Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

также 'линия связи основной системы телемеханики, переключаемая на резервную систему при выходе из строя основной системы.

Система работает следующим образом: от источника питания через выпрямительный мост выпрямленный ток определенной по­ лярности проходит через диод реле PC, по линии связи, через диод, контакт реле НЛ и по второму проводу возвращается .к источнику питания. При наличии напряжения на питающих кабелях 600 в за­ мыкающие .контакты всех реле НЛ замкнуты и реле PC обтекается током и через его замыкающий контакт горит лампочка, сигнализи-

ос в

§ ^

| |

QJ СЬ

Рис. 221. Одна из'схем резервной системы телемеханики («Робот»)

рующая о наличии напряжения на питающих кабелях 600 в. При исчезновении напряжения на каком-либо питающем кабеле 600 в происходит разрыв цепи и реле PC отпадает, гаснет лампа и зво­ нит звонок.

Для передачи команды необходимо нажать кнопку КУ и пере­ ключить полярность питания схемы переключателем полярности П. В этом случае встанет под ток реле РУ на контролируемом пункте и замкнет цепь промежуточного реле ПРУ, установленного с целью увеличения количества контактов. Реле ПРУ своими контактами подает .команду на включение отключенных линейных выключате­ лей.

§ 44. ТЕЛЕИЗМЕРЕНИЕ

Для измерения величин тока и напряжения на расстоянии (те­ леизмерение) измеряемые величины преобразуются к. виду, удоб­ ному для передачи по линиям связи, причем должно быть сохране­ но соответствие изменений преобразованной величины изменениям измеряемой величины. .

По линиям, связи наиболее удобно передавать постоянный ток и

318


напряжение, на которые не оказывают влияние индуктивность и ем­ кость линии связи.

На тяговых подстанциях обычно применяется телеизмерение на­ пряжения кабелей вводов 6—10 кв и тока нагрузки выпрямитель­ ных агрегатов со стороны переменного тока.

Для преобразования переменного тока и напряжения применя­ ются датчики тока ВПТ и датчики напряжения ВПН (выпрямитель­ ные преобразователи тока и напряжения).

Первичная обмотка датчика (рис. 222) присоединяется к вто­ ричной обмотке трансформатора тока ВПТ или трансформатора напряжения ВПН. Вторичная обмотка трансформатора датчика имеет средний вывод и вместе

с вентилями

образует

схемх

At

двухполупериодного

выпрям­

 

ления. При изменении тока

 

или напряжения

в

первичной

обмотке получается пропорцио­

нальное изменение этих

вели­

чин на стороне выпрямленного

 

тока.

 

прибор под­

 

Измерительный

 

ключается к

стороне

выпрям-

Рис. 222. Принципиальная схема дат-

ленного тока через провода ЛИ-

чика телеизмерения тока типа ВПТ-2

нии связи. Для измерений ис­ пользуется специальный прибор, у которого полное отклонение стрелки происходит при токе 1 ма.

Прибор, применяемый с датчиком, изготовляется со шкалой, не имеющей градуировки. Шкала градуируется на месте в зависимо­ сти от измеряемой величины.

Трансформаторы преобразователей подобраны таким образом, что при протекании в первичной обмотке трансформатора тока 5 а (ВПТ) или при наличии на первичной обмотке напряжения 100 в (ВПН) через прибор потечет ток, равный 1 ма.

В цепи датчика устанавливается переменное сопротивление, с помощью которого можно регулировать сопротивление всей цепи, компенсируя сопротивление линии.

Для сглаживания пульсации выпрямленного тока и резких толч­ ков измеряемой величины устанавливается фильтр RC.

Так как напряжение на кабелях вводов 6—10 кв в нормальных условиях изменяется в небольших пределах, а снижение напряже­ ния на 40—■50% от номинальной величины недопустимо и измере­ ние точного значения пониженного напряжения не имеет практиче­ ского значения, в датчиках напряжения ВПН предусмотрен дрос­ сель насыщения, позволяющий увеличить цену деления в конце шкалы прибора за счет уменьшения ее в начале.

Телеизмерение может производиться как по отдельным линиям связи, так и по линиям связи ТУ и ТС, если применяемое устройство ТУ и ТС по своей конструкции предусматривает такую возмож­ ность.

319


 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.

Какая аппаратура применяется в схемах автоматики и телемеханики?

2.

В каких случаях применяется АПВ, в каких случаях АВР у агрегатов?

3.Какова схема автоматики линейного выключателя?

4.Расскажите о назначении и принципе работы схем автоматики управле­

ния вентиляторами КВ.

б. Какие системы телемеханики применяются на подстанциях и чем они от­ личаются друг от друга?

Г Л А В А IX

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

§ 45. ТЕХНИ ЧЕСКАЯ ЭК С П Л У А Т А Ц И Я

Тяговые подстанции должны быть построены и оборудованы в соответствии с требованиями Правил устройства электроустано­ вок (ПУЭ). Правила устройства электроустановок содержат обя­ зательные требования по выбору оборудования и проверке его на электрическую и механическую прочность по току короткого замы­ кания, выбору сечения кабелей, шин и проводов, размещению обо­ рудования, обеспечивающему безопасное его обслуживание и на­ дежную работу.

Эксплуатация тяговых подстанций должна производиться в со­ ответствии с Правилами технической эксплуатации электроустано­ вок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуа­ тации электроустановок потребителей, Правилами технической эксплуатации троллейбуса (трамвая), Правилами пожарной безо­ пасности, а также действующими должностными инструкциями и инструкциями по эксплуатации отдельных видов оборудования и устройств, разработанными применительно к специфическим усло­ виям и особенностям работы тяговых подстанций трамвая и трол­ лейбуса.

Перечисленные выше правила и инструкции определяют режим работы оборудования подстанций, сроки и технологию профилак­ тических, текущих и капитальных ремонтов, объем и нормы испыта­ ния электрооборудования, порядок производства оперативных пе­ реключений и насения дежурства, безопасность работы персонала.

На каждой тяговой подстанции должен быть комплект следую­ щей технической документации:

генеральный план участка подстанции с нанесением всех соору­ жений и подземных коммуникаций;

принципиальные и исполнительные схемы первичной и вторич­ ной коммутации всех присоединений;

технические акты на скрытые работы по строительной части под­ станции, по подземным сооружениям и коммуникациям;

паспортные карты или журнал с описью технических данных оборудования, устройств защиты, заземления, измерительных при­ боров;

журнал ремонтов, в который систематически заносятся записи а

321


произведенных осмотрах, выявленных дефектах, ремонтах и испы­ таниях оборудования, сооружений и устройств.

Паспортный журнал может быть объединен с журналом ремон­ тов в общий паспортно-ремонтный журнал. Записи в журнале дол­ жны производиться своевременно и полностью отражать техничес­ кое состояние оборудования на каждый данный момент.

Профилактические и капитальные ремонты оборудования, а так­ же его испытания производят в соответствии с утвержденными пла­ нами. Периодичность ремонтов устанавливается в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации, заводских инст­ рукций и местных условий эксплуатации.

Организация эксплуатации и производства ремонтов, а также административно-техническое руководство тяговыми подстациями определяются в основном количеством тяговых подстанций и техни­ ческой их оснащенностью.

Оперативное, руководство эксплуатацией тяговых подстанций в крупных городах осуществляется электродиспетчерами, которые отдают распоряжения оперативному персоналу подстанций о про­ изводстве оперативных, переключений на присоединениях распре­ делительных устройств 6—10 кв и 600 в и разрешение на производ­ ство ремонтных работ на оборудовании и сооружениях, когда это может отразиться на бесперебойности электроснабжения линии трамвая и троллейбуса.

Списки лиц оперативного персонала электродиспетчерского от­ дела, имеющих право выдавать оперативные распоряжения и вести оперативные переговоры, и списки оперативного персонала подстан­ ций, имеющего право производить переключения и вести оператив­ ные переговоры, должны подписываться руководящими лицами. Все изменения в составе оперативного персонала должны немедленно вноситься в эти списки.

Вгородах, где отсутствует электродиспетчерский отдел, право выдачи оперативных распоряжений присваивается определенным лицам административно-технического персонала подстанций.

Вэксплуатацию подстанций входят надзор и поддержание уста­ новленного режима работы оборудования, обеспечение бесперебой­ ного электропитания линий трамвая и троллейбуса, поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории подстанции, осмотр и ремонт оборудования, зданий и сооружений, устранение неисправностей и повреждений, производство оперативных переклю­ чений.

По условиям эксплуатации подстанции делятся на подстанции с постоянным присутствием персонала, на которых ведется кругло­ суточное дежурство дежурных электромонтеров, и подстанции без постоянного присутствия персонала, обслуживание которых осуще­ ствляется оперативно-ремонтным персоналом, приезжающим на подстанции для осмотра, производства ремонтов и оперативных пе­ реключений.

Оперативно-ремонтный персонал в отличие от ремонтного пер­ сонала имеет право производства оперативных переключений, до-

322