Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Ничего подобного, — отвечает Андреева. — Сделаны пока лишь первые шаги. Впереди — большая интересная ра­ бота. Что нас не устраивает? Прежде всего большие расстоя­ ния, на которые приходится возить бентониты от месторож­ дения к потребителям — горно-обогатительным комбинатам. Они измеряются тысячами километров. Мы хотим обосно­ вать возможность и экономическую целесообразность возить не глину, а бентопорошок. Ведь в глине много влаги. Зачем возить воду? Не лучше ли глину высушить и растереть в по­ рошок на месте, упаковать в мешки, а затем уж е везти? Ко­ нечно, лучше. Вот этот вариант мы сейчас и отрабатываем. Но расстояния от этого не сократятся. Надо пристальнее изу­ чить месторождения бентонитов, находящиеся в непосредст­ венной близости от горно-обогатительных комбинатов, и по­ пытаться, так сказать, облагородить эти глины, улучшить их качество искусственным способом. Но это уже новый этап нашей работы.

В. ШИНГАРЕЕ

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ВСЛЕД ЗА РУДОЙ

Точка отсчета

Разумеется, мой краткий отчет о путешествии не вмещает и тысячной доли того, что происходило с рудой, к которой были приложены руки людей сотен профессий, того волне­ ния и торжества, что они пережили. Нет тут и миллионной доли человеческих судеб, характеров, вовлеченных в орбиту курской руды. Много их, кто добывает руду, плавит из нее сталь, делает из стали станки и машины. Этих людей объеди­ няет общее дело, они гордо носят в кармане паспорт граж­ данина СССР. На разных языках говорят и пишут они, но ча­ ще — на русском, так как этот язык стал языком межнацио­ нального общения и с ним связано становление во многих на­ ших республиках промышленности, индустрии, грандиозные изменения в культуре и быте. Вместе с ним распахнулся пе­ ред народами и народностями страны огромный мир строя­ щегося социализма...

А начиналась одиссея курской руды самым деловым и, я бы сказал, даже прозаическим образом.

Ровно через четыре с половиной часа после подачи ваго­ нов диспетчер Михайловского железорудного комбината Га­ лина Павловна Зубарева снимает трубку своего серого теле­ фона, что вместе с четырьмя другими стоит на ее рабочем столе. Звонит она на станцию «Михайловский рудник», тоже диспетчеру — Антонине Егоровне Воробьевой.

О бе они женщины серьезные, деловые. Их телефонные фразы , очищенные от ненужных подробностей, звучат не­ сколько таинственно.

Тонечка, маршрут готов, забирайте с пятнадцатого.

Спасибо, Галина Павловна! С юга бросают на восьмой порожняк, будьте осторожны. Сколачивается двойник: сорок

одна коробка по четыре оси, полный маршрут. Ставить под очистку?

— Спасибо, Тонечка.

116


Вот и весь разговор — короткий, телеграфно сжатый, на­ сыщенный до отказа деловой информацией. Кажется, еще чуть-чуть — и слова, кристаллизуясь, начнут выпадать в осадок.

Попробуем, однако, перевести этот железнодорожный код со всеми его «маршрутами», «двойниками» на нормаль­ ный русский язык.

Каждый день на промышленную площадку комбината, что расположена рядом с территорией дробильно-сортировочной фабрики, на ее «Нижний парк», подают, то есть «бросают», порожние вагоны. К «Верхнему парку» мотовозы подкатыва­ ют открытые платформы думпкаров, на них лежит руда в глыбах. Ее доставляют с усреднительного склада. Руду пере­ малывают в дробилках, сушат, и она переходит на склад го­ товой продукции — в «Нижний парк». За одни сутки «Ми­ хайловский рудник» успевает отправить в путешествие по стране десять «маршрутов» — десять длиннющих составов

по сорок одному вагону в четыре оси,

значит, двойных.

В каждый такой вагон

мощные экскаваторы, точно такие, как

и те, что работают в

карьере, кидают

по пять ковшей ру­

ды — точно 64 тонны.

 

 

Как видите, все разъясняется весьма просто. С помощью реактивной установки продувают, Очищают от снега и грязи порожние вагоны. Кончился у реактивной установки срок службы на самолете, ее и приспособили для земных полез­ ных дел.

После чистки вагоны осматривают, забивают тряпками каждую щель, каждую дырочку, словно конопатят избу, в ко­ торой зимовать в сильные сибирские морозы. Да еще зако­ нопаченные места заливают известью. Товарная руда, если ее хорошенько высушить, похожа на портландцемент: со­ жмешь в горсти, а его нет как нет, утек между пальцами. Бурый рудный песочек тоже не держится в кулаке. Если в вагоне, что отправляется куда-нибудь за тридевять земель, обнаружится в пути дырочка, он придет к месту назначения полупустым.

Так расшифровывается весь разговор между двумя дис­ петчерами, один из которых сидит в двухэтажном зеленень­ ком деревянном домике, а другой — тоже в двухэтажном, но розовом и кирпичном. Разговор, имеющий самое прямое отношение к путешествию руды. Именно с «Нижнего парка» начинается ее одиссея.

Ж дет курскую руду станция Новотроицк, где расположен Орско-Халиловский металлургический комбинат. Отправится 117 она на Магнитку. Тяжелые тепловозы и электровозы потянут


«маршруты» е рудой на уральскую станцию Ай, к Златоустов­ ским заводам. Доставят ее и на станцию Металлургическая челябинским доменщикам. И еще в Череповец, Липецк, Рус­ тави... Богатейшее в мире месторождение железной руды щедро делится своим богатством с другими краями и респуб­ ликами Советского Союза.

Но прежде чем отправиться в Рустави или Череповец ру­ да должна перешагнуть ведомственный, барьер, невидимую черту, пролегающую между двумя домиками диспетчеров. Называется она полосой отчуждения.

Попав в эту полосу, руда, которую еще вчера добывали на руднике, вывозили самосвалами, грузили в думпкары, дро­ били и грохотали на железных ситах, сушили в специальных барабанах, — эта самая руда вдруг перестает быть сама со­ бой. В полосе отчуждения она превращается в Груз, Подле­ жащий Перевозке. Теперь ее не так легко отличить от других грузов: все они в одинаковых товарных вагонах, двери кото­

рых

закручены железной

проволокой, не

заглянешь,

разве

что

сверху, с моста... На

каждом вагоне

мелом —

адреса

назначения.

Люблю стоять на откосе и смотреть на несущиеся мимо товарные составы. Груженные в два ряда, проносятся авто­ машины «Жигули». Словно тяжелые танки — один на плат­ форму — покоятся в этом стремительном движении замы­ словатые по силуэту комбайны. Насыпью, навалом идет в ва­

гонах курская руда и казахстанское зерно,

украинский

уголь

и новороссийский цемент. В

разноцветных

цистернах

катит

азербайджанская, татарская,

тюменская

нефть. В

специаль­

ных белых холодильниках с

Дальнего

Востока

прибывает

рыба...

 

 

 

 

 

На железных рельсах, на водных артериях, в воздухе схо­ дятся, пересекаются, идут параллельно и встречь друг другу грузы из Сибири и Прибалтики, Закавказья и с Крайнего Се­ вера. Не просто грузы, не только продукция такого-то заво­ да, но и весточка из далекой республики, весьма полновесный «привет» одной республики другой.

И где-то среди этих бесчисленных миллиардов посланцами центра России путешествуют миллионы тонн железной руды бассейна КМА.

— До этого года мы отправляли руду маршрутами при­ вычными: Магнитка, Липецк, Череповец, Златоуст, Челябинск. Знали, так сказать, кому что надо и кто что любит. Их ин­ женеры, бывало, приезжали к нам, а наши ездили на Урал.

Уже давно сработались... А

тут вдруг — Грузия, Рустави! Ин­

тересно, как отнеслись там

к нашей руде? Попали ли мы,

как говорится, в точку?

118



Так говорил мне Николай Михайлович Клишин, мастер дро­ бильно-сортировочной. Он провел меня по всем цехам, по­ казал дробилки и грохоты, сушильные барабаны и пульт уп­ равления фабрикой. Клишин черен, худ, необычайно подви­ жен и расторопен. Работа у него сложная, ответственная. Когда он работает в вечернюю смену, то на его руках — вся фабрика, все ее механизмы.

Не

это ли

величайшее чувство ответственности рабочего

за весь завод,

за всю фабрику определяет, характер Кли-

шина?

 

 

Клишин —>член партийного бюро фабрики и председатель комиссии партийного контроля. О том, как работает Клишин, свидетельствует орден Трудового Красного Знамени, вручен­ ный ем у за доблестный труд и высокое профессиональное мастерство.

Николай Михайлович провожал меня в путешествие.

— С рудой для Рустави было много хлопот, — говорил он. — Уж мы ее так сушили, так сушили, до одного процен­ та влажности — пыль. Честно скажу, помучились. Но ведь и там, в Грузии, было, наверное, несладко...

Лента конвейера вывела нас на промплощадку.

— Ну что ж, прощаемся? — Клишин протянул мне руку.— Здесь моя епархия кончается, начинаются владения желез­ ной дороги. Счастливого пути!

Когда я преодолел лестницу; что вела на высокий мосто­ чек над железнодорожными путями, Клишин меня окликнул, я обернулся и увидел его невысокую, в черном комбинезо­ не фигурку внизу, возле экскаватора, который загребал ков­

шом очередную порцию руды.

у них

— Скажите там, в Рустави: мол, если что случится

и в эту зиму, мы не подведем. Пусть будут в надеже!

 

Я согласно махнул рукой.

я до

Он еще долго смотрел мне вслед, пока не добрался

«Михайловского рудника», первой станции, на которой

отме­

тилась курская руда.

Кажется, небольшая сравнительно станция, 125 служащих, 35 путей, включая тупики и тупички, как ласково назвал их начальник всего этого хозяйства Владимир Дмитриевич Ав­ раамов.

— Маленькая станция? — удивился Авраамов. — Хороша маленькая! Мы в сутки грузим до 750 вагонов, выгружаем до 500. За один месяц перерабатываем 740 тыс. тонн грузов, отправляем и принимаем в среднем почти 25 тыс. вагонов.

Это вам не какой-то там безымянный

разъезд...

Знаете ли

вы, что станция «Михайловский рудник» относится к первой

категории, выше ее лишь внеклассные

громады

— Москва, 120