Файл: Зимнее бетонирование на Южном Урале..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

од 90—100 тыс. м3 бетона в штаг участка должны входить старший прораб, два прораба, пять масте­ ров, пятьдесят электромонтеров и свыше ста электро­ монтажников и температургциков. Обучение рабочих осуществляется в учебно-курсовом комбинате треста.

В соответствии с порядком распределения обору­ дования по заявкам строительных управлений произ­ водственный отдел треста составляет декадные гра­ фики размещения агрегатов, утверждаемые затем главным инженером треста. Согласно декадному гра­ фику, энергокомбинат устанавливает количество аг­ регатов для электропрогрева и выделяет необходимые штатные единицы на определенные объекты. Переме­ щение оборудования внутри объектов осуществляет строительное управление.

Управление треста, в зависимости от суточного потока бетона и сложности конструкций, обслужива­ ется одной или несколькими бригадами рабочих. При суточном потоке бетона более 300 м3 работами руко­ водит прораб, а при меньшем — мастер или бригадир. В состав бригады входят дежурные электрики, об­ служивающие и контролирующие электропрогрев, монтеры-монтажники 2 и 3-го разрядов и температурщики. При потоке 15—30 м3 бетона в сутки монте­ ры-монтажники производят также замер температур в прогреваемом бетоне.

Для одного или двух строительных управлений, в зависимости от объема выполняемых ими работ, вы­ деляется один или несколько старших контролеров температур. В обязанности прораба (мастеров) вхо­ дит организация труда бригады, обеспечение необхо­ димыми материалами, контроль за рациональным ис­ пользованием оборудования, ведением журнальных записей и точным выполнением заданного режима электропрогрева. Старший температурщик помогает прорабу и руководит всеми работами, связанными с контролем качества бетона, температурного режима и ходом бетонирования.

При организации работ по примеру треста «Магнитострой» возникает проблема сохранения постоян­ ных кадров, занимающихся прогревом бетона. Прак­ тически каждый год приходится подготавливать вновь до 50% рабочих, занятых на этих процессах. При

8

другой форме организации работ возрастает число рабочих на электропрогреве, значительно уменьшает­ ся маневренность и ухудшается использование обо­ рудования, да и качество работ значительно ниже.

§ 3. Состав технологической карты

Обязательным техническим документом на произ­ водство бетонных работ зимой является технологиче­ ская карта, которая составляется производственно­ техническим отделом строительного управления и ут­ верждается главным инженером.

Технологическая карта состоит из следующих разделов.

I. Область применения карты.

II. Технологические и организационные особенно­ сти производства бетонных работ в зимнее время.

III. Материально-технические ресурсы. В разделе I приводятся:

а) краткая характеристика особенностей бетони­ рования конструкций, выполнение которых преду­ сматривается в карте;

б) характеристика условий и особенностей произ­ водства работ (скорость бетонирования, применяе­

мые механизмы, сменность, климатические

условия),

а также перечень работ, указанных в карте;

в) указания о сфере применения карты.

Раздел II включает:

 

требования

а) указания

по подготовке объекта и

к готовности

предшествующих работ

(подготови­

тельных, опалубочных,

арматурных), соблюдение ко­

торых необходимо для успешного строительства;

б) план и разрезы

(схематически) той части зда­

ния (сооружения), где

будут выполняться

бетонные

работы, а также схемы организации рабочей зоны в период бетонирования. На схемах должны быть про­

ставлены все основные

размеры, обозначены

опалубка

(утепление)

и особенности, присущие определен­

ному методу

зимнего

бетонирования (для

электро­

прогрева, например, схемы расположения и подключе­ ния электродов, их тип и геометрические размеры, коммутация, подключение к трансформатору, схемы разводок электроэнергии и т. д.);

2 Зак. I2G9

9



в) технологические параметры методов зимнего бетонирования, режимы термообработки (начальные температуры, скорость подъема и остывания, темпе­ ратура прогрева, время термообработки), расчетная прочность бетона к моменту окончания термообра­ ботки и после остывания;

г) потребные мощности для термообработки; д) требуемое количество противоморозных до­

бавок; е) основные требования к качеству, обязательные

для исполнителен данных работ, со ссылками на со­ ответствующие разделы СНиП, инструкций и т. п. Должны быть четко показаны температурные сква­ жины, их количество, время и порядок замеров, фор­ ма температурных листов, порядок расчета прочно­ сти и т. д.;

ж) главные указания но технике безопасности.

В разделе III приводится потребность в материа­ лах и технических ресурсах, необходимых для про­ изводства зимних бетонных работ. Указывается не­ обходимое количество трансформаторов, бункеров для предварительного разогрева бетона, электродов, проводов, добавок, утеплителя и т. п.

Время прогрева бетона определяется по графи­ кам роста прочности его на местных цементах при различных температурах прогрева. При термообра­ ботке учитывается экзотермическое тепло, выделяе­ мое цементом при твердении, и нарастание прочности бетона во время остывания. Особенно это относится к массивным конструкциям с модулем поверхности ме­ нее 6, которые прогреваются по методу электротермо­ са. Это позволяет значительно уменьшить расход элек­ троэнергии.

§ 4. Особенности бетонируемых конструкций

Основной объем бетонных и железобетонных ра­ бот «Главюжуралстрой» ведет на объектах предпри­ ятий металлургической промышленности и тяжелого машиностроения: прокатных станах, блюмингах, до­ менных печах, конверторах, комплексах механиче­ ских цехов, имеющих тяжелое технологическое обо­ рудование.

ю

В зависимости от вида и назначения конструкций объем монолитного бетона распределяется следую­ щим образом: фундаменты под каркас зданий — 30—35%, фундаменты под технологическое оборудо­ вание — 40 — 50%,

прочие подземные сооружения — 20 —

30%.

 

 

 

 

 

 

Анализ конструк­

 

 

тивных особенностей

 

 

монолитных

 

фунда­

 

 

ментов под колонны

 

 

зданий

на

стройках

 

 

черной

металлургии

 

 

показал, что модуль

 

 

поверхности

— Мп

 

 

конструкций

такого

/I—1——I—___I I 1 *

 

типа

находится

в

 

пределах от

2,5

до

Ю 1.6 2,0 2,63,03376,06,55055 6.0

7,0

б м~х (рис.

1).

 

Рис. 1. Кривая распределения Мп

Исследованиями

фундаментов под колонны

зданий

проектных

решений

 

 

фундаментов под колонны промышленных зданий, вы­ полненными В. С. Сарычевым и Р. X. Валеевым в НИИЭС Госстроя СССР, установлено, что более 60% составляют фундаменты, имеющие площадь подошвы 5—25 м2, объем 5—25 м3 и глубину заложения 2—5 м,

и что применение

монолитных

фундаментов по срав­

нению со сборными объемом более

1 м3 обеспечива­

ет снижение

себестоимости

на

35—120%; уменьшение

капитальных

вложений

в

1,8—2,7

раза;

снижение

приведенных

затрат на

40—130%;

снижение

народ­

нохозяйственных

издержек

производства

в

1,3—2

раза.

 

фундаментов

под

технологическое

Особенностью

оборудование

является

их

значительное

(до

10—

12 м) заглубление,

а таких специальных сооружений,

как ямы окалины,

маслоподвалы и т. д.,— более 12—

16 м. Это, в свою очередь, влияет на глубину заложе­ ния фундаментов под колонны зданий и создает до­ полнительные трудности в унифицировании даже для однотипных фундаментов.

Осложняет технологию производства работ на­

2*

11


личие в фундаментных массивах большого количест­

ва лотков,

тоннелей, сложная конфигурация массива

в плане,

множество закладных деталей, большие и

частые перепады отметок верха фундаментов. Тол­ щина бетонного массива фундаментов колеблется от

0,1 до 2,5 м.

Конструкции такого типа имеют различную степень армирования (от 0,1 до 3—10%), а объем — от не­ скольких единиц до нескольких сотен кубических метров.

Повышение производительности труда и сниже­ ние себестоимости производства бетонных работ во многом связаны с применением прогрессивных типов опалубки. На ее изготовление, монтаж и разборку приходится около 10—20% общей стоимости моно­ литных конструкций и примерно 20—50% затрат

труда.

7

стационар­

Чаще всего

применяют деревянную,

ную или щитовую опалубку различных типов и кон­ струкций. В результате применения инвентарных эс­ такад, увеличения удельного веса щитов, используе­ мых для опалубки, а также их размера до 5—10 м2 трудовые затраты на устройство 1 м2 снизились до 1,07 чел-час, а на распалубке — до 0,29 чел-час; вы­ работка плотника возросла до б ж2 в смену. Однако достичь значительного повышения производительно­ сти труда за счет изготовления крупных деревянных щитов невозможно, так как при демонтаже щиты ло­ маются и требуют существенного ремонта.

За последние годы получила распространение де­ рево-металлическая опалубка. В ее комплект входят инвентарные щиты, схватки, поддерживающие эле­ менты (ригели, стойки) и крепления. Палуба, вы­ полненная из досок, древесностружечных плит или водостойкой фанеры, выдерживает до 20—30 обо­ ротов, срок службы металлического каркаса состав­ ляет около 100 раз. Унифицированная опалубка ЦНИИОМТП может применяться для фундаментов под колонны и технологическое оборудование, для ленточных фундаментов, каркасов многоэтажных зда­ ний и т. д.

В комплект стальной опалубки входят восемь ти­ поразмеров основных щитов. Между собой щиты

12


соединяются пружинными

скобами или

кляммерами.

а со схватками — крюками

с клиньями.

 

Расчеты показали, что самые эффективные виды

опалубок — стальная из

универсальных

блок-форм,

стальная унифицированная конструкции ЦНИИОМТП и комбинированная опалубка. Применение данных ти­ пов опалубки по сравнению с деревянной щитовой позволяет снизить трудоемкость и себестоимость опа­ лубочных работ на 40—60%.

В зимнее время предпочтительнее комбинирован­ ные опалубки, так как они не нуждаются в утепле­ нии или в специальных мерах защиты поверхностных зон от резкого охлаждения.

§5. Транспортирование бетонной смеси

Внастоящее время на стройках Главка приме­ няются различные схемы бетонирования: автосамо­ свал — опалубка, автосамосвал — бетононасос — опалубка, автосамосвал — пневмонасос — опалубка, автосамосвал — кран (башенный, па пневмоходу пли

гусеничный) — опалубка, автосамосвал — мостовой кран и т. д.

Наиболее распространена укладка бетонной сме­ си при помощи кранов, хотя по грузоподъемности они используются далеко не полностью. Работа состоит в следуюш.ем: прием бетонной смеси из автомашины,

подача и укладка в сооружение

и утепление

в зим­

нее время. В результате увеличения объема

бунке­

ров для подачи бетона с 0,5 до

1 и 1,5 м?\

а также

изменения конструкции затворов

и некоторых других

конструктивных усовершенствований трудозатраты уменьшились до 1,4 чел-час на 1 лг3, или на 22%, а выработка одного бетонщика возросла до 5,0 м2, в смену.

В ряде трестов («Челябметаллургстрой», «Магнитострой») довольно широко применяется транспорти­ ровка бетона пневмонасосами, которые укладывают в среднем до 20% общего количества бетона. Произ­ водительность труда при этом способе гораздо выше, чем при укладке краном. Пневмонасос имеет еще и то преимуществе, что транспортирует бетонную смесь

13