажа, испытания и эксплуатации крупных вертикальных электродвигателей переменного тока — синхронных мощностью 500 кВт и более с часто той вращения 187—1000 об/мин и асинхронных мощностью 300 кВт и выше с частотой вращения 300—1000 об/мин, предназначенных для привода гидравлических насосов. Особое внимание уделено электро двигателям для насосных агрегатов, устанавливаемых в крупных оро сительных системах и на тепловых электростанциях.
Книга рассчитана на конструкторов-электромашиностроителей и специалистов, связанных с монтажом, эксплуатацией и ремонтом круп ных электродвигателей. Она может быть использована студентами электротехнических вузов при курсовом и диппомном проектировании.
30307-597 |
156-74 |
6П2.1.081 |
|
051(01)-74 |
|||
|
|
© Издательство «Энергия», 1974 г,
ПР Е Д И С Л О В И Е
Впоследнее десятилетие значительно рас ширились работы по строительству многих крупных оросительных систем и каналов для водоснабжения промышленных центров. Вве ден в строй действующих канал Иртыш — Ка раганда протяженностью 450 км, являющийся сложным комплексом гидротехнических соору жений. На трассе канала построены десятки крупных насосно-подъемных станций. Этот ка
нал обеспечивает водоснабжение Экибастузского угольного бассейна и промышленные районы Карагандинской области, а также оро шение обширных районов Павлодарской обла сти. Введены в эксплуатацию ряд крупных оросительных систем: Аму-Бухарская, Ширабадская, Саратовская и др. Энерговооружен ность оборудования, установленного на насос ных станциях крупной оросительной системы, достигает в настоящее время 300—400 тыс. кВт.
Директивами XXIV съезда КПСС по плану 9-й пятилетки уделено большое внимание осу ществлению широкой программы мелиорации земель и ускоренному строительству ороси тельных систем в засушливых районах страны. Будут расширены действующие оросительные системы и построены новые — на юге Украи ны, в Ставропольском крае и Поволжье. Боль шое ирригационное строительство намечено в районах хлопководства, особенно в Средней Азии. Предполагается осушить миллионы гек таров заболоченных земель в средней полосе России. Для осуществления этого плана тре буются насосные агрегаты с вертикальными электродвигателями. Вертикальные насосные
3
агрегаты широко) используются также для нй1 сосных станций судоходных каналов, систем водоснабжения тепловых и атомных электро станций. Для решения указанных задач элек тротехнической промышленностью разработа но большое количество новых вертикальных электродвигателей, выпуск которых постоянно увеличивается.
В настоящей книге излагаются вопросы проектирования, монтажа и эксплуатации крупных вертикальных электродвигателей пе ременного тока мощностью от 300 до 25 000 кВт для привода насосов. В книге отражен опыт завода «Уралэлектротяжмаш» и личный опыт авторов по созданию крупных синхронных и асинхронных вертикальных электродвигателей.
гл. |
Введение написано авторами |
совместно, |
||
1—8 и приложение написаны |
Л. С. Моз, |
|||
гл. |
9—18 — 3. Б. |
Нейманом, |
гл. 19—26 — |
|
В. 3. Пекне. |
что книга |
будет полезна |
||
|
Авторы надеются, |
инженерно-техническим работникам, занимаю щимся проектированием и эксплуатацией на сосных станций, а также конструкторам элек тромашиностроительных заводов. Книга мо жет быть использована студентами старших курсов электротехнических факультетов.
Авторы выражают глубокую благодарность редактору Н. К. Мышенковой, проделавшей большую работу по редактированию рукописи.
Авторы считают также своим долгом выра зить искреннюю признательность сотрудникам Отдела главного конструктора завода «Урал электротяжмаш», оказавшим авторам помощь
при работе над рукописью.
Авторы
ВВ Е Д Е Н И Е
Внашей стране осуществляется широкая программа строительства различных гидротехнических сооружений.
Всвязи с этим в народном хозяйстве находится в экс
плуатации большое количество крупных вертикальных электродвигателей переменного тока и потребность в та ких машинах все увеличивается. В ирригационных и оро сительных системах, на насосных станциях городского и промышленного водоснабжения устанавливаются насос
ные агрегаты с |
вертикальными электродвигателями, |
преимущественно |
синхронными, мощностью от 500 до |
25 000 кВт. |
|
На гидроаккумулирующих станциях, где агрегаты работают то как насосы, создавая запасы воды в водо хранилищах, то как турбины, расходуя запасенную воду в часы пиков электронагрузки, мощность синхронных двигателей-генераторов доходит до 100 МВт и более.
Насосные агрегаты с асинхронными двигателями устанавливаются на электростанциях. При питании дви гателя, находящегося на электростанции, нет потерь мощности на передачу реактивной энергии по ЛЭП, не требуется от электродвигателя выдача реактивной энерги в сеть. В этих условиях асинхронные короткозамкну тые двигатели имеют значительные преимущества перед синхронными в части удобства и простоты обслужива ния, а также стоимости. Стоимость асинхронного корот козамкнутого двигателя в среднем на 20% меньше стои мости синхронного двигателя с электромашинным возбу дителем.
Для систем технического водоснабжения тепловых электростанций применяются вертикальные насосные агрегаты с асинхронными двигателями мощностью от 300 до нескольких тысяч киловатт. Мощность асинхрон ных двигателей для главных циркуляционных насосов атомных электростанций достигает 10000 кВ г.
5
На современных крупных электростанциях принята блочная схема подачи воды в конденсаторы: для каж дой турбины устанавливаются два насосных агрегата без перемычек на трубопроводах. При этом имеют место большие колебания напора воды в зависимости от сезо на и при изменении режима работы турбоагрегата. Ко лебания напора могут быть такими, что при неизменной частоте вращения не обеспечивается бескавитационная работа насоса. В этом случае устанавливаются двухско ростные насосные агрегаты. Изменение частоты враще ния позволяет ввести режим насоса в зону устойчивой работы, так как при изменении частоты вращения изме няются расход и напор воды.
В зависимости от гидравлического режима работы агрегата применяются осевые или центробежные на
сосы. |
|
- |
7" ' |
На рис. В-1 показан разрез |
насосного агрегата, со |
||
стоящего из осевого насоса |
и |
синхронного |
двигателя |
мощностью 5000 кВт.
Центробежные насосы имеют жесткие характеристи ки зависимости расхода воды от напора. В осевых на сосах величина подачи воды может регулироваться по воротом лопастей в пределах (ориентировочно) 9—12°. Разворот лопастей может осуществляться ручным, элек трическим или гидравлическим приводом. Механизм раз ворота установлен между фланцами валов двигателя и насоса. В случае гидравлического или электрического привода вал электродвигателя выполняется с централь ным отверстием по всей длине для размещения штанги от гидропривода или проводов питания электродвигателя механизма разворота лопастей.
Все крупные гидравлические насосы (осевые и цен тробежные), как правило, изготовляются с вертикаль ным валом. Это объясняется значительными технико экономическими преимуществами вертикальных насосов по сравнению с горизонтальными — более удобной ком поновкой и меньшими размерами в плане. Обычно в вер тикальных насосных агрегатах нагрузку от реакции воды и силы тяжести роторов насоса и электродвигателя вос принимает подпятник вертикального электродвигателя. Эта особенность существенно влияет на конструкцию электродвигателя. Из известных двух исполнений верти кальных электрических машин — подвесного и зонтич ного— в рассматриваемых агрегатах, как правило, при-
6
меняется подвесное исполнение. В этом случае подпят ник расположен выше ротора и грузонесущей является верхняя крестовина электродвигателя. Такое исполнение обеспечивает удобство обслуживания ц повышает наЯсность работы.
7
Учитывая все возрастающий выпуск насосных агре гатов, увеличение их единичной мощности, у нас в стра не разработаны ГОСТ на насосы, установлены твердые шкалы мощностей и частоты вращения электродвигате лей. Это позволяет проектировать серии электродвига телей для насосов с максимальной унификацией узлов н деталей, удешевляя и упрощая производство отдельной машины.
К вертикальным электродвигателям для насосов предъявляются специфические требования, связанные с особенностями их работы. Электродвигатели для на сосных станций оросительных систем должны допускать частые пуски. Асинхронные двигатели насосных агрега тов на атомных электростанциях должны сохранять ра ботоспособность в сложных аварийных условиях.
Все вертикальные электродвигатели для насосов должны быть рассчитаны на повышенную угонную ча стоту вращения. Это связано с тем, что у насосных агре гатов при отключении двигателя от сети происходит быстрое торможение двигателя водой, которая стекает из напорного водовода. Поскольку сток воды, как правило, продолжается и после торможения, двигатель начинает вращаться в обратную сторону. Максимальная частота вращения, которую при этом может развить агрегат, зависит от размера напорного водовода и наличия огра ничительных средств для прекращения слива воды из верхнего бассейна. Угонная скорость может превышать поминальную на 30—50%, а иногда и на 80%. Повышен ная по сравнению с горизонтальными машинами угонная частота вращения отражается на конструкции двигате
ля — ротора, подпятника и подшипников.
Вданной книге рассматриваются вопросы проекти
рования, монтажа и эксплуатации вертикальных двига телей — синхронных мощностью до 25 МВт при частоте вращения 750—187 об/мин и асинхронных мощностью от 300 кВт и выше при частоте вращения 1000—375 об/мин.
Глава п'ервая
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ
1-1. ВЫБОР ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Выбор основных размеров электродвигателя — вну треннего диаметра якоря и активной длины его — произ водится на основании машинной постоянной Арнольда, связывающей размеры якоря с электромагнитными на грузками и вращающим моментом.
Постоянная Арнольда
|
^ |
D2ln |
С, |
смэ'Об/мин |
п |
1Ч |
|||
|
С А |
5 |
|
АВЬ ’ |
|
кЁГА |
’ |
|
|
Р (кВт) |
мощность двигателя, кВ-А; А — линей |
||||||||
где S = —^ — |
|||||||||
ная нагрузка, А/см; Вь— индукция в зазоре, |
Т; D и I — |
||||||||
внутренний диаметр и длина якоря, |
см; |
ij — к. п. д. дви |
|||||||
гателя. |
|
|
|
|
|
|
|
обычно 0,9, |
|
Для синхронных двигателей coscp равен |
|||||||||
а к. п. д. может быть принят по табл. 1-1. |
|
|
|||||||
Для асинхронных двигателей coscp и к. п. д. можно |
|||||||||
принять по рис. |
1-1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1-1 |
|
Коэффициент |
полезного |
действия |
вертикальных |
синхронных |
|||||
|
|
|
|
двигателей |
|
|
|
|
|
2Р |
|
|
б |
|
|
|
|
8--10 |
|
М ощ ность, |
1 000— 2 000 |
|
2 500— 4 000 |
600— 1 600 |
2 000— 4 000 |
||||
кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я % |
94—95 |
|
9 5 ,5 — 96,0 |
9 3 ,5 —9 4 ,5 |
95—95 ,5 |
9