Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проходного изолятора крепится стойка с контактным зажимом 8, к которому присоединяется подводящая шина. Связь контактного зажима с подвижным контактным стержнем осуществляется гиб­ кой перемычкой 10, набранной из тонких полос холоднокатаной меди. С другой стороны выключателя подводящая шина присоеди­ няется к контактному зажиму 4.

а — вид сбоку,

б — вид

спереди; 1

— опорный

изолятор,

2 — стопорный

болт,

3 — цилиндр

(горшок), 4 — нижний

контактный

зажим

(штырь), 5 —дополнительный

резервуар, 6

—ука­

затель уровня

масла,

7 — проходной изолятор,

8 — верхний

контактный

зажим

(угольник),

9 — подвижный

контактный стержень, 1 0

— гибкая связь,

11

—фарфоровый изолятор,

1 2

двуплечий рычаг, 13 —пружинный

буфер,

14 — масляный

буфер, 15 — отключающая пружи­

на, 16 — жалюзи, 17 —рама, 18 —вал, 19 — приводной рычаг вала

 

 

На рис. 24 дан разрез полюса масляного выключателя ВМГ-133. Стальной цилиндр 18 сверху закрыт крышкой 8 с проходным изо­ лятором, через который проходит подвижный контактный стержень 13. У масляных выключателей ВМГ-133 на номинальный ток 600 а для уменьшения нагрева цилиндра магнитным полем, создаваемым током, протекающим по контактному стержню, шов цилиндра и ра­ диальный шлиц дна заварены латунью. У выключателя ВМГ-133-Ш

40



на номинальный ток 1000 а по этим же причинам цилиндр изго­ товляют целиком из латуни.

Подвижный контактный стержень представляет собой медный стержень диаметром 22 мм, на одном конце которого имеется резь-

Рлс. 24. Разрез полюса выключателя ВМГ-133:

/ —розеточный контакт, 2 — камера буферного объема, 3 — шариковый клапан, 4 —дополни­

тельный резервуар,

5 — маслоотделитель,

6 — пробка маслоналивного отверстия,

7 — отвер­

стие,

связывающее основной цилиндр с

маслоотделителем, 8 — крышка цилиндра

с проход­

ным

изолятором, 9 —контактная стойка,, 10 — кожаная манжета,

// — колпак,

12 — бакели­

товая

трубка,

13 — подвижный

контактный стержень, 14 — бакелитовое кольцо, 15 — манжета,

16 — пружина,

17 — хомут, 18 — стальной

цилиндр, 1 9 — распорный

бакелитовый

цилиндр,

2 0 дугогасительная

камера,

21 — подкамерное пространство, 2 2

—опорный

бакелитовый

цилиндр, 23 — пробка отверстия для выпуска масла, 24 — фанерное кольцо, 25 — прокладка розеточного контакта, 26 — шайба латунная, 27 — гайка латунная

ба для крепления контактной колодки и наконечника с проушина­ ми для крепления фарфоровой тяги. На другом конце стержня на­ ходится съемный латунный наконечник. При сильном подгаре на­ конечник может быть сменен.


Между крышкой и цилиндром имеются уплотняющие маслостой­ кие прокладки. В изолятор вставлена бакелитовая трубка 12, в ко­ торой укреплена кожаная манжета 10 для предотвращения выбро­ са масла и газов вдоль контактного стержня при отключении вы­ ключателя. Бакелитовая трубка крепится в изоляторе пружиной 16 и хомутом 17 через бакелитовое кольцо 14 и манжету 15, уплотняю­ щую внутреннюю полость изолятора. Бакелитовая трубка служит направляющей при движении контактного стержня.

На дне цилиндра устанавливают неподвижный розеточный кон­ такт 1, состоящий из шести ламелей, которые образуют цилиндри­ ческое отверстие. В это отверстие входит контактный стержень. Л а­ мели размещают внутри гетинаксового упорного кольца, с помощью контактных пружин, укрепленных на кольце, прижимают к контакт­ ному стержню и создают надежный контакт. Ламели связаны с основанием розеточного контакта гибкими связями. Хвостовик кон­ такта выходит наружу и образует нижний контактный зажим для присоединения подводящей шины. Место выхода хвостовика уплот­ нено прокладкой 25.

В нижней части цилиндра на фанерном кольце 24 устанавли­ вают опорный бакелитовый цилиндр 22 и над ним — дугогаситель­ ную камеру 20. Опорный бакелитовый цилиндр фиксирует расстоя­ ние камеры от розеточного контакта, которое должно быть равно

15± 1 мм.

Сверху дугогасительную камеру закрепляют распорным баке­ литовым цилиндром 19, который одновременно служит для изоля­ ции контактного стержня от стенок цилиндра.

Для увеличения объема масла к цилиндру приварен дополни­ тельный резервуар 4, который сообщается с цилиндром через ша­ риковый клапан 3. Шариковый клапан позволяет маслу беспрепят­ ственно проходить из дополнительного резервуара в цилиндр. При отключении выключателем тока короткого замыкания давление в цилиндре повышается и шариковый клапан закрывается.

В верхней части дополнительного резервуара находится масло­ отделитель 5, связанный с цилиндром тремя отверстиями, просвер­ ленными в стенке цилиндра.

Дугогасительная камера набирается из отдельных пластин изо­ ляционного материала (гетинакс, фибра), которые стягиваются шпильками, изготовленными также из изоляционного материала. В дугогасительной камере имеются центральное сквозное отверстие, сквозь которое проходит контактный стержень, и три поперечных канала, имеющие в верхней части камеры раздельные выходы. Эти каналы расположены друг над другом по высоте камеры и пересе­ кают центральное сквозное отверстие. В верхней части камеры, над

каналами, центральное сквозное отверстие

в

трех

местах

имеет

расширения (карманы).

 

 

 

 

Процесс гашения дуги в выключателе

ВМГ-133

показан на

рис. 25.

 

 

 

 

Во включенном положении выключателя

поперечные

каналы

перекрыты контактным стержнем, находящимся в

центральном

42


Рис. 25. Процесс гашения дуги в масляном выключателе ВМГ-133:

а - включено,

б — отключение большого тока,

в —отключение

малых токов; 1 — розеточный контакт, 2 — шариковый кла­

пан,

<2—камера буферного объема,

4 — подвижный

контактный стержень, 5 — дугогасительная камера

сквозном отверстии. При отключении поперечные каналы поочеред­ но открываются по мере продвижения контактного стержня вверх.

При отключении цепи, по которой протекает ток, в момент выхо­ да контактного стержня из розеточного контакта между ними воз­ никает электрическая дуга. Под действием высокой температуры дуги масло разлагается и под дугогасительной камерой образуют­ ся газы и пары масла. Пока центральное отверстие и поперечные каналы камеры закрыты контактным стержнем, под камерой возни­ кает большое давление, которое вызывает сжатие воздушной по­ душки в камере. 3. При дальнейшем движении контактного стерж­ ня последовательно открываются поперечные каналы камеры и под действием большого давления газов и паров масла под дугогаси­ тельной камерой и сжатого воздуха в камере 3 создается интенсив­ ное дутье газов и масла в поперечные каналы поперек дуги, кото­ рое вызывает деионизацию и растягивание дуги. В результате при переходе тока через нулевое значение происходит гашение дуги.

На основании результатов, проведенных в Ленинградском фи­ лиале ВЭИ, исследований и испытаний коммутационной способно­ сти выключателей ВМГ-133 завод «Электроаппарат» начал выпу­ скать с июля 1962 г. выключатели без камеры буферного объема. В связи с этим отсутствуют соответствующие вырезы в цилиндри­ ческой части бака и в верхнем распорном бакелитовом цилиндре 19 (см. рис. 24). Измененная конструкция выключателей ВМГ-133 удовлетворяет по коммутационной способности тем же требовани­ ям, что и выключатели с камерой буферного объема.

Собственное время отключения выключателя ВМГ-133 не зави­

сит от типа привода

и составляет 0,11 ±0,02 сек. Время гашения

дуги составляет 3—4

периода, т. е. 0,06—0,08 сек. Полное время

отключения, следовательно, равно 0,16—0,2 сек.

При отключении малых токов давления под камерой может ока­ заться недостаточным для создания сильного поперечного дутья в каналах. В этом случае дуга затягивается внутрь центрального от­ верстия камеры и масло, находящееся в «карманах» в верхней час­ ти камеры, также приходит в газообразное состояние, создавая до­ бавочное продольное дутье.

Большое значение в процессе дугогашения имеет высота щелей поперечных каналов. Низкие щели затрудняют дутье, а высокие щели дают чрезмерно свободный выход газам, вследствие чего рез­ ко спадает давление и дутье ослабевает. Высота щелей должна быть 12±0,5 мм.

При отключении выключателя происходит выброс газов и масла в верхнюю часть цилиндра, откуда через верхние отверстия они по­ ступают в маслоотделитель. В маслоотделителе масло, отделяясь от газов, оседает на стальных вертикальных перегородках и стекает назад в дополнительный резервуар, а газы удаляются в атмосферу через жалюзи. При отключении больших токов короткого замыка­ ния возможен и выброс масла через жалюзи.

В корпусе 3 пружинного буфера (рис. 26) размещается пружи­ на 5, которая упирается в шайбу 2 и головку 1 стержня 4, пропу­

44