Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лучами дорожного покрытия на проездах и от каменных зданий происходит продолжительное время после полного прекращения нли значительного ослабления этого нагревания. Поэтому необхо­ димо резко сокращать рабочее время на нивелирных работах II класса в летние солнечные дни и переносить эти работы или на пас­ мурные дни, или на ночное время.

По этой же причине при работе в городских условиях необхо­ димо более часто определять величину угла і: в застроенной части

города в летние солнечные дни два раза в день;

в

пасмурные дни,

а также в весеннее и осеннее время — один раз

в

день.

При нивелировании III класса рейки преимущественно уста­ навливают на стенные реперы, поэтому равенства длин лучей от инструмента до задней и передней реек приходится доби­ ваться перемещением инструмента на каждой станции; при этом пользуются дальномерными отсчетами. Это обстоятельство на заст­ роенной территории сильно снижает производительность труда.

Каждый класс городских нивелирных сетей уравновешивают, отдельно.

Даже в самых крупных городах не будет достаточного количе­ ства данных для определения средней систематической ошибки на 1 км нивелирования, так как в городских нивелирных сетях нет длинных линий, в пределах которых можно было бы считать дейст­ вие систематических ошибок достаточно однообразным. Поэтому точность работ можно характеризовать только средней случайной ошибкой на 1 км хода, которую вычисляют по формуле

где р — вес хода между исходными или узловыми точками;

L — длина

хода, выраженная в

километрах;

V — поправка на ход в миллиметрах, полученная из уравнива­

ния;

условных

уравнений.

 

г — число

каталог отметок реперов.

После уравнивания

составляют

В городе обычно закрепляют большое количество стенных реперов, поэтому целесообразно составлять два каталога, в одном из которых реперы размещать по возрастанию номеров, а в другом — по наиме­ нованию улиц и переулков в алфавитном порядке.

Для выявления осадок пунктов нивелирных городских сетей необходимо периодически (через 10—15 лет) проводить повторное нивелирование.

Критический и научно обоснованный анализ полученных рас­ хождений в отметках надежно закрепленных пунктов нивелирных сетей II класса может дать хороший материал для изучения верти­ кальных смещений земной коры.

171


Г л а в а V

СЪЕМКА СИТУАЦИИ И РЕЛЬЕФА НА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

§ 28. Общая часть

Основным методом составления топографических планов город­ ских территорий масштабов 1 : 10000, 1 : 5000, 1 : 2000 является аэрофотосъемка.

Мензульная съемка, как меиее экономичная и требующая больше времени на составление планов, допускается инструкцией только в тех случаях, когда на местности незначительное количе­ ство контуров и предметов, участок имеет незначительную величину, невозможно произвести аэрофотосъемку.

Топографические планы городских территорий составляют на отдельных планшетах с прямоугольной разграфкой. Планшеты пмеют размеры рамок, показанные в табл. 30.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 30

Масштаб

Разм ер

рамкп планшета

Р азм ер полезной

 

 

п см

площади планш ета в га

 

 

 

 

1 : 5000

 

40

X 40

400

1

: 2000

 

50

X 50

100

1

: 1000

 

50

X 50

25

1 : 500

 

50

X 50

6,25

Порядок нумерации планшетов единый для всей городской тер­ ритории, его устанавливает главный архитектор города. Образец

нумерации показан

на рис. 56.

Планшеты масштабов 1 : 5000,

1 : 2000, 1 : 1000 и

1 : 500 имеют

соответственно номенклатуру 1;

2-Г; 3-Б-ІУ; 4-В-16*.

 

Содержание топографических планов устанавливают по спе­ циальным инструкциям и дополнительным техническим заданиям проектных организаций. Всю ситуацию на планах изображают установленными условными знаками.

На планах масштаба 1 : 5000 застройку обычно показывают квар­ талами с выделением зданий общественных и имеющих государ­ ственное значение. Показывают также основные инженерные со­ оружения. На планах масштаба 1 : 2000 изображают все основные

* Для съемок в крупных масштабах на территориях площадью свыше 20 км2 за основу разграфки планов принимается лист карты масштаба 1 : 100 000, который делится на 256 частей для масштаба 1 :5 000, а каждый лист масштаба 1 :5 000 — на 9 частей для съемки масштаба 1 : 2 000 [60] -

172


здания и указывают материалы, этажность и конструктивные осо­ бенности зданий и сооружений.

Линии воздушной связи и осветительной сети в застроенной части на планах масштабов 1 : 2000 и 1 : 5000 не показывают, если это не предусмотрено специальным заданием. На незастроенных территориях при съемке в масштабе 1 : 200 0 показывают все столбы воздушных проводок, а в масштабе 1 : 5000 — только поворот­ ные. На планах масштаба 1 : 2000 наносят все смотровые колодцы подземных коммуникаций.

Для рабочих проектов повой застройки и реконструкции старой, а также для текущего проектирования и строительных работ, свя-

Рис. 56

занных с благоустройством города, необходимо на застроенную часть иметь топографические планы масштаба 1 : 500.

Для составления планов в масштабе 1 : 500 в натуре снимают все здания с их архитектурными выступами. Архитектурные детали в контурах зданий и сооружений на проездах снимают, если их размеры больше 10 см, а внутри кварталов, если больше 15 см.

Проезды, внутриквартальную ситуацию, а также рельеф в мас­ штабе 1 : 500 снимают наземными геодезическими способами. Не­ редко на городских территориях возникает необходимость в съемке масштаба 1 : 500 отдельных незастроенных участков, расположен­ ных внутри застройки и примыкающих к ней. Такие съемки произво­ дят или мензулой или тахеометром. Особым видом работ на город­ ских территориях являются съемки подземных коммуникаций.

Точность съемки масштаба 1 : 500 застроенной территории ха­ рактеризуется следующими допусками: контрольные промеры между двумя точками, расположенными на расстоянии до 60 м одна от другой и измеренные в натуре, не должны расходиться с дли­ нами, определенными между этими же точками по плану, больше чем на 0,20 м на проездах и 0,30 м внутри кварталов.

173

При изображении рельефа горизонталями на планах масштаба 1 : 500 подписывают отметки проезжих пастей проездов, трамвай­ ных путей, тротуаров, колодцев подземных коммуникаций, водо­ сливных решеток, прпямииков и иллюминаторов, входов в здания и помещения, полов подвальных и первых этажей в жилых и произ­ водственных помещениях, причалов пристаней, урезов воды, пара­ петов берегозащитных стенок устоев мостов, труб подземных ком­ муникаций, различных инженерных сооружений.

§29. Обоснование для съемки

вмасштабах 1 : 2000 и 1 : 5000

При аэрофотосъемке незастроенных городских территорий обо­ снование создают для привязки опознаваемых на местности контур­ ных точек аэроснимков (опознаков).

Ошибки пунктов уравненного планового съемочного обоснова­ ния, в том числе всех плановых опознаков, относительно пунктов главной геодезической основы (триангуляции или полигонометрии), согласно Основным положениям по созданию топографических планов масштабов 1 : 5000, 1 : 2000, 1 : 1000 и 1 : 500 (ГУГК при СМ СССР, 1970 г.) не должны превышать 0,2 мм в открытых и 0,3 мм плана в лесных районах.

Способы создания съемочного обоснования, густоту точек и схемы развития ходов устанавливают в соответствии с проектом привязки аэроснимков, который составляют после аэросъемки по контактным отпечаткам и накидному монтажу. Этот проект обычно составляют те исполнители, которые в дальнейшем должны вести камеральную обработку аэросъемочных материалов. Проектом предусматрива­ ется пли сплошная привязка, при которой каждый аэроснимок обеспечивается четырьмя точками, необходимыми для его трансформи­ рования и монтажа, пли разреженная, при которой часть точек определяют в камеральных условиях способом фототриангуляции.

В качестве плановых опознаков выбирают углы тротуаров, пере­ сечения аллей и дорожек, изломы и углы заборов, пересечения дорог, канав и тропинок. Положение выбранных точек в качестве опознаков должно определяться на снимке с точностью ± 0,1 мм. Рекомендуется в качестве опознаков максимально использовать пункты триангуляции и полигонометрии.

Не следует брать в качестве опознаков расплывчатые неясные контуры, как, например: кусты, деревья, предметы высотой более 3 м при масштабе съемки 1 : 5000 и 1,0 м при масштабе съемки 1 : 2000, вершины холмов, дно оврагов. При невозможности опо­ знать контуры в намеченной зоне контурную точку можно выбрать и за пределами зоны, не ухудшая фотограмметрических условий размещения опознаков. Опознанные точки накалывают на аэро­ снимках тонкой иглой. На обороте аэроснимка подписывают номер опознана, делают подробную зарисовку (абрис) в укрупненном

174


масштабе расположения опознана и пояснительную надпись, ха­ рактеризующую опознанную точку.

Съемочное обоснование для привязки опознаков создается путем проложения теодолитных ходов, построения аналитических сетей, а также путем определения отдельных точек прямой или обратной засечкой с пунктов триангуляции или полигоиометрии.

Составление проекта съемочного обоснования производят на основе тщательно проведенной в натуре рекогносцировки.

На застроенной территории проект должен предусмотреть воз­ можность аналитического определения координат всех углов квар­ талов, а при составлении планов масштаба 1 : 2 00 0 — дополни­ тельно координат углов опорных зданий по списку, составленному проектировщиками.

Теодолитные ходы в качестве съемочного обоснования проекти­ руются в виде систем ходов, образующих узловые точки и замкнутые полигоны и опирающихся на пункты триангуляции или полигонометрии.

Обоснование мензулой съемки на городских незастроенных тер­ риториях по схеме развития, густоте точек и расположению их будет резко отличаться от съемочного обоснования, создаваемого при аэрофотосъемке. Если при аэрофотосъемке густота точек и схема развития съемочного обоснования определяются расположением выбранных при составлении проекта привязки аэроснимков кон­

турных опознаков, то при мензульной съемке

расположение ходов

и точек съемочного обоснования определяется

целесообразным вы­

бором мест постановки мензулы для съемки контуров и рельефа. Для обеспечения хорошего качества составляемого плана стре­ мятся к тому, чтобы всю ситуацию и рельеф в основном можно было снять с точек съемочного обоснования и минимального числа пере­

ходных точек.

При топографической съемке в масштабе 1 : 5000 рекомендуется

иметь одну

точку съемочного обоснования на 25 га. а при съемке

в масштабе

1 : 2 0 0 0 — одну точку на 10 га.

Взакрытых местах или при сильно пересеченном рельефе там, где указанного количества точек съемочного обоснования недоста­ точно, дополнительно определяют съемочные точки.

Взастроенных частях городских территорий густота точек

съемочного обоснования при съемке мензулой в масштабах 1 : 200 0 и 1 : 5000 зависит от плотности застройки и густоты точек городской полигоиометрии.

§30. Обоснование для съемки застроенных территории

вмасштабе 1 : 500

Съемочное обоснование в застроенной территории создается путем проложения теодолитных ходов, которые образуют сложные системы узловых точек и замкнутых полигонов, опирающиеся на пункты городской полигоиометрии.