Файл: Гриневич, Г. П. Вилочные погрузчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Погрешности экспериментально определенных статистических характеристик

М о м е нт

к р у ч е н и я П о к а з а т е л и д л я в е д у щ е г о

моста

Т а б л и ц а 27

В е р т и к а л ь н а я н а г р у з к а

на

к о л е с о

на вилы

у п р а в л я е ­

г р у з о п о д ъ ­

мого

моста

емника

Среднее

квадратичное

отклонение,

 

 

 

выраженное

через коэффициент Кн

1,42

0,233

0,103

Среднее

число

наблюдений

 

1213

1960

1,543

Погрешности,

связанные

с

конечным

 

 

 

числом

наблюдений:

 

 

 

 

 

основная

погрешность

среднего:

 

 

 

абсолютная

 

 

0,0406

0,0053

0,0026

относительная в %

 

 

2,71

1,87

2,11

основная

погрешность

среднего

 

 

 

квадратичного:

 

 

0,0298

0,0037

0,0018

абсолютная

 

 

относительная в %

 

 

2,10

1,59

1,75

Погрешности,

связанные

со случай­

 

 

 

ной выборкой при уровне вероят­

 

 

 

ности 0,95:

 

 

 

 

 

 

основная

погрешность

среднего:

 

 

 

абсолютная

 

 

0,0796

0,0104

0,0051

относительная в %

 

 

5,32

3,66

4,14

основная

погрешность

среднего

 

 

 

квадратичного:

 

 

0,0585

0,0072

0,0035

абсолютная

 

 

относительная в %

 

 

4,12

3,12

3,43

амплитуд нагрузок в пределах выбранного эксплуатационного режима является чисто статистической, если используются только данные о нагрузке без учета случайных и несущественных изме­ нений этого режима в ходе испытаний. Каждую осциллографическую запись можно расценивать как одну из множества воз­ можных реализаций случайного процесса изменения нагрузки, характеризующего данный режим эксплуатации, и на основе принципа эргодичности судить по этой реализации о дальнейшей нагруженное™ погрузчика, а также других погрузчиков этого типа, работающих в подобных условиях.

Так как запись практически выполнима лишь на ограниченном отрезке времени, вероятностные характеристики, определяющие форму расчетных кривых (среднее значение нагрузки и среднее квадратичное отклонение), являются приближенными из-за оши­ бок измерений и по существу самого статистического метода. Важно оценить эти погрешности, поскольку от их значения зависит величина требуемого запаса прочности.

Результаты расчета погрешностей экспериментально опреде­ ленных статистических характеристик приведены в табл. 27.

203


§ 4. Расчет на прочность

Экспериментальные исследования нагруженности различных механизмов показали, что наиболее нагруженным является меха­ низм передвижения, причем в наиболее неблагоприятных условиях работают валы и оси механизма. Поэтому на примере этих деталей целесообразно рассмотреть порядок расчета элементов погрузчика на прочность. За основу расчета принят метод, используемый для других подъемно-транспортных машин [7].

Валы и оси, как правило, изготовляются из пластичных материалов (углеродистых и легированных сталей). Исходные диаметры валов и осей определяются предварительным расчетом. Нагрузки на вал от сопряженных с ним деталей при составлении расчетной схемы обычно принимают за сосредоточенные силы, приложенные в середине длины элементов, передающих усилия или моменты. При точном расчете сосредоточенную силу Q заме­ няют двумя силами Q/2, расположение которых зависит от отно­ сительной жесткости ступицы и ее посадки на вал.

Сначала производим предварительный расчет. Диаметр конца входного вала редуктора можно принимать равным 0,8—1,2 диаметра вала приводного двигателя. Диаметр вала каждой сту­ пени редуктора можно брать равным 0,3—0,35 межосевого рас­ стояния. По известному крутящему моменту Мк находим

по известному изгибающему моменту М находим

где [т] и [а] — условные допускаемые напряжения кручения и изгиба;

[ т 1 * » 0 , 6 [ о ] .

[а] для широко применяемых марок стали имеет следующие зна­ чения (в кгс/см2 ):

Предел прочности материала . . .

4 ООО

5 ООО

6 ООО

7 ООО

8 ООО

10 ООО

Допускаемые

напряжения

[о] на

 

 

 

 

 

 

изгиб валов

и осей:

 

 

 

 

 

 

 

нагрузка

постоянная

по вели-

1 300

1 700

2 000

2 300

2 700

3 300

чине

и по знаку

 

 

 

 

 

 

 

нагрузка

изменяется

по вели­

 

 

 

 

 

 

чине от нуля до максимума,

 

 

 

 

 

 

но не меняется по знаку

 

 

 

 

 

 

(пульсирующая)

 

700

750

950

1 100

1 300

1 500

нагрузка

изменяется

по вели­

 

 

 

 

 

 

чине

и

по знаку

(симме­

 

 

 

 

 

 

тричная)

 

400

450

550

650

750

900

В качестве расчетных значений Мк и М в предварительном расчете обычно принимаются моменты от номинальных нагрузок

204


при установившемся движении.

Если же число максимальных

на­

грузок ( n c y M ) m a x ^ 105, то при

определении

диаметра вала

или

оси следует брать максимальные моменты.

 

 

 

 

Напряжения в расчетных сечениях валов и осей определяются

по формулам:

 

 

 

 

 

Нормальные напряжения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

от изгибающего момента

 

а

=

 

 

от изгибающего момента и осевой силы

а =

-f- -р~

 

Касательные напряжения:

 

 

 

Мк

 

от крутящего момента

 

т =

 

 

тгп-

 

 

 

 

 

w к

 

от крутящего момента и перерезыва­

 

 

 

 

ющей силы

т' =

 

-+- 1,33 -у-

 

Вэтих формулах:

Ми Мк — изгибающий и крутящий моменты в рассматривае­

 

 

мом

сечении;

 

 

А и

Q — осевая

и поперечные

силы в

рассматриваемом

 

 

сечении;

 

 

W и

WK — момент

сопротивления

сечения

изгибу и круче­

 

 

нию;

 

 

 

 

 

 

F — площадь поперечного сечения.

 

Для

облегчения

подсчета значений

W, WK и F целесообразно

пользоваться таблицами типовых сечений [7].

 

Расчет на статическую прочность сводится к определению

запаса

прочности по пределу текучести. Запасы прочности:

по

нормальным

напряжениям

 

 

по

касательным

 

напряжениям

 

 

 

 

 

 

«ТТ = т

 

 

при совместном действии нормальных и касательных напря­ жений

 

тт

 

где сг и т — нормальные касательные

напряжения, действу­

ющие в рассчитываемом сечении;

стт и тт — предел текучести при растяжении и кручении ма­

териала валов

с учетом их

размеров;

kT — наименьший допустимый запас прочности по пре­

делу текучести

(табл. 28).

 

205


 

 

 

Т а б л и ц а 28

Запас прочности kr

для валов

и осей 1

 

 

 

 

Р е ж и м ы

 

М е х а н и з м ы

 

 

 

 

 

Л е г к и й

Средний

Т я ж е л ы й

Передвижения . .

1,6/2,1

1,8/2,3

1,9/2,5

Поворота . . . .

1,6/2,1

1,8/2,3

1,9/2,5

Подъема

. . . .

1,8/2,3

2,0/2,5

2,2/2,8

Рис. 108.

Значения

мас­

 

 

 

 

 

 

 

штабного

коэффициента е г

 

В числителе — запасы

прочности

при

>

1,4,

 

 

 

1

 

 

 

в знаменателе — при

<

1,4, где 0"в

предел

проч -

При отсутствии подобных данных

где а т и т'у — пределы текучести образца; ет — масштабный коэффициент (рис. 108).

Значения запаса прочности пг могут служить критерием необ­ ходимости дальнейшего расчета на усталость.

Если необходимая кратковременная нагрузка пропорциональна

длительно

действующей и отсутствуют

неподвижные относи­

тельно

вала нагрузки (например,

от дебалансов), то расчет вала

на усталость можно не проводить, если nT

> v. Значения критерия v

приведены

в табл. 29.

 

 

пт

сравнивают с наибольшим

значением v, соответствующим

источникам концентрации напряжений для всего вала, независимо от того, для какого сечения определена величина пт. На усталость вал рассчитывают при условии, если пт < v, или при наличии неподвижных относительно вала нагрузок, а также, когда дли­ тельно действующие нагрузки близки по величине к наибольшим кратковременным.

Расчет на усталость выполняется в форме определения

запаса

прочности

по пределу усталости для опасного сечения.

Обычно

выбирают сечение с концентрацией напряжений. Величина

напря­

жений определяется по формуле

 

 

 

 

Ко,

W

 

 

 

 

 

 

 

где М и

Мк

изгибающий и

крутящий моменты в сечении;

 

W •

момент сопротивления сечения при изгибе;

 

 

коэффициент,

характеризующий

концентрацию

 

 

напряжений в

рассматриваемом

сечении:

206


Т а б л и ц а 29

Критерий v для различных случаев концентрации напряжений

Материалы

Углеро­

дистые

стали

Легиро­

ванные

стали

га

к

Характериста материала

а

ч

 

 

«

тага

 

в

Е

 

4

 

 

3

-

1,2

2

 

 

1,5

 

 

1

 

 

4

 

 

3

 

1,5

2

 

 

1,5

 

 

1

 

 

4

 

 

3

 

1,5

2

 

 

1,5

 

 

1

 

 

4

 

 

3

 

1,8

2

 

 

1,5

 

 

1

 

Прессоваяпо садка

Напряженная посадка

о

 

 

Скользящаяi садка

3

g

 

 

 

я

Я"

 

 

 

в

 

 

 

о

S

 

 

 

с

ч

2

1,5

1,25

1,5

2,5

3

2

1,5

2

3

3,5

3

3

3

3,5

5

3,5

3,5

4

5

7,5

5,5

5

5,5

7,5

2,75

2

2

2

2,5

3,5

3

3

3

3,5

5,5

4

3,5

4

5

7,5

5,5

5

5,5

7

11

8

7,5

8

10

3

2,25

2

2,25

2,5

4

3

3

3

3,5

6

5

4

4

5,5

8

6

5,5

6

7

12

9

8

9

10

4,25

3,25

3,15

3

3,5

-5,5

4

3,5

4

5

9

6

5,5

6

7

11,5

8

7,5

8

9

17

13

11

11,5

13,5

 

4

5,5

4

3,5

3,75

3,75

 

3

7,5

5,5

5

5

5,5

2,1

2

11

8

7,5

7,5

7,5

 

1,5

15

11

9,5

10

10

 

1

21,5

16

14

15

15

Галтель, вытс ка (r/d = 0,02 и поперечные отверстия

2

3

4

5

7,5

2,5

3.5

5,5

7

10

2,75

3,5

5,5

7

11

3,5

5

7

9

13,5

4

5,5

8

10

15,5

V

2 -

ч

га

-II

ш

си ,Г

а

Ч

н —

ч

га

га га

Ч

U м

U

1,5

21,5

32

3,5

3

5,5

3,5

1,75

 

2

1,5

3,5

2

5

3,5

7

4

1,75

 

3

1,5

3,5

3

5

3,5

7

5

2,5

3,5 2

53

63,5

9,5 5,5

2,75

2

3,5

5,5

3,5

9,75

4

11

6

О б о з н а ч е н и я :

М т а х к р — наибольший кратковременно д е й с т в у ю щ и й мо ­

мент в опасном сечении; М т а х д л — н а и б о л ь ш и й длительно д е й с т в у ю щ и й момент в том ж е сечении (номинальный) .

При

галтелях -^-*=»0,02,

для шпоночных

канавок и для мест посадки

зубчатых

колес 2

При

поперечных отверстиях

 

2,1

Для шлицев, валов-шестерен

 

1,7

Для

мест посадки подшипников

3

207