Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
Г л а в а VI
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПЛАНИРОВКИ
ИЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ В НАТУРУ
§36. Аналитические расчеты проекта планировки
Для перенесения проекта планировки города в натуру аналити чески вычисляют размеры всех элементов проекта в той его части, которая составлялась графическим способом. К элементам, опреде ляющим техническое существо составленного проекта планировки, относятся: длина красных линий (линий застройки) между углами кварталов, ширина проездов, величина углов между красными ли ниями, радиусы закруглений по красным линиям, длина и элементы кривых, размеры, определяющие геометрические формы площадей и скверов, и т. п.
Размеры перечисленных и других геометрических элементов проекта должны быть согласованы на всей территорпи города с тем, чтобы в процессе разбивки красных линий или осей проездов в на туре не появлялись невязки и несогласованности, а ошибки графи ческого проектирования не влияли на точность перенесения проекта в натуру.
Кроме взаимной согласованности всех элементов составленного проекта планировки между собой, проект в целом должен быть увязан с ситуацией и рельефом местности. Такая увязка особенно необходима при наличии на местности застройки, автомобильных и железных дорог, водотоков, водных пространств и характерных форм рельефа.
При составлении проекта планировки графическим способом принятые размеры кварталов и выбранную сетку проездов графи чески наносят на геодезические планы. На точность графического отображения составляемого проекта планировки существенно влияет деформация планов.
Установлено, что линейная деформация бумаги при печатании карт и планов может достигать 2 %; при этом в различных направле ниях величина деформации различна. Поэтому если основные рас стояния для установления размеров кварталов взяты с плана без учета деформации бумаги, то составленный проект не будет увязан с ситуацией и рельефом местности в тех случаях, когда точки проекта должны совпадать с точками ситуации, в натуре могут получиться значительные расхождения. Запроектированная набережная может попасть в русло реки, а проезд, запроектированный по водоразделу, может в натуре оказаться косогорным.
13* |
195 |
Для введения поправки в измеренные по плану длины линий определяют деформацию плана по осям х и у.
Отношения величины изменения длины отрезка координатной сетки к ее длине принято пазывать к о э ф ф п ц и е и т о м д е ф о р -
м а ц и и б у м а г и. |
Обозначив поправочный коэффициент через к, |
|||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
D T |
|
|
|
(VI.l) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
Dr — теоретическая длина |
стороны координатной сетки плана |
||||||||
£)ф — фактическая |
ее длина. |
|
|
|
|
|
||||
При расширении бумаги поправочный коэффициент получает |
||||||||||
знак |
минус, |
а прп сокращении — знак плюс. Коэффициент к при |
||||||||
нято |
представлять |
в относительной величине. |
коэффициент де |
|||||||
*■2200 |
|
|
Зная |
поправочный |
||||||
|
|
формации |
бумаги |
кх |
по направлению |
|||||
|
|
|
|
осп X |
II |
к у — по |
направлению |
оси у, |
||
|
|
|
|
можно вычислить поправку в длину ли |
||||||
|
|
|
|
нии и дпрекцпоиный угол, измеренные по |
||||||
|
|
|
|
деформированному плану. |
|
бумаги |
||||
|
|
|
|
Поправку за счет |
деформации |
|||||
*то |
|
|
в длппу линии s, измеренную |
по |
плану, |
|||||
|
|
определяют по формуле |
|
|
||||||
|
*шо |
|
|
|
|
|||||
|
|
*1,200 |
|
vs= skx cos2 а -1- sky sin2 а, |
(VI.2) |
|||||
|
laic- |
59 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
где а |
— дирекционный |
угол |
липни. |
|||
Поправку в измеренный по плану дирекционный угол а , выражен |
||||||||||
ную в минутах, определяют по формуле |
|
|
|
|
||||||
|
|
s i n |
2 а |
(ку — кх) р' = |
1719 sin 2а (ку — кх). |
|
(VI. 3) |
Для получения исходных данных при аналитических расчетах по составленному графически проекту планировки выбирают места, в которых желательно обеспечить в натуре наиболее близкое соот ветствие в расположении точек проекта и точек ситуации или рельефа.
В указанных местах графически по плану определяют коорди наты характерных точек составленного проекта. Для увеличения точности определения графических координат и исключения дефор мации бумаги расстояние от координатной сетки до определяемой точки измеряют по плану от двух сторон квадрата, внутри которого расположена точка. Из двух измерений берут среднее значение. Применительно к рис. 59 при масштабе плана 1 : 2 0 0 0 координаты ■точки М будут
хм = 2 0 0 0 + а±?°2° ~ ь = 2 1 0 0 4
ум = 4000 + -m+ 2°0~ re = 4100 ■ т — п (VI.4)
2
196
Определенные таким образом координаты при дальнейших ана литических расчетах принимают за исходные. Между этими точками составляют системы ходов, в которых длины линии определяют по размерам кварталов и проездов, указанным в проекте, а углі.і поворота — по запроектированным углам между осями проездов. Эти ходы уравновешивают между исходными точками. В результате уравновешивания получают координаты точек пересечения проездов, затем координаты углов п размеры кварталов, а также все прочие элементы, необходимые для перенесения проекта в натуру.
Если проектом планировки предусматривается наличие опорной застройки, т. е. таких зданий и сооружений, существующих в натуре, которые определяют положение запроектированных красных линий пли осей проездов, то фактические координаты углов этих зданий, определенные в натуре от точек геодезического обоснования, при нимают в качестве исходных.
После аналитических расчетов составляют схематический план красных линий с указанием координат всех точек пересечений осей проездов и углов кварталов.
§ 37. Перенесение проекта планировки в натуру
Составленный проект планировки переносят в натуру от точек геодезического обоснования, созданного на городской территории.
Ошибки выноса отдельных точек проекта планировки в натуру по отношению к точкам геодезического обоснования, не должпы превышать:
± 5 см в районах многоэтажной застройки
± 8 » » » малоэтажной »
± 10 » на незастроенных территориях-
Способ перенесения той плп иной точки проекта в натуру выби рают при составлении проекта перенесения в зависимости от условий местности и расположения точек планового обоснования. Наиболее распространен полярный способ.
После составления проекта перенесения планировки в натуру вычисляют его разбивочные элементы.
Предположим, что точки А и В, являющиеся углами запроекти рованного квартала, намечено перенести в натуру полярным способом от полнгонометрических знаков 26 и 27 (рис. 60).
Для перенесения вычисляют разбивочные элементы, состоящие из длин линий 26 — А и 27 — В, которые обозначены соответственно через іа и Ів и дирекционных углов этих линий.
Указанные элементы вычисляют по формулам
197
По вычисленным дирекционным углам а определяют |
значение |
|
разбивочных углов %А, %в . . . |
Е, . . . капитальной |
застройки |
Для перенесения точек С, D, |
||
пользуются створными точками а, |
Ъ, с, устанавливаемыми на линиях |
|
полигонометрических ходов при помощи теодолита. |
|
|
26 |
26 |
|
27
Рпс. 60 |
Рпс. 61 |
При отсутствии в натуре зданий или сооружений между линией полигонометрии и красной линией застройки для перенесения углов запроектированных зданий может быть применен способ перпенди куляров. Для перенесения каждой точки в натуру вычисляют длину перпендикуляров бд, бс, 8В, . . . (рис. 61), опущенных из точек проекта на линию полигонометрии 26—27, и удаления Дд, Дс,
198
Ad, . . . оснований этих перпендикуляров от полигонометрического знака 26,. пользуясь формулами
б = Ау cos а — Ах sin а
(ѴІ.6 )
А = Ay sin а + Ах cos а
где Ау и Ах — разности координат точки проекта, для которой вычисляют величины б и А, и полигонометрического знака;
а — дирекциониый угол линии полигонометрии.
Для вывода формул (VI.6) обратимся к рис. 62. Даны дирекцион иый уго.л а , линия А В, координаты хА и уА точки А и хр, ур точки Р. Требуется найти
РМ = б и АМ =А .
Как показано на рис. 62 |
|
|
|
|||||
|
PM — 8 = L N —KN, но LN — Ay cos a, |
|||||||
Следовательно, |
а iCV = Axsina. |
|
|
|||||
б = Ay cos a —Axsin a. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||
Величина |
A = |
A M = AL + LM, |
но |
|
|
|||
|
|
|
|
AL = Aysin a, |
|
|
||
Следовательно, |
LM - KP = Ax cos a. |
|
||||||
A = Ay sin a + Ax cos a. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||
Точки проекта A, C, D, |
E, G и В |
(см. рис. |
61) в этом случае |
|||||
получают, откладывая расстояния Аа , Дс, |
. . . от полигонометриче |
|||||||
ского знака 26 и длины перпендикуляров |
6 а, |
6 с. . . от полигоно |
||||||
метрической линии 26—27. |
л |
■X |
|
|||||
Перпендикуляры |
восста |
|
|
|||||
навливают при |
помощи тео |
|
|
|
|
|||
долита, |
устанавливаемого |
|
|
|
|
|||
последовательно |
в точках 1, |
: |
|
|
|
|||
2, 3, 4, 5 и 6, |
закрепленных |
|
|
|
||||
в створе |
линии |
полигоно |
|
|
|
|
||
метрии. |
|
|
|
|
йХ |
|
|
|
Для перенесения проекта |
|
|
|
|||||
планировки в натуру соста |
|
|
|
|
||||
вляют разбивочный |
чертеж, |
|
|
|
|
|||
на котором изображают схему |
|
|
|
|
||||
разбивки |
и подписывают все |
|
|
|
|
|||
рассчитанные |
разбивочные |
|
|
|
|
|||
элементы. Кроме необходимых |
|
|
Рис. 62 |
199
элементов, для перенесения точек в натуру на разбивочном чертеже подписывают размеры, обеспечивающие надежный контроль правильности перенесения проекта в натуру.
Точность геодезического обоснования, рассчитанного на съемку в масштабе 1 : 500, с точек которого переносят в натуру проект планировки п застройки, а также проект сетей подземных коммуни каций (канализация, водопровод и т. д.), может оказаться недоста точной для разбивки крупных инженерных сооружений — мостов, высотных зданий, вестибюлей метро и комплексов промышленных зданий, связанных единым технологическим процессом производства нлп эксплуатации.
В таких случаях создают самостоятельные локальные опорные сети с требуемой точностью, от точек которых разбивают соответ ствующие сооружения.
§ 38. Составление проекта вертикальной планировки
Изменение рельефа городской территории для приспособления его к застройке, благоустройству и инженерно-транспортным нуждам принято называть в е р т н к а л ь н о й п л а и и р о в к о й.
Естественный рельеф местности обычно не удовлетворяет требо ваниям транспорта п благоустройства застроенных территорий: уклоны на запроектированных проездах могут превышать допусти мые для различного вида транспорта; в случае, когда рельеф п л о с к и й , может оказаться затрудненным отвод поверхностных вод; могут появиться трудности в проектировании на больших территориях стока ливневых вод п канализации. Поэтому параллельно с гори зонтальной планировкой города составляют проект вертикальной планировки, предусматривающий искусственное изменение рельефа местпостп с целью приспособления его к застройке, благоустройству н инженерно-транспортным нуждам; чертеж с намеченным на нем проектом вертикальной планировки называют с х е м о й в е р т п - к а л ь н о й п л а н и р о в к и и составляют в масштабе 1 : 5000.
Исходным материалом для его составленпя является топографи ческий: план масштаба 1 : 5000 с сечением рельефа через 1—2 м.
Утвержденная схема вертикальной планировки обязательна для всех ведомств н учреждений, выполняющих застройку н освоение городских территорий. Организации, выполняющие строительные работы в городе, вместе с координатами красных линий получают
II красные (проектные) |
отметки. |
решение |
На схеме вертикальной планировки законченное |
||
дается обычно только по |
запроектированным проездам |
городской |
территории. Схема вертикальной планировки изображена на рис. 63. На основании схемы вертикальной планировки составляют технический проект, пользуясь при этом топографическими планами
масштаба 1 : 1000 или 1 : 500.
В качестве исходных данных для составления технического проекта принимают красные отметки схемы вертикальной плани
200