Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л н ц а 91

потребностями

капи­

Продолжительность

строительства

отдельных

тального

строительства

 

 

объектов, лет

 

 

Восточной

Сибири

и

 

 

 

 

нор­

Предусмо­

темпами

развития

его

 

Стройка

 

тренная

производственной базы.

 

 

Но мам

в перспек­

Несбалансир о в а н-

 

 

 

 

тивных

 

 

 

 

планах

ность в

развитии

про­

Коршуиовскпп

горнообогатн-

 

 

изводственной ’ базы и

4

8

объемов

планируемых

тельньш

комбинат . . . .

строительно-монтажных

Иркутский

алюминиевый завод

5

11

Братский

 

»

»

7

12

работ — одна из причин

Азейскпй угольный разрез № 1

4

10

больших потерь чистого

Сафроповскнй

разрез . . . .

4

13

дохода вследствие

зна­

Харанорскпй

»

. . . .

4

10

чительного

отклонения

Улан-Уденский стекольный за­

3

12

вод ................................... .... .

фактических

сроков

 

 

 

 

 

 

строительства по

срав­

 

 

 

 

 

 

нению с нормативными.

По нашим расчетам, потери чистого дохода государства

из-

за увеличения фактических сроков строительства по сравнению с нор­ мативными по 10 крупным строящимся промышленным предприятиям Восточной Спбпрп составили около 50% нх сметной стоимости.

Вместе с тем следует отметить, что недостаточная обеспеченность строящихся объектов строительными материалами и мощностями строительных организаций в Восточной Спбпрп далеко не всегда представляет единственную и главную причину растягивания сроков строптельства.

Анализ показывает, что отставание фактических сроков строи­ тельства от установленных нормативов во многих случаях вызвано в основном неудовлетворительным планированием и финансирова­ нием капитального строительства (табл. 91). Выборочное обследо­ вание по 33 крупным стройкам Восточной Сибири показало, что выделяемые в годовых планах финансовые и материальные ресурсы для строптельтства указанных объектов предусматривают сроки стро­ ительства, в 2—2,5 раза превышающие установленные нормы.

Потери, связанные с удорожанием строптельства вследствие превышения фактических сроков по обследованным объектам по сравнению с нормативными, составляют, по нашим расчетам, около 10% их сметной стоимости, или свыше 110 млн. руб.

Одна из основных причин плохой обеспеченности строек финан­ совыми и материальными'ресурсами, по нашему мнению,— отсутст­ вие достоверной нормативной базы, соответствующей реальным за­ тратам на строительство (из-за неполного учета в сметах региональных условий строительства, необходимых сопряженных капитальных вло­ жений в транспортное, энергетическое, складское хозяйство, очистные сооружения и т.щ.), а также сокращение без достаточных оснований сметной стоимости некоторых объектов экспортирующими органиэа-

190


днями. Удорожание фактических затрат по сравнению с утвержден­ ными сметами во многом связано и с недостатками в работе проект­ ных и строительных организаций.

По результатам выборочного обследования 20 крупных объек­ тов экономического района фактические затраты на их строительство превышают первоначально утвержденные сметные стоимости на

15-35% .

Указанные размеры удорожания строительства в экономическом районе примерно совпадают с аналогичными показателями в среднем по стране. По данным Госстроя СССР, на обследованных 748 пред­ приятиях различных отраслей суммарная сметная стоимость в ре­ зультате пересмотра проектов увеличилась на 44—46%*.

Строительство в Восточной Сибири протекает в сложных ус­ ловиях, предопределенных региональными особенностями террито­ рии. Материалоемкость строительства в этом районе в 1966 г. состав­ ляла 63%, в РСФСР — 55,6%. Удорожающими факторами высту­ пают суровость климата, пионерный характер промышленно-тран­ спортного освоения, большая удаленность от развитых центров, острый дефицит трудовых ресурсов и резкое отставание в развитии строительной индустрии и промышленности строительных мате­ риалов.

По данным И. Е. Удаловой, в среднем стоимость строительства в Сибири составляет 130% от соответствующего показателя по РСФСР и колеблется от 115% в южных районах до 203% в районах за Полярным кругом**. Стоимость 1 м2 жилой площади, например, в 1968 г. в городах Московской области и прилегающих к ней цент­ рах составляла 113—137 руб., в Красноярске 141, в Иркутске 178, в Братске 230, в Норильске 229, в Якутске 372 руб.

Основные элементы прямых затрат в строительстве — это за­ траты на материалы и заработную плату. Повышенный расход стро­ ительных материалов обусловлен необходимостью сооружать допол­ нительные элементы: коридоры, тамбуры, утепляющие оболочки сеней, утолщенные стены и покрытия. Строительство в районах вечной мерзлоты требует сооружения особых протпвомерзлотных приспособлений п конструкций, специальных фундаментов зданий. Снижается также производительность машин и механизмов, работаю­ щих на открытом воздухе, уменьшаются сроки их эксплуатации, повышаются затраты иа их обслуживанпе.

Кроме того, в стоимости строительных материалов, использу­ емых в Восточной Сибири, велики затраты на их транспортировку, во-первых, из-за больших расстояний перевозок и, во-вторых, из-за повышенных тарифов на водном транспорте.

*Новиков И. Эффективность строительства.— «Правда», 27 шопя, 1969.

**Удалова И. Е. Об эффективности строительства в Спбпрп.— В кн.: Труды конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири.

Новосибирск, 1969, с. 88—89.

191


По сравнению с Волжским пароходством перевозка цемента Енисейским пароходством оплачивается выше на 212, Ленским на 258, Восточпо-Сибирскпм на 283%. Прп перевозке цемента Волж­ ским пароходством стоимость водного тарифа составляет 78% от железнодорожного. Водные же тарифы в Восточной Сиблрн выше железнодорожных: для Енисейского пароходства на 166, для Ленского на 200, для Восточно-Сибирского на 221%. В условиях северных районов Восточной Сибири (Норильск) затраты по достав­ ке строительных материалов и конструкций увеличивают их стои­ мость в 1,7—2,7 раза.

Существенно меняется структура расхода строительных мате­ риалов на единицу строительно-монтажных работ. Расход традицион­ ных строительных материалов (извести, кирпича) значительно сокра­ щается, зато заметно растет потребление более эффективных строи­ тельных материалов — цемента, сборного железобетона, стеновых панелей, являющихся основой индустриализации строительства.

В освоенных районах Восточной Сибнрп (Красноярском, Ирку- тско-Черемховском, Братско-Тайшетском) производство некоторых строительных материалов значительно превышает потребности строи­ тельства. Затраты на изготовление строительных материалов в этих районах в результате сравнительно высокой концентрации произ­ водства п освоенности территории более низки. Районы отличаются высоким уровнем специализации и обширным ассортиментом строительных материалов.

На остальной территории выпуск многих строительных мате­ риалов отстает от потребностей строительства пли совсем отсут­ ствует. Имеющиеся предприятия вследствие небольших объемов про­ изводства и слабой освоенности территории выпускают продукцию повышенной стоимости п в большинстве своем нерентабельны. Стройки в этих районах обеспечиваются в основном привозными строительными материалами, так как несмотря па дальние перевоз­ ки привозные материалы оказываются дешевле местпых.

По уровню развития производства основных строительных ма­ териалов первое место занимает Красноярский край. Производство и потребление строительных материалов здесь характеризуется вы­ соким уровнем концентрации, затраты на изготовление большинства строительных материалов: кирпича, стеновых панелей, цемента, сборного железобетона — самые низкие в Восточной Сибири.

В Иркутской области все крупные предприятия промышленно­ сти строительных материалов сосредоточены в Иркутско-Черемхов- ском п Братско-Тайшетском районах. Здесь представлен весь набор отраслей промышленности строительных материалов. Про­ изводство отличается высокой концентрацией.

Читинская область отстает от других районов Восточной Си­ бири н по масштабам строительства, и по производству строительных материалов.

192


3. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Валовая продукция строительства. Строительство — одна из крупнейших отраслей народного хозяйства Восточной Сибири.Удель­ ный вес ее в совокупном валовом продукте Восточной Сибири в 1966 г. составил 14.4% и в общей численности работающих — 10,5%.

Ведущей отраслью строительства в Восточной Сибири является

промышленное,

имеющее наибольший удельный

вес — 63,5%

(табл. 92).

В

Ангаро-Енисейском

районе строятся

промы­

шленные предприятия

союзной специализации — это

объекты

энергетики,

цветной

металлургии,

химической

и нефтехимиче­

ской промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышлен­ ности; в Забайкалье — объекты цветной металлургии и энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

В отчетном межотраслевом балансе зафиксирован довольно вы­ сокий удельный вес непроизводственного строительства, однако общий объем и темпы создания непроизводственных фондов в Восточ­ ной Сибири существенно не удовлетворяют потребности в жилье и других объектах непроизводственной сферы. Динамика капитало­ вложений в непроизводственную сферу и темпов ввода непроизвод­ ственных фондов в эксплуатацию дает основание заключить, что диспропорциональность в обеспеченности непроизводственными фон­ дами жителей Восточной Сибири не ликвидируется.

В последнее десятилетие снизились объемы капиталовложений

вжилищное строительство Ангаро-Енисейского района.

Вусловиях дефицита трудовых ресурсов и существенного

сокращения такого резерва,

как домашнее и личное подсоб­

ное хозяйство, низкие темпы

непроизводственного строительства

уже в ближайшее время могут стать тормозом дальнейшего роста общественного производства в этом регионе.

Строительство относится к материалоемким отраслям производства, материальные затраты здось составляют 63% стоимости

валовой продукции (табл. 93).

Т а б л и ц а

92

Ориентировочные

расчеты сто­

Отраслевая структура валовой

продук­

имостной

структуры

валового

продукта строительства в

1959

ции строительства Восточной Сиби­

 

ри, %

 

 

и 1969 гг. и данные отчетного

 

Валовая

межотраслевого

баланса

за

 

продук­

1966 г.

показывают

сильные

Отрасль строительства

ция

от­

раслей

изменения в стоимостной струк­

 

строи­

 

тельства

туре (табл. 94).

 

 

мате­

 

 

 

Большое

снижение

Промышленное . . . . .

63,5

риалоемкости

связано

с

суще­

Транспортное .........................

3,8

ственными техническими и тех­

Сельскохозяйственное . . .

44,6

Ж илш цпое..............................

22,4

нологическими

изменениями в

Прочее......................... ....

Ь , /

строительстве,

происшедшими

 

 

 

13 Заказ .Ks 104

193