Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л н ц а 91 |
потребностями |
капи |
||||
Продолжительность |
строительства |
отдельных |
тального |
строительства |
||||||
|
|
объектов, лет |
|
|
Восточной |
Сибири |
и |
|||
|
|
|
|
нор |
Предусмо |
темпами |
развития |
его |
||
|
Стройка |
|
тренная |
производственной базы. |
||||||
|
|
Но мам |
в перспек |
Несбалансир о в а н- |
||||||
|
|
|
|
тивных |
||||||
|
|
|
|
планах |
ность в |
развитии |
про |
|||
Коршуиовскпп |
горнообогатн- |
|
|
изводственной ’ базы и |
||||||
4 |
8 |
объемов |
планируемых |
|||||||
тельньш |
комбинат . . . . |
строительно-монтажных |
||||||||
Иркутский |
алюминиевый завод |
5 |
11 |
|||||||
Братский |
|
» |
» |
7 |
12 |
работ — одна из причин |
||||
Азейскпй угольный разрез № 1 |
4 |
10 |
больших потерь чистого |
|||||||
Сафроповскнй |
разрез . . . . |
4 |
13 |
дохода вследствие |
зна |
|||||
Харанорскпй |
» |
. . . . |
4 |
10 |
чительного |
отклонения |
||||
Улан-Уденский стекольный за |
3 |
12 |
||||||||
вод ................................... .... . |
фактических |
сроков |
||||||||
|
|
|
|
|
|
строительства по |
срав |
|||
|
|
|
|
|
|
нению с нормативными. |
||||
По нашим расчетам, потери чистого дохода государства |
из- |
за увеличения фактических сроков строительства по сравнению с нор мативными по 10 крупным строящимся промышленным предприятиям Восточной Спбпрп составили около 50% нх сметной стоимости.
Вместе с тем следует отметить, что недостаточная обеспеченность строящихся объектов строительными материалами и мощностями строительных организаций в Восточной Спбпрп далеко не всегда представляет единственную и главную причину растягивания сроков строптельства.
Анализ показывает, что отставание фактических сроков строи тельства от установленных нормативов во многих случаях вызвано в основном неудовлетворительным планированием и финансирова нием капитального строительства (табл. 91). Выборочное обследо вание по 33 крупным стройкам Восточной Сибири показало, что выделяемые в годовых планах финансовые и материальные ресурсы для строптельтства указанных объектов предусматривают сроки стро ительства, в 2—2,5 раза превышающие установленные нормы.
Потери, связанные с удорожанием строптельства вследствие превышения фактических сроков по обследованным объектам по сравнению с нормативными, составляют, по нашим расчетам, около 10% их сметной стоимости, или свыше 110 млн. руб.
Одна из основных причин плохой обеспеченности строек финан совыми и материальными'ресурсами, по нашему мнению,— отсутст вие достоверной нормативной базы, соответствующей реальным за тратам на строительство (из-за неполного учета в сметах региональных условий строительства, необходимых сопряженных капитальных вло жений в транспортное, энергетическое, складское хозяйство, очистные сооружения и т.щ.), а также сокращение без достаточных оснований сметной стоимости некоторых объектов экспортирующими органиэа-
190
днями. Удорожание фактических затрат по сравнению с утвержден ными сметами во многом связано и с недостатками в работе проект ных и строительных организаций.
По результатам выборочного обследования 20 крупных объек тов экономического района фактические затраты на их строительство превышают первоначально утвержденные сметные стоимости на
15-35% .
Указанные размеры удорожания строительства в экономическом районе примерно совпадают с аналогичными показателями в среднем по стране. По данным Госстроя СССР, на обследованных 748 пред приятиях различных отраслей суммарная сметная стоимость в ре зультате пересмотра проектов увеличилась на 44—46%*.
Строительство в Восточной Сибири протекает в сложных ус ловиях, предопределенных региональными особенностями террито рии. Материалоемкость строительства в этом районе в 1966 г. состав ляла 63%, в РСФСР — 55,6%. Удорожающими факторами высту пают суровость климата, пионерный характер промышленно-тран спортного освоения, большая удаленность от развитых центров, острый дефицит трудовых ресурсов и резкое отставание в развитии строительной индустрии и промышленности строительных мате риалов.
По данным И. Е. Удаловой, в среднем стоимость строительства в Сибири составляет 130% от соответствующего показателя по РСФСР и колеблется от 115% в южных районах до 203% в районах за Полярным кругом**. Стоимость 1 м2 жилой площади, например, в 1968 г. в городах Московской области и прилегающих к ней цент рах составляла 113—137 руб., в Красноярске 141, в Иркутске 178, в Братске 230, в Норильске 229, в Якутске 372 руб.
Основные элементы прямых затрат в строительстве — это за траты на материалы и заработную плату. Повышенный расход стро ительных материалов обусловлен необходимостью сооружать допол нительные элементы: коридоры, тамбуры, утепляющие оболочки сеней, утолщенные стены и покрытия. Строительство в районах вечной мерзлоты требует сооружения особых протпвомерзлотных приспособлений п конструкций, специальных фундаментов зданий. Снижается также производительность машин и механизмов, работаю щих на открытом воздухе, уменьшаются сроки их эксплуатации, повышаются затраты иа их обслуживанпе.
Кроме того, в стоимости строительных материалов, использу емых в Восточной Сибири, велики затраты на их транспортировку, во-первых, из-за больших расстояний перевозок и, во-вторых, из-за повышенных тарифов на водном транспорте.
*Новиков И. Эффективность строительства.— «Правда», 27 шопя, 1969.
**Удалова И. Е. Об эффективности строительства в Спбпрп.— В кн.: Труды конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири.
Новосибирск, 1969, с. 88—89.
191
По сравнению с Волжским пароходством перевозка цемента Енисейским пароходством оплачивается выше на 212, Ленским на 258, Восточпо-Сибирскпм на 283%. Прп перевозке цемента Волж ским пароходством стоимость водного тарифа составляет 78% от железнодорожного. Водные же тарифы в Восточной Сиблрн выше железнодорожных: для Енисейского пароходства на 166, для Ленского на 200, для Восточно-Сибирского на 221%. В условиях северных районов Восточной Сибири (Норильск) затраты по достав ке строительных материалов и конструкций увеличивают их стои мость в 1,7—2,7 раза.
Существенно меняется структура расхода строительных мате риалов на единицу строительно-монтажных работ. Расход традицион ных строительных материалов (извести, кирпича) значительно сокра щается, зато заметно растет потребление более эффективных строи тельных материалов — цемента, сборного железобетона, стеновых панелей, являющихся основой индустриализации строительства.
В освоенных районах Восточной Сибнрп (Красноярском, Ирку- тско-Черемховском, Братско-Тайшетском) производство некоторых строительных материалов значительно превышает потребности строи тельства. Затраты на изготовление строительных материалов в этих районах в результате сравнительно высокой концентрации произ водства п освоенности территории более низки. Районы отличаются высоким уровнем специализации и обширным ассортиментом строительных материалов.
На остальной территории выпуск многих строительных мате риалов отстает от потребностей строительства пли совсем отсут ствует. Имеющиеся предприятия вследствие небольших объемов про изводства и слабой освоенности территории выпускают продукцию повышенной стоимости п в большинстве своем нерентабельны. Стройки в этих районах обеспечиваются в основном привозными строительными материалами, так как несмотря па дальние перевоз ки привозные материалы оказываются дешевле местпых.
По уровню развития производства основных строительных ма териалов первое место занимает Красноярский край. Производство и потребление строительных материалов здесь характеризуется вы соким уровнем концентрации, затраты на изготовление большинства строительных материалов: кирпича, стеновых панелей, цемента, сборного железобетона — самые низкие в Восточной Сибири.
В Иркутской области все крупные предприятия промышленно сти строительных материалов сосредоточены в Иркутско-Черемхов- ском п Братско-Тайшетском районах. Здесь представлен весь набор отраслей промышленности строительных материалов. Про изводство отличается высокой концентрацией.
Читинская область отстает от других районов Восточной Си бири н по масштабам строительства, и по производству строительных материалов.
192
3. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Валовая продукция строительства. Строительство — одна из крупнейших отраслей народного хозяйства Восточной Сибири.Удель ный вес ее в совокупном валовом продукте Восточной Сибири в 1966 г. составил 14.4% и в общей численности работающих — 10,5%.
Ведущей отраслью строительства в Восточной Сибири является
промышленное, |
имеющее наибольший удельный |
вес — 63,5% |
||||
(табл. 92). |
В |
Ангаро-Енисейском |
районе строятся |
промы |
||
шленные предприятия |
союзной специализации — это |
объекты |
||||
энергетики, |
цветной |
металлургии, |
химической |
и нефтехимиче |
ской промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышлен ности; в Забайкалье — объекты цветной металлургии и энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В отчетном межотраслевом балансе зафиксирован довольно вы сокий удельный вес непроизводственного строительства, однако общий объем и темпы создания непроизводственных фондов в Восточ ной Сибири существенно не удовлетворяют потребности в жилье и других объектах непроизводственной сферы. Динамика капитало вложений в непроизводственную сферу и темпов ввода непроизвод ственных фондов в эксплуатацию дает основание заключить, что диспропорциональность в обеспеченности непроизводственными фон дами жителей Восточной Сибири не ликвидируется.
В последнее десятилетие снизились объемы капиталовложений
вжилищное строительство Ангаро-Енисейского района.
Вусловиях дефицита трудовых ресурсов и существенного
сокращения такого резерва, |
как домашнее и личное подсоб |
ное хозяйство, низкие темпы |
непроизводственного строительства |
уже в ближайшее время могут стать тормозом дальнейшего роста общественного производства в этом регионе.
Строительство относится к материалоемким отраслям производства, материальные затраты здось составляют 63% стоимости
валовой продукции (табл. 93). |
Т а б л и ц а |
92 |
|||||||
Ориентировочные |
расчеты сто |
||||||||
Отраслевая структура валовой |
продук |
||||||||
имостной |
структуры |
валового |
|||||||
продукта строительства в |
1959 |
ции строительства Восточной Сиби |
|
||||||
ри, % |
|
|
|||||||
и 1969 гг. и данные отчетного |
|
Валовая |
|||||||
межотраслевого |
баланса |
за |
|
продук |
|||||
1966 г. |
показывают |
сильные |
Отрасль строительства |
ция |
от |
||||
раслей |
|||||||||
изменения в стоимостной струк |
|
строи |
|||||||
|
тельства |
||||||||
туре (табл. 94). |
|
|
мате |
|
|
|
|||
Большое |
снижение |
Промышленное . . . . . |
63,5 |
||||||
риалоемкости |
связано |
с |
суще |
Транспортное ......................... |
3,8 |
||||
ственными техническими и тех |
Сельскохозяйственное . . . |
44,6 |
|||||||
Ж илш цпое.............................. |
22,4 |
||||||||
нологическими |
изменениями в |
||||||||
Прочее......................... .... |
Ь , / |
||||||||
строительстве, |
происшедшими |
|
|
|
13 Заказ .Ks 104 |
193 |