ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
с минимальными затратами времени и средств закартировать зна чительные площади побережий и составить вполне определенное представление о характере и направлении перемещения пласти ческого материала.
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
Б о л д ы р е в |
В. Л. Применение аэрофотосъемки для изучения потоков, |
|
песчаных наносов. — «Труды океаногр. комиссии АН СССР», т. 8, |
1961. |
|
Б о л д ы р е в |
В. Л. Комплекс признаков, характеризующих |
изменение |
емкости вдольбереговых потоков песчаных наносов. — В кн.: Развитие мор ских берегов в условиях колебательных движений земной коры. Таллин, «Валгус», 1966.
Г у р ь е в а 3. И., П е т р о в К. М., Р а м м Н. С., Ш а р к о в В. В. Геолого-геоморфологическое изучение морских мелководий и берегов по ма
териалам аэрофотосъемки. Л., «Наука», 1968. |
развитии |
морских берегов. М., |
||||
З е н к о в и ч |
В. |
П. Основы |
учения о |
|||
АН СССР, 1962. |
О. |
К. Основы |
геоморфологии морских |
берегов. М., изд-во |
||
Л е о н т ь е в |
||||||
МГУ, 1961. |
В. |
С. Некоторые черты |
строения |
и |
динамики западного |
|
М е д в е д е в |
побережья острова Сахалина. — «Труды океаногр. комиссии АН СССР», т. 8_ 1961.
* Справочные данные по режиму ветров и волнений на морях, омывающих
берега СССР. Л., «Морской транспорт», 1962. |
|
|
|
|
|
|
||
С т р а х о в |
Н. М., Основы литогенеза. Т. 1, М., АН СССР, 1960. |
depots |
||||||
C l o s - A r c e d u c |
A. La photographie |
aerienne et |
l’etude |
des |
||||
prelittoraux.— «Etudes de photo-interpretation», № 1, Paris, |
1964. |
and |
their |
chan |
||||
E 1- A s h г у |
M. T., |
W a n 1e s s H. R. Shore |
line features |
|||||
ges. — «Photogram. Eng,», 33, № 2, 1967. |
Air |
photosurvey |
of |
coastal ero |
||||
S t a f f o r d |
D. B., |
L a n d f e l d e r J. |
||||||
sion.— «Photogram. Eng.», 37, № 6, 1971. |
of |
shoreline |
movement. — «Shore |
|||||
We b e r J. |
D. Photographic monitoring |
|||||||
and beach», 38, № 1, 1970. |
|
1960. |
|
|
|
|
||
W i l l i a m s |
W. W. Coastal changes. London, |
|
|
|
|
А. И. Сорокин
М Е Т О Д И К А П Р О М Е Р Н Ы Х Р А Б О Т И ИХ Т О Ч Н О С Т Ь П РИ Г И Д Р О Г Р А Ф И Ч Е С К И Х И С С Л Е Д О В А Н И Я Х
НА Ш Е Л Ь Ф Е
Под гидрографическими исследованиями понимается изучение рельефа и грунта дна, которое производится с целью создания морских навигационных и специальных карт. Экспедиционную сторону этих исследований, связанную с выполнением непосред ственных измерений в судовых условиях, обычно называют про мером. Промер, по своему смыслу, имеет много общего с топогра фической съемкой, выполняемой с подвижной платформы и, как правило, при отсутствии видимости изучаемого объекта. Эта особенность и определяет основные отличия промера от топогра фической съемки.
Существующие средства позволяют изучать рельеф дна пу тем:
1) измерения глубин в отдельных точках (в основном, при
промере со льда); |
|
дна в отдельных точках |
||
2) |
измерения глубины и наклона |
|||
(например, при сейсмозондировании со льда); |
(батимет |
|||
3) |
получения непрерывных профилей рельефа дна |
|||
рических профилей) |
вдоль пути движения судна или другого |
|||
носителя аппаратуры |
(в основном, с помощью эхолотов); |
|||
4) получения изображения рельефа дна в некоторой полосе |
||||
вдоль |
пути движения судна, самолета, подводного |
вездехода |
||
и т. п. |
(например, с помощью эхотрала, эхографа, гидролокатора |
|||
бокового обзора, аэрофотосъемки на мелководье и т. п.). |
||||
Основным способом промера в настоящее время |
является |
|||
получение батиметрических профилей, |
расположенных парал |
лельно друг другу через равные промежутки L (междугалсовые расстояния). Выбор междугалсовых расстояний производят в за висимости от общего характера подводного рельефа и средней глубины района. При планировании промера на шельфе обычно руководствуются следующими величинами, полученными из опыта (см. табл.).
Эти величины являются ориентировочными и уточняются при выполнении промера в соответствии с выявленными особенно стями рельефа дна. Примером слаборасчлененной равнины мо жет служить дно Азовского моря, расчлененной — центральная часть Баренцева моря, сильнорасчлененной — северное побере жье Финского залива.
124
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
Глубины, |
Слаборасчленен- |
Расчлененные |
Сильнорасчленен- |
||
ные |
равнины L, |
равнины L, |
ные равнины L, |
||
м |
|||||
|
км |
км |
м |
||
|
|
||||
0—20 |
|
0,5—1 |
0,1—0,25 |
50—100 |
|
20—100 |
|
1—2 |
0,5—1 |
100—250 |
|
более 100 |
|
3—5 |
1—2 |
250—500 |
Вприбрежной зоне, на подходах к портам, якорным стоянкам
иустьям рек промерные галсы прокладываются не реже чем через 100 м, а на естественных фарватерах, в гаванях и узкостях не
реже чем через 20—25 м. При изучении рельефа дна со специаль ной целью — при геологических изысканиях, прокладке трубопро водов и т. д. — подробность промера устанавливается в соответ ствии с поставленной задачей.
Для лучшего выявления характера рельефа дна направление галсов должно совпадать с направлением наибольшей расчле ненности подводного рельефа, что обычно совпадает с требова нием расположения галсов нормально общему направлению изо бат (линий равных глубин).
Вопрос о целесообразности покрытия района системой пере секающихся галсов решается в зависимости от имеющихся средств определения места. Если требуемая точность съемки не обеспечивается, то использование системы пересекающихся гал сов — с ее последующим уравниванием — может несколько повы сить точность изображения подводного рельефа на карте. Однако в общем случае следует стремиться к покрытию района парал лельными галсами, поскольку по сравнению с пересекающимися галсами (при том же объеме работ) это дает более равномерную по точности съемку и уменьшает максимальные значения ошибок интерполяции.
При изучении рельефа дна на шельфе с особой остротой ста вится вопрос о высокоточном определении координат места про мерного судна. В настоящее время для решения навигационных
ибольшинства других задач требуется обеспечить точность опре деления места промерного судна 5—10 м, при удалениях до 30 км
и20—50 метров при расстояниях до 150 км от берега. Такая точ ность может быть обеспечена путем определения координат места судна с помощью визуальных или высокоточных радиотехниче ских средств, привязанных к береговой геодезической сети.
Вобщем случае под координатами места судна понимаются пары значений произвольных (различных) функций, находящихся во взаимно-однозначном соответствии с точками земной поверх ности. Такими функциями могут быть расстояния от судна до береговых станций, углы, измеренные на судне между парами
125
\
береговых ориентиров и т. д. Значения этих функций, таким обра зом, уже представляют собой криволинейные координаты места, которое может быть нанесено на карту или планшет по специаль ным сеткам (гониометрическим, стадиометрическим, гиперболи ческим и др.). При необходимости переход от криволинейных координат к географическим или прямоугольным в определенной картографической проекции может быть произведен графически (при наличии на карте обеих систем координат), а также ана литически — с помощью таблиц или электронно-вычислительных машин.
Каждая координатная линия, соответствующая величине из меренного на судне параметра (расстояния, угла) представляет собой так называемую линию положения, в одной из точек кото рой находится судно. Очевидно, что пересечение двух таких ли ний положения определяет точку, в которой находится искомое место судна. При пересечении трех линий положения обычно воз никает треугольник погрешности, величина которого может слу жить косвенной оценкой точности определения места. Этот тре угольник возникает из-за того, что линии положения, пересекаю щиеся в действительности в одной точке, соответствующей месту судна, смещаются в ту или иную сторону из-за случайных ошибок наблюдений. Существует определенная методика, позволяющая находить вероятнейшее место при трех и более линиях положе ния. При наличии двух линий положения мы получаем, естествен но, одну точку пересечения, которая будет получена тем точнее, чем меньше могут сдвигаться со своего истинного места линии положения при определенных ошибках наблюдений и чем ближе к 90° будет угол их пересечения.
Точность определения места координат чаще всего оценивают с помощью средней квадратической ошибки положения точки, вычисляемой по формуле
где |
е — средняя квадратическая ошибка измеряемых вели |
gi, |
чин (например, расстояний); |
g2 — модули градиентов этих величин в точке измере |
|
|
ний; |
|
у — угол пересечения линий положения в той же точке. |
Вероятность средней квадратической ошибки положения точ ки равна примерно 0,7 и колеблется в пределах от 0,63 до 0,68. Точное значение этой вероятности может быть вычислено по формуле
1
l+v cos 2ср d tp ’
126
где |
4г2 |
\ |
|
v = |
|||
№ {gf+g22) |
2 |
||
|
|
Если точки с равными значениями средней квадратической ошибки М соединить кривыми, получим так называемые линии равной точности, которые имеют, как правило, весьма сложную
форму.
Имея альбомы заранее составленных линий равной точности для различных вариантов расположения опорных пунктов (стан ций), можно производить выбор наилучших их комбинаций при определении места, а также при планировании создания опорной сети.
Естественно, что точность определения места должна быть увязана с точностью измерения глубины, междугалсовым рас стоянием и характером рельефа. Эта связь аналитически может быть выражена с помощью формулы, оценивающей точность промера:
|
= М 2a2t -1- /72с2 + т ?, |
где |
ц — ошибка снятой с планшета глубины; |
|
М — средняя квадратическая ошибка определения места |
|
судна на галсе; |
щ—показатель вертикальной расчленности поля, соот ветствующий среднему значению угла наклона дна
на батиметрическом профиле; шс2 —средняя квадратическая ошибка измерения глуби
ны, возникающая как по техническим, так и мето дическим причинам, в том числе из-за ошибок в наблюдениях над колебаниями уровня;
mi— ошибка интерполяции, зависящая от величины междугалсового расстояния, характера расчлененности поля и принятого способа интерполяции.
Если рельеф в данном районе может рассматриваться в каче стве реализации стационарной случайной функции, средняя ква дратическая ошибка интерполяции на середину может быть най дена по формуле
т? = 1,5АГ(0) - 2K(j ) + 0,5K(L) ,
где К(п) — значения корреляционной функции батиметрического профиля при п= 0, ~ и L (L — величина междугалсового рас
стояния) .
Таким образом, точность промера ц зависит от всех трех сла гаемых, являющихся в первом приближении независимыми слу чайными величинами. Очевидно, что нет смысла стремиться к бес-
127