Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Съемочное обоснование при съемке застроенных территорий строится в две стадии. Сначала создаются сети теодолитных ходов по проездам, которые опираются на пункты городской полигонометрии. С линий н точек этих ходов осуществляется съемка ситуа­ ции по проездам. Затем развивается обоснование для съемки внутри­ квартальной ситуации. Направление этих ходов и расположение их точек выбирают так, чтобы их можно было наиболее удобно и мак­ симально использовать для съемки ситуации.

Теодолитные ходы, проложенные внутри кварталов, базируются на точках ходов, проложенных по проездам. В силу этого обосно­ вание, проложенное для съемки проездов, опираясь непосредственно на пункты полигонометрип, является исходным для ходов, про­ ложенных внутри кварталов.

При рекогносцировке ходов съемочного обоснования намечают способы съемки ситуации с линий и точек съемочного обоснования.

При съемке ситуации на проездах и внутри кварталов за послед­ нее время широкое применение получили оптические дальномеры в виде насадок. Наиболее приемлемыми для этой цели являются насадки ДН-04 с горизонтальной рейкой (ранее эта насадка назы­ валась ДД-3) и ДНР-06 — с вертикальной рейкой. Для съемки си­ туации по проездам теодолитные ходы при применении дальномерных насадок прокладывают по серединам проездов.

При съемке ситуации на проездах методом перпендикуляров или засечек, если ширина проездов более 10 м, теодолитные ходы прокладывают по двум сторонам проездов; при этом среднее уда­ ление лпнип теодолитного хода от фасадной линии проезда не ре­ комендуется допускать более 3 м, так как требования, предъявляе­

мые к

точности

съемки, ограничивают длины перпендикуляров

от съемочных линий до снимаемых точек ситуации.

На

участках

густой застройки сеть теодолитных ходов съемоч­

ного обоснования получается очень сложной. Поэтому в процессе ее рекогносцировки стремятся получить наиболее простое системы для уравновешивания. Построение сети съемочного обоснования значительно проще при применении створных точек, между кото­ рыми прокладывают съемочные линни.

На рис. 57 изображена схема съемочного обоснования кварта­ лов А, Б, С и D для случая, когда широко использованы створные точки. Номера полигонометрических пунктов обозначены римскими цифрами. Точки теодолитных ходов по проездам и внутри кварталов пронумерованы арабскими цифрами от 1 до 29. Точки, обозначенные номерами 101, 102, . . ., установлены в створе линий полигонометри­ ческих или теодолитных ходов при помощи теодолита.

Съемочные линии теодолитных ходов по проездам обозначены сплошными линиями, а на внутриквартальной территории — пунк­ тиром. Съемочные линии, опирающиеся с одного или двух концов на створные линии, показаны пунктиром с точкой.

Створная линия 13—102 или 13—103 — первого порядка, а 108—109 — второго порядка, так как она опирается на створные

176


12 Зак аз 358

линии первого порядка." Углы на створных точках не измеряют, я положение их определяют расстояниями, измеренными стальной лентой от точек поворота ходов съемочного обоснования.

Точки съемочного обоснования закрепляют забетонированными металлическими трубками, костылями или барочными гвоздями, забитыми в тротуарное покрытие.

При измерении углов с особо короткими сторонами, длина ко­ торых может оказаться порядка 20 м, визируют на спичку пли сталь­ ную шпильку, установленную непосредственно на центре закреплен­ ной точки съемочного обоснования.

Расхождения в результатах прямого и обратного измерения линии более 1 : 3000 не допускают, на коротких линиях расхожде­ ния допускают до 3 см.

Невязки в ходах, проложенных для съемки внутриквартальной территории, считают допустимыми, если они не превышают 1 : 2000 длины хода, и только в виде исключения в местах с очень неблаго­ приятными условиями для измерения углов и линий, а также для

коротких ходов

считают допустимой невязку, не превышающую

1 : 1000 длины

хода.

Для уравновешивания всю сложную схему ходов съемочного обоснования, заключенную в пределах полпгонометрического по­ лигона, разбивают на отдельные спстемы. Сначала уравновешивают ходы, проложенные по проездам. Затем выбирают основные поли­ гоны и ходы из схемы рабочего обоснования, проложенной внутри квартала, и уравновешивают их, принимая точки съемочного об­ основания на проездах за исходные. Такие спстемы ходов принято называть системами уравновешивания первого порядка.

Уравновешенные точки первого порядка принимают за исходные для уравновешивания систем второго порядка, которые должны охватить все ходы съемочного обоснования. В исключительных случаях уравнивают системы третьего порядка. Системы выше треть­ его порядка уравновешивания применять не рекомендуется.

Высоты точек съемочного обоснования определяют геометриче­ ским нивелированием IV класса или тригонометрическим нивелиро-

нанием.

При сечении рельефа 1 м и менее высотное съемочное обос-.

нование

создают

путем проложения нивелирных ходов

IV класса,

опирающихся

на

марки и

реперы городской

нивелирной сети

III класса.

 

 

тригонометрическим

нивелированием

Определение превышений

в мензульных

или тахеометрических ходах и по сторонам аналити­

ческой сети выполняют в прямом и обратном направлениях.

Допустимые невязки в ходах и замкнутых полигонах тригоно­

метрического

нивелирования

вычисляют по

формуле

 

 

 

 

Kon = 0 M s ^ n

 

 

(V<1)

где s — средняя

длина линии, выраженпая

в сотнях

метров;

п — число линий.

 

 

 

 

•178


§ 31. Аэрофотосъемка городских территорий

Для создания топографических плапов городов и поселков го­ родского типа в масштабах 1 : 5000, 1 : 2000, 1 : 1000 и 1 : 500 при­ меняют комбинированный и стереотопографический аэрофотосъемоч­ ные методы.

При комбинированной съемке ситуационную часть планов со­ здают при помощи аэроснимков, а рисовку рельефа выполняют на фотопланах или аэроснимках при помощи мензулы или нивелира непосредственно в поле.

С применением стереотопографической съемки предусматрива­ ется нанесение на план не только контуров, но и рельефа местно­ сти по аэроснимкам с рисовкой его на стереоприборах в камераль­ ных условиях. Стереотопографическая съемка — наиболее прогрес­ сивный метод получения планов городов.

Особое значение аэрофотосъемка имеет для обновления планов, городских территорий. Повторные залеты дают возможность до­ вольно просто и с незначительной затратой средств внести все из­ менения ситуации, которые на городских территориях происходят довольно быстро.

Аэрофотосъемка застроенных территорий имеет свои особенно­ сти, поэтому приемы и допуски, разработанные для съемки в мел­ ких и средних масштабах, нельзя механически переносить на круп­ номасштабную съемку.

Вопрос о выборе времени года для аэрофотосъемки городов при­ обретает особое значение. При средней ширине проездов 22 м кроны деревьев на городских проездах закрывают 40—80% площади. На 1 км городского проезда в среднем имеется около 45 люков, решеток, вводов, из которых от 15 до 30 закрыты кронами деревьев. В среднем около 25% контуров застроенной части закрывается кро­ нами деревьев, что затрудняет дешифрирование и требует дополни­ тельной съемки закрытых участков.

Некоторые высокие предметы, как столбы воздушных сетей, на снимках в масштабе 1 : 200 0 не дешифрируются, тогда как на снимках в масштабах 1 : 1000 и 1 : 500 эти столбы легко дешифри­ руются и без теней.

Дешифрирование фотопланов в масштабах 1 : 1000 и 1 : 500, составленных из снимков с резко непросматриваемыми тенями, за­ труднительно, так как половина мелких предметов и деталей за­ крыта тенями.

Аэросъемку городских территорий в масштабах 1 : 500 и 1 : 1000 рекомендуется выполнять по индивидуальным проектам, составлен­ ным для каждого отдельного города или населенного пункта.

Исследования, произведенные канд. техн. наук В. А. Крумелисом*, позволили выработать следующие рекомендации для летно­

* Некоторые вопросы теорші п практпкп инженерно-геодезических изыска­ нии. Доклад о выполненных и опубликованных работах, представляемых по со­ вокупности на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Кпев, КИСИ, 1965.

12*

179


съемочных работ в зависимости от времени года, дня и освещен­ ности:

а) аэрофотосъемку городов, имеющих зеленые насаждения, не­ обходимо производить в весенний период после схода снежного покрова, до появления листвы на деревьях, или осенью после ее опадения;

б) съемку территории с многоэтажной и промышленной застрой­ кой следует выполнять в близполуденное время при солнце, закры­ том облаками высокого пли среднего яруса. Для этого следует применять ипфрахроматпческую пленку. Съемку можно также выпол­ нять при несплошной облачности, когда увеличивается интенсив­ ность рассеянного света;

в) если невозможно осуществить аэрофотосъемку для составле­ ния планов городской застройки в масштабах 1 : 1000 и 1 : 500 в облачную погоду, то съемку можно выполнять в утренние или вечерние часы дня, когда диффузное излучение от небесного свода пнтенспвно освещает затененные места. В этих случаях следует

подбирать более

светочувствительную панхроматическую пленку

и не применять

светофильтр;

г) аэрофотосъемку городов и поселков с малоэтажной и усадеб­ ной застройкой с небольшим озеленением улиц можно выполнять п при полном солнечном освещении в близполуденное время.

Вэтом случае необходимо применять панхроматическую пленку

снебольшим коэффициентом контрастности и подбирать специаль­ ные светофильтры для погашепия сильных теней.

При съемке комбинированным методом фотографирование вы­ полняют длиннофокусными аэрофотоаппаратами с фокусным рас­

стоянием камеры: 200 и л и 350 мм для масштаба 1 : 5000 и 350 пли 500 мм для масштаба 1 : 2000.

При стереотопографической съемке городов в масштабах 1 : : 5000 и 1 : 2000 применяют короткофокусные аэрофотоаппараты, имеющие фокусное расстояние камеры 70 и 100 мм. В настоящее время при дифференцированном методе обработки материалов аэро­ фотосъемки выполняют двойные залеты как с длиннофокусными, так и с короткофокусными аэрофотоаппаратами. Залет с приме­ нением длиннофокусных аэрофотоаппаратов используют для со­ ставления контурных фотопланов, а для стереоскопической рисовки рельефа на аэроснимках пользуются залетом, выполненным коротко­ фокусным аэрофотоаппаратом.

При съемке небольших городов с преобладающей одно- и двух­ этажной застройкой и с несложным рельефом местности выгодно производить один залет аэрофотоаппаратом с фокусным расстоя­ нием 70 мм. Такой залет обеспечивает точность составления кон­ турных фотопланов и стереорисовку рельефа на аэроснимках.

В горных районах аэрофотосъемку рекомендуется выполнять аэрофотоаппаратом с фокусным расстоянием камеры 2 0 0 мм.

Аэрофотоаппараты с фокусным расстоянием камеры 55 мм ис­ пользуют в основном при съемке поселков с редкой застройкой.

180