N
10 20 JO SO 100 2 0 0 / у " ) 0-5 w"
\ f ) ((fv')'l3
Рис. 99. Сопоставление опытных данных по теплоотдаче с расчетными, полу' ченными для медленно движущегося пара:
• — у = О (сухой насыщенный пар); О — У = 1 н-30% (влажный пар)
Рис. 100. Зависимость N от определяющих параметров:
Ф - У = 0 ; 0 - У = 1 +30%
которые приведены на рис. 99. Как видно, в этом случае расхож дение экспериментальных и расчетных данных практически не превышает ±25%, причем опытные точки для различных давле ний и различных влажностей практически совпадают.
Эти данные могут быть использованы для оценки теплоотдачи в камерах при пусковых режимах, однако в натурных условиях процессы будут более сложными: в криволинейных каналах при наличии градиента давления будет возникать дополнитель ная сепарация влаги, возможно возникновение отрывов погра ничного слоя, поток может быть пространственным и т. д. Все эти явления скажутся на величине коэффициентов теплоотдачи. При режимах остановки турбины характер теплообмена будет отличаться от вышеописанного, так как в этом случае темпера тура стенки будет выше температуры потока и вместо конден сации возможно возникновение испарения или кипения. Эти процессы в условиях турбомашин в настоящее время не иссле дованы.
16 Л. М. Зысина-Моложен ДР •
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНВЕКТИВНОГО ТЕПЛООБМЕНА
ВОХЛАЖДАЕМЫХ ТУРБИННЫХ ЛОПАТКАХ
38.Основные схемы охлаждения лопаток газовых турбин
При создании системы охлаждения высокотемпературной турбины приходится решать комплекс различных научно-техни ческих задач, среди которых основными являются выбор кон струкции и технологии, а также вопросы прочности, термодина мики цикла, потерь, связанных с охлаждением, и др. Однако на первом месте находится задача теплообмена в лопатке, пра вильное решение которой в известной мере определяет целесооб
разность постановки остальных |
вопросов. |
Не будем останавливаться на |
конструктивных особенностях |
отдельных систем охлаждения; эти вопросы достаточно широко отражены в специальной литературе [50, 80]. Существует ряд принципов классификации систем охлаждения: по конструктив ным признакам, по термодинамическим свойствам, по виду тепло носителя и др. Однако ни одна из предложенных классификаций не является универсальной.
Для анализа тепловых свойств систем охлаждения целесооб разно выделить типовые схемы тепло- и массообмена в охлаждае мых лопатках. Основные из этих схем и наиболее характерные конструктивные варианты их реализации показаны в табл. 8. Рассмотрим особенности приведенных схем.
Наружное охлаждение (схема I). При наружном охлаждении, которое применимо только для рабочих лопаток, поверхность лопатки вступает попеременно в контакт с охладителем и высоко температурным газом, при этом каждый раз изменяется знак теплового потока. Однако температурные колебания распро страняются на незначительный по глубине слой у поверхности профиля, основная часть металла лопатки имеет практически по стоянную температуру. Охлаждающий агент при наружном охлаждении может подводиться парциально с основным рабочим телом, а также впрыскиваться в газовый тракт или непосред ственно на лопатку. Важное практическое значение имеет то обстоятельство, что при данной схеме теплоотвода рабочие ло-
|
|
П р о д о л ж е н и е |
табл. 8 |
Но |
|
Конструктивные варианты |
|
мер |
Охлаждение |
|
|
схе |
2 |
3 |
мы |
1 |
V |
Корневое |
|
|
|
|
в |
сопряженные |
Двухъярусная |
Лопатка с кор |
|
лопатка (с удли |
невым теплооб |
|
детали |
ненной комлевой |
менником |
|
|
|
частью) |
|
|
П р и м е ч а н и е . |
О бозначения:---- >■ — высокотемпературный газ; -> — |
охладитель. |
|
|
|
патки ^турбины имеют такую же конструкцию, как и в неохлаждаемых турбинах.
Для успешной реализации преимуществ, связанных с повыше нием температуры газа, при такой схеме охлаждения необходимо свести к минимуму время пребывания лопаток в зоне подачи охла дителя (в противном случае потери существенно увеличиваются), поэтому коэффициенты теплоотдачи при отводе тепла от лопатки должны быть достаточно велики. Еще А. Стодола показал, что охлаждение с помощью парциальной подачи воздуха не перспек тивно. В настоящее время такое охлаждение применяется только в специфических случаях, когда экономичность не имеет значе ния. Применение мелкодисперсных газожидкостных и жидкост ных потоков более эффективно. В качестве охлаждающих жидко стей применяются вода или топливо, возможно также применение влажного пара, самоиспаряющихся жидкостей и других тепло носителей.
Заградительное охлаждение (схема II). Заградительное охла ждение предусматривает создание на поверхности лопаток защит ных слоев, сильно увеличивающих термическое сопротивление между газом и стенкой лопатки и тем самым уменьшающих тепло вой поток в лопатку. Этот уменьшенный тепловой поток обычно снимается агентом, с помощью которого создается защитный слой. В отдельных случаях бывает необходимо предусматривать дополнительные меры для отвода теплового потока.
С точки зрения организации процесса заградительное охлаж дение является более совершенным, чем наружное, однако при
этом существенно изменяется конструкция лопатки и возникает ряд новых проблем прочностного и технологического характера.
Разновидностью такой схемы является так называемое п л е н о ч н о е (щелевое) охлаждение, при котором охладитель по дается на поверхность лопатки через ряд дискретно расположен ных щелей. Между поверхностью профиля и газом постоянно существует тонкая прослойка холодного воздуха. Так как эта прослойка быстро размывается газовым потоком, то для обеспе чения равномерности температур лопатки необходимо относи тельно большое количество точек ввода охладителя на поверх ность профиля. Вдув охладителя через пористую стенку позволяет избавиться от указанного недостатка, в этом случае практи чески на любом участке профиля и при любом режиме работы двигателя могут быть обеспечены достаточно надежное охлажде ние и защита поверхности от воздействия высоких температур. Необходимо отметить, что в настоящее время еще не решены тех нологические вопросы образования поверхности профиля турбин ных лопаток из проницаемого материала, обеспечивающего на дежную и стабильную работу такой системы охлаждения. Это обстоятельство сдерживает применение одного из наиболее ра
циональных |
способов |
охлаждения — п о р и с т о г о . |
|
К одной из разновидностей заградительного охлаждения сле |
дует отнести |
системы, |
где |
на поверхности лопатки |
создается |
т в е р д о е |
п о к р ы т и е |
— слой из твердого материала с вы |
соким термическим сопротивлением. В этом случае при прочих равных условиях величина теплового потока, направленного в лопатку, и температурные градиенты значительно уменьшаются. Однако остается необходимость отвода этого уменьшенного теп лового потока от пера лопатки с помощью, например, внутреннего корневого охлаждения.
Обычно, говоря о твердых покрытиях, имеют в виду мате риалы, наносимые на поверхность лопатки в стадии изготовления. Имеется принципиальная возможность при соответствующих условиях создавать на лопатках поверхностный слой с низкой теплопроводностью за счет веществ, выпадающих непосредственно из газового потока в процессе работы двигателя, например туго плавких составляющих продуктов сгорания.
Внутреннее проточное охлаждение (схема III). При этом спо собе охлаждения охладитель прокачивается через систему спе циально организованных каналов внутри профиля. Эффектив ность такой схемы в основном определяется тем, насколько удачно форма и расположение охлаждающих каналов сочетаются с типом и параметрами профиля. Стремление добиться оптимального соче тания приводит к усложнению формы каналов и, как следствие, усложняет конструкцию лопатки.
Специфической особенностью и существенным недостатком внутреннего охлаждения является наличие значительных удель ных тепловых потоков в стенке лопатки. В этих условиях, для
того чтобы избежать опасных градиентов температур, необходимы точные данные об условиях теплообмена на поверхностях теплоподвода и теплоотвода. Однако на нерасчетных режимах работы турбины в лопатке, даже при удачно спроектированной для номи нального режима системе охлаждения, могут возникать значи тельные градиенты температур. В результате допустимую темпе ратуру газа приходится снижать по сравнению со значениями, которые принципиально может обеспечить система охлаждения. Уменьшение температуры охлаждающего агента на входе также ведет к росту продольных и поперечных градиентов температур. Данные системы чувствительны к технологическим отклонениям при изготовлении. Перечисленные обстоятельства ограничивают возможность применения внутреннего проточного охлаждения при дальнейшем повышении начальной температуры в газовых турбинах и должны учитываться при проектировании.
Другая особенность схемы внутреннего проточного охлажде ния заключается в том, что поверхность теплоподвода, как пра вило, получается больше, чем поверхность теплоотвода. Причем с уменьшением размеров лопатки эта разность усугубляется. Дефицит поверхности теплоотвода особенно сказывается в зоне входной и выходных кромок, т. е. в местах, где как раз необхо димо наиболее эффективное охлаждение.
Одним из конструктивных вариантов схемы внутреннего про точного охлаждения является так называемая д е ф л е к т о р - п а я лопатка. Существенным недостатком этой конструкции является наличие значительных тепловых потоков в несущем корпусе лопатки, что приводит обычно к возникновению боль ших градиентов температур на нерасчетных режимах. В извест ной мере этого недостатка лишена г и л ь з о в а я лопатка, в которой центральный (несущий) стержень, воспринимающий основную нагрузку от газовых и центробежных сил, отделен системой охлаждающих каналов от тонкостенной оболочки, обра зующей наружную поверхность профиля. При такой конструкции возникают известные трудности, связанные с обеспечением проч ности и устойчивости наружной оболочки.
Термосифонное охлаждение (схема IV), С теплофизической точки зрения одним из эффективных путей интенсификации тепло отвода во внутренних каналах рабочих лопаток является переход к термосифонной схеме тепломассопереноса. Эта схема, приме нимая только для рабочих лопаток, основана на естественной циркуляции промежуточного теплоносителя в охлаждающих ка налах под действием центробежных сил. Находящийся на мень шем радиусе (за пределами проточной части) более холодный, а следовательно, имеющий большую плотность теплоноситель отбрасывается к периферии, вытесняя из профильной части ло патки нагретый и, следовательно, менее плотный агент. Условия массообмена в термосифонах существенно отличаются от условий при конвективном проточном охлаждении. При соответствующем