Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
проходного изолятора крепится стойка с контактным зажимом 8, к которому присоединяется подводящая шина. Связь контактного зажима с подвижным контактным стержнем осуществляется гиб кой перемычкой 10, набранной из тонких полос холоднокатаной меди. С другой стороны выключателя подводящая шина присоеди няется к контактному зажиму 4.
а — вид сбоку, |
б — вид |
спереди; 1 |
— опорный |
изолятор, |
2 — стопорный |
болт, |
3 — цилиндр |
|||
(горшок), 4 — нижний |
контактный |
зажим |
(штырь), 5 —дополнительный |
резервуар, 6 |
—ука |
|||||
затель уровня |
масла, |
7 — проходной изолятор, |
8 — верхний |
контактный |
зажим |
(угольник), |
||||
9 — подвижный |
контактный стержень, 1 0 |
— гибкая связь, |
11 |
—фарфоровый изолятор, |
1 2 — |
|||||
двуплечий рычаг, 13 —пружинный |
буфер, |
14 — масляный |
буфер, 15 — отключающая пружи |
|||||||
на, 16 — жалюзи, 17 —рама, 18 —вал, 19 — приводной рычаг вала |
|
|
На рис. 24 дан разрез полюса масляного выключателя ВМГ-133. Стальной цилиндр 18 сверху закрыт крышкой 8 с проходным изо лятором, через который проходит подвижный контактный стержень 13. У масляных выключателей ВМГ-133 на номинальный ток 600 а для уменьшения нагрева цилиндра магнитным полем, создаваемым током, протекающим по контактному стержню, шов цилиндра и ра диальный шлиц дна заварены латунью. У выключателя ВМГ-133-Ш
40
на номинальный ток 1000 а по этим же причинам цилиндр изго товляют целиком из латуни.
Подвижный контактный стержень представляет собой медный стержень диаметром 22 мм, на одном конце которого имеется резь-
Рлс. 24. Разрез полюса выключателя ВМГ-133:
/ —розеточный контакт, 2 — камера буферного объема, 3 — шариковый клапан, 4 —дополни
тельный резервуар, |
5 — маслоотделитель, |
6 — пробка маслоналивного отверстия, |
7 — отвер |
|||||
стие, |
связывающее основной цилиндр с |
маслоотделителем, 8 — крышка цилиндра |
с проход |
|||||
ным |
изолятором, 9 —контактная стойка,, 10 — кожаная манжета, |
// — колпак, |
12 — бакели |
|||||
товая |
трубка, |
13 — подвижный |
контактный стержень, 14 — бакелитовое кольцо, 15 — манжета, |
|||||
16 — пружина, |
17 — хомут, 18 — стальной |
цилиндр, 1 9 — распорный |
бакелитовый |
цилиндр, |
||||
2 0 — дугогасительная |
камера, |
21 — подкамерное пространство, 2 2 |
—опорный |
бакелитовый |
цилиндр, 23 — пробка отверстия для выпуска масла, 24 — фанерное кольцо, 25 — прокладка розеточного контакта, 26 — шайба латунная, 27 — гайка латунная
ба для крепления контактной колодки и наконечника с проушина ми для крепления фарфоровой тяги. На другом конце стержня на ходится съемный латунный наконечник. При сильном подгаре на конечник может быть сменен.
Между крышкой и цилиндром имеются уплотняющие маслостой кие прокладки. В изолятор вставлена бакелитовая трубка 12, в ко торой укреплена кожаная манжета 10 для предотвращения выбро са масла и газов вдоль контактного стержня при отключении вы ключателя. Бакелитовая трубка крепится в изоляторе пружиной 16 и хомутом 17 через бакелитовое кольцо 14 и манжету 15, уплотняю щую внутреннюю полость изолятора. Бакелитовая трубка служит направляющей при движении контактного стержня.
На дне цилиндра устанавливают неподвижный розеточный кон такт 1, состоящий из шести ламелей, которые образуют цилиндри ческое отверстие. В это отверстие входит контактный стержень. Л а мели размещают внутри гетинаксового упорного кольца, с помощью контактных пружин, укрепленных на кольце, прижимают к контакт ному стержню и создают надежный контакт. Ламели связаны с основанием розеточного контакта гибкими связями. Хвостовик кон такта выходит наружу и образует нижний контактный зажим для присоединения подводящей шины. Место выхода хвостовика уплот нено прокладкой 25.
В нижней части цилиндра на фанерном кольце 24 устанавли вают опорный бакелитовый цилиндр 22 и над ним — дугогаситель ную камеру 20. Опорный бакелитовый цилиндр фиксирует расстоя ние камеры от розеточного контакта, которое должно быть равно
15± 1 мм.
Сверху дугогасительную камеру закрепляют распорным баке литовым цилиндром 19, который одновременно служит для изоля ции контактного стержня от стенок цилиндра.
Для увеличения объема масла к цилиндру приварен дополни тельный резервуар 4, который сообщается с цилиндром через ша риковый клапан 3. Шариковый клапан позволяет маслу беспрепят ственно проходить из дополнительного резервуара в цилиндр. При отключении выключателем тока короткого замыкания давление в цилиндре повышается и шариковый клапан закрывается.
В верхней части дополнительного резервуара находится масло отделитель 5, связанный с цилиндром тремя отверстиями, просвер ленными в стенке цилиндра.
Дугогасительная камера набирается из отдельных пластин изо ляционного материала (гетинакс, фибра), которые стягиваются шпильками, изготовленными также из изоляционного материала. В дугогасительной камере имеются центральное сквозное отверстие, сквозь которое проходит контактный стержень, и три поперечных канала, имеющие в верхней части камеры раздельные выходы. Эти каналы расположены друг над другом по высоте камеры и пересе кают центральное сквозное отверстие. В верхней части камеры, над
каналами, центральное сквозное отверстие |
в |
трех |
местах |
имеет |
расширения (карманы). |
|
|
|
|
Процесс гашения дуги в выключателе |
ВМГ-133 |
показан на |
||
рис. 25. |
|
|
|
|
Во включенном положении выключателя |
поперечные |
каналы |
||
перекрыты контактным стержнем, находящимся в |
центральном |
42
Рис. 25. Процесс гашения дуги в масляном выключателе ВМГ-133:
а - включено, |
б — отключение большого тока, |
в —отключение |
малых токов; 1 — розеточный контакт, 2 — шариковый кла |
пан, |
<2—камера буферного объема, |
4 — подвижный |
контактный стержень, 5 — дугогасительная камера |
сквозном отверстии. При отключении поперечные каналы поочеред но открываются по мере продвижения контактного стержня вверх.
При отключении цепи, по которой протекает ток, в момент выхо да контактного стержня из розеточного контакта между ними воз никает электрическая дуга. Под действием высокой температуры дуги масло разлагается и под дугогасительной камерой образуют ся газы и пары масла. Пока центральное отверстие и поперечные каналы камеры закрыты контактным стержнем, под камерой возни кает большое давление, которое вызывает сжатие воздушной по душки в камере. 3. При дальнейшем движении контактного стерж ня последовательно открываются поперечные каналы камеры и под действием большого давления газов и паров масла под дугогаси тельной камерой и сжатого воздуха в камере 3 создается интенсив ное дутье газов и масла в поперечные каналы поперек дуги, кото рое вызывает деионизацию и растягивание дуги. В результате при переходе тока через нулевое значение происходит гашение дуги.
На основании результатов, проведенных в Ленинградском фи лиале ВЭИ, исследований и испытаний коммутационной способно сти выключателей ВМГ-133 завод «Электроаппарат» начал выпу скать с июля 1962 г. выключатели без камеры буферного объема. В связи с этим отсутствуют соответствующие вырезы в цилиндри ческой части бака и в верхнем распорном бакелитовом цилиндре 19 (см. рис. 24). Измененная конструкция выключателей ВМГ-133 удовлетворяет по коммутационной способности тем же требовани ям, что и выключатели с камерой буферного объема.
Собственное время отключения выключателя ВМГ-133 не зави
сит от типа привода |
и составляет 0,11 ±0,02 сек. Время гашения |
дуги составляет 3—4 |
периода, т. е. 0,06—0,08 сек. Полное время |
отключения, следовательно, равно 0,16—0,2 сек.
При отключении малых токов давления под камерой может ока заться недостаточным для создания сильного поперечного дутья в каналах. В этом случае дуга затягивается внутрь центрального от верстия камеры и масло, находящееся в «карманах» в верхней час ти камеры, также приходит в газообразное состояние, создавая до бавочное продольное дутье.
Большое значение в процессе дугогашения имеет высота щелей поперечных каналов. Низкие щели затрудняют дутье, а высокие щели дают чрезмерно свободный выход газам, вследствие чего рез ко спадает давление и дутье ослабевает. Высота щелей должна быть 12±0,5 мм.
При отключении выключателя происходит выброс газов и масла в верхнюю часть цилиндра, откуда через верхние отверстия они по ступают в маслоотделитель. В маслоотделителе масло, отделяясь от газов, оседает на стальных вертикальных перегородках и стекает назад в дополнительный резервуар, а газы удаляются в атмосферу через жалюзи. При отключении больших токов короткого замыка ния возможен и выброс масла через жалюзи.
В корпусе 3 пружинного буфера (рис. 26) размещается пружи на 5, которая упирается в шайбу 2 и головку 1 стержня 4, пропу
44