Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а VI

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПЛАНИРОВКИ

ИЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ В НАТУРУ

§36. Аналитические расчеты проекта планировки

Для перенесения проекта планировки города в натуру аналити­ чески вычисляют размеры всех элементов проекта в той его части, которая составлялась графическим способом. К элементам, опреде­ ляющим техническое существо составленного проекта планировки, относятся: длина красных линий (линий застройки) между углами кварталов, ширина проездов, величина углов между красными ли­ ниями, радиусы закруглений по красным линиям, длина и элементы кривых, размеры, определяющие геометрические формы площадей и скверов, и т. п.

Размеры перечисленных и других геометрических элементов проекта должны быть согласованы на всей территорпи города с тем, чтобы в процессе разбивки красных линий или осей проездов в на­ туре не появлялись невязки и несогласованности, а ошибки графи­ ческого проектирования не влияли на точность перенесения проекта в натуру.

Кроме взаимной согласованности всех элементов составленного проекта планировки между собой, проект в целом должен быть увязан с ситуацией и рельефом местности. Такая увязка особенно необходима при наличии на местности застройки, автомобильных и железных дорог, водотоков, водных пространств и характерных форм рельефа.

При составлении проекта планировки графическим способом принятые размеры кварталов и выбранную сетку проездов графи­ чески наносят на геодезические планы. На точность графического отображения составляемого проекта планировки существенно влияет деформация планов.

Установлено, что линейная деформация бумаги при печатании карт и планов может достигать 2 %; при этом в различных направле­ ниях величина деформации различна. Поэтому если основные рас­ стояния для установления размеров кварталов взяты с плана без учета деформации бумаги, то составленный проект не будет увязан с ситуацией и рельефом местности в тех случаях, когда точки проекта должны совпадать с точками ситуации, в натуре могут получиться значительные расхождения. Запроектированная набережная может попасть в русло реки, а проезд, запроектированный по водоразделу, может в натуре оказаться косогорным.

13*

195


Для введения поправки в измеренные по плану длины линий определяют деформацию плана по осям х и у.

Отношения величины изменения длины отрезка координатной сетки к ее длине принято пазывать к о э ф ф п ц и е и т о м д е ф о р -

м а ц и и б у м а г и.

Обозначив поправочный коэффициент через к,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

D T

 

 

 

(VI.l)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Dr — теоретическая длина

стороны координатной сетки плана

£)ф — фактическая

ее длина.

 

 

 

 

 

При расширении бумаги поправочный коэффициент получает

знак

минус,

а прп сокращении — знак плюс. Коэффициент к при­

нято

представлять

в относительной величине.

коэффициент де­

*■2200

 

 

Зная

поправочный

 

 

формации

бумаги

кх

по направлению

 

 

 

 

осп X

II

к у — по

направлению

оси у,

 

 

 

 

можно вычислить поправку в длину ли­

 

 

 

 

нии и дпрекцпоиный угол, измеренные по

 

 

 

 

деформированному плану.

 

бумаги

 

 

 

 

Поправку за счет

деформации

*то

 

 

в длппу линии s, измеренную

по

плану,

 

 

определяют по формуле

 

 

 

*шо

 

 

 

 

 

 

*1,200

 

vs= skx cos2 а -1- sky sin2 а,

(VI.2)

 

laic-

59

 

 

 

 

 

 

 

где а

— дирекционный

угол

липни.

Поправку в измеренный по плану дирекционный угол а , выражен­

ную в минутах, определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

s i n

2 а

(ку — кх) р' =

1719 sin 2а (ку кх).

 

(VI. 3)

Для получения исходных данных при аналитических расчетах по составленному графически проекту планировки выбирают места, в которых желательно обеспечить в натуре наиболее близкое соот­ ветствие в расположении точек проекта и точек ситуации или рельефа.

В указанных местах графически по плану определяют коорди­ наты характерных точек составленного проекта. Для увеличения точности определения графических координат и исключения дефор­ мации бумаги расстояние от координатной сетки до определяемой точки измеряют по плану от двух сторон квадрата, внутри которого расположена точка. Из двух измерений берут среднее значение. Применительно к рис. 59 при масштабе плана 1 : 2 0 0 0 координаты ■точки М будут

хм = 2 0 0 0 + а±?°2° ~ ь = 2 1 0 0 4

ум = 4000 + -m+ 2°0~ re = 4100 ■ т п (VI.4)

2

196


Определенные таким образом координаты при дальнейших ана­ литических расчетах принимают за исходные. Между этими точками составляют системы ходов, в которых длины линии определяют по размерам кварталов и проездов, указанным в проекте, а углі.і поворота — по запроектированным углам между осями проездов. Эти ходы уравновешивают между исходными точками. В результате уравновешивания получают координаты точек пересечения проездов, затем координаты углов п размеры кварталов, а также все прочие элементы, необходимые для перенесения проекта в натуру.

Если проектом планировки предусматривается наличие опорной застройки, т. е. таких зданий и сооружений, существующих в натуре, которые определяют положение запроектированных красных линий пли осей проездов, то фактические координаты углов этих зданий, определенные в натуре от точек геодезического обоснования, при­ нимают в качестве исходных.

После аналитических расчетов составляют схематический план красных линий с указанием координат всех точек пересечений осей проездов и углов кварталов.

§ 37. Перенесение проекта планировки в натуру

Составленный проект планировки переносят в натуру от точек геодезического обоснования, созданного на городской территории.

Ошибки выноса отдельных точек проекта планировки в натуру по отношению к точкам геодезического обоснования, не должпы превышать:

± 5 см в районах многоэтажной застройки

± 8 » » » малоэтажной »

± 10 » на незастроенных территориях-

Способ перенесения той плп иной точки проекта в натуру выби­ рают при составлении проекта перенесения в зависимости от условий местности и расположения точек планового обоснования. Наиболее распространен полярный способ.

После составления проекта перенесения планировки в натуру вычисляют его разбивочные элементы.

Предположим, что точки А и В, являющиеся углами запроекти­ рованного квартала, намечено перенести в натуру полярным способом от полнгонометрических знаков 26 и 27 (рис. 60).

Для перенесения вычисляют разбивочные элементы, состоящие из длин линий 26 — А и 27 — В, которые обозначены соответственно через іа и Ів и дирекционных углов этих линий.

Указанные элементы вычисляют по формулам

197


По вычисленным дирекционным углам а определяют

значение

разбивочных углов %А, %в . . .

Е, . . . капитальной

застройки

Для перенесения точек С, D,

пользуются створными точками а,

Ъ, с, устанавливаемыми на линиях

полигонометрических ходов при помощи теодолита.

 

26

26

 

27

Рпс. 60

Рпс. 61

При отсутствии в натуре зданий или сооружений между линией полигонометрии и красной линией застройки для перенесения углов запроектированных зданий может быть применен способ перпенди­ куляров. Для перенесения каждой точки в натуру вычисляют длину перпендикуляров бд, бс, 8В, . . . (рис. 61), опущенных из точек проекта на линию полигонометрии 2627, и удаления Дд, Дс,

198

Ad, . . . оснований этих перпендикуляров от полигонометрического знака 26,. пользуясь формулами

б = Ау cos а Ах sin а

(ѴІ.6 )

А = Ay sin а + Ах cos а

где Ау и Ах — разности координат точки проекта, для которой вычисляют величины б и А, и полигонометрического знака;

а — дирекциониый угол линии полигонометрии.

Для вывода формул (VI.6) обратимся к рис. 62. Даны дирекцион­ иый уго.л а , линия А В, координаты хА и уА точки А и хр, ур точки Р. Требуется найти

РМ = б и АМ =А .

Как показано на рис. 62

 

 

 

 

PM — 8 = L N KN, но LN — Ay cos a,

Следовательно,

а iCV = Axsina.

 

 

б = Ay cos a —Axsin a.

 

 

 

 

 

 

Величина

A =

A M = AL + LM,

но

 

 

 

 

 

 

AL = Aysin a,

 

 

Следовательно,

LM - KP = Ax cos a.

 

A = Ay sin a + Ax cos a.

 

 

 

 

 

 

Точки проекта A, C, D,

E, G и В

(см. рис.

61) в этом случае

получают, откладывая расстояния Аа , Дс,

. . . от полигонометриче­

ского знака 26 и длины перпендикуляров

6 а,

6 с. . . от полигоно­

метрической линии 2627.

л

■X

 

Перпендикуляры

восста­

 

 

навливают при

помощи тео­

 

 

 

 

долита,

устанавливаемого

 

 

 

 

последовательно

в точках 1,

:

 

 

 

2, 3, 4, 5 и 6,

закрепленных

 

 

 

в створе

линии

полигоно­

 

 

 

 

метрии.

 

 

 

 

йХ

 

 

 

Для перенесения проекта

 

 

 

планировки в натуру соста­

 

 

 

 

вляют разбивочный

чертеж,

 

 

 

 

на котором изображают схему

 

 

 

 

разбивки

и подписывают все

 

 

 

 

рассчитанные

разбивочные

 

 

 

 

элементы. Кроме необходимых

 

 

Рис. 62

199


элементов, для перенесения точек в натуру на разбивочном чертеже подписывают размеры, обеспечивающие надежный контроль правильности перенесения проекта в натуру.

Точность геодезического обоснования, рассчитанного на съемку в масштабе 1 : 500, с точек которого переносят в натуру проект планировки п застройки, а также проект сетей подземных коммуни­ каций (канализация, водопровод и т. д.), может оказаться недоста­ точной для разбивки крупных инженерных сооружений — мостов, высотных зданий, вестибюлей метро и комплексов промышленных зданий, связанных единым технологическим процессом производства нлп эксплуатации.

В таких случаях создают самостоятельные локальные опорные сети с требуемой точностью, от точек которых разбивают соответ­ ствующие сооружения.

§ 38. Составление проекта вертикальной планировки

Изменение рельефа городской территории для приспособления его к застройке, благоустройству и инженерно-транспортным нуждам принято называть в е р т н к а л ь н о й п л а и и р о в к о й.

Естественный рельеф местности обычно не удовлетворяет требо­ ваниям транспорта п благоустройства застроенных территорий: уклоны на запроектированных проездах могут превышать допусти­ мые для различного вида транспорта; в случае, когда рельеф п л о с к и й , может оказаться затрудненным отвод поверхностных вод; могут появиться трудности в проектировании на больших территориях стока ливневых вод п канализации. Поэтому параллельно с гори­ зонтальной планировкой города составляют проект вертикальной планировки, предусматривающий искусственное изменение рельефа местпостп с целью приспособления его к застройке, благоустройству н инженерно-транспортным нуждам; чертеж с намеченным на нем проектом вертикальной планировки называют с х е м о й в е р т п - к а л ь н о й п л а н и р о в к и и составляют в масштабе 1 : 5000.

Исходным материалом для его составленпя является топографи­ ческий: план масштаба 1 : 5000 с сечением рельефа через 1—2 м.

Утвержденная схема вертикальной планировки обязательна для всех ведомств н учреждений, выполняющих застройку н освоение городских территорий. Организации, выполняющие строительные работы в городе, вместе с координатами красных линий получают

II красные (проектные)

отметки.

решение

На схеме вертикальной планировки законченное

дается обычно только по

запроектированным проездам

городской

территории. Схема вертикальной планировки изображена на рис. 63. На основании схемы вертикальной планировки составляют технический проект, пользуясь при этом топографическими планами

масштаба 1 : 1000 или 1 : 500.

В качестве исходных данных для составления технического проекта принимают красные отметки схемы вертикальной плани­

200