ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
(1,5—5,0 м) исследования проводились со шлюпки при разносе MN 50 м; при работе с корабля эта величина составляла 100 м. На мелководье (Геленджикская бухта) методом ЕП были зафик сированы, выявленные ранее по геологическим признакам, круто падающие разрывные нарушения, а также речное русло, погре бенное под морскими осадками. Запись измерений потенциала естественного поля с корабля не обнаруживает закономерных изменений и не коррелируется с магнитометрией, проводившейся в комплексе. Это объясняется несовершенством применяемой методики и ее следует пересмотреть.
Ка п п о ме т р и я и р а д и о ме т р и я . Известно, что полез ные компоненты россыпей, как правило, представлены минера лами тяжелой фракции. Среди них почти повсеместно присут ствуют формы с высокой магнитной восприимчивостью и радио активностью. Опыт морской радиометрии показал перспектив ность метода в картировании осадков и поисков россыпей. Не меньшие перспективы в этом отношении можно ожидать от каппометрии, поскольку технически возможно фиксировать весьма небольшие количества магнитных минералов, имеющих в природе очень широкое распространение.
Исходя из этого, с целью поисков морских россыпей, радио метрический и каппометрический каналы были совмещены в двух погружных вариантах: для поисков месторождений на ходу судна (испытания велись со шлюпки) и для поисков в процессе под водных геологических работ. Оба образца были скомпанованы из полевого радиометра СРП-2 и каппометра, близкого по схеме ИМВ-2. Испытания были проведены на шельфе (Геленджикская бухта), где развиты осадки с очень слабой дифференциацией наблюдаемых свойств — существенно карбонатными илами и песками; четких аномальных показаний обнаружено не было. Однако применение рабочих эталонов, а также обследование под водных искусственных объектов (железобетонные плиты, бетон ные глыбы), имеющих аномальные значения измеряемых свойств, показали работоспособность обоих каналов. В дальнейшем ра боты совмещенных каналов необходимо опробовать на известных магнетитовых россыпях кавказского шельфа.
Перечисленные методы довольно мобильны и с их помощью можно быстро получить большой объем полезной информации. Однако, чтобы ее однозначно проинтерпретировать, необходимы прямые геологические исследования горных пород по разрезу и прямые геологические наблюдения под водой. В ряде же случаев с помощью геологических методов может быть получен основной объем информации.
Мелкое уда рное б у р е ни е проводилось на шельфе мыса Пицунда, где оно было скомплексировано с сейсмоакустическим методом. Для бурения была применена опытная модель плавучей буровой установки (ПБУ) «Днепр-1», принадлежащая Черномор-
109
ской геофизической экспедиции объединения «Крымморгео». Установка смонтирована на барже водоизмещением 640 т на базе станка СБА-150, приспособленного для бурения ударным и вра щательным способом. В условиях шельфа Пицунды (пески, глины и слабосцементированные крупногалечные конгломераты) про ходка возможна была только ударным бурением. Для рабочего положения ПБУ устанавливалась на 4 якоря, что ограничивало глубину бурения по воде 40—45 м. Таким же был предел бурения по породам. Выход керна при бурении рыхлых морских осадков составлял обычно 80—100%. Для бурения же крупногалечных конгломератов со слабым цементом ПБУ оказалась совсем не пригодной. Во всех случаях по ним было пройдено не более не скольких десятков сантиметров ударным способом с выходом лишь шлама.
На шельфе Пицунды пройдено 14 скважин на глубинах моря 7,5—42,0 м. Глубина проходки по породам составила от 7 до 37 м. В результате бурения были вскрыты верхнечетвертичные отложе ния, разрез которых в основном имеет трехчленное строение. Под ними в некоторых скважинах вскрыты крупногалечные конгло мераты, по-видимому, неогенового возраста.
Несмотря на крайне ограниченные возможности, данные по скважинам были использованы как параметрические для сейсмоакустического метода — определена скорость упругих колебаний в чехле рыхлых осадков.
Совершенно очевидно, что для картировочного бурения необ ходимо специальное буровое судно с универсальным буровым агрегатом. Оно должно быть рассчитано для бурения на глубинах моря до 200 м при глубине бурения по породам применительно к условиям кавказского шельфа— 150—200 м. Отсюда видно, что способ постановки судна с помощью якорей для таких глубин не приемлем, и, очевидно, необходимо автоматическое подраба тывающее устройство, удерживающее судно на месте в процессе бурения.
Отбор колонок г рунт а прямоточными и вибропоршневыми трубками был проведен на Таманском и Геленджикском участках шельфа. Мощность колонок превышала 4,5 м. В период опытно-методических геологических работ во ВНИИМОРГЕО была создана модель виброустановки (конструкция Д. А. Лещева) для поинтервального отбора керна с общей его мощностью
7 м.
Несмотря на сравнительно малую мощность колонок грунта, в ряде случаев осадки были расчленены в пределах отложений современного возраста на джеметинские и каламитские слои. На таманском шельфе с помощью прямоточных трубок откартированы осадки на площади 640 км2. Эти данные служат параметри ческим материалом при интерпретации сейсмоакустической запи си верхнего слоя осадков. Исследование вещественного состава
ПО
осадков позволило выявить закономерность распределения целого ряда элементов. В Геленджикской бухте материалы бурения вибропоршневыми трубками были использованы для подсчета запа сов песка, из которого был намыт городской пляж.
Отбор проб и о б р а з ц о в г р у н т а с помощью дночерпателей и драг осуществлялся в комплексе с подводными рабо тами. Использовался дночерпатель типа «Океан» емкостью до 0,05 м3. Им поднимали грунт в отдельных точках с целью опера тивного выяснения его состава при сейсмоакустике, использовали для картирования осадков на отдельных участках шельфа в ком плексе с подводными работами, применяли при шлиховом опро бовании.
Драгирование велось драгой конструкции Б. И. Васильева. Этот очень простой снаряд представляет собой бочку с сетчатым дном, к которой снаружи ближе к середине крепится трос. Кроме простоты, эта драга имеет то преимущество перед другими кон струкциями, что при зацепе, благодаря близости крепления к средней части снаряда, она опрокидывается и сама высвобо ждается от препятствия. Драгирование произведено на континен тальном склоне Пицунды на глубинах 250—400 м. Кроме водо насыщенных илов, была поднята галька и обломки разрушенных
плиоценовых (?) |
конгломератов. |
По д в о д н ые |
г е о л о г и ч е с к и е н а б л ю д е н и я выпол |
нялись в разных объемах на всех исследуемых участках на глу бинах 40—45 м. Состав геолого-съемочной группы изменялся от 4 до 10—12 человек. В ее составе были: геологи, геофизики, гид рографы, классные водолазы и рабочие. Основой подводного снаряжения послужили отечественные акваланги и гидрокостю мы. В качестве геолого-навигационных средств применялся ком пас переднего — верхнего обзора, инклинометр, гидромеханиче ский лаг, глубиномер, часы. Все это монтировалось На общую модель акваплана, который, кроме этого, играл роль рабочего стола, блока записи и измерительной линейки. Для отбора проб применялся донно-шлюпочный пробоотборник емкостью 10 кг сухого грунта и ручные пробоотборники емкостью 0,5—0,8 и 1,5—3,0 кг грунта. Для геофизических исследований по маршруту опробовалась упомянутая выше конструкция совмещенных каппометра и радиометра.
Основной формой исследования были приняты маршруты, вы полняемые по параллельной сети в двух вариантах — с непре рывным и периодическим наблюдениями. Они проводились с по мощью шлюпки. В соответствии с требованиями к геологическому картированию, сеть маршрутов разбивалась по возможности вкрест простирания основных элементов геологического строения участка.
Подводными геологическими маршрутами была закартиро вана Геленджикская бухта. Изучались аккумулятивные формы
ill
рельефа на таманском шельфе, изучено развитие твердого реч ного стока в морской среде на примере малых рек, с которым связана аккумуляция полезных компонентов, изучено геологиче ское строение подводного склона мыса Пицунда.
Геологическую эффективность подводных маршрутов можно приравнять к эффективности сухопутных в условиях, близких по степени геологической сложности и прямой видимости (таежная местность). Однако маршруты с непрерывными наблюдениями довольно трудоемки из-за отсутствия подводных транспортных средств, ибо большая часть энергии исследователя идет на пере движение по маршруту. В условиях простого геологического строения при средней глубине моря 8 м с фиксированием точек через 100 м с полной зарядкой акваланга АВМ-1М удается пройти всего 500—600 м маршрута. На погонный километр маршрута со всеми вспомогательными операциями затрачивается около двух часов. В зоне приглубых берегов с погружениями от 0 до 45 м одной зарядки аппарата хватает только на прохождение 200 м маршрута.
Маршруты с периодическими наблюдениями выполняются со шлюпки, следующей по курсу маршрута со станциями в точках наблюдения. При средней глубине 7—8 м на 1 пог. км затрачи вается 0,5 часа рабочего времени.
Маршруты с непрерывным наблюдением наиболее рациональ ны в условиях сложного геологического строения: частой смены пород, разнообразия форм рельефа и т. д. В области же широ кого развития однообразных осадков и однотипной морфологии (шельфовая равнина) следует проводить маршруты с периоди ческими наблюдениями. При картировании прибрежных участков шельфа, как правило, приходится комбинировать способы марш рутов.
Вопросом большой важности в морских геологических иссле дованиях является плановая привязка объекта наблюдения. В опытно-методических работах были использованы известные радиогеодезические системы «Поиск», «Чайка», радиодальномеры типа «Теллурометр» и простейшие навигационные средства: ком пас, секстан, гидромеханический лаг, глубиномер.
Система «Поиск» состоит из трех обеспечивающих станций и ретранслятора (на суше) и одной приемной (на корабле.) Рабо
тает только |
в дневное |
время. Дальность надежной привязки |
с точностью требований |
среднемасштабной съемки составляет |
|
150—200 км. |
Но из-за |
неблагоприятной конфигурации берега |
часто не удается сделать расстановку станции, обеспечивающую нужный масштаб, особенно это касается небольших прибрежных участков с детальными работами. В этих случаях наиболее ра ционально использовать систему «Чайка». Она состоит из зада ющей станции, расположенной на корабле, и двух отражаю щих— на суше. Дальность действия ПО—130 км. Точность изме-
112