Файл: Картирование шельфов сборник статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(1,5—5,0 м) исследования проводились со шлюпки при разносе MN 50 м; при работе с корабля эта величина составляла 100 м. На мелководье (Геленджикская бухта) методом ЕП были зафик­ сированы, выявленные ранее по геологическим признакам, круто­ падающие разрывные нарушения, а также речное русло, погре­ бенное под морскими осадками. Запись измерений потенциала естественного поля с корабля не обнаруживает закономерных изменений и не коррелируется с магнитометрией, проводившейся в комплексе. Это объясняется несовершенством применяемой методики и ее следует пересмотреть.

Ка п п о ме т р и я и р а д и о ме т р и я . Известно, что полез­ ные компоненты россыпей, как правило, представлены минера­ лами тяжелой фракции. Среди них почти повсеместно присут­ ствуют формы с высокой магнитной восприимчивостью и радио­ активностью. Опыт морской радиометрии показал перспектив­ ность метода в картировании осадков и поисков россыпей. Не меньшие перспективы в этом отношении можно ожидать от каппометрии, поскольку технически возможно фиксировать весьма небольшие количества магнитных минералов, имеющих в природе очень широкое распространение.

Исходя из этого, с целью поисков морских россыпей, радио­ метрический и каппометрический каналы были совмещены в двух погружных вариантах: для поисков месторождений на ходу судна (испытания велись со шлюпки) и для поисков в процессе под­ водных геологических работ. Оба образца были скомпанованы из полевого радиометра СРП-2 и каппометра, близкого по схеме ИМВ-2. Испытания были проведены на шельфе (Геленджикская бухта), где развиты осадки с очень слабой дифференциацией наблюдаемых свойств — существенно карбонатными илами и песками; четких аномальных показаний обнаружено не было. Однако применение рабочих эталонов, а также обследование под­ водных искусственных объектов (железобетонные плиты, бетон­ ные глыбы), имеющих аномальные значения измеряемых свойств, показали работоспособность обоих каналов. В дальнейшем ра­ боты совмещенных каналов необходимо опробовать на известных магнетитовых россыпях кавказского шельфа.

Перечисленные методы довольно мобильны и с их помощью можно быстро получить большой объем полезной информации. Однако, чтобы ее однозначно проинтерпретировать, необходимы прямые геологические исследования горных пород по разрезу и прямые геологические наблюдения под водой. В ряде же случаев с помощью геологических методов может быть получен основной объем информации.

Мелкое уда рное б у р е ни е проводилось на шельфе мыса Пицунда, где оно было скомплексировано с сейсмоакустическим методом. Для бурения была применена опытная модель плавучей буровой установки (ПБУ) «Днепр-1», принадлежащая Черномор-

109



ской геофизической экспедиции объединения «Крымморгео». Установка смонтирована на барже водоизмещением 640 т на базе станка СБА-150, приспособленного для бурения ударным и вра­ щательным способом. В условиях шельфа Пицунды (пески, глины и слабосцементированные крупногалечные конгломераты) про­ ходка возможна была только ударным бурением. Для рабочего положения ПБУ устанавливалась на 4 якоря, что ограничивало глубину бурения по воде 40—45 м. Таким же был предел бурения по породам. Выход керна при бурении рыхлых морских осадков составлял обычно 80—100%. Для бурения же крупногалечных конгломератов со слабым цементом ПБУ оказалась совсем не­ пригодной. Во всех случаях по ним было пройдено не более не­ скольких десятков сантиметров ударным способом с выходом лишь шлама.

На шельфе Пицунды пройдено 14 скважин на глубинах моря 7,5—42,0 м. Глубина проходки по породам составила от 7 до 37 м. В результате бурения были вскрыты верхнечетвертичные отложе­ ния, разрез которых в основном имеет трехчленное строение. Под ними в некоторых скважинах вскрыты крупногалечные конгло­ мераты, по-видимому, неогенового возраста.

Несмотря на крайне ограниченные возможности, данные по скважинам были использованы как параметрические для сейсмоакустического метода — определена скорость упругих колебаний в чехле рыхлых осадков.

Совершенно очевидно, что для картировочного бурения необ­ ходимо специальное буровое судно с универсальным буровым агрегатом. Оно должно быть рассчитано для бурения на глубинах моря до 200 м при глубине бурения по породам применительно к условиям кавказского шельфа— 150—200 м. Отсюда видно, что способ постановки судна с помощью якорей для таких глубин не приемлем, и, очевидно, необходимо автоматическое подраба­ тывающее устройство, удерживающее судно на месте в процессе бурения.

Отбор колонок г рунт а прямоточными и вибропоршневыми трубками был проведен на Таманском и Геленджикском участках шельфа. Мощность колонок превышала 4,5 м. В период опытно-методических геологических работ во ВНИИМОРГЕО была создана модель виброустановки (конструкция Д. А. Лещева) для поинтервального отбора керна с общей его мощностью

7 м.

Несмотря на сравнительно малую мощность колонок грунта, в ряде случаев осадки были расчленены в пределах отложений современного возраста на джеметинские и каламитские слои. На таманском шельфе с помощью прямоточных трубок откартированы осадки на площади 640 км2. Эти данные служат параметри­ ческим материалом при интерпретации сейсмоакустической запи­ си верхнего слоя осадков. Исследование вещественного состава

ПО


осадков позволило выявить закономерность распределения целого ряда элементов. В Геленджикской бухте материалы бурения вибропоршневыми трубками были использованы для подсчета запа­ сов песка, из которого был намыт городской пляж.

Отбор проб и о б р а з ц о в г р у н т а с помощью дночерпателей и драг осуществлялся в комплексе с подводными рабо­ тами. Использовался дночерпатель типа «Океан» емкостью до 0,05 м3. Им поднимали грунт в отдельных точках с целью опера­ тивного выяснения его состава при сейсмоакустике, использовали для картирования осадков на отдельных участках шельфа в ком­ плексе с подводными работами, применяли при шлиховом опро­ бовании.

Драгирование велось драгой конструкции Б. И. Васильева. Этот очень простой снаряд представляет собой бочку с сетчатым дном, к которой снаружи ближе к середине крепится трос. Кроме простоты, эта драга имеет то преимущество перед другими кон­ струкциями, что при зацепе, благодаря близости крепления к средней части снаряда, она опрокидывается и сама высвобо­ ждается от препятствия. Драгирование произведено на континен­ тальном склоне Пицунды на глубинах 250—400 м. Кроме водо­ насыщенных илов, была поднята галька и обломки разрушенных

плиоценовых (?)

конгломератов.

По д в о д н ые

г е о л о г и ч е с к и е н а б л ю д е н и я выпол­

нялись в разных объемах на всех исследуемых участках на глу­ бинах 40—45 м. Состав геолого-съемочной группы изменялся от 4 до 10—12 человек. В ее составе были: геологи, геофизики, гид­ рографы, классные водолазы и рабочие. Основой подводного снаряжения послужили отечественные акваланги и гидрокостю­ мы. В качестве геолого-навигационных средств применялся ком­ пас переднего — верхнего обзора, инклинометр, гидромеханиче­ ский лаг, глубиномер, часы. Все это монтировалось На общую модель акваплана, который, кроме этого, играл роль рабочего стола, блока записи и измерительной линейки. Для отбора проб применялся донно-шлюпочный пробоотборник емкостью 10 кг сухого грунта и ручные пробоотборники емкостью 0,5—0,8 и 1,5—3,0 кг грунта. Для геофизических исследований по маршруту опробовалась упомянутая выше конструкция совмещенных каппометра и радиометра.

Основной формой исследования были приняты маршруты, вы­ полняемые по параллельной сети в двух вариантах — с непре­ рывным и периодическим наблюдениями. Они проводились с по­ мощью шлюпки. В соответствии с требованиями к геологическому картированию, сеть маршрутов разбивалась по возможности вкрест простирания основных элементов геологического строения участка.

Подводными геологическими маршрутами была закартиро­ вана Геленджикская бухта. Изучались аккумулятивные формы

ill


рельефа на таманском шельфе, изучено развитие твердого реч­ ного стока в морской среде на примере малых рек, с которым связана аккумуляция полезных компонентов, изучено геологиче­ ское строение подводного склона мыса Пицунда.

Геологическую эффективность подводных маршрутов можно приравнять к эффективности сухопутных в условиях, близких по степени геологической сложности и прямой видимости (таежная местность). Однако маршруты с непрерывными наблюдениями довольно трудоемки из-за отсутствия подводных транспортных средств, ибо большая часть энергии исследователя идет на пере­ движение по маршруту. В условиях простого геологического строения при средней глубине моря 8 м с фиксированием точек через 100 м с полной зарядкой акваланга АВМ-1М удается пройти всего 500—600 м маршрута. На погонный километр маршрута со всеми вспомогательными операциями затрачивается около двух часов. В зоне приглубых берегов с погружениями от 0 до 45 м одной зарядки аппарата хватает только на прохождение 200 м маршрута.

Маршруты с периодическими наблюдениями выполняются со шлюпки, следующей по курсу маршрута со станциями в точках наблюдения. При средней глубине 7—8 м на 1 пог. км затрачи­ вается 0,5 часа рабочего времени.

Маршруты с непрерывным наблюдением наиболее рациональ­ ны в условиях сложного геологического строения: частой смены пород, разнообразия форм рельефа и т. д. В области же широ­ кого развития однообразных осадков и однотипной морфологии (шельфовая равнина) следует проводить маршруты с периоди­ ческими наблюдениями. При картировании прибрежных участков шельфа, как правило, приходится комбинировать способы марш­ рутов.

Вопросом большой важности в морских геологических иссле­ дованиях является плановая привязка объекта наблюдения. В опытно-методических работах были использованы известные радиогеодезические системы «Поиск», «Чайка», радиодальномеры типа «Теллурометр» и простейшие навигационные средства: ком­ пас, секстан, гидромеханический лаг, глубиномер.

Система «Поиск» состоит из трех обеспечивающих станций и ретранслятора (на суше) и одной приемной (на корабле.) Рабо­

тает только

в дневное

время. Дальность надежной привязки

с точностью требований

среднемасштабной съемки составляет

150—200 км.

Но из-за

неблагоприятной конфигурации берега

часто не удается сделать расстановку станции, обеспечивающую нужный масштаб, особенно это касается небольших прибрежных участков с детальными работами. В этих случаях наиболее ра­ ционально использовать систему «Чайка». Она состоит из зада­ ющей станции, расположенной на корабле, и двух отражаю­ щих— на суше. Дальность действия ПО—130 км. Точность изме-

112