ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
в фундаменты под оборудование на значительные расстояния в труднодоступные места.
На объекты бетонная смесь доставляется в авто самосвалах. При этом она часто расслаивается, це ментный раствор вытекает через неплотности соеди нений заднего борта с кузовом и, что наиболее важ но, снижается температура бетонной смеси.
Как показали неоднократные замеры температур во время транспортирования бетонной смеси, потери
тепла |
в значительной степени |
зависят от температу |
||||
ры наружного воздуха |
(рис. 2) |
и температуры бетон |
||||
ной |
смеси. |
что за |
30 |
мин транспортиро |
||
На |
графиках видно, |
|||||
вания |
с te.n + ЗО1" С в автосамосвале ЗИЛ-585 |
сниже |
||||
ние |
температуры бетонной смеси |
при tH.B= |
—10° С |
Рис. 2. Снижение температур бетонной смеси во время транспортирования при температуре воз духа:
1 - 10°С; 2 - 20°С; 3 - 30°С; 4 - 40°С
14
составило |
3° С, а при tH.B= |
—40° С |
(уменьшение to-H |
||||
на 10° С). |
Начальная |
температура |
бетонной |
смеси |
|||
влияет на потери тепла. Так, |
для |
смеси с |
= 10° С |
||||
при tH.B= |
—30° С за |
т = 60 |
мин |
температура |
пони |
||
зилась на 9° С, а для |
= |
30° С при этих же |
усло |
||||
виях потери составили |
уже 17° С. |
|
|
|
|
Наблюдения за распределением температуры по сечению кузова автосамосвалов показали, что наи большее снижение температуры происходит после выгрузки из бетономешалки на контакте бетонной смеси с поверхностью кузова и в процессе перевозки у поверхностных слоев за счет испарения влаги. При движении автосамосвала самая низкая температура бетонной смеси отмечалась на открытой поверхности,
атакже у стенок и днища кузова.
Вкузовах автосамосвалов, утепленных сверху шлаковатными матами, бетонная смесь остывает мед леннее примерно в два раза. В кузовах, обогреваемых отработанными газами, температура снижалась в среднем на 3—4°, однако у стенок и днища происхо дило схватывание бетонной смеси.
Отметим, что при этом способе снижается коэф фициент полезного действия двигателя и потому бо лее целесообразно укрывать кузов брезентом, что уменьшает скорость движения воздуха над поверхно стью бетонной смеси, предохраняет последнюю от ат мосферных осадков и значительно снижает теплопотери.
Большие потери |
тепловой энергии наблюдаются |
во время перегрузок |
бетонной смеси и при укладке |
ее в опалубку. За это время бетонная смесь остывает на 7—10° С. Величина потерь зависит, кроме условий окружающей среды, от вида тары, числа перегрузок, толщины слоя, степени армирования, вида опалубки, утепления и т. д.
При выборе схем подачи бетона, кроме технико экономического сравнения, необходимо иметь в виду,
что лучшим будет способ, |
при |
котором бетонная |
смесь транспортируется от |
места |
приготовления до |
места укладки с наименьшим числом перегрузок. Осо бое внимание следует уделить сохранению однород ности бетонной смеси и предупреждению ее расслаиваемости.
15
рукций нагреваются за счет экзотермии цемента и теплопередачи от поверхностных слоев.
Широкой популярности периферийного электро прогрева способствовало то, что большая часть бето нируемых конструкций имеет модуль поверхности меньше б (см. рис. 1). Кроме того, применение этого метода значительно упрощает технологию производ ства работ, так как используются готовые щиты опа лубки с заранее установленными электродами (рис. 3), что позволяет подключить их до бетониро вания, а также снижает расход электроэнергии и стали.
Практика показала, что наиболее приемлемы тпехфазные масляные трансформаторы типа УПБ-60, ТМОА-50, ТМ-75/6 и др., имеющие не менее двух сту пеней напряжения на низкой стороне. Однако в каж дом конкретном случае тип трансформатора выбира ется в зависимости от среднесуточного потока бето на, модуля поверхности конструкций, температуры наружного воздуха и т д. Удобны в работе трансфор маторы, которые смонтированы на металлических санях вместе с распределительными щитами и уста новленной на них измерительной аппаратурой. При дальних перевозках такие агрегаты могут транспор тироваться в кузовах автомашин. Каждый агрегат в зависимости от его мощности комплектуется соответ ствующим количеством кабельной продукции: кабе лем шланговым до 50 м, проводами магистральными и коммутационными, необходимым количеством со фитов.
В качестве электродов |
чаще всего используется |
стальная полоса шириной |
20—40 мм и реже — про |
волока диаметром 4—б мм. Их длина не должна пре вышать 1,5—2 м. Для ускорения установки нашив ных электродов в управлении «Бетонстрой» треста «Магнитострой» применяются электродные сеткипанели длиной до 2 м, набираемые из электронов и свариваемые на контактно-сварочном аппарате. Обычно электроды устанавливают плотники при из готовлении опалубки (рис. 4) и для предотвращения замыкания по ним нашивают деревянные рейки. Под ключают электроды монтажники энергокомбината. Если поток бетона на строительной площадке не-
17
Стерэкневые электроды фл-бпп
|
|
|
|
|
|
|
1. Прогрев бетона в фун |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
даменте |
вести |
нашивными |
|||
|
|
|
|
|
|
|
электродами из |
полосовой |
||||
|
|
|
|
|
|
|
стали б = 3—4 мм |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
2. На поверхностях усту |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
пов |
применять |
плавающие |
|||
|
|
|
|
|
|
|
электроды длиной менее 2 м |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
3. Для |
изоляции электро |
||||
|
|
|
|
|
|
|
дов |
применять |
деревянные |
|||
|
|
|
|
|
|
|
рейки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. После установки элек |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тродов и бетонирования от |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
крытые поверхности |
утеп |
||||
|
|
|
|
|
|
|
лить |
|
|
|
|
|
|
Температурный режим электропрогрева |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Продолжи |
Прочность, |
|
-пS |
||
|
|
|
|
|
|
|
тельность, |
К |
||||
|
|
|
|
At, |
|
|
час |
% R2H |
Й ». Л"Г- |
|||
Вид |
|
м |
|
^из> ^б-ср» |
|
|
|
|
х ^ |
н S? |
||
*н-в |
п |
°С |
|
|
|
|
ю 2 ^ ~ |
|||||
конструкции |
|
°С |
°С |
термо- |
ос- |
после |
после |
щл |
2 ■ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
с и £ £ 1 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
обратывапро- |
осты- |
Н5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ое( О со |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ботки |
ния |
грева |
вания |
С ^ 3 ii |
|
Фундамент |
-1 0 |
4 |
5 |
40 |
23 |
37 |
52 |
40 |
50 |
3,33 |
||
Фундамент |
-2 0 |
4 |
5 |
40 |
23 |
42 |
39 |
45 |
50 |
3,49 |
Рис. 4. Фрагмент технологической карты па электропрогрев бетона
большой и рабочие по электропрогреву заняты не полностью, некоторые из них нашивают электроды. За правильностью выполнения работ следят руково дитель бригады и старший контролер температур, а также дежурные электрики.
18
По мере сокращения работ основной состав об служивающего персонала (электромонтеры-монтаж ники) переходит в стройуправление, а на участке электропрогрева остаются 20—30 человек для ремон та электрооборудования и подготовки к следующему сезону и 20—25 — заняты на летних электромонтаж ных работах в энергокомбинате,
В строительных организациях Главка широко при меняются металлическая и дерево-металлическая опалубки типа УКО и УСО, разработанные институ том ЦНИИОМТП. Однако внедрение металлической опалубки из-за высокой теплопроводности значитель
но осложняет применение как метода термоса и пред |
|||
варительного электроразогрева |
бетонной |
смеси, так |
|
и электропрогрева с помощью |
электродов. Поэтому |
||
по предложению |
работников треста «Оргтехстрой» 1 |
||
в строительных |
организациях |
Главка |
применяется |
видоизмененный |
метод периферийного |
электропро |
грева в металлической опалубке. Сущность его в том, что электродом является металлическая опалубка, а вторым электродом — прямо или косвенно арматура конструкции. Электрический ток нагревает защитный слой конструкции, образующий «теплую рубашку» вокруг нагреваемого элемента. Регулируя нагрев за щитного слоя, можно добиться необходимого темпе ратурного режима выдерживания бетона. Этот ме тод— разновидность обычного периферийного элек тропрогрева, осуществляемого при помощи нашивных электродов (рис. 5).
Известна решающая роль температурного факто ра в получении бетона с заданными физико-механиче скими характеристиками. К тому же при различных методах электротермообработки особое внимание должно быть уделено мерам, предотвращающим сни жение качества бетона. Основными причинами струк турных нарушений в бетоне при термообработке мо гут быть следующие:
1) собственные температурные расширения твер дых частиц бетона и, вследствие этого, ухудшение сцепления и возникновение остаточных температур ных расширений бетонных конструкций;
1 Разработано под руководством А. Н. Архангельского.
19
2) расширение воды в бетонной смеси, которое приводит к развитию внутренних давлений, ухудшаю щих структуру неокрепшего бетона;
3) отрицательные явления, связанные с массопереносом и испарением влаги;
4) возникновение температурных деформаций и вследствие этого возможность ухудшения термона пряженного состояния железобетонных конструкций.
Было проанализировано формирование темпе ратурных полей свыше 120 видов железобетонных конструкций на ряде объектов «Главюжуралстроя» при использовании наиболее распространенных мето дов зимнего бетонирования. Анализ выявил следую щее.
3
Рис. 5. Электропрогрев бетона в металлической опалубке:
1 — трансформатор; 2 — опалубка; 3 — арматура; 4 — кабель, 5 и 7 — электроды; 6 — скважины
20
Начальная температура бетона перед электропро
гревом соответствует |
требованиям |
СНиПа, только в |
10 случаях из 100 она |
меньше 5° С, |
что значительно |
увеличивает электросопротивление бетонной смеси, а также начальное напряжение в сети.
Скорость повышения температуры бетона и осты вания конструкций на большинстве объектов строго соблюдается, что свидетельствует о соответствии при меняемого оборудования, степени утепления конст рукций и т. д. проектным решениям, за исключением массивных конструкций с Мп <С 4 м~К Вместо допу стимых скоростей 5—8° С в час для таких конструк ций примерно в 50% случаев отмечены скорости подъема температуры от 10 до 16° С в час.
Максимальная температура изотермического про грева довольно резко отличается от нормативной для конструкций с Мп до 5 м~х и за редким исключением ( ~ 5%) находится в допустимых пределах для кон струкций с Мп 7> 5 м~1.
Еще больший интерес представляет определение кинетики набора прочности бетона и изучение темпе ратурных полей однотипных конструкций, выдержи ваемых различными методами: паропрогревом и элек тропрогревом,— ибо температурные перепады наибо лее опасны при так называемой «кривой нулевых
напряжений» (по |
Б. |
И. |
Комзину, В. С. Лукьянову, |
И. И. Денисову и |
А. |
Р. |
Соловьянчику и др., момен |
том образования кривой нулевых напряжений мож но считать прочность, равную примерно 30—40% от
R28) • |
паропрогрева бетона |
фундамента |
под обору |
||||||||
Для |
|||||||||||
дование |
с |
Мп = 3 м~1 |
(осуществлялся |
по |
трубам |
||||||
025—37 мм, |
уложенным внутри |
конструкции через |
|||||||||
0,7—0,8 ж по высоте; температура |
теплоносителя око |
||||||||||
ло |
90—95° С) |
характерны весьма |
значительные |
гра |
|||||||
диенты, |
сохраняющиеся |
даже |
после |
отключения |
па |
||||||
ра, |
когда |
прочность бетона |
превышает |
50% от R23 |
|||||||
(табл. 3). . |
|
|
помощи |
нашивных |
электро |
||||||
дов |
Электропрогрев при |
||||||||||
сечением 40X2 мм, |
установленных через |
15— |
|||||||||
20 |
см, |
характеризуется |
меньшими |
температурными |
|||||||
градиентами |
(табл*. 4). |
Применение же |
в |
ступени |
|||||||
(подошве) |
фундамента |
плавающих |
электродов |
при- |
21