Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ровки, которые выписывают на план. При составлении технического проекта стремятся как можно меньше изменять естественный рельеф, притом так, чтобы объем земляных работ по выемкам и насыпям
|
\ |
|
t |
'Я*» |
і ■\ |
|
£ |
$ ! |
> |
|
55 |
|
г |
|
|
|
л |
Н |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
/47,20 |
Условные обозначения■
+ /03,65 Проектные отметки /03,90 Отметки существую- ѵ щего рельесра
Точки перелома про
дольного прориля
Уклоны в тысячных ■Направление стока воды
82,0 Расстояния 8 метрах
4.2
223
балансировался в пределах улиц, кварталов, зеленых насаждений к в пределах всей территории города или первой очереди строитель ства. При определении баланса земляных работ учитывают грунт, который будет вынут из котлованов при застройке и строительстве подземных сооружений.
201
Наличие технического проекта вертикальной планировки улиц и площадок дает возможность правильно заложить фундаменты зданий, трубопроводы и кабели при еще не осуществленной пол ностью вертикальной планировке прилегающих улиц и кварталов.
Для составления ироекта вертикальной планировки основным и наиболее часто применяющимся за последнее время является
метод |
п р о е к т н ы х |
г о р и з о н т а л е й , разработанный |
||
проф. |
А. Е. Страмептовым |
и |
инж. |
В. М. Стаикеевым. Метод по |
своей |
идее довольно простой; |
он |
заключается в том, что на топо |
графическом плане проводят проектные горизонтали, т. е. гори зонтали рельефа, получающегося после изменения естественного рельефа путем срезок и подсыпок. Так как при проектировании рельефа обычно стремятся получить на отдельных участках мест ности однообразные скаты, то проектные горизонтали между лини ями перегибов скатов изображаются прямыми параллельными линиями, одинаково отстоящими одна от другой. Сечение для проект ных горизонталей в пределах 0,1—0,5 м выбирают в зависимости от характера естественного рельефа.
При |
сравнительно |
спокойном |
рельефе |
для планов |
масштаба |
|
1 : 500 наиболее применимо сечение, равное 0,10 м. |
|
|
||||
Для |
максимальных уклонов проектируемых проездов приняты |
|||||
следующие значения: |
|
|
|
|
|
|
На общегородских магистральных проездах |
. . . — 0,04. |
или 4%- |
||||
На |
районных магистральных проездах .................—0,06, |
или |
6%. |
|||
На |
улицах местного |
двпжеппя |
..................................—0,08, |
пли |
8%- |
На подходах к площадям и перекресткам уклоны улиц допускают не более 0,03 (3%), а к мостам и путепроводам — не более 0,05 (5%).
В особенно трудных и горных условиях допускается увеличение уклонов улиц на 1 —2 %.
Минимальный уклон по оси улицы, обеспечивающий сток воды по лоткам, принят равным 0,005 (0,5%). В отдельных случаях на небольших участках допускается снижение минимального уклона до 0,003 (0,3%). При меньших уклонах обязательно проектируется водосточная сеть. Лоткам для отвода воды придают пилообразный продольный профиль с уклонами не менее 4—5%, устанавливая дождеприемники в пониженных местах.
1. С о с т а в л е н и е п р о е к т а в е р т и к а л ь н о й п л а н и р о в к и по п р о е з д а м
Приступая к составлению проекта вертикальной планировки, прежде всего следует установить продольный уклон будущего про езда и профиль проезда в поперечном сечении.
Продольный проектный уклон определяют по красным отмет кам точек пересечения осей проездов и точек перегибов по про ездам. указанным па утвержденной схеме вертикальной планировки.
202
По проектному уклону і подсчитывают расстояния а между смеж ными проектными горизонталями на плане, пользуясь при этом формулой
‘ “ TSP' |
<ѴІ-7) |
где hnр — сечение проектных горизонталей; |
плана. |
М — знаменатель численного масштаба |
Допустим, что требуется составить проект вертикальной плани ровки по Коммунистической улице в пределах квартала N (см. рис. 63). Проекты поперечных профилей улиц, оконтуривающих этот квартал, показаны иа рис. 64.
Прежде всего составляют план проезда в масштабе 1 : 500 с вы делением проезжей части, газонов и тротуаров (рис. 65).
Проектная отметка пересечения осей Школьной и Коммунисти ческой улиц равна 146,70 м. По направлению к Зарудной улице ось Коммунистической улицы имеет продольный уклон і = 0,011.
Расстояние между горизонталями при сечении 0,10 м на плане масштаба 1 : 500 по формуле (VI.7) будет
а = о,оіі° 500 = ° '° '18 м. илп 18 мм.
203
Как показано па рис. 64, поперечный профиль проезжей части проектируемого проезда двухскатный с поперечными уклонами 0,02. Кроме того, по бокам проезда имеются газоны и тротуары с высотой бордюрного камня 0,15 м. Ширина проезжей части равна
9 м, газонов — 7,5 м, а тротуаров — 3 м. Тротуары |
|
имеют |
попе |
|||||
речный уклон 0,02. Продольный |
||||||||
уклон тротуаров равен продоль |
||||||||
ному |
уклону по оси |
проезда, |
||||||
т. е. 0,011. |
Газоны имеют попе |
|||||||
речный уклон в сторону лотка |
||||||||
0,005 и приподняты над тротуа |
||||||||
ром на 0 ,1 0 |
м. |
|
|
|
|
|
||
Наметим |
положение проект |
|||||||
ных горизонталей по оси Ком |
||||||||
мунистической улицы, начиная |
||||||||
от точки |
II — 146,70 |
м — пе |
||||||
ресечения |
|
осей |
Школьной и |
|||||
Коммунистической |
улиц. |
Рас |
||||||
стояние между проектными го |
||||||||
ризонталями равно |
18 мм. |
|
||||||
Проследим порядок |
прове |
|||||||
дения |
проектной |
|
горизонтали |
|||||
с отметкой |
II = |
146,00. |
|
Для |
||||
этого |
через |
точку |
А |
(рис. |
65) |
|||
с отметкой// — 146,0 м, распо |
||||||||
ложенной на осп |
проезда, про |
ведем линию Л/уѴ, перпендику лярную оси проезда.
Точки, расположенные в лотке проезда па лшпш MN, проведенной через точку Л с отметкой Н = 146,0 м, вслед
ствие поперечного уклона проезда гпоп оудут иметь меньшую отметку, чем точка Л, на величину
h _ |
• |
'К |
^ПОП ■) > |
где d — ширина проезда. |
|
В рассматриваемом примере |
|
h = 0,02 -4,5 = 0,09 м.
Следовательно, точка В, лежащая в лотке проезда и имеющая отметку Н = 146,00 м, будет смещена в сторону подъема продоль ной оси проезда па величину Ъ, которая определяется по формуле (VI.7), если в нее вместо сечения поставить величину понижения точки, т. е.
Ъ= цц'і^9 5ü0 = 0,0165 м, пли 16,5 мм.
204
Поскольку бордюрный камень выше лотка на 0,15 м, то одно именные горизонтали с отметкой 146,00 м по газону и проезду будут смещены в сторону уклона оси проезда на величину
0,15 м |
0,027 м, |
или 27 мм. |
|
0,011 • 500 |
|||
|
|
Отложив от точки В по лотку 27,0 мм, получим точку С, в кото рой бордюрный камень газона имеет отметку 146,00 м. Проведем через эту точку линию МфА^, перпендикулярную осп проезда. Газон имеет поперечный уклон в сторону проезжей части, равный
0,005. Следовательно, горизонталь с отметкой Н = 146,00 мм около внешнего края тротуара будет располагаться в точке Е ниже линии іП'17Ѵ1 на величину d, равную
d — 0,011 - £>00 = 0,0068 м, или 6 ,8 мм.
Тротуар ниже газона на 0,10 м; следовательно, горизонталь 146,00 м будет проходить через точку D, расположенную выше по проезду па величину е, равную
е |
0,10 м |
= 0,018 м, или 18 мм. |
0.011 -500 |
Точка F, лежащая па пересечении линии MEN с красной линией проезда, будет иметь отметку
В |
— |
Е Г ц в , 00~Ь ^поп. тр^тр> |
|
где ^поп.тр — поперечный |
уклон |
тротуара; |
|
drp — ширина |
тротуара. |
получим |
|
В рассматриваемом |
примере |
Н = 146,00 м + 0,02 -3,0= 146,06 м.
Следовательно, по линии фасада точка Р, имеющая проектную отметку 146,00 м, будет смещена в сторону ската проезда на велшчипу
&1= 0 .0 ^ 5 0 0 = ° » 0 1 1 м ’ Т- е - НЭ
205
Откладывая от точки F расстояние 11,0 мм, на плане получаем положение проектной горизонтали с отметкой 146,00 м. Все осталь ные горизонтали по тротуару при однообразных поперечном и про дольном уклонах будут ей параллельны, и расстояния между ними будут одинаковые.
Подобные построения делают через 10 проектных горизонталей, а в промежутках менаду ннмл проектные горизонтали проводят путем графического построения.
На перекрестках проектные горизонтали в зависимости от на правления скатов на пересекающихся проездах будут иметь вид, изображенный на рис. 6 6 .
При проектировании перекрестков ие рекомендуется допускать поперечных лотков на магистральных улицах. Одна из улиц должна иметь уклоп от перекрестка с тем, чтобы был сток поверхностной воды, в противном случае проектируется подземный водосток с дождеприемиыми решетками на перекрестке. Поперечный профиль улицы при подходе к магистральной из двухскатного преобразуется в-одно скатный с поперечным уклоном, равным продольному уклону маги стральной улицы.
2. С о с т а в л е н и е п р о е к т а в е р т и к а л ь н о й п л а н и р о в к и в н у т р и к в а р т а л ь н ы х т е р р и т о р и й
Принцип составления проекта вертикальной планировки иа внутриквартальные территории методом проектных горизопталсй остается таким же, как и при проектировании проездов.
Исходными данными для проектирования рельефа на внутри квартальных территориях являются красные отметки проектов вертикальной планировки по улицам.
Систему внутриквартальных проездов вместе с пешеходными дорожками следует рассматривать как сеть, собирающую и отво дящую дождевую воду с территории кварталов на уличные проезды.
Сток воды с улицы внутрь квартала допускать нельзя, поэтому если территория квартала расположена ниже лотка улицы, проекти руют подсыпку с подъемом 1—2% на протяжении 20—25 м, а да лее уклон направляют внутрь квартала. Поверхностную .воду или выводят на смежную улицу, или направляют в специальную водо сточную подземную сеть.
Уклон на участках, отведенных под озеленение, не допускают менее 0,005 (0,5%). Спортивные площадки и площадки для детских игр рекомендуется возвышать над внутриквартальной территорией на 0 ,5 м, проектируя вокруг них подпорные стенки или озелененные откооы. На крутых склонах планируют террасы, расположенные на разных уровнях и разделенные между собой подпорными стен ками или озелененными откосами. Для сообщения между террасами проектируют лестницы или пологие спуски — пандусы. Продоль
ный уклон террас делается около 0,005, |
а поперечный 0,01—0,02, |
с направлением от подпорных стенок к |
середине террасы. |
206